8.7. Государственное регулирование деятельности
хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
Основу антимонопольногорегулирования составляютмеры, направленные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; и, с другой - на создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: регулирование цен, объемов производства предприятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресечение злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, меры по демонополизации, содействиюразвитиюмалого и среднего бизнеса и др.
Особое место в системе антимонопольного регулирования занимает регулирование цен, так как именно манипулированием цен злоупотребляют на рынке предприятия-монополисты: устанавливают монопольно высокие (низкие) цены и заключают антиконкурентные ценовые соглашения. Под монопольной ценой понимается цена, устойчиво отклоняемая от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливаемая доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Различают несколько видов монопольных цен:
монопольно высокая, устанавливаемая с целью получения сверхприбыли и (или) компенсаций необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан;
монопольно низкая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде, затрудняющая доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивающая конкуренцию на рынке определенного товара;
• монопольно низкая, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.
Монопольно высокие цены можно выявить по ряду признаков. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого снижения качества продукции при формально неизменной величине выпуска; сокращение объемов производства; скрытое повышение цен (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками монопольно низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и т.д.
Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли ирентабельности, объемов производства и средней зарплаты на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конкурентной цены. В качестве конкурентной можно рассматривать цену, сложившуюся на данном или соседнем конкурентном рынке такого же или аналогичного товара. Здесь возможны следующие варианты:
цена монополизированной продукции того же хозяйствующего субъекта на соседнем конкурентном рынке (другого региона, мировом рынке);
цена той же продукции другого хозяйствующего субъекта на республиканском рынке или рынке другого региона, местном рынке;
цена аналогичной продукции того же хозяйствующего субъекта на местном рынке, республиканском, другого региона;
цена аналогичной продукции другого хозяйствующего субъекта на местном рынке, республиканском, другого региона (выделены более предпочтительные варианты).
При невозможности взять за основу реальную конкурентную цену в качестве ее ориентировочно можно рассматривать «базовую» цену, рассчитанную по формуле:
Р = РФ*~ .
где Р - базовая цена, руб.; Рф - фактическая цена ХС-монопо-листа, руб.; / - отраслевой (региональный) индекс цен, %; / -индекс цен на проверяемую продукцию, %.
По продукции производственно-технического назначения в качестве / может использоваться индекс цен производителей промышленной продукции; по товарам народного потребления - индекс потребительских цен.
В качестве индекса цен (/), используемого как базы для сравнения, можно применять индекс цен на аналогичную продукцию по данной товарной группе.
О доминирующем положении предприятия судят и по динамике объемов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию сочетаются с более низкими темпами производства по сравнению с отраслевыми показателями, что и является косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта (повышение цен при снижении объемов производства). О снижении объемов производства свидетельствуют:
его реальное сокращение;
превышение среднеотраслевых (среднерегиональных) темпов спада производства.
Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом на злоупотребление доминирующим положением на рынке указывают:
• опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике;
значительное превышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми или среднерегио-нальными показателями;
превышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.
О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала предприятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты на предприятии над соответствующим среднеотраслевым уровнем и т.д.
При установлении факта монопольной цены антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работников. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать их в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрение дел, решение вопросов о применении штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Министерством предпринимательства и инвестиций.
Регулирование ценообразования на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1992 г. № 27 «О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями» и от 19 октября 1992 года № 634 «О дополнительных мерах по государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги)», распоряжением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 68.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1992 г. № 27 утверждено положение о декларировании цен на продукцию предприятий-монополистов, в соответствии с которым субъекты хозяйствования, включенные в соответствующий раздел Государственного реестра предприятий-монополистов, по которым осуществляется ценовое регулирование, обязаны декларировать цены (тарифы) на свою продукцию (товары, услуги) в соответствующие органы ценообразования республики.
В зависимости от вида и назначения товара (услуги) используются различные методы ценового регулирования:
установление предельного уровня цен (тарифов);
установление фиксированных цен (тарифов);
• установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов);
• установление определенного уровня рентабельности;
• декларирование повышения предельного уровня свободных цен (тарифов).
Для концентрации сведений о предприятиях, доминирующих на товарных рынках республики, введен Государственный реестр.
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, является перечнем предприятий, объединений и организаций всех форм собственности, доминирующих на рынке определенного товара, услуги, и формируется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Цель формирования и введения реестра - определение перечня хозяйствующих субъектов, отдельные параметры деятельности которых подлежат государственному контролю, регулированию и наблюдению, а также контролю в случае их ликвидации и реорганизации (слияния, присоединения, разде-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ЗАНИМАЮЩИХ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование