6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
За последние десятилетия экономика обогатилась разработками по методическому обеспечению планирования и прогнозирования, в том числе и методами планирования и прогнозирования. В настоящее время насчитывается более 150 методов, отличающихся друг от друга степенью сложности, принципом действия, наличием, а также способами получения и обработки информации об объекте и др. Такое многообразие методов определяется многообразием и особенностями объектов планирования и прогнозирования. Условно выделяют методы прогнозирования и методы планирования. Однако на практике методы прогнозирования широко используются при принятии плановых решений, и наоборот.
Под методом прогнозирования понимают прием, способ, посредством которого на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей прогнозируемого объекта можно получить суждение о возможном его состоянии в будущем.
Для упорядочения и быстрой ориентации методы прогнозирования группируют по различным признакам: степени формализации, общему принципу действия, способу получения и обработки информации, направлениям и назначению прогнозирования, процедуре получения параметров прогнозной модели и др.
По принципам обработки информации об объекте можно выделить статистические методы, методы аналогий, опережающие методы. Статистические объединяют методы обработки количественной информации, выявляя содержащиеся в ней математические закономерности развития и математические взаимосвязи характеристик с целью получения прогнозных моделей. Методы аналогий направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных процессов, на основании чего делаются прогнозы. Опережающие методы прогнозирования строятся на принципах специальной обработки информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережающе отражать развитие объекта прогнозирования. В свою очередь, их можно разделить на методы исследования динамики развития объекта и методы исследования и оценки уровня развития объекта.
Иногда методы группируют на основе нескольких классификационных признаков. Однако наиболее распространена группировка методов по степени формализации, она позволяет охватить все известные методы и остается открытой для включения вновь создаваемых. По степени формализации методы делят на две большие группы: интуитивные, или методы экспертных оценок, и формализованные.
Интуитивные методы позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Они применяются, когда математическая формализация объекта прогнозирования нецелесообразна в силу его простоты либо неосуществима вследствие новизны и сложности объекта или траектории его движения, либо если период упреждения прогноза значительно превышает период его освоения. Оправданы эти методы и при возможном скачке в развитии объекта в прогнозном периоде.
Основная идея и сущность методов экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Характерными особенностями методов экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованное и наиболее эффективное проведение всех этапов экспертизы и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти особенности отличают метод экспертных оценок от обычной экспертизы, широко распространенной в различных сферах человеческой деятельности.
Область применения экспертных оценок весьма широка, посредством этого метода решаются следующие типовые задачи:
составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;
определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;
определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтительности;
альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
альтернативные варианты принятия решений в конкретной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Применение методов экспертных оценок целесообразно на всех уровнях управления, но наиболее часто их используют при решении социальных вопросов, когда невозможно выработать формализованную прогностическую модель. Организация экспертной оценки включает:
формирование репрезентативной экспертной группы;
подготовку и проведение экспертизы;
статистическую обработку полученных результатов опроса.
При решении первой задачи важен количественный и качественный состав группы. Отбор экспертов начинается с определения вопросов, охватывающих решение проблемы, затем составляется список компетентных лиц.
Подбор группы экспертов является наиболее ответственным этапом. Так как прогнозные оценки отражают индивидуальное мнение специалистов и основаны на их профессиональном опыте и интуиции, достоверность экспертной оценки зависит от многих факторов: общего числа привлекаемых экспертов, долевого состава специалистов различного профиля, характеристик специалистов. При подборе эксперта используется анкетный опрос, а дополнительно к нему - самооценка эксперта. Формирование систем характеристик эксперта существенно влияет на ход и результаты экспертизы. Эти характеристики должны учитывать специфические особенности специалистов, возможные отношения между людьми, влияющие на экспертизу. Важное требование к характеристикам эксперта - измеримость этих характеристик. В качестве характеристик могут выступать:
компетентность (степень квалификации эксперта);
креативность (способность решать творческие задачи);
отношение к экспертизе;
конформизм (подверженность влиянию авторитетов);
аналитичность и широта мышления;
конструктивность мышления;
коллективизм;
самокритичность.
Перечисленные характеристики оцениваются качественно, но для некоторых пытаются ввести количественные оценки.
Установить оптимальную численность группы экспертов трудно, хотя разработан ряд формализованных подходов к этому вопросу. Один из них основан на установлении максимальной и минимальной границ численности группы. При этом исходят из двух условий: высокого уровня средней компетентности группы и стабильности средней оценки прогнозируемой характеристики.
Группу формируют путем последовательного исключения малокомпетентных экспертов, основываясь на заданной величине допустимого отклонения компетентности эксперта от максимальной. Качественные характеристики группы выявляются на основе подробного статистического анализа экспертных заключений.
Процедура проведения экспертной оценки может быть различной, но включает три этапа. На первом этапе эксперты привлекаются для уточнения формализованной модели объекта прогноза, формулировки вопросов для опроса либо анкеты, уточнения состава группы. На втором осуществляется непосредственная работа экспертов - экспертное оценивание. На третьем этапе происходит предварительная обработка результатов, затем привлечение экспертов для консультации по недостающей информации, окончательное формирование прогноза и обработка результатов экспертных оценок. При статистической обработке результатов экспертных оценок в виде количественных данных, содержащихся в анкетах, определяются статистические оценки прогнозируемых характеристик и их доверительные границы, статистические оценки согласованности мнений экспертов.
В зависимости от организации экспертного оценивания и формы опроса экспертов различают индивидуальные и коллективные методы экспертных оценок. Индивидуальные методы имеют несколько разновидностей: интервью, аналитический, написание сценария.
При методе «интервью» осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос - ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки зависит от способности интервьюируемого эксперта экспромтом давать заключения по различным фундаментальным вопросам.
Аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо ситуации, предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденции, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Он дает возможность эксперту использовать всю необходимую ему информацию об объекте. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки.
Метод написания сценария основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Сценарий - это картина последовательного детального решения задачи, выявляющая возможные препятствия, серьезные недостатки с тем, чтобы предрешить вопрос о прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту. Сценарий должен содержать всю исходную информацию, на основе которой строится работа по развитию прогнозируемого объекта.
По определению американского прогнозиста Г. Кана, написание сценария - это метод установления логической последовательности событий, показывающий, исходя из существующей ситуации, как могут шаг за шагом развертываться события в будущем. Описание совершается в явно выраженных временных координатах (но не обязательно).
Основное назначение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона, на котором развивается объект, и формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей. Сценарий вынуждает исследователя работать над деталями и процессами, которые он мог упустить, если бы ограничился абстрактными соображениями. Конкретная оценка, догадки или контекст, даже если впоследствии обнаруживаются их серьезные недостатки, лучше, чем преднамеренный отказ от них, ведущий к прекращению всяких размышлений и исследований.
При разработке сценария всегда возникает неопределенность из-за того, что принимающие в этом участие специалисты имеют субъективные суждения. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов. При экспертной оценке следует включать вопросы:
насколько велика существующая неопределенность;
что следует сделать, чтобы ее уменьшить;
• какова ожидаемая степень уменьшения неопределенности.
В готовом виде сценарий должен быть подвергнут анализу.
Основными преимуществами рассмотренных методов являются возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта и незначительность психологического давления, оказываемого на отдельного работника.
Методы коллективных экспертных оценок основываются на принципах выявления коллективного мнения экспертов о перспективах развития объектов прогнозирования. При коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникать продуктивные идеи. Разновидностями этого метода являются: метод комиссии, метод Дельфи, метод коллективной генерации идей (мозговая атака), метод прогнозного графа, матричные методы и др.
Метод комиссии основан на работе специальных комиссий: группа экспертов за «круглым столом» обсуждает проблему с целью согласования и выработки единого мнения. Может использоваться и другая форма опроса - дискуссия, но она имеет недостаток - давление со стороны более компетентных экспертов.
Метод Дельфи - один из наиболее распространенных методов экспертных оценок. Он разработан американской исследовательской корпорацией РЭНД для решения крупных военных проблем. По результатам их исследования в 1964 г. было опубликовано «Исследование возможностей долгосрочного прогнозирования». Основными особенностями этого метода являются:
- анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений;
- многотуровая процедура опроса экспертов;
обеспечение экспертов информацией, включая и обмен информацией между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и без критики;
обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.
Опрос по методу Дельфи заключается в анкетировании экспертов с помощью опросных листов или внешних устройств ЭВМ в несколько туров, с обработкой результатов анкетирования после каждого тура и информированием экспертов об этих результатах. Используются и статистические характеристики ответов, отражающих мнение всей группы, что дает возможность представить групповой ответ в виде медианы и двух квар-телей, т.е. в виде такого числа, оценки которого одной половиной членов группы были больше этого числа, а другой половиной - меньше.
Метод коллективной генерации идей состоит из двух формально не связанных между собой элементов: выявления вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценки. Сначала активизируется творческий потенциал специалистов - генерируется идея. Затем следует процесс де-струирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Этот метод позволяет за короткий промежуток времени путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить продуктивные результаты. В зависимости от форм активизации работы экспертов и их взаимодействия между собой и с организаторами прогноза могут использоваться различные модификации этого метода: метод ПИГ (психоинтеллектуальная генерация идей), метод «мозговых атак» и др.
Особое место в системе интуитивных методов прогнозирования занимает метод морфологического анализа, представляющий собой упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам его развития. С помощью морфологического анализа удается упорядочить входную информацию об объекте, а также получить качественно новую. Его требования - полное исключение предвзятого мнения, суждения об объекте прогнозирования, использование исчерпывающих знаний о нем.
Морфологический анализ включает ряд приемов, но принцип действия у них один: систематизированное рассмотрение характеристик объекта, стремление не пропустить ни одной из них, ничего не отбрасывать без предварительного комплексного исследования. Этой цели служит прием систематизированного охвата информации с последующим исследованием ее по методу «морфологического ящика». Последний строится в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены характеристики объекта. Последовательное соединение одного из параметров первого уровня с параметром последующего уровня представляет собой одно из возможных состояний объекта, либо решение проблемы. При помощи этого метода создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив его состояния. Метод морфологического анализа чаще всего применяется при прогнозировании в области науки и техники.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование