5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.
Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации; ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социальнорезультативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.
Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы - исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов, обеспечивающие их целенаправленность, целостность, структуру и логику.
Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых разрабатывают и обосновывают планы и прогнозы.
Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.
Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.
Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят:
формирование системы целей планирования и прогнозирования;
анализ исходного уровня, т.е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития;
изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периодах;
определение имеющихся ресурсов общества и тех, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде;
согласование ресурсов и потребностей общества и выработку плановых или прогнозных решений.
Несмотря на общность методологических основ, можно выделить методологические принципы и методы планирования и прогнозирования. Это связано с ролью планирования и прогнозирования как форм государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, отражает различные пути и способы его развития либо служит основой для принятия планового решения.
5.2. Основные методологические принципы планирования
Основополагающим для государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей народа должно быть исходной позицией для разработки народнохозяйственных планов и прогнозов, ибо экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.
Результаты игнорирования этого принципа в условиях планово-директивной экономики в СССР и БССР налицо, потребительская сфера по основным параметрам развития характеризуется:
• низкой долей потребления; если в развитых странах расходы на конечное потребление домашних хозяйств в валовом национальном продукте превышают 60%, то в бывшем
СССР - меньше 50%;
низким удельным весом заработной платы во вновь созданной общественной стоимости; в США в чистом продукте промышленности она составляет 64-65%, у нас - 36%; этот показатель в развитых странах заметно не меняется, а в нашей стране на протяжении последних 60 лет он снизился с 58,1% в 1928 г. до 36,6% в середине 80-х годов;
низкой долей государственного обеспечения общественного потребления (общественные фонды потребления); удельный вес и абсолютные величины капитальных вложений в сферу услуг у нас на порядок ниже, чем в развитых странах;
чрезвычайно низким уровнем технологического обеспечения отраслей, производящих товары потребления и оказывающих услуги;
• плохим качеством товаров и услуг.
Ресурсный потенциал потребления населения в СССР по сравнению с соответствующими данными по США (в процентах) в середине 80-х гг. выглядит следующим образом:
общий индекс потребления - 34,4
питание
одежда и обувь
товары длительного пользования
образование
алкоголь
жилье
транспорт платные услуги
54,0
39,0
14,0
77,0
118
15 -11,8
19,9
В настоящее время эти показатели существенно снизились. Вместе с тем сумма потребительских благ (товары, услуги), обеспечивающая личные и общественные потребности населения, должна выступать социальным заказом, обязательным для исполнения при любых обстоятельствах, и отражаться в общегосударственных планах.
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей должен дополняться принципом социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах населения.
Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда в производстве единицы продукции, работ и услуг. Он реализуется через всевозможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материалоемкости производства и повышение фондоотдачи. Принцип повышения эффективности общественного производства особо важен для планирования экономики Республики Беларусь переходного периода. Ориентированная на материалоемкие производства, при отсутствии достаточного количества собственных ресурсов, экономика республики находится в крайне тяжелом положении, выход из которого возможен при условии соблюдения жесточайшего режима экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь энерго- и металлоресурсов.
Важнейшим методологическим принципом планирования макроэкономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования; стимулирует производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
Реализация принципа пропорциональности и сбалансированности предполагает:
эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;
равновесие общественного спроса и предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;
паритетность всех форм собственности в пользовании материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами общества.
Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества - с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.
Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во-вторых, необходимостью первоочередного решения важнейших общегосударственных задач. Это предопределяет размещение задач в иерархической последовательности: по степени важности и по времени реализации.
Принцип непрерывности планирования обеспечивает согласование краткосрочных и перспективных целей и задач социально-экономического развития страны, позволяет добиться
О Чан 742
их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование