14.4. Государственное регулирование апк
Цель государственного регулирования АПК - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной безопасности страны.
Регулирование АПК осуществляется посредством разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим.
Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования АПК в Республике Беларусь являются:
поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК;
государственный протекционизм и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей;
сохранение самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской деятельности;
использование преимущественно экономических методов (финансирование, налогообложение, кредитование, ценообразование, страхование и др.) в системе государственного регулирования;
воздействие на структуру и объемы агропромышленного производства через регулирование аграрного рынка;
приоритет договорных отношений между субъектами агропромышленного комплекса.
Система государственного регулирования в республике складывается с учетом того, что на сегодняшний день еще не созданы условия для регулирования деятельности аграрного сектора посредством рыночного механизма. Его формирование должно быть эволюционным и, следовательно, охватит длительный промежуток времени. Необходимость поддержания структурных пропорций, межотраслевых и внутриотраслевых связей требует действенного вмешательства государства, при этом расширяет сферу применения административных методов регулирования.
В системе мер, регулирующих развитие АПК, особое место отведено планированию, прогнозированию и программированию. В планах, прогнозах и программах находят отражение цели, задачи и направления развития агропромышленного комплекса и составляющих его подкомплексов, решение важнейших проблем, основные параметры, характеризующие объемы производимой продукции и т.д.
В задачи планирования и прогнозирования входит определение объемов производимой продукции, используемой на личное потребление населения, производственное потребление, а также продукции, идущей на пополнение резервов и запасов и направляемой на экспорт.
Планирование и прогнозирование осуществляются по АПК в целом, а также в территориальном разрезе с выделением сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, обслуживающей сферы, по видам сельскохозяйственных предприятий (колхозы, совхозы, межхозы, предприятия новых форм хозяйствования) и фермерским хозяйствам; в разрезе подкомплексов - зернопродуктового, картофелепродуктового, плодо-овощеконсервного, свеклосахарного, льняного, масложирового, молочного, мясного, яйцепродуктового, кожевенного. Особо выделяется лесное хозяйство.
Прогнозы развития АПК включаются в годовые прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь как самостоятельный раздел.
В составе годовых прогнозов по каждому подкомплексу разрабатываются балансы основных видов сельскохозяйственной продукции, в качестве примеров в табл. 14.4 и 14.5 приведены балансы картофеля и мяса.
Основой формирования ресурсов картофеля является его производство. Валовой сбор картофеля рассчитывается исходя из прогнозируемой урожайности1 и размера посевных площадей.
Основой распределения являются нормы потребления на душу населения, нормы высева, нормы расхода на единицу продукции при переработке и т.д.
Вывоз картофеля определяется на основе заключенных международных договоров. Отходы и потери вычисляются эмпирически.
В балансе мяса ресурсы определяются с учетом запасов мяса на начало года, производства и ввоза. Основной статьей
Урожайность определяется на основе среднегодовой фактической урожайности предыдущего периода и намечаемых мероприятий по ее увеличению (внесение удобрений, новых сортов семян и т.д.)-
Баланс картофеля
Баланс мяса
является производство, объемы которого определяются в живом и убойном весе исходя из направляемого на эти цели поголовья скота и его продуктивности.
Основными направлениями распределения ресурсов мяса являются продовольствие (исходя из потребления на душу населения и среднегодовой численности всего населения), производственные нужды и непищевые цели, потери и вывоз, а также формирование запасов на конец года. Основой распределения являются соответствующие нормы.
Решение важных проблем в развитии АПК осуществляется посредством программирования. Наиболее значимыми являются: Программа повышения эффективности агропромышленного комплекса (2000-2005 гг.), Республиканские программы «Сохранение и использование мелиоративных земель» (20002005 гг.), «Освоение мощностей комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота» (1999-2001 гг.), Республиканская программа развития птицеводства (1998-2002 гг.) и другие. Более 10 проектов по развитию аграрного сектора включает Государственная программа импортозамещения.
Особо следует выделить Программу совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001—2005 гг., направленную на оздоровление экономики всех звеньев и структур АПК, рационализацию организационной структуры и эффективность взаимоотношений партнеров по агропромышленной деятельности, технико-технологическому переоснащению отрасли.
Цель Программы - создать микро- и макроэкономическую систему хозяйствования, обеспечивающую стабилизацию, устойчивое развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства. В качестве важнейших задач, на комплексное решение которых направлена Программа, следует выделить - углубление специализации сельскохозяйственного производства; совершенствование системы хозяйствования на всех уровнях управления АПК: первичном (уровень предприятий), районном, областном, республиканском и межгосударственном; совершенствование экономического механизма хозяйствования.
Реализация организационно-экономических мероприятий в АПК должна обеспечить рост производства продукции (табл. 14.6) повышение ее конкурентоспособности, обеспечить продовольственную безопасность страны, она должна содействовать преодолению разобщенности предприятий и товаропроизводителей в вопросах производства и сбыта продукции, объединять их экономические интересы, формировать продуктовые специализированные технологические цепи «производство -переработка - готовая продукция - торговля сбыта (сбыт)», включая и финансовые структуры, материально техническое обеспечение и сервис.
Таблица 14.6
Объем производства сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств
Продукция, в тыст | Потребность для обеспечения минимальных уровней продовольственной безопасности | 1999 г. факт | 2000 г. факт | 2001 г. прогноз | 2005 г. прогноз |
Зерно | 5500-6000 | 3645 | 4856 | 5900 | 7400 |
Рапс | 130-150 | 57 | 90 | 97 | 165 |
Сахарная свекла | 13001500 | 1186 | 1474 | 1519 | 1850 |
Картофоль | 6000-6500 | 7491 | 8718 | 7500 | 9500 |
Овощи | 800-1000 | 1303 | 1379 | 1335 | 1450 |
Мясо (ж.в.) | 900-1000 | 949 | 815 | 945 | 1250 |
Молоко | 4200 4500 | 4741 | 4504 | 4980 | 5950 |
Государственное регулирование аграрного рынка осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, Белорусский концерн пищевой промышленности «Бел-госпищепром», местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы и иные уполномоченные государственные органы. Они обеспечивают условия для формирования, развития и эффективного функционирования аграрного рынка, формирования конкурентной среды, способствуют созданию специализированных товарных бирж, оптовых рынков и т.д.
Учитывая специфику функционирования аграрного рынка, государство в целях его стабилизации создает государственные стабилизационныефонды, материальныерезервы сельскохозяйственной продукции, формируемые путем проведения закупочных и товарных интервенций. Порядок их формирования и использования определяет Совет Министров Республики Беларусь, проведение интервенций координирует Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Закупочная интервенция - это организованная закупка сельскохозяйственной продукции, осуществляемая в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции на аграрном рынке, формирования государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва сельскохозяйственной продукции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства.
Товарная интервенция представляет собой организованную распродажу сельскохозяйственной продукции из государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на аграрном рынке.
Закупочные и товарные интервенции на аграрном рынке осуществляются через государственных агентов, статус которых присваивается соответствующим организациям Советом Министров Республики Беларусь. Координирует их деятельность Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Поставки для республиканских нужд и закупки скота и птицы осуществляются на основе действующей в Республике Беларусь законодательной и нормативно-правовой базы - Закона Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», Положения «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд» и других. Заказы формируются Министерством экономики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством торговли Республики Беларусь.
Размещение заказов осуществляется на основе Положения о подготовке и проведении тендеров на закупку товаров за счет средств республиканского бюджета соответствующими органами государственного управления. С 1995 г. в республике введен государственный заказ на закупку зерна с предварительным его авансированием.
Следует отметить, что квоты реализации продукции по госзаказу необходимо устанавливать исходя из минимального уровня обеспечения продовольственной безопасности страны, экспортных поставок и создания госрезерва. При этом доходы сельскохозяйственных предприятий от реализации крупного рогатого скота, свиней, молока и зерна в пределах квот государственного заказа должны обеспечивать расширенное воспроизводство.
Важнейшую роль в системе государственного регулирования АПК играют финансирование, кредитование, налоговоере-гулирование и цены.
Финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций. Основными направлениями централизованного финансирования АПК являются: государственные целевые программы развития АПК; семеноводство; племенное животноводство; мероприятия по воспроизводству и повышению плодородия почв, ведению земельного кадастра, защите сельскохозяйственных растений, поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств; создание запасов материально-технических ресурсов, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; поддержка аграрного рынка и другие.
Источники финансирования АПК - республиканский бюджет; местные бюджеты; целевые бюджетные фонды; внебюджетные фонды, местные фонды стабилизации. Особо следует выделить Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, созданный в 1997 году. Фонд формируется за счет отчислений 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг почти всеми предприятиями и организациями республики несельскохозяйственной сферы.
Объемы ежегодного финансирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь после принятия и вступления в силу Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год. Целесообразный размер бюджетного субсидирования от расходной части консолидированного бюджета (без социальной сферы) составляет 15%.
На сегодняшний день в республике субсидирование колхозов и совхозов, начисление дотаций осуществляется на тонну сданной государству продукции (а не в расчете на гектар сельхозугодий, как это было раньше). Это позволяет каждому хозяйству определить сумму государственных средств, на которую оно может рассчитывать.
Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен.
Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при:
расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государственных нужд;
определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.
Проблема цен в АПК Республики Беларусь является наиболее острой. Существующее ценообразование не обеспечивает преодоления межотраслевого диспаритета, а действующие закупочные цены не покрывают среднеотраслевых издержек по продукции животноводства. Между тем основным принципом ценообразования в АПК должен быть принцип возмещения затрат на производство продукции и получение доходов, достаточных для осуществления воспроизводственного процесса. В перспективе в АПК необходимо перейти к гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, которые должны рассчитываться на основе нормативных затрат на производство, установленных налогов и неналоговых платежей, нормативной прибыли, обеспечивающей с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки получение доходов, достаточных для ведения расширенного воспроизводства.
При падении рыночных цен ниже уровня гарантированных государством целесообразно осуществлять на рынке закупочные интервенции или компенсировать товаропроизводителям разницу между рыночной и гарантированной ценой.
Перечень видов сельскохозяйственной продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по этим ценам, порядок утверждения гарантированных цен и их применения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении кредитов банков, компенсации потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Часть средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства, может предоставляться на условиях возвратности и платности, в виде бюджетных ссуд для кредитования сезонных сельскохозяйственных работ, проведения закупочных интервенций и для иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Важной проблемой в кредитовании АПК остается долгосрочное кредитование. Оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства, где производственный цикл длится иногда до года и более. Процентные ставки по долгосрочным кредитам не могут быть на уровне ставок, устанавливаемых по кратковременным кредитам. В мировой практике применяется долгосрочное кредитование сельского хозяйства с пониженными процентными ставками за пользование кредитом. В сложившейся в республике экономической ситуации это сложный вопрос. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, уже сегодня целесообразно создавать на республиканском и на местных уровнях специальные фонды долгосрочного кредитования с установлением процентных ставок, приемлемых для пользователей и обеспечивающих прибыльное использование кредитов.
Широкое распространение в республике получил товарный кредит (дизельное топливо, смазочные материалы и т.д.).
Для обеспечения обязательств по кредитным договорам применяется залог сельскохозяйственной продукции. Условия залога с участием государства определяет Совет Министров Республики Беларусь. Важно отметить, что система кредитования АПК должна быть тесно увязана с системой кредитования национальной экономики и соответствовать ей.
В Республике Беларусь используется режим льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он устанавливается действующим налоговым законодательством. Основная цель льготного налогообложения - защита отечественных производителей.
Вместе с тем в АПК назрела необходимость поэтапного перехода от специального режима налогообложения к единому основному налогу. В качестве такого налога целесообразно ввести земельный налог как наиболее приемлемый для сельского хозяйства. Этот налог следует устанавливать дифференцированно в зависимости от качества земель и их местоположения.
Широкое применение в регулировании АПК получили лизинг, способствующий более быстрому обновлению техники, и сельскохозяйственное страхование, которое призвано гарантировать финансовую поддержку производителей сельхозпродукции, осуществляющих страхование имущества, урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы от стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий.
Сельскохозяйственное страхование может быть обязательным и добровольным.
Виды, условия и порядок обязательного сельскохозяйственного страхования устанавливаются законодательными актами
Республики Беларусь и определяются Советом Министров. Средства на уплату 50% страховых взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». В перспективе следует перейти от добровольного к обязательному страхованию агропромышленного производства и образовать специализированную отраслевую агропромышленную страховую компанию.
Важным направлением государственного регулирования АПК является инвестиционная деятельность. Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности, для чего необходимо:
повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%;
усилить роль амортизационных отчислений в формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств;
сосредоточить централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК;
развивать вторичный рынок ценных бумаг и специализированные финансовые поступления;
создать ипотечную систему и механизм ее регулирования;
• расширить систему лизинговых операций и т.д. Меры государственного регулирования и поддержки АПК
широко используются за рубежом, и в том числе в странах с развитой рыночной экономикой. Например, в США - стране с либеральной моделью экономики, т.е. с минимальным вмешательством государства в экономические процессы - Конгресс США формирует аграрную политику и вырабатывает меры по ее реализации. Важнейшая цель государственного регулирования АПК в США - обеспечение продовольственной безопасности страны, защита интересов производителей сельско
хозяйственной продукции и поддержка малоимущих и бедных граждан.
В системе регулирования широко используются программирование, цены, субсидии, стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка товаропроизводителей АПК и, в первую очередь, производителей сельскохозяйственной продукции осуществляется по разным направлениям.
В соответствии с классификацией, принятой Организацией экономического сотрудничества развитых стран мира и построенной по целевому принципу, выделяют семь направлений государственной поддержки сельскохозяйственных производителей:
поддержка доходов производителей (компенсационные платежи, платежи за ущерб, связанный со стихийными бедствиями, реорганизацией производства и т.д.);
ценовое регулирование (установление внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, налогов на экспорт и др.);
компенсация издержек, связанных с приобретением средств производства (субсидии, льготное налогообложение и кредитование, субсидирование выплат по процентам за кредит и т.д.);
содействие развитию рынка (разработка и реализация рыночных программ, субсидии по перевозкам, хранению продукции и т.д.);
содействие развитию производственной инфраструктуры (субсидии на строительство хозяйственных помещений, рекультивацию земель, ирригационные проекты, развитие фермерских хозяйств и т.д.);
разработка государственных и региональных программ развития агропромышленного производства (широко используется в США, Канаде, странах ЕЭС);
экономическая политика государств в области налогов, внешнеторговой деятельности, национальной валюты и др., которая в целом оказывает воздействие на эффективность функционирования АПК.
Для отражения степени государственной поддержки сельского хозяйства в целом и по отдельным видам сельскохозяйственного производства в той или другой стране используется эквивалент субсидий производителя (ЭСП). Он рассчитывается на основе разницы внутренних и мировых цен, совокупности прямых и косвенных платежей и выручки от реализации сельскохозяйственной продукции по формуле:
где К - количество продукции, произведенной в данном году;
Цф - фермерская цена в национальной валюте;
Ця - мировая цена в долларах;
И - коэффициент пересчета курса валют;
С - сумма прямых платежей, выплаченных производителем;
Ик - сумма косвенных платежей (содействие рыночным связям, развитие инфраструктуры, страхование и т.д.).
В зависимости от уровня этого показателя выделяют страны со слабой государственной поддержкой сельского хозяйства (например, Австралия), умеренной (Австрия, Канада, Швеция, США, страны ЕЭС) и сильной (Финляндия, Япония, Норвегия, Швеция). В расчете на ферму наиболее высокий уровень выделяемых субсидий имеет Норвегия, а на единицу площади - Япония.
Эквивалент субсидий потребителя реализуется через налогообложение потребителей продовольствия. Сумма средств, полученных от налогов, направляется в государственный бюджет для последующего перераспределения на поддержку агропромышленного комплекса.
Эквивалент субсидий потребителя воздействует на экономику двояко. Положительное заключается в сдерживании роста цен, отрицательное - в препятствовании падению потребительских цен. И это при том, что в структуре государственного субсидирования наибольший удельный вес принадлежит субсидиям, направляемым на регулирование цен.
Контрольные вопросы и задания
Что представляет собой АПК и какова главная цель его функционирования?
Какие можно выделить особенности сельскохозяйственного производства и каково их влияние на регулирование отрасли?
Что предопределяет объективную необходимость государственного регулирования АПК?
Представьте систему показателей, используемых для анализа и регулирования развития АПК.
Дайте характеристику состояния развития АПК Республики Беларусь в 1991-2001 гг. Выделите направления, тенденции и проблемы его развития.
Что представляет собой государственная аграрная политика, и какова аграрная политика Республики Беларусь на современном этапе?
Перечислить и охарактеризовать основные прогнозные и программные документы, отражающие развитие АПК Республики Беларусь.
Какие принципы лежат в основе формирования системы государственного регулирования АПК в Республике Беларусь?
Назовите основные формы и методы государственного регулирования АПК.
Каковы задачи и содержание планирования, прогнозирования и программирования АПК?
Каковы цель и меры и государственного регулирования аграрного рынка?
Что представляет собой госзаказ в АПК? Каковы особенности его формирования и реализации?
Назовите основные направления и источники финансирования АПК.
Какова роль цен в государственном регулировании АПК? Что представляет собой и в каких целях применяется регулирование цены?
Рассмотрите содержание и особенности кредитования, налогообложения в АПК.
Какую роль играют инвестиции в развитии АПК? Каковы проблемы активизации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь?
Каковы цель и виды страхования в АПК?
По каким направлениям осуществляется государственное регулирование и поддержка АПК в зарубежных странах?
Какой показатель используется в мировой практике для оценки степени государственной поддержки АПК? Какова методика его расчета?
Каково положительное и отрицательное воздействие на национальную экономику оказывает эквивалент субсидий производителя?
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование