17.4. Государственное регулирование занятости
Сближение спроса и предложения на рабочую силу, снижение безработицы и повышение занятости населения неразрывно связаны с механизмом государственного регулирования рынка труда и включают в себя комплекс законодательных, административных, организационных, материальных и психологических мер.
В условиях формирования рыночных отношений приоритетной задачей становятся выработка и осуществление нового содержания государственного регулирования занятости -одной из основных жизненно-важных потребностей.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы основными задачами в области занятости населения являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностямиреформируемой экономики, повышение эффективности использования трудовых ресурсов.
Важнейшими принципами государственного регулирования занятости являются:
равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;
обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;
• обеспечение трудовой мобильности;
государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;
единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;
сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;
межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Главные цели и задачи в области регулирования занятости должны соответствовать требованиям, установленным Международной организацией труда (МОТ) и Международным бюро труда (МБТ) по вопросам занятости, а также сложившимся в стране социально-экономическим уровням и внутреннему законодательству .
Меры государственного воздействия, направленные на разрешение проблем занятости населения, многообразны и разно-направлены. К ним можно отнести и расширение сфер занятости, сохранение рабочих мест и ввод новых, выплату пособий по безработице и т.д. Они делятся на активные и пассивные. Активные меры направлены на решение проблемы безработицы и повышение уровня занятости: создание рабочих мест, общественные работы, субсидирование, льготное налогообложение, кредитование, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантийный сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т.д. Другими словами, в результате этих мер спрос на рабочую силу увеличивается.
К активным мерам государственного регулирования относятся и те, что приводят к сокращению предложениярабочей силы: увеличение продолжительности школьного образования, расширение дневной формы обучения, увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и другие.
В зависимости от складывающейся на рынке труда ситуации активные меры могут обеспечить сокращение спроса на рабочую силу (налог на использование трудовых ресурсов, выплаты за прием на работу и др.) и увеличение предложения рабочей силы.
К пассивным мерам государственного регулирования относятся ассигнования на выплату пособий по безработице, частичному возмещению безработным их потерь в доходах. Пассивные меры предусматривают два подхода к организации материальной помощи безработным: создание системы социального страхования и вспомоществования.
Система страхования по безработице является основным источником оказания материальной помощи безработным более чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой. Страховые пособия по безработице предоставляются в соответствии с законодательством. Вспомоществование осуществляется в виде помощи (пособия, выплаты).
Таким образом, занятость Населения и безработица должны является предметом пристального' внимания государства, регулирующее управление которого в этой сфере идет по двум основным направлениям: с одной стороны - регулирование уровня и продолжительности безработицы, с другой - социальная защита от нее своих граждан. Для решения этих задач государство должно обеспечить, в первую очередь, правовое регулирование, то есть создать необходимую законодательно-правовую базу. И, во-вторых, четко определить и организовать деятельность специально уполномоченных на то государственных органов.
Регулирование рынка труда, занятости населения в Республике Беларусь осуществляют Министерство труда и социальной защиты и входящие в его структуру Государственная служба занятости, Государственная инспекция труда и Государственная миграционная служба.
Государственная служба занятости включает в себя: Главное управление государственной службы занятости Министерства труда и социальной защиты; управления областных служб занятости; городские и районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости; информационные центры по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных, их филиалы.
Основными направлениями регулирования занятости в Республике Беларусь являются:
оказание помощи в трудоустройстве и материальная поддержка незанятого населения;
профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств Государственного фонда занятости;
развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
разработка программ, предусматривающих конкретные меры по совершенствованию регуляторов рынка труда и занятости населения в республике:
создание рабочих мест в перспективных конкурентоспособных отраслях и в сфере обслуживания населения и производства; эффективная поддержка малого и среднего предпринимательства; развитие системы адресно ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройкой экономики; формирование мотивационных стимулов к труду; углубление и расширение социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квота для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда); совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.
Важнейшим документом, отражающим комплекс мер по реализации государственной политики в сфере занятости, является Государственная программа занятости населения Республики Беларусь, разрабатываемая на конкретный период (как правило, очередной год). Ее основные параметры рассчитываются на основе годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.
Основная цель Программы - осуществление практических мер, направленных на предотвращение массовой безработицы; создание дополнительных рабочих мест и обеспечение равных возможностей для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; организация профессиональной подготовки и переподготовки; содействие предпринимательской инициативе и поддержка самозанятости безработных граждан; развитие системы общественных работ; обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, временно потерявших работу.
Примером может служить Государственная программа занятости населения на 2001 г., включавшая следующие мероприятия (разделы) по обеспечению занятости населения:
создание новых рабочих мест;
содействие трудоустройству незанятого населения;
обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
содействие самостоятельной занятости безработных и поддержка их предпринимательской деятельности;
• организация оплачиваемых общественных работ;
профессиональная ориентация и психологическая поддержка граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
формирование материальной, кадровой и научно-методической базы государственной службы занятости;
мероприятия по стабилизации ситуации на рынке труда регионов с устойчиво высоким уровнем безработицы.
Выделенные в программе мероприятия увязаны по ресур- сам (указана общая сумма затрат и источники их финансиро- вания), исполнителям и срокам исполнения. В программе да- ется анализ состояния рынкал'руда и перспективы его разви- тия на 2001 год. |
Программа занятости населения Республики Беларусь на 2001 год была сориентирована на повышение роли местных органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных формирований, решение проблем региональных рынков труда, осуществление мер по поддержке территорий с наиболее высоким уровнем безработицы.
На основе Государственной программы занятости местные органы власти разрабатывают региональные программы. Начиная с 1998 г., в республике разрабатываются отраслевые и региональные программы создания новых рабочих мест.
Финансовой основой осуществления мер по регулированию занятости в Республике Беларусь являются ресурсы Государственного фонда содействия занятости. Они используются для выплаты пособий по безработице и проведения мероприятий по содействию занятости.
В соответствии с действующим законодательством все субъекты хозяйствования уплачивают в государственный фонд содействия занятости 1% от фонда оплаты труда.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование рынка труда в республике, включает:
законы и постановления парламента;
указы и распоряжения Главы государства;
постановления Правительства;
• приказы, инструкции, распоряжения уполномоченных органов государственного управления.
В Республике Беларусь государственная политика занятости, ее правовое регулирование выражены в ряде законодательных актов и, прежде всего, в Конституции Республики Беларусь и Кодексе законов о труде Республики Беларусь, в Законах «О занятости населения», «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других. Данные законодательные акты определяют правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики занятости, оговаривают обязанности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей по обеспечению занятости, меры их экономической ответственности за нарушения законодательства о занятости, пути развития инфраструктуры рынка труда и прочее. По мнению многих ведущих специалистов, принятое Республикой Беларусь законодательство в области регулирования трудовых отношений в целом соответствует мировой практике.
В Конституции Республики Беларусь четко выражена правовая норма, гарантирующая гражданам право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
В части 2 статьи 41 Конституции Республики Беларусь указано: «Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом».
Основным правовым документом, регулирующим вопросы занятости и безработицы и определяющим деятельность государственных органов, является Закон Республики Беларусь «О занятости населения», принятый 30 мая 1991 г. и позднее дополненный внесенными уточнениями и изменениями. Закон представляет собой нормативный акт, в котором определены правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения Республики Беларусь в условиях многоукладной рыночной экономики.
В республике проводится также активная государственная политика содействия самостоятельной занятости. В соответствии с утвержденным Министерством труда Республики Беларусь Положением о содействии органами государственной службы занятости безработным в организации предпринимательской деятельности и ее дальнейшем развитии им предоставляются безвозмездные субсидии на организацию собственного дела в размере 20 минимальных заработных плат и ссуда до 150 минимальных заработных плат. В 1998 г. была поддержана предпринимательская инициатива 1556 человек, которые получили финансовую помощь в размере 11 млрд. руб., в 1999 г. финансовая помощь составила порядка 40 млрд. рублей.
По мере развития рынка труда в Республике Беларусь изменяется, постепенно обогащаясь и совершенствуясь, система государственного регулирования рынка труда и занятости населения. И здесь безусловный интерес представляет опыт зарубежных стран.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование