10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
Для анализа и оценки научно-технического потенциала используется система показателей, позволяющая отразить его структуру, имеющиеся ресурсы, полученные результаты.
В системе количественньгх показателей выделяют следующие группы.
1. Обобщающие показатели:
• затраты на науку и научное обслуживание (в % от общего объема расходов республиканского бюджета);
• наукоемкость валового внутреннего продукта (в %).
2. Численность и структура научных организаций и за- нятых в научно-технической сфере:
по секторам и отраслям науки;
по отраслям народного хозяйства.
3. Затраты на науку и научное обслуживание и струк- тура затрат:
по секторам и отраслям науки;
по отраслям народного хозяйства.
4. Материально-техническая база науки:
обеспеченность приборами и установками;
информационная инфраструктура;
технический уровень и сроки службы оборудования.
5. Результаты научной и инновационной деятельности:
число зарегистрированных открытий по отраслям науки;
число изобретений;
число патентов, авторских свидетельств;
число созданных образцов новой техники по видам.
К показателям, позволяющим дать качественную характеристику научно-технического потенциала и отразить эффективность его использования, относятся:
квалификационный состав работающих в сфере науки и научного обслуживания, членство в международных научных организациях;
число лауреатов нобелевских и других международных премий за определенный период;
доля научно-технических разработок, соответствующих мировому уровню или превосходящих его;
доля образцов новой техники, соответствующих мировому уровню;
экспорт лицензий, патентов, наукоемких услуг;
число освоенных образцов новой техники;
доля наукоемкой продукции (в производстве, экспорте);
экономия ресурсов от использования новой техники;
численность безработных ученых;
численность ученых, выехавших за рубеж.
Меры, направленные на поддержку и развитие научно-технического потенциала, характеризуются:
наличием государственных фондов поддержки научно-технического потенциала;
наличием негосударственных фондов поддержки, в том числе зарубежных;
• коммерциализацией прикладной науки:
• созданием негосударственных предприятий и кооперативов в науке и научном обслуживании;
совместными исследованиями с зарубежными фирмами;
конверсией оборонной науки.
В статистике национальных счетов выделяются показатели, характеризующие текущие затраты на науку и научное обслуживание (стоимость услуг сферы науки), а также капитальные вложения, расчеты по нематериальным активам (обмен патентами, лицензиями, ноу-хау между предприятиями, организациями и внешним миром).
Для характеристики отдельных сторон научно-технического потенциала прибегают к выборочным обследованиям по разработанной системе показателей. Такой опыт имеется в зарубежных странах, например, в США.
Использование отдельных групп показателей позволяет дать общую оценку научно-технического потенциала Республики Беларусь, который с 1991 г. за период экономической нестабильности существенно уменьшился и претерпел серьезные трансформационные изменения. Это связано с тем, что структура научно-технической сферы республики формировалась в рамках бывшего СССР и значительная часть научно-технического потенциала была направлена на потребности отраслей всего Советского Союза, в том числе и его военно-промышленного комплекса. В то же время для многих отраслей Беларуси практически не была создана собственная научная база, а их научно-техническое обеспечение осуществлялось научными центрами других регионов СССР.
Разрушительные последствия на состояние научно-технического потенциала оказал охвативший республику экономический кризис, в полной мере затронув и сферу науки и научного обслуживания, резко обострив проблемы ее развития. В этих условиях результаты интеллектуальной деятельности стали невостребованными. Научные организации республики, потеряв основную долю заказов производства, вынуждены были свертывать свою деятельность. Это, в первую очередь, коснулось промышленности и ее наукоемких отраслей, на долю которых приходилось свыше 40% научно-технической продукции и более трети численности работающих в сфере науки и научного обслуживания.
Показатели, характеризующие уровень развития научно-технического потенциала, ухудшились по всем направлениям: уменьшилось число научных работников, резко сократились расходы на науку, общий научно-технический продукт. За период с 1990 по 1999 г. количество занятых в науке и научном обслуживании уменьшилось в 2,4 раза (со 102,6 тыс. чел. в 1990 г. до 43,7 тыс. чел. в 1999 г.), вдвое (до 1%) сократилась доля работников этой отрасли в общей численности занятых в народном хозяйстве).
На 10 тыс. человек в республике приходится менее 19 научных работников (в США - 52,4, ФРГ - 28,7, Израиле - 38,0,
Франции - 26,3). Происходит отток кадров в коммерческие структуры, отъезд за рубеж. Отток кадров сопровождается ухудшением профессионально-квалификационного и возрастного состава. Одна из причин - процесс обнищания научных кадров: заработная плата работников науки значительно ниже, чем в промышленности.
Наукоемкость валового внутреннего продукта (отношение затрат на научные исследования и разработки к ВВП) за эти годы уменьшилась более чем в 2 раза (в 1990 г. она составляла 2,27%, в 1998 г. - 0,82%, в 2000 г. - 1%). В развитых странах наукоемкость валового внутреннего продукта составляет 2-3,5% (в США - 2,45%, Израиле - 3,5%, ФРГ - 2,27%).
Основная часть научно-технического потенциала республики сегодня сосредоточена в производственных отраслях экономики - промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи. В этих отраслях выполняется 62,6% объема всех НИОКР и работает 57,8% специалистов, занятых научно-технической деятельностью. Именно эта часть потенциала обеспечивает поддержание уровня и прогресс производственной сферы. Уменьшение ее доли вызывает озабоченность: в 1990 г. по объему работ она составляла 75,7%, по численности специалистов - 67,8%.
В настоящее время специалисты, занятые научно-технической деятельностью, распределяются следующим образом: промышленность - 42%, сельское хозяйство - 11%, строительство - 4%, транспорт и связь - 5%, образование - 8%, НАН Беларуси - 21%, другие отрасли - 8%. Более половины белорусских исследователей работает в сфере технических наук (10,3 тыс. чел.), четверть (5,0 тыс. чел.) - в сфере естественных наук, в сфере медицинских наук занято 1,1 тыс. чел., сельскохозяйственных - 1,3 тыс. чел., общественных - 1,4 тыс. чел., а в гуманитарных - 0,4 тыс. исследователей.
Научные исследования и разработки в республике выполняются в 272 организациях (в 1991 г. их насчитывалось 312). Основными типами научных организаций являются научно-исследовательские институты (138 единиц, или 50,7%), высшие учебные заведения (34, или 12,5%), конструкторские организации (45, или 16,5%), проектные, проектно-изыскательские учреждения (21 или 5,7%). Научные исследования также проводятся в научно-исследовательских и проектно-конструктор-ских подразделениях промышленных предприятий.
В структуре научно-технического потенциала с 1990 г. значительно увеличилась доля академической и вузовской науки (с 20,6% до 27,6% - по объему работ и с 21,4% до 30,3% -по численности). Сохранение и развитие академического и вузовского исследовательского потенциала, безусловно, имеет принципиально важное значение для обеспечения научно-технического прогресса. Это связано с использованием результатов исследований, с ростом образовательного потенциала, повышением качества образования, в первую очередь высшего. Но материально-техническая база науки морально и физически стареет и остро нуждается в обновлении и развитии. Средства, которые республика сегодня способна выделить на обеспечение научной деятельности, расходуются в основном на оплату коммунальных услуг и выплату заработной платы.
Основная доля приобретаемого оборудования сегодня приходится на персональные компьютеры. Обновляемость оборудования в целом составляет 3-4% при требуемых 15-20% в год. Это ограничивает возможности проведения исследований на современном уровне, а значит, и возможность получения заказов на создание конкурентоспособной научно-технической продукции. В республике преобладает преимущественное развитие теоретических исследований, моделирование, создание программных продуктов, что не требует дорогостоящей экспериментальной базы. Это, конечно, важно, но дает менее значимые результаты.
Нерациональной является и территориальная структура выполняемых научно-технических работ. Наибольшая их доля в общем объеме приходится на г.Минск (78,1%), где сосредоточено 71,9% специалистов, занятых выполнением НИОКР.
Такие процессы ведут к негативным качественным изменениям научно-технического потенциала республики, а его свертывание является потерей наиболее эффективного национального ресурса развития социально-экономической системы государства.
Распад СССР повлек за собой и распад централизованной инфраструктуры обеспечения научно-технической информацией, а также сложившейся системы защиты интеллектуальной собственности. Старые формы информационного обеспечения потеряли былую эффективность, а принципиально новые оказались доступны лишь небольшому числу специалистов. Экономические трудности не позволили проводить активную работу по формированию информационных банков и включению в глобальные компьютерные сети, патентованию за рубежом научно-технической продукции. Сократились, а в ряде случаев и были упразднены службы научно-технической информации и патентные службы предприятий и организаций.
Слиберализацией международных связей усугубилась ситуация с использованием результатов научных исследований и разработок внутри страны. Низкий спрос на них со стороны реального сектора экономики республики и резко возросший спрос на научно-техническую продукцию со стороны зарубежных организаций стали причиной увеличения продажи технологий за пределы государства. Сам по себе экспорт технологий - процесс положительный. Однако в условиях, когда не обеспечен должный уровень защиты объектов интеллектуальной собственности (что имеет место в большинстве государственных научных организаций), бесконтрольная продажа технологий за рубеж может нанести ущерб технологической безопасности государства.
Но несмотря на качественные изменения научно-технического потенциала республики и сегодня его уровень остается высоким. На начало 2001 г. численность работников научных организаций, выполняющих научные исследования и разработки, составили 32,9 тысяч, а число ученых, работающих в сфере образования - 20 тыс. человек. В 2000 году разработаны и доведены до стадии практического применения 504 новых вида машин, оборудования и приборов, 327 новых видов материалов и веществ, 424 новых технологических процесса, 26 видов лекарственных препаратов и т.д. Большинство этих разработок конкурентоспособны. По их результатам получено 125 патентов на изобретения и подано 175 заявок на патентование. В ближайшей перспективе в развитии научно-технического потенциала взят курс на его дальнейшее укрепление с одновременным усилением процессов передачи новых знаний от науки к производству, ориентацию на заключительные стадии инновационного процесса и развитие инновационной инфраструктуры. Это находит отражение в научно-технической политике Республики Беларусь и механизме ее реализации.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование