12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
Развитие предпринимательства в Республике Беларусь на этапе формирования рыночных отношений обусловлено формированием новой экономической системы, основанной на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности ее хозяйствующих субъектов. Развитие малого предпринимательства в республике связано с решением целого комплекса политических, экономических и социальных проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и удлугами - до снижения остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к собственности, создания прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды, формирования среднего слоя, без которого не может быть стабильности в обществе.
Развитие именно этого сектора экономики можно рассматривать как основу преобразований и перехода белорусской экономики к стадии оживления и подъема. Его развитие позволит как можно скорее компенсировать социальные издержки начального этапа реформы, создать устойчивый и многочисленный слой «эффективных собственников» - опоры рыночной экономики.
Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь имеет свои особенности. За относительно небольшой период рыночных преобразований тенденции его развития принимали различную направленность.
В 1992-1996 гг. в республике обозначился процесс становления и развития малого предпринимательства. К 1996 г. насчитывалось более 20 тысяч субъектов малого предпринимательства (табл. 12.1), общая численность работающих на которых составляла 220 700 человек.
Таблица 12.1*
Развитие предпринимательства в Республике Беларусь
ЛЛ Л Годы Показатели »—Л лл | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Количество субъектов малого предпринимательства, единиц | 14813 | 20077 | 22754 | 24061 | 26781 | 28310 |
в % к 1995 г. | 100 | 135,5 | 153,6 | 162,4 | 180,8 | 191,1 |
в % к предыдущему году | 100 | 135,5 | 113,3 | 105,7 | 111,3 | 105,7 |
Численность работающих на малых предприятиях, тыс.чел. | 176,9 | 220,7 | 232,1 | 280,5 | 326,9 | 333,7 |
в % к 1995 г. | 100 | 124,8 | 131,2 | 158,6 | 184,8 | 188,6 |
в % к предыдущему году | 100 | 124,8 | 105,2 | 120,8 | 116,5 | 102,1 |
Количество частных предпринимателей без образования юридического лица, тыс.чел. |
| 157,1 | 121,8 | 128,7 | 138,8 | 158,4 |
в % к 1996 г. | - | 100 | 77,5 | 81,9 | 88,3 | 100,8 |
в % к предыдущему году | - | 100 | 77,5 | 105,7 | 107,8 | 114,1 |
Основными формами осуществления предпринимательской деятельности в республике явились:
акционерные и частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, основанные на национальном капитале;
совместные предприятия с иностранным участием и их дочерние фирмы, иностранные предприятия;
бывшие государственные предприятия, выкупленные или переданные их коллективам в совместное владение;
государственные арендные предприятия;
частные предприятия без образования юридического лица.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Но, как видно из табл. 12.1, с 1996 г. темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в республике существенно снизились, хотя их общая численность все-таки выросла и по состоянию на 2000 г. составила 28310 единиц. С 1996 г. наблюдается снижение количества частных предпринимателей без образования юридического лица, что дает основание предполагать перелив части капитала в теневую экономику.
Основными причинами, обусловившими снижение темпов роста численности субъектов малого предпринимательства, явились:
• непоследовательная политика государства и правительства в области приватизации собственности;
• действующая валютно-финансовая и ценовая политика;
• фискально-репрессивная направленность регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования;
отсутствие благоприятного инвестиционного климата;
низкая эффективность действующей налоговой системы;
• нестабильность законодательно-правовой среды. Отрицательно сказались на состоянии развития малого
предпринимательства:
неоднократно проводимая в республике процедура перерегистрации субъектов малого и среднего бизнеса, вводившая дополнительные требования для получения разрешений, лицензий, согласований на различных уровнях;
искусственное завышение платы за аренду помещений. Введено правило, согласно которому при отсутствии договора аренды предприятие не регистрируется (на стадии регистрации) или закрывается (если предпринимательская структура ранее функционировала);
введение ограничений на приобретение предпринимателями товаров, производимых на государственных предприятиях. Ряд товаров вообще запрещается отпускать предпринимателям, а по другим видам продукции обычно требуют предоплату, в то время как отгрузка государственным предприятиям производится без предварительных условий;
ограниченная возможность получения лизинговых услуг;
неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
слабая социальная и правовая защищенность владельцев и работников предприятий малого бизнеса;
непомерно разросшиеся контрольно-ревизионные функции органов государственного управления в отношении субъектов малого предпринимательства.
Отличительной особенностью развития малого предпринимательства в Республике Беларусь является неравномерное распределение его по регионам республики (табл. 12.2). Более половины всех малых предприятий сосредоточено в г. Минске, а остальные (6-8,4%) расположены в шести областях, население которых значительно превышает население столицы республики. Эта тенденция устойчива и просматривается на протяжении всего периода становления и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь, начиная с 1992 года.
Н е лучшим образом выглядит распределение малых предприятий и, соответственно, работающих в малом бизнесе по отраслям экономики (табл. 12.3, рис. 12.1).
Структура малого предпринимательства в территориальном разрезе*
Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь
Так, в 2000 г. в сфере науки и научного обслуживания функционировало 1,9% малых предприятий, в строительстве -11,5%, в промышленности - 20,8%, в то время как в торговле и общественном питании - около 45%. В сфере науки и научного обслуживания работало 1,3% от числа занятых в малом бизнесе, в строительстве - 14,5%, в промышленности - 34,7%, на транспорте - 8,4%, в сельском хозяйстве - 1,7% и в сфере торговли и общественного питания - 27,1%.
Такое распределение малого предпринимательства по отраслям экономики, ориентированное в большинстве своем на деятельность в торговле и общественном питании, характерно для стран с переходной экономикой, где предприниматели стремятся получить максимальный доход в кратчайшие сроки и сохранить заработанную прибыль. Такая возможность имеется прежде всего в торговле и общественном питании, поскольку в этих сферах существуют предпосылки для быстрого перевода своих капиталов за пределы страны и минимизация потерь в случае неблагоприятных для субъектов малого предпринимательства ситуаций.
Низкий удельный вес работников малых предприятий, занятых в высокотехнологичных отраслях экономики, означает, что в республике в сфере малого предпринимательства прослеживается тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации.
Процессы, происходящие в малом предпринимательстве республики, имеют и объективный характер. Ликвидация малых предприятий является не только результатом воздействия неблагоприятной внешней среды (высокие налоги, отсутствие финансовых средств и т.д.), но и следствием нормально развивающейся, здоровой экономической конкуренции, когда субъекты, не способные адаптироваться к рыночным условиям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с поставщиками и потребителями, вынуждены уходить с рынка.
Показатели, широко используемые в зарубежной практике для оценки уровня развития малого и среднего бизнеса (табл. 12.4), говорят, что, несмотря на негативные тенденции, малый бизнес в республике развивается. На начало 2000 г. его доля в валовом внутреннем продукте составила около 10%, численность занятых на предприятиях малого бизнеса - 7,4% от общей численности занятых в отраслях народного хозяйства, число субъектов малого предпринимательства равнялось 26,8 тыс. единиц.
Таблица 12.4
Основные показатели развития малого и среднего бизнеса в развитых капиталистических странах*
Страна | Число малых и средних фирм | Численность занятых, млн. чел. | Дола малых и средних фирм | ||
тыс. ед. | на 1 тыс. жителей | в общей числ. населения | в ВВП | ||
Великобритания | 2930 | 46 | 13,6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18,5 | 46 | 50-54 |
Италия | 3920 | 68 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15,2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15777 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52-55 |
Россия | 836,2 | 5,65 | 8,1 | 9,6 | 10-11 |
Республика Беларусь | - | 2,67 | - | 7,4 | 6,8 |
Украина | - | 4,0 | - | 9,0 | 11,0 |
Для обеспечения дальнейшего эффективного развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на этапе формирования рыночных отношений требуется действенная система государственного регулирования малого предпринимательства, включая слаженную организационную структуру органов управления.
«Экономист», М., N° 2. - С.75.
12.3. Организация государственного регулирования малого предпринимательства
Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь и ее важнейшей составляющей - малого предпринимательства обусловили необходимость формирования организационной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основой формирования должны были стать принципы и подходы, соответствующие новым условиям хозяйствования:
адекватность основам функционирования суверенного государства в условиях становления и развития рыночной экономики;
формирование государственных органов на функциональной основе, позволяющей существенно сократить использование командно-распорядительных методов управления;
отказ от прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность хозяйствующих субъектов, косвенное регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности;
гарантированность свобод предпринимательской деятельности и реализации прав собственности всех субъектов хозяйствования.
Приведенные выше принципы заложены в основу организационной системы государственного регулирования малого предпринимательства и в период становления свободного предпринимательства обеспечивают выполнение следующих основных функций системы:
обеспечение экономической свободы предпринимательства;
создание четких, равных «правил игры» для всех субъектов хозяйствования на всем экономическом пространстве Республики Беларусь;
формирование механизма государственного регулирования предпринимательства.
Учитывая условия, в которых функционирует и развивается малое предпринимательство в Республике Беларусь, необходимы умеренно радикальные преобразования, обеспечивающие встраивание новых рыночных структур и отмирание административных форм и методов управления.
Сложившаяся на сегодняшний день в республике организационная система регулирования малого предпринимательства включает в себя функциональные и институциональные составляющие, к которым относятся:
органы управления;
финансовые организации;
общественные объединения.
К органам управления малым предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, функциональные и отраслевые министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы. Они обеспечивают:
разработку предложений по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проведение анализа состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, подготовку прогнозов развития и предложений по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства и представление их в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь;
организацию разработки и реализации государственных, отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;
участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народно-хозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;
создание отраслевых и региональных систем государственной поддержки малого предпринимательства, включающих соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;
- подготовку предложений об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки.
Министерства и другие центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставку продукции субъектами малого предпринимательства для государственных нужд, оказывают поддержку их внешнеэкономической деятельности, помогают в подготовке и переподготовке, повышении квалификации кадров, разрабатывают и осуществляют меры по созданию информационной инфраструктуры для получения экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации и обмена информацией между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных направлениях.
Непосредственноерегулирование малого предпринимательства в республике осуществляют:
Министерство экономики и его структурные подразделения в регионах (областные территориальные комитеты и территориальный комитет г.Минска);
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки;
центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры;
общественные объединения предпринимателей (ассоциации, союзы и др.).
Основными задачами Министерства в области предпринимательской деятельности являются:
• разработка предложений и реализация государственной политики по развитию и поддержке предпринимательства, координации деятельности государственных органов управления в этой сфере;
разработка совместно с другими государственными органами управления программы государственной поддержки предпринимательства и участия в их реализации;
выработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов предпринимательства;
защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов предпринимательства;
обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства;
разработка предложения по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности субъектов предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлекаемых заемных и других средств;
совершенствование системы и механизма финансово-кредитной поддержки предпринимательства;
организация мероприятий по обеспечению субъектов предпринимательства современным оборудованием и технологиями, созданию сети технопарков, лизинговых фирм, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры.
Для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, в Республике Беларусь создаются республиканские и территориальные фонды финансовой поддержки предпринимателей. Денежные средства фондов формируются за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг финансовых организаций и других источников.
Фонды финансовой поддержки предпринимателей - некоммерческие организации. Они являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, финансово-кредитными и другими организациями.
На сегодняшний день единственной организацией, осуществляющей кредитование субъектов малого предпринимательства в республике, является Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства. Фонд функционирует на основании Положения о фонде, разработанного в 1998 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь. Его главные задачи:
финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, а также мероприятий, проводимых Министерством предпринимательства и инвестиций;
аккумулирование средств для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание, реструктуризацию и техническое переоснащение субъектов малого предпринимательства.
Основными направлениями деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:
содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий;
участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;
участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;
поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;
содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.
В формировании инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь важнейшая роль отводится центрам поддержки предпринимателей, инкубаторам малого предпринимательства, инновационным центрам.
Центры поддержки предпринимательства - это юридические лица, созданные в установленном правительством порядке общественными объединениями предпринимателей, республиканскими или территориальными фондами финансовой поддержки предпринимателей, местными исполнительными и распорядительными органами. Их цель - обеспечение экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Статус «центр поддержки предпринимательства» присваивается только после получения свидетельства установленного образца. Действующие центры поддержки предпринимательства периодически проходят переаттестацию в Министерстве экономики. Аттестация вновь создаваемых центров проводится на постоянной основе. По состоянию на начало 2001 г. в республике функционирует 59 центров поддержки предпринимательства.
Главными задачами центров являются:
помощь начинающим предпринимателям (она чаще всего касается составления бизнес-плана, оформления документации);
предоставление информации (о сырье, материалах, предложениях отечественных субъектов хозяйствования и др.);
оказание методических и консультационных услуг;
• оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства;
• обеспечение их квалифицированными кадрами; и другие. Любой центр поддержки предпринимателей реализует
свои услуги на договорной основе в соответствии с законодательством.
Имущество и средства центра формируются за счет: взносов учредителей в уставный фонд; средств из республиканского и местных бюджетов, предусмотренных государственными программами; кредитов, выделенных фондами финансовой поддержки предпринимателей; помощи от международных организаций и финансовых институтов; добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц; доходов от собственной хозяйственной деятельное! и; иных источников, не противоречащих законодательству. Прибыль, остающаяся в распоряжении центра, направляется на дальнейшее его развитие и расширение объема выполняемых работ и оказываемых услуг.
Центры поддержки предпринимательства получают льготы по уплате налоговых, арендных, таможенных и иных платежей, могут получать льготные кредиты от фондов финансовой поддержки предпринимателей, офисное оборудование и помещения для своего размещения на безвозмездной основе или на льготных условиях арендной платы и платежей за коммунальные услуги. Центрам предоставляется необходимая информация и методическая помощь в Министерстве экономики Республики Беларусь.
Основные направления деятельности центров поддержки предпринимательства представлены на рис. 12.3.
Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо любой формы собственности, созданное для оказания помощи субъектам малого предпринимательства. Статус инкубатора малого предпринимательства подтверждается свидетельством соответствующего образца в установленном порядке.
И мущество инкубатора малого предпринимательства формируется за счет: имущества и денежных средств учредителя (учредителей) инкубатора; имущества и денежных средств, переданных организациями и учреждениями, оказывающими содействие в создании инкубаторов; арендной платы, получаемой от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных от оказания услуг; отчислений от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученной в результате их хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договором и учредительными документами; добровольных отчислений юридических и физических лиц.
Взаимодействие инкубатора и субъектов малого предпринимательства осуществляется на договорной основе.
Главная задача деятельности инкубатора малого предпринимательства - формирование благоприятной среды для поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Выделяют несколько видов инкубаторов. В зависимости от целевого назначения инкубаторы могут быть специализированными и многопрофильными. Примером специализированного инкубатора является инновационный центр, деятельность которого лежит в плоскости новых технологий, продукции, услуг, новых организационно-технических решений различной направленности. Многопрофильный инкубатор охватывает различные виды предпринимательской деятельности. Примером может служить многоцелевой инкубатор сервисного типа; его отличительными чертами являются:
• комплексность предоставляемых в одном месте услуг;
• коллективный характер пользования материально-техническим обеспечением на льготных условиях.
Разработана Концепция создания и развития сети инкубаторов малого предпринимательства (ИМП) в Республике Беларусь и методика оценки эффективности их деятельности. Определены критерии для отбора фирм-кандидатов в инкубатор и разработаны рекомендации по формам взаимосотрудничества. Утверждено Положение о конкурсе проектов создания региональных инкубаторов малого предпринимательства.
На начало 2001 г. в республике созданы и функционируют 9 инкубаторов малого предпринимательства и 2 технопарка.
Развитие малого предпринимательства в республике сформировало устойчивый спрос на услуги в области подготовки предпринимательских кадров, а это требует:
• создания ряда центров профессионального предпринимательского образования, подготовки и переподготовки предпринимательских кадров;
разработки примерных образовательных программ для высшего и среднего специального образования в области предпринимательства;
подготовки и реализации совместных проектов с партнерами из Российской Федерации и других зарубежных стран в области обучения предпринимательских кадров;
разработки и реализации проекта электронного обучения предпринимателей.
Предполагаемая стратегия профессиональной подготовки в сфере предпринимательства должна быть нацелена на повышение эффективности деятельности всех субъектов малого предпринимательства. При этом сама система обучения должна быть многовариантной, способной самоадаптироваться к быстро изменяющимся условиям и запросам слушателей и в перспективе распространяться на все более широкие слои населения.
На сегодняшний день по заказу ранее функционировавшего Министерства предпринимательства и инвестиций в рамках государственных программ поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь разработаны и утверждены учебные программы для подготовки и переподготовки предпринимательских кадров, проведено обучение руководителей центров поддержки предпринимательства, готовятся к изданию учебно-методические пособия, разрабатываются активные формы обучения. Достигнуто соглашение между Министерством предпринимательства и инвестиций, Комитетом по занятости населения, Министерством образования и Белорусским государственным университетом о порядке организации обучения незанятого населения и безработных граждан с участием региональных центров поддержки предпринимательства. Планируется приступить к подготовке преподавателей для региональных центров, разработке системы дистанционного обучения предпринимателей, деловому обучению руководителей центров поддержки предпринимательства.
Важнейшую роль в организации государственного регулирования малого предпринимательства играет информационное обеспечение. В республике должна быть создана единая информационная система предпринимательства, включая компьютерную систему регулирования развития малого предпринимательства. На сегодняшний день разработана первая очередь автоматизированной системы информационного обеспечения поддержки предпринимательства в республике.
На базе информационного центра поддержки предпринимательства Минской области создан центр сбора и распространения информационно-справочных ресурсов. Большинство центров поддержки предпринимательства республики объединены компьютерно-информационной сетью, функционирующей на базе достижений отечественной науки. Все компьютеры сети работают на основе телевизионных каналов «подкачки» информации с целью непрерывного обновления баз данных (система Телеинтернет).
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование