logo
137031_8C2F1_antonova_n_b_gosudarstvennoe_regul

8.7. Государственное регулирование деятельности

хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках

Основу антимонопольногорегулирования составляютмеры, направленные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; и, с другой - на создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: регулирование цен, объемов производства предприятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресечение злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, меры по демонополизации, содействиюразвитиюмалого и среднего бизнеса и др.

Особое место в системе антимонопольного регулирования занимает регулирование цен, так как именно манипулированием цен злоупотребляют на рынке предприятия-монополисты: устанавливают монопольно высокие (низкие) цены и заключают антиконкурентные ценовые соглашения. Под монопольной ценой понимается цена, устойчиво отклоняемая от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливаемая доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Различают несколько видов монопольных цен:

• монопольно низкая, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Монопольно высокие цены можно выявить по ряду признаков. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого снижения качества продукции при формально неизменной величине выпуска; сокращение объемов производства; скрытое повышение цен (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками монопольно низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и т.д.

Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли ирентабельности, объемов производства и средней зарплаты на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конкурентной цены. В качестве конкурентной можно рассматривать цену, сложившуюся на данном или соседнем конкурентном рынке такого же или аналогичного товара. Здесь возможны следующие варианты:

При невозможности взять за основу реальную конкурентную цену в качестве ее ориентировочно можно рассматривать «базовую» цену, рассчитанную по формуле:

Р = РФ*~ .

где Р - базовая цена, руб.; Рф - фактическая цена ХС-монопо-листа, руб.; / - отраслевой (региональный) индекс цен, %; / -индекс цен на проверяемую продукцию, %.

По продукции производственно-технического назначения в качестве / может использоваться индекс цен производителей промышленной продукции; по товарам народного потребления - индекс потребительских цен.

В качестве индекса цен (/), используемого как базы для сравнения, можно применять индекс цен на аналогичную продукцию по данной товарной группе.

О доминирующем положении предприятия судят и по динамике объемов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию сочетаются с более низкими темпами производства по сравнению с отраслевыми показателями, что и является косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта (повышение цен при снижении объемов производства). О снижении объемов производства свидетельствуют:

Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом на злоупотребление доминирующим положением на рынке указывают:

• опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике;

О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала предприятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты на предприятии над соответствующим среднеотраслевым уровнем и т.д.

При установлении факта монопольной цены антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работников. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать их в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрение дел, решение вопросов о применении штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Министерством предпринимательства и инвестиций.

Регулирование ценообразования на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1992 г. № 27 «О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями» и от 19 октября 1992 года № 634 «О дополнительных мерах по государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги)», распоряжением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 68.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1992 г. № 27 утверждено положение о декларировании цен на продукцию предприятий-монополистов, в соответствии с которым субъекты хозяйствования, включенные в соответствующий раздел Государственного реестра предприятий-монополистов, по которым осуществляется ценовое регулирование, обязаны декларировать цены (тарифы) на свою продукцию (товары, услуги) в соответствующие органы ценообразования республики.

В зависимости от вида и назначения товара (услуги) используются различные методы ценового регулирования:

• установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов);

• установление определенного уровня рентабельности;

• декларирование повышения предельного уровня свободных цен (тарифов).

Для концентрации сведений о предприятиях, доминирующих на товарных рынках республики, введен Государственный реестр.

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, является перечнем предприятий, объединений и организаций всех форм собственности, доминирующих на рынке определенного товара, услуги, и формируется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Цель формирования и введения реестра - определение перечня хозяйствующих субъектов, отдельные параметры деятельности которых подлежат государственному контролю, регулированию и наблюдению, а также контролю в случае их ликвидации и реорганизации (слияния, присоединения, разде-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ЗАНИМАЮЩИХ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ