logo
137031_8C2F1_antonova_n_b_gosudarstvennoe_regul

Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры

20.1. Понятие и основные составляющие социальной инфраструктуры

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс элементов, обеспечивающих общие условия функционирования, развития и воспроизводства социальной сферы.

Она включает здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство и другие сферы, которые, в свою очередь, образуют предприятия и учреждения различных форм собственности, призванные удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные и другие потребности населения, а также завершать процесс создания материальных благ и услуг, доводить их до потребителя.

Социальная инфраструктура оказывает огромное влияние на формирование человека, его духовный мир, культуру, образ жизни, обеспечивает сохранение и укрепление его здоровья, готовность к активной жизненной позиции и т.д. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры в существенной мере предопределяет уровень и качество жизни населения. Поэтому государственному регулированию социальной инфраструктуры отводится особая роль в государственном регулировании социальной сферы и в системе государственного регулирования экономики в целом.

Рассматривая социальную инфраструктуру как объект государственного регулирования, следует отметить следующее.

Отрасли, формирующие социальную инфраструктуру, имеют ярко выраженные специфические особенности, их отличают стоящие перед ними цели, задачи, накопленный ими потенциал, его составляющие. В рамках государственного регулирования экономики и ее важнейшей составляющей - социальной сферы - речь может идти об их экономическом потенциале, который представляет собой совокупность средств, обеспечивающих функционирование отраслей социальной инфраструктуры: материально-вещественную составляющую (сеть учреждений, их оборудование и оснащение, материально-техническое обеспечение), кадровые ресурсы и систему их поддержки (например, информационную), финансы и органы управления. Экономический потенциал характеризуется наличием потребительского рынка (спрос, предложение), конкуренцией.

Экономический потенциал, его состояние, возможности дальнейшего наращивания и укрепления во многом предопределяют развитие отрасли. Именно экономический потенциал является объектом государственного регулирования, а регулирование его развития - предметом изучения в данной главе учебника.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной инфраструктуры посредством разнообразных форм и методов, используя при этом силу права, административные иэкономическиерычаги, планирование, программирование, прогнозирование.

В подавляющем объеме расходы по содержанию отраслей социальной инфраструктуры государство берет на себя, не допуская коммерциализации многих социальных услуг.

Регулирование отраслей социальной инфраструктуры осуществляется республиканскими и местными органами управления. При этом все более расширяется круг социальных проблем, решаемых местными органами.

В условиях перехода к рыночным отношениям и формирования многоукладной экономики в Республике Беларусь практически во всех отраслях социальной инфраструктуры осуществляется процесс их реформирования, которое основано на:

постепенном внедрении рыночных механизмов регулирования и функционирования отраслей.

Рыночные преобразования, в первую очередь, касаются финансирования отраслей, производящих социальные услуги, их структурной перестройки, введения платных социальных услуг.

Прямое финансирование отраслей социальной инфраструктуры за счет средств государственного бюджета в условиях реформирования будет осуществляться только в части капитальных вложений, дляреализации государственных программ в области здравоохранения, образования, культуры, для организации научных исследований в сфере социальных услуг.

В Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2015 гг. в качестве конечной цели проводимых экономических реформ предусмотрено достижение стандартов уровня и качества жизни развитых европейских государств, среды обитания на основе создания высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, восприимчивой к научно-техническому прогрессу, к постоянно меняющимся общественным и личным потребностям человека.

В качестве приоритетного направления развития в рассматриваемой долгосрочной перспективе выступает оздоровление нации. Оно включает систему формирования человека нового постиндустриального общества, физически здорового, образованного и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий, духовно развитого и социально активного, с высоким уровнем производительности труда и рациональным потреблением благ и услуг. Многоаспектная проблема оздоровления нации охватывает весь социальный комплекс, в том числе и социальную инфраструктуру.

Основными направлениями в области развития социальной инфраструктуры Республики Беларусь на ближайшую перспективу являются: дальнейшее целенаправленное развитие ее отраслей (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, спорта и туризма и др.), а также обеспечение доступности их услуг населению.

В области физической культуры, спорта и туризма государственная политика направлена на дальнейшее обновление и укрепление материально-технической базы отрасли (особенно в сельской местности), совершенствование кадровой политики, создание благоприятных условий для инвесторов, вкладывающих средства в развитие отрасли, совершенствование нормативно-правовой базы для развития профессионального спорта, а также развитие инфраструктуры туризма. Развитие инфраструктуры туризма будет осуществляться как за счет государственных средств, так и доходов от туристической деятельности и других поступлений.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. предусматривает подъем массовости физкулътурно-спортивного движения в стране и на его основе - оздоровление населения.

Развитие туризма в республике в среднесрочной перспективе (2001-2005 гг.) будет направлено на формирование современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса рыночного типа, способного удовлетворить потребность отечественных и зарубежных граждан в туристических услугах и пополнить доходы государства. Развитие туризма определяет «Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001-2005 годы.

Государственная политика в области жилищного строительства в республике в ближайшей перспективе будет развиваться по следующим основным направлениям:

совершенствование структуры инвестиций в пользу снижения доли бюджетных средств и расширение внебюджетных источников финансирования;

строительство социального жилья и поддержка малообеспеченных трудоспособных граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

сохранение активной роли предприятий и организаций в жилищном строительстве;

завершение строительства жилых домов в соответствии с заключенными кредитными договорами (для этого предполагается сохранить местные целевые бюджетные жилищно-ин-вестиционные фонды и льготное кредитование);

сохранение сложившегося соотношения строительства жилья в городах и сельской местности.

С целью создания условий для свободного доступа граждан к удовлетворению потребностей в жилье предусматриваются внедрение системы долговременных строительных накоплений, разработка правовых основ для создания системы ипотечного кредитования, развитие рынка жилья, а также разработка и реализация мер по снижению стоимости жилья, развитию жилищной инфраструктуры.

Государством предусматривается также сохранение действующих субвенций, субсидий, налоговых льгот для физических и юридических лиц, осуществляющих жилищное строительство.

Основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства будет наращивание объемов капитального ремонта государственного жилищного фонда, перевод отрасли на более экономичные и эффективные технологии оказания услуг, ликвидация перекрестного субсидирования и повышение уровня восполнения населением затрат за получаемые услуги.