4.3.2.2. Корпорации
Общество с ограниченной ответственностью
Регулируется Федеральным законом, принятым в 1998 г. Согласно ст. 1 основными признаками ООО являются:
-
созданное одним или несколькими лицами (в том числе юридическими) хозяйственное общество (корпорация), уставный капитал которого разделен на доли определенных учредителями размеров;
-
участники общества отвечают по его обязательствам в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
-
по решению общего собрания ООО может создавать филиалы и открывать представительства вне места своего нахождения, но без образования юридического лица;
-
ООО может создавать дочерние и зависимые фирмы с правами юридического лица.
Максимальное количество участников общества не может быть более пятидесяти. В случае превышения этой численности в течение года общество должно быть преобразовано в акционерное общество открытого типа или в производственный кооператив.
Минимальный размер уставного капитала ООО – 100 минимальных размеров оплат труда (МРОТ). Уставный капитал составляется из взносов учредителей, которыми могут быть юридические и физические лица. В уставный капитал может быть внесено участниками любое имущество: деньги, вещи, ценные бумаги, имущественные права и т.д. Доли уставного капитала могут продаваться, выкупаться, наследоваться (при согласии учредителей). Устав может предусматривать запрет перехода доли третьим лицам, в этом случае выкупить ее могут только участники.
Имущество (чистые активы) ООО не должно быть меньше уставного капитала, если это произошло, уставный капитал должен быть уменьшен до размера чистых активов. Если стоимость чистых активов стала меньше установленного законом минимума уставного капитала, ООО должно быть ликвидировано.
Если общество учреждается одним лицом, то единственным документом является устав, утвержденный этим лицом. При количестве участников более одного человека они должны заключить учредительный договор и утвердить устав.
Учредительный договор об образовании ООО носит инвестиционный характер, так как определяет размер уставного капитала и долю каждого участника, порядок и сроки внесения вкладов, условия и порядок распределения прибыли между учредителями, состав управляющих органов общества и порядок выхода участников общества из него.
Устав – это «конституция ООО». Устав определяет состав и компетенцию органов общества, выделяет вопросы, входящие только в компетенцию общего собрания участников ООО, выделяет вопросы, решение по которым принимается только единогласно или квалифицированным большинством голосов. Устав перечисляет права и обязанности участников, содержит сведения о порядке выхода из общества, перехода доли к другому лицу. Устав содержит сведения о размере уставного капитала и долей его участников.
Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Исполнительная власть четко в законе не определена. Устав может предусматривать образование совета директоров (наблюдательного совета) и его компетенцию. В законе также не определено руководство текущей деятельностью, указано только, что она должна быть единоличной или коллегиальной, может подчиняться совету директоров. На практике такой руководитель (генеральный директор, директор, управляющий) пользуется большими распорядительными и представительскими функциями.
В книжном бизнесе России обществами с ограниченной ответственностью являются большинство фирм. Это связано с тем, что ООО оказались наиболее удобной формой для малых и средних предприятий, к которым относится подавляющее большинство издательских и книготорговых фирм России.
Достоинства обществ с ограниченной ответственностью: ограниченная ответственность участников, мобилизация частных капиталов, возможность влияния участников на состояние дел общества; большая регулируемость бизнеса, возможность выделения первого лица. Недостатки: ограниченность привлечения дополнительного капитала.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – то же, что ООО, но участники при нехватке имущества общества отвечают по обязательствам своим личным имуществом (т.е. дополняют нехватку имущества ОДО). Но эта ответственность ограничена кратностью внесенного вклада (например, троекратный вклад участника), которая записывается в уставе. Дополнительная ответственность солидарна.
Акционерное общество (АО).
Получили широкое распространение в Российской Федерации во время приватизации, поэтому во многих сохранившихся АО значительную долю имеет государство или муниципальное образование. Большая часть АО после принятия ГК РФ были конвертированы в ООО.
Согласно закону об акционерных обществах 1995 г. к акционерным обществам относятся корпорации:
-
уставный капитал которых делится на определенное число акций, удостоверяющих права участников общества (акционеров) по отношению к обществу;
-
акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций;
-
акционеры открытого АО вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и учредителей общества;
-
при выходе из АО акционер не вправе требовать возвращения своего вклада (в отличие от ООО), он может только продать свою акцию.
АО имеет право открывать филиалы, представительства, учреждать дочерние и зависимые общества.
Инициаторами создания АО (учредителями) могут быть физические и юридические лица, АО может быть создано одним лицом. Учредители созывают учредительное собрание и заключают между собой договор о создании общества, который определяет дальнейшие совместные действия по его учреждению, размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом. Решение об учреждении общества, утверждение его устава, денежной оценки вкладов, вносимых в оплату акций, принимаются единогласно. Органы общества утверждаются большинством в 2/3 голосов, соответствующих акциям, размещаемым среди учредителей.
Далее идет разработка устава, который определяет:
-
тип общества (открытое, закрытое);
-
количество, номинальную стоимость, категории акций (обыкновенные, привилегированные), типы привилегированных акций, размещаемых АО;
-
права акционеров – владельцев привилегированных акций и обыкновенных акций;
-
размер уставного капитала;
-
структуру и компетенцию органов управления;
-
порядок проведения общего собрания акционеров.
Устав является учредительным документом акционерного общества.
Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций. В уставный капитал может быть внесено участниками любое имущество: деньги, вещи, ценные бумаги, имущественные права и т.д. Уставный капитал по решению общего собрания может быть увеличен путем повышения номинала акций, может быть также уменьшен за счет снижения номинала. При учреждении общества все акции размещаются среди его учредителей.
После принятия устава начинается формирование уставного капитала, затем АО регистрируется. К моменту регистрации не менее 50% акций должно быть оплачено. Остальная часть уставного капитала должна быть покрыта в течение года после регистрации. Если это не сделано, уставный капитал должен быть соответственно уменьшен. Об уменьшении капитала необходимо письменно известить кредиторов, которые вправе потребовать прекращения и досрочного исполнения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.
Закон различает уставный капитал и фактическое имущество АО (чистые активы). Последнее не должно быть меньше уставного капитала, если это произошло, уставный капитал должен быть уменьшен до размера чистых активов, в противном случае АО должно быть ликвидировано.
Заключительная стадия учреждения АО: издание проспекта эмиссии и размещение акций среди учредителей.
Акция – ценная бумага. Акции имеют определенную номинальную стоимость. Владелец акции (акционер) имеет право на получение части прибыли (дивидендов), но это право не гарантировано. Решение о выплате дивидендов принимается на общем собрании, которое решает, какую долю прибыли направить на выплату дивидендов. Основные виды акций:
-
Обыкновенные акции. Акционер может продать или уступить акцию другому лицу, имеет право на дивиденды (не гарантировано), право голоса, право на активы фирмы после удовлетворения требований кредиторов и погашения привилегированных акций при ликвидации фирмы, право приобретения новых акций по фиксированной цене.
-
Привилегированные акции. Держатель имеет гарантированный фиксированный процент дивиденда, но привилегированная акция не дает право голоса по вопросам, непосредственно не затрагивающим интересы ее владельца. Привилегированные акции размещаются среди акционеров. Номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала общества.
В АО, созданных из приватизированных предприятий, получили распространение акции типа А и Б:
-
Акции типа А – привилегированные акции, безвозмездно предоставлявшиеся членам трудового коллектива.
-
Акции типа Б – принадлежат государству в лице фонда имущества в качестве привилегированных акций, после продажи их фондом частным лицам преобразуются в обыкновенные акции.
В подобных АО используется также золотая акция, которая выпускается по решению правительства в единственном экземпляре и только в АО, имеющих особо важное значение для государства. Владелец золотой акции имеет право вето по ряду важнейших вопросов, золотая акция находится в государственной собственности. При передаче частным лицам золотая акция конвертируется в обыкновенную.
Общество должно вести реестр акционеров. При количестве акционеров, превышающих 5 тыс. человек, общество обязано поручить ведение реестра акционеров специализированному администратору. Общество должно создать резервный фонд в размере не менее 15% уставного капитала для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций. АО обязано отчислять в резервный фонд не менее 5% чистой прибыли до достижения резервом установленного размера.
Высший орган акционерного общества – годовое собрание акционеров. На годовом собрании избирается совет директоров, ревизионная комиссия, утверждается аудитор, рассматривается годовой отчет, бухгалтерский баланс, распределение убытков и прибылей. В компетенцию собрания входят и другие важнейшие вопросы деятельности общества.
Общее руководство обществом осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительная власть может принадлежать либо коллегиальному органу (правление), или одному лицу (директор, генеральный директор). Устав определяет компетенцию исполнительных органов.
Имущество АО может быть увеличено за счет выпуска облигаций.
В книжном деле нет крупных акционерных обществ, акции таких обществ на фондовые биржи не поступают, так как в России, в отличие от развитых стран, книжный бизнес пока не стал интересным для инвесторов. Довольно многочисленны закрытые акционерные общества, сформированные в период приватизации.
В открытых АО (ОАО) отчуждение акций не требует согласия акционеров. Число акционеров не ограничено. ОАО создается путем открытой подписки на акции. ОАО обязано ежегодно публиковать отчет о своей деятельности. Акции открытых АО обращаются на фондовой бирже, при этом их курсовая стоимость не зависит от номинала. Биржевой механизм обеспечивает перелив капиталов в более прибыльные и надежные направления бизнеса. В крупных ОАО функционирует сложный управленческий механизм, зачастую практически полностью отчужденный от большинства акционеров. Минимальный размер уставного капитала ОАО равен 1000-кратному МРОТ.
В закрытых АО (ЗАО) акции отчуждаются только с согласия других акционеров, которых по закону не может быть больше 50, в противном случае оно должно быть преобразовано в ОАО. Минимальный размер уставного капитала ЗАО равен 100-кратному МРОТ.
Достоинства акционерной формы: возможность образования крупного капитала за счет скромных средств большого количества акционеров; эффективная форма для освоения сложных технологий; перелив капитала; минимум риска акционеров (риск в размере стоимости акций). Акционерная форма стала наиболее демократическим средством вовлечения капитала средних слоев населения в предпринимательскую деятельность, из всех приведенных форм она оказалась наиболее прочной во времени. Недостатки: пристальное внимание государства (основные налогоплательщики – акционерные общества), прессы, особенно левой и популистской (поиск универсального «козла отпущения»), сосредоточение реальной власти в руках менеджеров, мощный бюрократический аппарат (анонимность принятия решений).
Народные предприятия. Законодательство о приватизации государственных и муниципальных предприятий начала 90-х годов XX в. предусматривало и такой вариант приватизации, при котором контрольный пакет акций, т.е. 51%, выкупали только работники предприятия (2-й вариант приватизации). По этому варианту в 1993-1994 гг. было приватизировано около 75% предприятий, ставших таким образом собственностью трудового коллектива – народным предприятием. В дальнейшем большинство таких предприятий потеряли статус «народных» из-за продажи работниками-владельцами своих акций. В книжной отрасли по второму варианту приватизировалось большинство издательств и магазинов, но к настоящему времени осталось не более десятка «народных предприятий».
Особенности правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) регулируются Федеральным законом от 19 июля 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Народное предприятие может выпускать только обыкновенные акции номинальной стоимостью не более 20% МРОТ. Работникам должно принадлежать количество акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Уставный капитал должен составлять не менее 1000-кратного МРОТ. Среднесписочная численность не может быть меньше 51 человека, число неакционеров не должно превышать 10% численности.
Создание народного предприятия допускается путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных предприятий и открытых акционерных обществ, в которых работникам предприятия принадлежит менее 49% уставного капитала. Решение о его создании принимается голосованием работников. Работники, решившие стать акционерами народного предприятия, заключают договор и принимают устав. К народным предприятиям применяются правила Федерального закона «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Федеральным законом о народных предприятиях.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя