4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.
Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз - это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков.
Роль прогнозов особенно велика для разработки социально-экономической концепции и основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу, а также для анализа динамики и структуры общественных потребностей и запасов ресурсов, влияния научно-технического прогресса и его последствий на народнохозяйственные пропорции, ресурсосбережение и повышение эффективности производства. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия различных направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.
Однако прогнозирование выступает и как самостоятельная форма государственного регулирования. Пример тому планы-прогнозы, выступающие как форма государственного регулирования социально-экономического развития Республики Беларусь на пути становления рыночных отношений. Кроме того, многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.
Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.
Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений: производительность труда, использование и воспроизводство трудовых ресурсов, основных фондов, объем и состав капитальных вложений, их эффективность, темпы экономического роста, развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов, динамику, состав и качество выпускаемой продукции и т.д.
Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Эти прогнозы представляют собой сложный комплекс исследований, касающихся разнообразных сторон жизни народа.
Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды. Сырьевые ресурсы - условия залегания, объем, состав - влияют на развитие производства, его специализацию, размеры, структуру, величину транспортных издержек, в конечном итоге - на эффективность производства. В связи с возросшими масштабами добычи и использования природных ресурсов и их невозобновляемостью быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа, торфа и других ресурсов. Поэтому сейчас стоит задача перехода к использованию ресурсов более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к освоению месторождений в труднодоступных районах, применению вторичных и попутных ресурсов. Все это должно найти отражение в прогнозах, включая количественную и качественную их оценку.
Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, существенно влияющие на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств.
Такие прогнозы раскрывают возможности повышения эффективности производства, совершенствования методов и средств управления, улучшения использования природных ресурсов, обеспечения обороноспособности страны, степень и способы удовлетворения личных и общественных потребностей населения.
Выделяют три вида научно-технических прогнозов:
прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности - основных фундаментальных и прикладных исследований;
прогнозы развития и внедрения достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство;
• прогнозы последствий научно-технического прогресса. Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Динамика народонаселения рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, территориальном размещении населения. Они дают прогнозную информацию о возможном количестве семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию, средней продолжительности жизни. На основе демографических прогнозов планируют объем и структуру общественных потребностей населения, производство предметов личного потребления, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.
Все перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они позволяют предвидеть, что произойдет в той либо иной сфере при соответствующих условиях и предпосылках.
Прогнозирование социально-экономического развития страны в целом основывается на вышеперечисленных прогнозах и носит комплексный характер. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны отражает различные уровни агрегирования и различные аспекты социально-экономического развития (рис. 4.1).
По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют: макроэкономический, структурный прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов и отраслей (топливно-энергетического, агропромышленного, промышленности, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.).
На макроэкономическом уровне прогнозируются:
ВВП и его производство, распределение, потребление;
трудовые ресурсы, их распределение между производственной и непроизводственной сферами, а внутри сферы -между отраслями;
производство товаров и услуг;
производительность общественного труда в масштабах производственной сферы; материалоемкость и энергоемкость ВВП, производимых товаров и услуг;
производственные основные и оборотные фонды, объем инвестиций в основной капитал;
основные финансовые потоки (первичные доходы государства, населения) и их использование и т.д.
Структурный прогноз включает:
отраслевую структуру общественного продукта;
межотраслевые связи;
распределение трудовых ресурсов между отраслями и сферами экономики, административно-территориальными единицами;
межотраслевое распределение и эффективность использования основных производственных фондов, инвестиций в основной капитал.
Прогноз развития народнохозяйственных комплексов охватывает:
• потребности в продукции данного комплекса;
• объем и структуру продукции комплекса, производственные ресурсы и эффективность их использования.
Имея собственное содержание (являясь самостоятельными объектами прогнозирования), все разделы комплексного прогноза согласуются и выступают как единое целое.
По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2-3 лет), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Отнесение прогноза к тому либо другому виду зависит от объекта прогнозирования.
В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов, перспективы их изменения.
Разрабатывается несколько вариантов прогнозов, в них отражаются количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Прогнозы разрабатываются по республике в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, по административно-территориальным единицам.
4.4. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь
Государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ (рис. 4.2), которая включает:
Национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет);
прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет);
программу социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу (5 лет);
прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год).
Первые два документа охватывают долгосрочную перспективу развития экономики республики. Их разработку, методическое руководство и координацию работ осуществляет межведомственная рабочая группа под руководством министра экономики, которая создается Советом Министров Республики Беларусь.
Отправным началом в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР), которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. Главная цель На-
циональной стратегии - стабильное социально-экономическое развитие страны при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, при учете интересов других государств.
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь - это система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
Стратегия предусматривает с учетом национальных особенностей поэтапное движение к обществу постиндустриального типа и достижение высокого уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.
Разработка НСУР осуществляется в несколько этапов. На первых этапах формируется и обобщается необходимая для разработки прогноза информация, производится комплексный анализ и дается оценка уровня и состояния развития экономики, ее важнейших сфер и видов деятельности.
Эти данные позволяют судить об особенностях, стартовых условиях и предпосылках дальнейшего социально-экономического развития республики с учетом внешних и внутренних факторов, тенденций мирового развития и служат исходным материалом для разработки концепции НСУР.
Концепцию НСУР вместе с необходимым исходным материалом Министерство экономики направляет в органы государственного управления (министерства, комитеты, другие органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком) в качестве ориентира для разработки ими вариантов прогнозов развития народнохозяйственных комплексов, отраслей, административно-территориальных единиц на 15-летний период.
На основе предусмотренных вариантов прогнозов разрабатывается проект НСУР, который Министерство экономики представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения.
После одобрения Правительством НСУР подлежит опубликованию.
Учитывая долгосрочный характер, НСУР дается с разбивкой по пятилеткам, с четкой ориентацией социально-экономического развития республики в каждой пятилетке:
2001-2005 гг. - этап создания условий для возобновления устойчивого экономического роста;
2006-2010 гг. - этап активной структурной перестройки экономики, приоритетными направлениями которого должны стать технологическое перевооружение производства путем внедрения новейших технологий, стимулирование ресурсосберегающих инноваций и фундаментальных разработок, динамичное развитие инвестиционного процесса;
2011-2015 гг. - начальный период устойчивого экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.
Для второго и третьего этапов предусматриваются два сценария социально-экономического развития республики:
инерционный, основан на сформировавшихся в 19962000 гг. тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста, несколько улучшенном использовании производственных мощностей, медленном обновлении основного капитала, жесткой бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политике;
целевой, предусматривает более полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста, достижение рациональных норм потребления, обеспечение нормального воспроизводства основных фондов, стимулирующую производство благ и услуг бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, высокий уровень государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
На основе Национальной стратегии устойчивого развития республики разрабатывается прогноз — основные направления социально-экономического развития на десятилетний период. Он разрабатывается раз в пять лет, за два года до начала прогнозируемого периода, с разбивкой по пятилетиям. Первые пять лет даются с разбивкой по годам. В этом прогнозе конкретизируются цели и альтернативные варианты социально-экономического развития республики и средства их достижения. Порядок разработки и рассмотрения прогноза аналогичен НСУР.
Среднесрочная перспектива развития республики отражается в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, которая разрабатывается Министерством экономики совместно с другими органами государственного управления на пятилетний период за год до его начала. Основой для разработки программы является прогноз социально-экономического развития на 10 лет. Порядок ее разработки определяет Совет Министров Республики Беларусь.
В программе должны быть отражены цели, задачи, сценарии социально-экономического развития. Она должна включать:
оценку итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристику состояния экономики республики;
концепцию программы, которая представляет собой систему целевых параметров развития экономики, основных решений и мер в области финансовой, экономической и инновационной политики;
макроэкономическую политику, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и валютную политику;
институциональные преобразования;
инвестиционную и структурную политику;
внешнеэкономическую деятельность;
развитие реального сектора экономики;
социальную политику;
проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Проект среднесрочной программы рассматривается Советом Министров и представляется для утверждения Президенту Республики Беларусь.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. первые пять лет XXI в. должны стать важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны — повышения благосостояния народа и приближения его к уровню экономически развитых европейских государств.
Основными задачами этого пятилетия являются:
создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
улучшение демографической ситуации и укрепление института семьи;
создание условий для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики;
снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;
техническое перевооружение и реструктуризация предприятий за счет внедрения новых и высоких технологий;
среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства на уровне, эквивалентном 250 долларам США;
повышение уровня пенсий до 48%, стипендий - до 2530% от средней заработной платы в народном хозяйстве;
улучшение экологической ситуации, осуществление мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы;
обеспечение комплексного социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизация проблемных регионов.
В качестве основных приоритетов на 2001-2005 гг. выделены:
• формирование эффективной системы здравоохранения;
• активизация инновационной и инвестиционной политики;
• наращивание экспорта товаров и услуг;
дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
Утвержденная Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития республики на пять лет служит основой для годового прогноза социально-экономического развития, который разрабатывается ежегодно. Годовой прогноз разрабатывается в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних факторов и включает:
перечень основных показателей социально-экономического развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства;
перечень и характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, намеченных к финансированию из республиканского бюджета;
перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных
нужд;
• государственную инвестиционную программу;
комплекс мероприятий, необходимых для реализации данного прогноза;
целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.
Порядок и срокиразработки годового прогноза социально-экономическогоразвития и государственного бюджета согласуются. Годовой прогноз служит исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.
Важнейшие параметры годового прогноза социально-экономического развития республики утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Система прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь имеет единую методологическую базу, обеспечивает непрерывность прогнозирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов. Система прогнозных и программных документов, их цели и задачи, содержание, порядок разработки и сопряжения между собой, представление и утверждение регламентируются Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятым в 1998 г., и другими нормативными актами. Государственные прогнозы и программы основываются на системе частных прогнозов и программ демографического, экологического, научно-технического, социального, экономического и внешнеэкономического развития, а также отраслевых, региональных и других прогнозах.
Контрольные вопросы и задания
Дайте определение планированию и покажите его роль в системе государственного регулирования экономики.
Какие выделяют виды планирования по форме проявления и по содержанию?
Дайте характеристику, назовите направления применения и примеры использования директивного планирования.
Что представляет собой и какую роль играет индикативное планирование, каково его содержание?
Что следует понимать под стратегическим планированием? Каковы его цели и отличительные особенности?
Какие выделяют планы по периоду действия, существует ли между ними связь?
Дайте определение и укажите направления применения программирования в системе государственного регулирования.
Что представляет собой программа как плановый документ? Какие виды программ можно выделить?
Дайте понятие прогнозирования и покажите направления его применения в системе государственного регулирования.
Назовите основные виды прогнозов и дайте им характеристику.
Что представляет собой система плановых и прогнозных документов, используемых в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь?
12.Покажите цели, задачи и дайте краткую характеристику Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
В каком документе отражена среднесрочная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь? Кратко охарактеризуйте его.
Каковы цели, задачи и содержание годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь?
Какие законодательные и нормативно-правовые акты регламентируют порядок, сроки, взаимосвязи и взаимозависимость плановых и прогнозных документов в Республике Беларусь?
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование