Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
17.1. Население как производительная сила общества. Демографическая политика государства
Главной производительной силой общества и главным субъектом производства материальных благ и услуг является население. Состояние и характеристика населения, представляющего собой совокупность отдельных людей, находятся в прямой зависимости от индивидов. Изменение тех или иных характеристик отдельных людей изменяет и характеристику населения в целом, его состав, численность.
Изучение и регулирование населения как производительной силы общества осуществляется по двум направлениям:
• первое - воспроизводство населения;
• второе - формирование и использование трудового потенциала.
Оба направления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы: численность населения, его воспроизводство, половозрастной состав, профессиональный и образовательный уровень, занятость и безработица и т.д. не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Воспроизводствомнаселенияназывается обновлениена-родонаселения в результате процессов рождаемости и смертности. Все чаще в процесс воспроизводства включают
ся миграция населения, развитие семьи и некоторые другие компоненты. Уменьшение и рост числа рождений определяется двумя главными факторами: числом потенциальных матерей разных возрастных групп, зависящим от численности населения и его возрастного состава, и интенсивностью деторождения в каждом возрасте.
Интенсивность деторождения находится в большой зависимости от сложившейся в стране социально-экономической ситуации, во многом определяющей поведение супружеских пар, влияющей на их решение иметь или не иметь детей.
Главными факторами роста уровня смертности является старение населения и рост младенческой смертности. При этом младенческая смертность выступает наиболее значительным индикатором, отражающим социальное благополучие общества.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении также предопределяет рост населения. На сегодняшний день средняя продолжительность предстоящей жизни в различных странах колеблется в широком диапазоне: например, в Японии - 79,8 года; Канаде - 78,2; Швеции - 78,3; Беларуси - 68,5 года.
Обычно воспроизводство населения осуществляется через смену поколений. Увеличение уровня рождаемости и продолжительности жизни обеспечивает рост населения. Различают три типа воспроизводства населения: экстенсивное, интенсивное, суженное. Для экстенсивного воспроизводства характерны: высокие уровни рождаемости и абсолютного воспроизводства (отношение численности девочек к общей численности женщин в детородном возрасте), высокий уровень прироста населения и смертности, низкий уровень миграции. Этот тип воспроизводства населения характерен для слаборазвитых в экономическом отношении стран.
Интенсивный тип воспроизводства отличается относительно невысокими уровнями рождаемости, абсолютного воспроизводства населения и миграции, относительно низким уровнем смертности, выраженным процессом старения населения. Этот тип воспроизводства присущ всем высокоразвитым странам.
Суженное воспроизводство выражается в резком сокращении рождаемости, сокращении абсолютного воспроизводства населения, относительно высоком уровне смертности, постепенном сокращении (депопуляции) численности населения, хаотическом характере миграционных потоков. Такое воспроизводство характерно для стран, находящихся в сложных и экстремальных условиях. Суженное воспроизводство присуще Республике Беларусь на современном этапе развития.
Особенности воспроизводства населения, его тип определяют демографическую ситуацию в стране и обусловливают необходимость регулирования процессов воспроизводства населения, что находит отражение в демографической политике государства, являющейся неотъемлемой частью государственной социальной политики. Однако специфические особенности демографической политики позволяют выделить ее из общего контекста социальной политики.
Демографическую политику можно рассматривать по двум направлениям:
• политика в области смертности;
• политика в области рождаемости. Демографическая политика в области смертности направлена на охрану здоровья населения. Политика в области рождаемости - на оптимизацию рождаемости, для чего необходимо:
а) постепенное устранение материальных препятствий, затрудняющих осуществление желания иметь детей (ребен- ка);
б) эффективное общественное воздействие на развитие структуры потребностей и на ценностные ориентации семей в плане разъяснения роли и значения детей для развития об- щества, семьи, отдельной личности.
Меры по реализации демографической политики условно подразделяют на экономические, административно-правовые и социально-психологические. Многие мероприятия экономического характера закреплены в соответствующих правовых актах, но психологически влияют на население республики. Экономические мероприятия - это денежные пособия на детей, учет числа детей при налогообложении, а также при определении возраста и стажа работы для начисления пенсий женщине-матери, оплачиваемые отпуска (полностью или частично) по беременности и уходу за детьми, разного рода льготы для отцов (например, при призыве на военную службу), преимущества при получении жилой площади семьям с детьми и в зависимости от числа детей. Сюда же относится и система затрат, связанных, например, со строительством дошкольных учреждений, детских санаториев и т.д. Административно-правовые мероприятия - это различные законодательные акты, запрещающие или разрешающие аборты и свободную продажу средств контрацепции, нормы, определяющие возраст вступления в брак. Цель социально-психологических (воспитательные, пропагандистские) мер демографической политики - формирование демографических идеалов, отвечающих государственным интересам. В области рождаемости это должно быть формирование идеалов среднедетной семьи (2-3 ребенка).
При формировании демографической политики необходимо учитывать три условия:
проводимая демографическая политика может дать положительный эффект в случае, если будут успешно решаться основные задачи социальной политики государства;
демографическая политика должна носить долговременный характер;
демографическая политика должна быть комплексной. Это значит, что, во-первых, она должна охватывать все стороны демографического развития (рождаемость, смертность, браки и разводы). Во-вторых, одновременно необходимо проведение целого комплекса мер от экономических до социально-психологических. В-третьих, наряду с мерами, рассчитанными на все население республики, необходимы мероприятия, учитывающие особенности жизни отдельных групп населения (например, студенческие семьи). В-четвертых, участвовать в разработке демографической политики должны демографы, социологи, медики, экономисты, психологи, юристы и т.д.
Для обоснования демографической политики государства и регулирования процессов воспроизводства населения используется прогнозирование, реализуемое через систему демографических прогнозов, разрабатываемых по стране в целом и по ее отдельным регионам (областям, районам, городам). Демографические прогнозы отражают движение населения, его половозрастную структуру, воспроизводство трудовых ресурсов, квалификационный и профессиональный состав трудоспособного населения, данные о рождаемости и смертности, его территориальном размещении. Демографические прогнозы позволяют получить информацию о возможной численности семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков населения, продолжительности активной трудовой деятельности, средней продолжительности жизни, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию и т.д. На основе демографических прогнозов планируют объем и структуру общественных потребностей, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.
Основой формирования демографических прогнозов являются показатели естественного и механического движения населения. Естественное движение населения определятся на основании ожидаемых коэффициентов рождаемости (Кр) и смертности (Kf) населения. Коэффициент рождаемости рассчитывается по формуле:
К„ = х 1000 , Р пЧм
где Кр - коэффициент рождаемости;
Ч 3- число родившихся детей в определенный период;
Чеч- среднегодовая численность населения;
п - продолжительность периода, лет.
Коэффициент смертности рассчитывается аналогично по формуле:
Кс = х 1000 ,
где - коэффициент смертности;
- общее число умерших в определенный период.
Динамика этих коэффициентов и определяет складывающиеся тенденции в области воспроизводства населения.
Перспективная численность населения (Ч ) определяется на основе базовой численности (Чв) с учетом коэффициентов рождаемости и смертности:
Большое влияние на демографические процессы наряду с рождаемостью и смертностью оказывают различного вида миграционные процессы, отражающие перераспределение населения между территориями республики. Выделяют следующие виды миграции: внутриреспубликанская; внешняя; экологическая; нелегальная; вынужденная (беженцы); международная трудовая.
Основой прогнозирования структуры населения (по полу, возрасту, семейному положению и др.) является метод передвижки возрастов, который «передвигает» данные предшествующего периода, скорректированные с учетом влияния различных факторов (коэффициентов смертности, рождаемости, миграционных процессов и т.д.) на следующий период. В статистических сборниках ежегодно публикуется информация о населении, отражающая:
численность населения;
численность мужчин и женщин;
распределение населения по возрастным группам;
• соотношение численности мужчин и женщин по возрастным группам;
национальный состав населения;
браки и разводы;
средний возраст вступления в брак;
рождаемость, смертность и естественный прирост населения;
число родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке;
• возрастные коэффициенты рождаемости;
• смертность по возрастным группам и возрастные коэффициенты смертности;
смертность по основным классам причин смерти;
возрастные коэффициенты смертности от самоубийств;
• смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя;
• младенческая смертность;
• младенческая смертность по основным классам причин смерти;
• ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
миграция населения между Республикой Беларусь, государствами СНГ и странами Балтии;
численность граждан Республики Беларусь, получивших разрешение на выезд за границу на постоянное место жительства по отдельным странам.
В Республике Беларусь на современном этапе развития сложилась сложная демографическая ситуация. С 1993 г. в республике происходит абсолютное уменьшение численности населения, вызванное, в первую очередь, резким сокращением рождаемости и ростом смертности. За период с 1993 по 2001 г. численность населения сократилась на 244,2 тыс.человек. Сокращение численности населения отмечается в 83 административных районах Беларуси. Особо острой проблема воспроизводства населения является в сельской местности, где численность за последние пять лет сократилась на 227,1 тыс. человек. В период с 1990 по 2001 г. общий коэффициент рождаемости для всего населения снизился на 31,3% и в 2001 г. составил 1,31% (табл. 17.1).
Младенческая смертность в республике в 1996-2000 гг. составила 12,5; 12,4; 11,3; 11,5; 9,3 промилле, соответственно. Здесь наметилась некоторая тенденция к снижению. Этот показатель в республике ниже, чем в Украине, России и других странах СНГ и Латвии, но он значительно выше, чем в развитых капиталистических странах: в 3,3 раза - чем в Швеции; в 2,8 раза - чем в Японии.
Серьезной проблемой для воспроизводства населения республики является увеличение смертности: в 1993 г. - 128,6 тыс.чел.; в 1995 г. - 133,7; 1998 г. - 137,3; в 2000 г. - 134,9 тыс. человек. При этом, кроме постарения населения и роста младенческой смертности, наблюдается увеличение смертности во всех возрастных группах.
Р ежим воспроизводства населения непосредственно сказывается на половозрастной структуре населения. В республике в общей численности населения на начало 2001 г. 46,9% составляют мужчины и 53,1% - женщины.
Главной целью демографической политики Республики Беларусь на современном этапе ее развития являются изменение негативных тенденцийрождаемости, смертности, создание в интересах общества благоприятных условий и предпосылок на основе улучшения жизненных условий населения.
В Республике Беларусь с целью улучшения демографической ситуации разработан комплекс мероприятий по следующим направлениям:
стабилизация рождаемости и ее увеличение в перспективе до уровня, обеспечивающего простой режим воспроизводства;
повышение уровня здоровья населения, уменьшение смертности и рост средней продолжительности жизни;
укрепление брачно-семейных отношений и улучшение условий жизнедеятельности семьи;
совершенствование регулирования миграционных процессов.
Для решения демографических проблем в республике разработаны и реализуются: Концепция государственной демографической политики Республики Беларусь; Основные направления государственной семейной политики; Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»; Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000 гг.; Президентская программа «Дети Беларуси» на 1997-2000 гг.; Программа действий по интеграции государственной демографической политики и стратегии устойчивого развития; Государственная программа «Здоровье нации» на 1999-2000 гг.; Государственная миграционная программа и другие. А также приняты новые Законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, современная демографическая ситуация в Беларуси остается сложной.
17.2. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования
Сущность населения как производительной силы общества и объекта государственного регулирования раскрывается через понятия «трудовой потенциал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы».
Трудовой потенциал - это общая численность экономически активного населения, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности. Как экономическая категория трудовои потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизических, квалификационных, духовных и социальных способностей трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет запасы труда, определяемые общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.
В широком понимании в понятие трудового потенциала входят все люди рабочего и нерабочего возрастов, которые по всем параметрам (физическим, психологическим, профессиональным) могут предложить свои услуги на рынке труда, т.е. в понятие трудового потенциала включаются и рабочая сила, и трудовые ресурсы.
Количественное представление трудового потенциала имеет еще одно название - экономически активное население. Термин «экономически активное население» широко используется в системе государственного регулирования экономики, в статистике для отражения той части населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В состав экономически активного населения входят и занятые1, и безработные2. Уровень экономически активного населения определяется путем деления численности экономически активного населения на общую численность населения страны.
Но если трудовой потенциал представляет собой запасы труда, то способность человека к труду, совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым он может производить разнообразные материальные и духовные блага, отражает рабочая сила.
Часть населения, обладающая физическими и духовными способностями к труду и представляющая собой действую-
Занятое население - это трудоспособное население страны, а также лица младше и старше трудоспособного возраста, которые в рассматриваемом периоде были заняты различного рода трудовой или приравненной к ней деятельностью.
2 Безработные представляют собой ту часть населения, которая занимается поиском работы и готова приступить к ней. К ним относятся учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, ищущие работу.
щую и потенциальную рабочую силу, называется трудовыми ресурсами.
Величина трудовых ресурсов, которые могут быть использованы в общественном производстве, определяется численностью и составом трудоспособного населения. Границы трудовых ресурсов определяются физиологическими и социально-экономическими условиями и устанавливаются государством. Нижняя возрастная граница характеризует возраст, с которого в данных конкретных условиях можно считать молодое поколение потенциальной рабочей силой, а верхняя граница -это начало пенсионного периода, тот возраст, за пределами которого трудовая активность населения снижается.
Ксоциально-экономическим условиям, определяющим границы трудоспособного возраста, в первую очередь следует отнести уровень материального благосостояния населения и требования производства к общеобразовательной и специальной подготовке работников. Социально-экономические факторы меняются вместе с развитием общества, в связи с этим рамки трудовых ресурсов очень подвижны. Обязательное среднее образование молодежи обусловливает начало трудовой деятельности с 16 лет; верхней границей трудоспособного населения является пенсионный возраст по старости: для женщин - 55, для мужчин - 60 лет. По отдельным видам работ пенсионный возраст устанавливается на 5-10 лет меньше. Фактически к трудовым ресурсам в нашей стране относятся:
население в трудоспособном возрасте: мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсию по старости на льготных условиях;
население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
Наиболее важными параметрами, характеризующими трудовые ресурсы, являются: образовательный уровень, профессионально-квалификационная, половозрастная структура, степень социально-экономической неоднородности работающих.
Образовательный уровень трудовых ресурсов зависит от уровня общего и специального образования населения (общее начальное и среднее, среднее специальное, высшее, в том числе по полу, по социальным группам, по городскому и сельскому населению).
Профессионально-квалификационная структура характеризует трудовые ресурсы по видам деятельности и уровню квалификации, а половозрастная - соотношение возрастных групп в составе трудовых ресурсов.
Уровень социально-экономической неоднородности трудо-выхресурсов определяется сложностью труда (неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд, для руководителей - руководители высшего, среднего, низшего звена).
Для оценки состояния трудовых ресурсов используется следующая система показателей:
общая численность трудовых ресурсов;
среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;
уровень безработицы и занятости населения;
состав работающих по полу и возрасту;
структура распределения трудовых ресурсов по видам деятельности, формам собственности, сферам производства и отраслям народного хозяйства;
уровень образования и профессиональная подготовка кадров; и т.д.
Посредством системы показателей определяются состав и структура трудовых ресурсов, основные направления и пути повышения эффективности их использования.
Переход республики Беларусь к рыночной экономике предопределил на рынке труда принципиально новые отношения между собственниками средств производства и собственниками рабочей силы, которые опосредуются через рынок труда. Рабочая сила на рынке функционирует как товар, который покупается и продается, имеет спрос, предложение и цену.
Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике.
Для возникновения рынка труда необходимы следующие условия:
личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к труду:
прямое или опосредованное отделения работника от средств производства;
заинтересованность владельца средств производства в их максимальном использовании.
В условиях становления рыночных отношений важно понять сущность функционирования и особенности формирования рынка труда в республике.
Рынок труда представляет собой сложный социально-экономический механизм, включающий совокупность отношений между людьми по поводу воспроизводства трудового потенциала в условиях товарного производства и цо его законам. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разрешения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Состояние рынка труда, его конъюнктура зависят от спроса на труд и предложения труда, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от оплаты за труд. Если предложение труда превышает спрос, возникает ситуация наличия на рынке «лишнего труда», то есть безработица; если спрос превышает предложение - на рынке труда возникает «недостаток труда», то есть свободные рабочие места. Если же спрос и предложение на рынке труда совпадают, то возникает положение равновесия на рынке труда, то есть полная занятость.
Положение на рынке труда, смещение равновесия в ту либо Другую сторону во многом предопределяются состоянием экономики страны.
Рынок труда как объект управления включает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Основной пропорцией рынка труда выступает отношение между спросом и предложением рабочей силы, позволяющее охарактеризовать конъюнктуру рынка труда, которая может быть:
• равновесной (спрос равен предложению);
трудоизбыточной (предложение больше спроса);
трудодефицитной (спрос больше предложения). Конъюнктура рынка труда оказывает непосредственное
воздействие на цену рабочей силы.
Спрос на рабочую силу представляет собой количественное выражение потребности экономики в работающих, в том числе и нереализованной. Другими словами, спрос - это объем и структура общественных потребностей в рабочей силе, характеризующийся наличием свободных рабочих мест и вакансий на конкретную дату.
Для характеристики спроса на рабочую силу используются показатели:
количество заявленных вакансий;
количество безработных на одну вакансию.
Эти показатели формируются по экономике республики в целом, а также по секторам экономики, отраслям и регионам.
Предложение рабочей силы предопределяется наличием трудового потенциала, представляющего собой совокупную рабочую силу или совокупную общественную способность к труду данного государства, региона. На рынке труда предложение рабочей силы складывается под влиянием множества самых разнообразных факторов: инвестиционной активности, реструктуризации экономики, технических и технологических нововведений и т.д.
Вовлечение рабочей силы в процесс труда определяет занятость населения. Занятость как экономическая категория выражает производственные отношения по поводу включения работника в сферу труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу.
Для характеристики занятости используется система показателей, среди которых определяющее значение имеет уровень занятости. Уровень занятости - это важнейший обобщающий макроэкономический показатель, отражающий соотношение спроса и предложения на рынке труда.
Важным показателем является структура занятости, представляющая собой пропорции в распределении трудовых ресурсов между сферами приложения труда, отраслями народного хозяйства, экономическими районами страны.
Структура занятости рабочей силы, наряду с условиями и организацией труда, в значительной степени определяет уровень производительности общественного труда, является главным показателем использования рабочей силы. Один из важнейших показателей рационального использования трудовых ресурсов - распределение работающего населения между материальным производством и непроизводственной сферой; в их пределах - между отдельными отраслями. Закономерностью общественного развития является постепенное повышение удельного веса занятых в непроизводственной сфере. Структура занятости постоянно совершенствуется и отражает достигнутый уровень развития производительных сил, общественного разделения труда, технической оснащенности отраслей народного хозяйства и производительности общественного труда. Именно структура занятости и обусловленный ею уровень производительности труда являются важнейшими показателями эффективности использования трудовых ресурсов общества.
Ситуация на рынке труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, обусловливает безработицу. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в общественном производстве. Безработица создает большие экономические, социальные, психологические проблемы и для тех, кого она поражает, и для общества в целом, ибо «цена» безработицы - это невыпущенная продукция и, следовательно, снижение возможностей роста благосостояния народа.
В рыночной экономике для снижения безработицы необходимы рост валового внутреннего продукта и снижение инфляции. Но в условиях рыночных отношений невозможно обеспечить стопроцентную занятость населения. Во-первых, существует так называемая фрикционная безработица, связанная с региональными, профессиональными и возрастными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение иной квалификации, учеба, ожидание нового места работы или назначения и т.д.). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она не устранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. В обществе всегда будет существовать определенное количество лиц, которые добровольно временно находятся «между работой». Во-вторых, неизбежна структурная безработица, обусловленная технологическими изменениями в спросе на рабочую силу. Она тесно связана с особенностями развития отдельных регионов и отраслей, при этом избыток трудовых ресурсов в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться их нехваткой в других. Структурные кризисы и структурная перестройка экономики увеличивают масштабы этой формы безработицы.
Очевидно, что такие формы безработицы, как фрикционная и структурная, не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Таким образом, полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Иными словами, уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы, и он получил название естественного уровня безработицы.
И, наконец, циклическая безработица, вызванная спадом производства и уменьшением спроса на рабочую силу. Она снижается во время циклических подъемов и увеличивается в период кризисов. Занятость считается полной при отсутствии циклической безработицы. В экономике уровень безработицы часто может либо превышать естественный уровень, либо, что реже, быть ниже его.
Неизбежным считается уровень фрикционной и структурной безработицы, равный 5-6% от численности экономически активного населения, и, следовательно, занятость, составляющая 94-95% от численности экономически активного населения, считается полной занятостью трудоспособного населения.
Для характеристики безработицы принципиально важны два показателя: уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы - это удельный вес количества безработных в общей численности экономически активного населения страны. Продолжительность безработицы - промежуток времени, в течение которого осуществляется поиск работы (с момента начала поиска до момента трудоустройства).
Основные параметры, характеризующие состояние рынка труда, можно представить следующим образом.
1. Предложение на рынке труда совокупной рабочей силы.
2. Спрос на рабочую силу со стороны совокупных работода- телей - всего;
в том числе:
• предприятий и организаций государственной собственности;
• предприятий смешанной собственности. Из них:
акционерных обществ; арендных предприятий; ассоциаций, концернов, объединений; предприятий с участием иностранного капитала; общественных фондов; кооперативного сектора; из них:
сельскохозяйственных кооперативов; кооперативов по производству товаров и услуг; потребительской кооперации; частнопредпринимательского сектора - всего; в том числе:
частных предприятий;
фермерских хозяйств.
Спрос на потенциальную рабочую силу, занятую подготовкой к труду и учебой с отрывом от производства.
Потенциальная рабочая сила, занятая в домашнем хозяйстве - всего;
в том числе безработные.
В Республике Беларусь становление рынка труда как экономической структуры является длительным и сложным процессом, на который воздействуют различные факторы и противоречия, присущие всем постсоциалистическим странам.
К особенностям формирования рынка труда в республике следует отнести:
высокий уровень огосударствления производства;
слабо развитый частный сектор экономики;
нестабильную ситуацию в экономике республики и в инвестиционном комплексе, что обусловливает «эффект замещения», когда излишняя рабочая сила в ощутимой степени возмещает недостаток современных основных фондов. Действие этого эффекта ограничено по времени, и за ним неминуемо наступает предел «замещения», вызывающий сокращение количества рабочих мест. Более того, длительный дефицит инвестиций грозит предельно допустимым падением фондовооруженности с последующим «выбросом» рабочей силы из тех отраслей материального производства, в которых произошло такое падение;
сужение сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, что ведет к существенному падению интенсивности труда и использования фондов;
монополию государства на рынке труда и мощное противодействие государственной политики массовой безработице;
заработная плата еще не является доминирующим фактором в мотивации к труду;
высокий уровень инфляции.
Все перечисленные особенности в той или иной степени влияют на ситуацию на рынке труда республики и предопределяют изменение уровня безработицы и занятости населения.
Для характеристики рынка труда Республики Беларусь в условиях формирования рыночных отношений выделяют два этапа его становления: первый - 1991-1996 гг., второй -с 1997 г. до настоящего времени.
На первом этапе формирования рынка труда республики все более проявлялись такие негативные тенденции, как увеличение предложения рабочей силы при сокращении спроса на нее, высокие темпыроста безработицы, высокийуровень скрытой безработицы, снижение уровня занятости населения.
Так, в 1996 г. на одно вакантное место претендовало более 12 безработных. Статус безработных на конец декабря 1991 г. имели 0,08%, в 1993 г. - 1,18%, в 1994 г. - 2,1%, в 1995 г. -2,7%, а в 1996 г. - 3,9% экономически активного населения
(табл. 17.2). Скрытая безработица в этот период по оценкам различных авторов, колебалась от 9% до 20-30% общей численности занятых.
Количество занятых с 1991 г. по 1996 г. уменьшилось на 786 тыс. человек, или на 15,3%, уровень занятости к общей численности трудовых ресурсов снизился с 86,3% до 74,1%. При этом занятость сократилась практически во всех отраслях материального производства: в промышленности на - 390,9 тыс. человек, или на 24,5%; в строительстве - на 256,3 тыс. человек, или на 44,9%; в сельском и местном хозяйстве - на 220,4 тыс. человек, или на 21,9%. Из сферы материального производства в этот период было высвобождено около 866,4 тыс. человек, или 22,1% от общей численности занятых в ней.
Несколько иная картина в 1991-1996 гг. наблюдалась в отраслях непроизводственной сферы. Здесь быстрыми темпами увеличилась численность работников в таких отраслях, как управление и общественные объединения (на 29,1%), кредитование и страхование (75,6%). Численность занятых возросла также в здравоохранении (11,5%), жилищно-коммунальном хозяйстве (29,0%) и непроизводственных видах бытового обслуживания населения. Но резко сократился спрос на рабочую силу в науке и научном обслуживании (на 53,4%), уменьшилась численность работников транспорта и связи по обслуживанию населения. Численность занятых в непроизводственной сфере в целом в эти годы увеличилась на 5,4%, или на 19,4 тыс. человек.
С 1997 г. ситуация на рынке труда несколько улучшилась: снизился уровень безработицы, увеличилось число вакантных мест, наблюдается рост численности занятых (табл. 17.2). Однако сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу безработных и структуре вакансий, а низкое качество большинства предлагаемых вакансий (низкая заработная плата) является главным препятствием по их заполнению. Официальный рынок труда пополняется малоквалифицированной неконкурентоспособной рабочей силой, в то время как в условиях рыночной конкуренции наниматели предъявляют все более высокие требования к качеству рабочей силы.
Состояние рынка труда Республики Беларусь в 1991—2000 гг.
И хотя по международным стандартам в Республике Беларусь на сегодняшний день низкий уровень безработицы (табл. 17.3), ситуация на рынке труда остается сложной. Ее обостряет и неблагоприятная демографическая ситуация.
Таблица 17.3
Численность безработных и уровень безработицы на конец
1999 г. и 2000 г.
| Численность безработных, зарегистрированных службами занятости, тыс. чел. | Уровень безработицы, в % к экономически активному населению | |||
| 1999 г. | 2000 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
Беларусь | 95,4 | 95,8 | 2,1 | 2Д | |
Азербайджан | 45,2 | 43,7 | 1,2 | 1,2 | |
Армения | 175,0 | 153,9 | 11,9 | 10,9 | |
Грузия | 102,6 | 116,9 |
|
| |
Казахстан | 251,4 | 231,4 | 3,9 | 3,7 | |
Кыргызстан | 54,7 | 58,3 | 2,9 | 3,1 | |
Молдова | 34,9 | 28,9 | ?л | 1,8 | |
Россия | 1263,4 | 1037,0 | 1,7 | 1,4 | |
Таджикистан | 49,7 | 43,2 | 2,8 | 2,6 | |
Узбекистан | 39,1 |
| 0,4 |
| |
Украина | 1174,5 | 1155,2 | 4,3 | 4,2 |
Для характеристики трудового потенциала, происходящих на рынке труда качественных и количественных изменений используется организованная система наблюдений - мониторинг. Отслеживание происходящих процессов позволяет получить объективную информацию, на основе которой можно выработать меры государственного воздействия, обеспечивающие развитие трудового потенциала и рынка труда.
17.3. Содержание государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда
Государственное регулирование трудового потенциала представляет собой очень сложный механизм, охватывающий все многообразие аспектов объекта регулирования (демографический, экономический, социальный) и весь его воспроизводящий цикл - формирование, распределение и использование. При этом современный период экономического развития - когда по сути лишь формируется новая модель республиканской системы хозяйствования на основе тесного взаимодействия предприятий различных форм собственности, развития рыночного сектора экономики - требует принципиального обновления самой основы государственного регулирования трудового потенциала. /
Во-первых^ъ республике в условиях формирования рынка труда осуществляется переориентация деятельности самого государства - с функции монопольного работодателя на функцию посредника в сфере труда, включающей регулирование отношений между работниками и работодателями.
Во-вторых, рыночный механизм характеризует единство двух составляющих - стихийных рыночных регуляторов спроса и предложения на рынке и регулирующего воздействия государства на сферу обмена. Рынок и государственное регулирование дополняют друг друга.
Система государственного регулирования рынка труда представляет собой совокупность законодательно закрепленных правил взаимодействия экономических агентов, базирующихся на рыночных отношениях.
Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения по республике в целом, в отдельных областях и районах; достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям;рациональное и эффективное использованив трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).
Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых.
Государственное регулирование может быть успешным лишь в случае, когда оно опирается на правильный политический подход. Другими словами, политическая направленность должна отражать экономические требования общества и реа-лизовывать их в системе государственного регулирования.
Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда.
Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д.
И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.
Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы.
В составе государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда можно выделить несколько направлений: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения.
Единый процесс распределения и использования трудовых ресурсов предполагает совокупность двух стадий: анализа и прогнозных расчетов.
Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
является исходным этапом прогнозирования. Задача анализа состоит в основательном изучении наличия трудовых ресурсов, степени их использования, возможностей и источников пополнения, а также в выявлении комплекса причин, воздействующих на величину иЛеостав трудовых ресурсов. При этом анализ должен носить не только констатирующий, но и научный характер, т.е. он должен дать необходимый материал для выявления резервов трудовых ресурсов, определить задачи и пути в области рационального их использования, повышения производительности труда, преодоления возможных диспропорций.
Анализируют численность и структуру трудовых ресурсов, источники их формирования, распределение по сферам и отраслям народного хозяйства, сбалансированность трудовых ресурсов и рабочих мест.
Источником для анализа состояния и использования трудовых ресурсов служат периодически проводимые переписи населения, отчетные данные текущей статистики, данные единовременного учета численности рабочих и служащих, выборочные обследования занятости трудоспособного населения, отчетные балансы трудовых ресурсов, статистические данные о численности и структуре рабочих мест.
Анализ сложившихся тенденций позволяет перейти к выработке гипотез изменения трудовых ресурсов и их занятости, т.е. к прогнозу. При этом при прогнозировании трудовых ресурсов выделяют два взаимосвязанных направления, предполагающих и два вида прогноза: демографический и социально-экономический. Задача демографического прогноза заключается в определении численности потенциальных трудовых ресурсов, их половозрастного состава, то есть лимита, из которого можно исходить при решении задач экономического и социального развития.
Социально-экономические прогнозы оценивают возможные экономические потребности общества в трудовых ресурсах, количество и качество рабочей силы, т.е. обосновывают гипотезу изменения отраслевой структуры занятости и профессионально-квалификационного состава. В этом прогнозе должна быть отражена сбалансированность между социальными потребностями общества в труде и возможностями их удовлетворения. Иными словами, при прогнозировании в качестве объекта выступают три равноправные, взаимосвязанные составляющие: трудовые ресурсы, занятость и потребность в рабочей силе.
Прогнозы трудовых ресурсов имеют самостоятельное значение и используются как составная часть комплексных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь. Прогнозы трудовых ресурсов разрабатываются на длительную перспективу (10-20 и более лет), на пятилетний период и год. Они разрабатываются по республике в целом, по отдельным областям, в разрезе городской и сельской местности и по городу Минску.
При прогнозировании трудовых ресурсов, занятости населения, прогнозе рабочих мест используются различные методы: балансовый, корреляционно-регрессивный, методы экстраполяции, написания сценария и другие. Однако особенности переходного к рынку периода существенно сужают возможности и масштабы применения перечисленных методов. Сегодня простейший, и до недавнего времени широко применяемый, метод прогнозирования, основанный на трендовой экстраполяции, неприменим в силу чрезвычайной неравномерности в развитии протекающих трудовых процессов. Так, периоды медленного роста численности безработных могут сменяться обвальным высвобождением занятого населения. Или быстрое нарастание уровня безработицы может смениться ее существенным замедлением.
Затруднено применение и факторных моделей, так как разрушение старых экономических связей и структур привело к нарушению объективных зависимостей между макропоказателями. Параметры регрессивных моделей, полученные на основе ретроспективных динамических рядов, не соответствуют изменившимся условиям, а для получения новых достоверных оценок, как правило, не хватает данных.
Прогнозирование спроса на рабочую силу в зависимости от изменений экономической конъюнктуры с помощью межотраслевых моделей затруднено в связи с тем, что падение производства в различных отраслях, как правило, не сопровождается пропорциональным вытеснением занятых. Регрессивные процессы сказываются не столько на уровне безработных, сколько на производительности труда, что обесценивает применение этого метода.
Применение методов экспертных оценок (метод написания сценария) дает возможность определить ход дальнейших событий, но лишь на качественном уровне. Для получения конкретных количественных оценок такие модели, как правило, непригодны.
В условиях сегодняшнего дня прогнозы трудовые ресурсов строятся в основном на перспективных расчетах балансов трудовых ресурсов и рабочих мест, т.е. балансовый метод является наиболее приемлемым. При помощи балансов выявляются трудовые ресурсы, определяются оптимальные пропорции распределения их по основным видам деятельности, сферам, отраслям народного хозяйства и территориям страны. Для этого используется система трудовых балансов - сводных и частных.
Сводный баланс трудовых ресурсов дает развернутую характеристику численности, состава трудовых ресурсов, их распределения по социальным формам хозяйства, общественным группам населения, отраслям и формам собственности (табл. 17.4). Он составляется в среднегодовом исчислении, в вариантной постановке на основе детального анализа отчетных балансов трудовых ресурсов. Выявляются сложившиеся тенденции формирования трудовых ресурсов по городской и сельской местности, изменение структуры занятых в народном хо-
зяистве по отраслям материального производства и непроизводственной сферы, по формам собственности и хозяйствования. Анализируется фактическая занятость населения республики и областей с выделением трудоизбыточных и трудонедо-статочных регионов, на основании чего оцениваются предпосылки формирования занятости на перспективу.
При разработке сводного баланса трудовых ресурсов выделяются два этапа. На первом этапе - еще до того, как станут известны конкретные объемы производства, проектировки по росту производительности труда, капитальные вложения, масштабы выбытия трудоспособного населения на учебу, - разрабатывается предварительный баланс трудовых ресурсов. Он ориентирован лишь на определение ресурсов труда, которыми будет располагать общество в перспективе. Для этого рассчитывается общая численность: трудовых ресурсов, учащихся 16 лет и старше, обучающихся с отрывом от производства; занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, индивидуальной трудовой деятельностью; занятых в общественном хозяйстве.
На втором этапе производится корректировка предварительного баланса с учетом конкретных параметров развития экономики республики (региона). Расчеты ведутся в нескольких вариантах.
Результатом разработки прогнозного баланса трудовых ресурсов региона должно стать определение избытка или дефицита трудовых ресурсов.
Показатели сводного баланса трудовых ресурсов достаточно полно отражают главные стороны занятости населения, поэтому баланс используется при прогнозе занятости населения.
Частные балансовые расчеты (балансовый расчет распределения молодежи, квалифицированных кадров и др.) позволяют представить процесс формирования и использования той или другой составляющей трудовых ресурсов. Пример частного баланса приведен в табл. 17.5.
При прогнозировании занятости населения, ее уровня, структуры в качестве исходных данных используются демографические прогнозы, балансовые расчеты трудовых ресурсов, программы научно-технического прогресса, результаты анали-
за рынка труда в базисном периоде, а также отраслевые проектировки, учитывающие темпы развития отраслей народного хозяйства, уровень высвобождения в них рабртников.
Прогнозы занятости наряду с регулированием рынка труда предопределяют разработку прогнозов и программ перестройки сферы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирования эффективной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям современного научно-технического прогресса и рыночной экономики. Система образования должна обеспечивать наличие на рынке труда рабочей силы нужного и постоянно растущего уровня квалификации, так как это станет необходимым условием уменьшения технологической и структурной безработицы.
Альтернативные прогнозы занятости представляют собой исходный материал при разработке мер по регулированию рынка труда.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование