2.1. Субъекты и объекты регулирования
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.
Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.
Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.
Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. Их индивидуальные экономические интересы, зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные, представляют выразители хозяйственных интересов.
В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в
средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления.
Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.
Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами:
во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы;
во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.;
в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы.
Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям.
Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики.
При изучении мнений носителей экономических интересов о принимаемых государством мерах регулирования экономики прибегают к анкетному опросу, который осуществляется специализированными научно-исследовательскими центрами.
Ч.к 742
Обработка данных опроса позволяет выявить и заранее распознать отношения носителей экономических интересов к общему курсу или конкретным мерам государственного регулирования экономики.
Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга -по характеру, иерархическому уровню (уровень фирмы, предприятия, региона, отрасли, сектора экономики, народного хозяйства в целом). Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д.
В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.
Макроэкономика представляет собой единый народнохозяйственный комплекс, который имеет специфическую хозяйственную базу и характеризуется особыми вертикальными связями между государственными органами и отдельными хозяйствующими субъектами. Материальный фундамент макроэкономики - национальное богатство.
В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториаль-ная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи.
В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос1, совокупное предложение2 и совокупное производство. Именно выделенные совокупные величины, соответ-
1 Совокупный спрос - объем товаров и услуг, который планирует приобрести общество (население, правительство, предприниматели) при любом уровне цен.
2 Совокупное предложение - все товары и услуги, которые производит экономика, или реальный объем производства при каждом возможном уровне цен.
ствие их объемов и структуры составляет основу объективного экономического закона пропорционального развития экономики. При нарушении этого соответствия возникает макроэкономическое неравновесие, которое проявляется в структурных кризисах, кризисах перепроизводства, в массовой безработице и инфляции.
Микроэкономика может быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц.
Следует отметить, что именно объект предопределяет со-держаниерегулирования, его формы и методы. Например, рассматривая в качестве объекта государственного регулирования национальную экономику, т.е. экономику конкретной страны, необходимо учесть ее особенности, состояние развития на соответствующем этапе, уровень развития производительных сил и производственных отношений. При этом важно правильно выбрать макроэкономические показатели, критерии и индикаторы, описывающие эти процессы. Исходя из целевых ориентиров, особенностей, уровня и состояния развития экономики вырабатывается механизм регулирования, способный обеспечить достижение поставленных целей в области экономического и социального развития страны. Он должен обеспечить экономическую стабильность, гармоничное развитие производства и социальной сферы, укрепление научного потенциала, создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования и реализации как общественных, так и частных интересов.
В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить:
качественное преобразование процесса воспроизводства;
денежное обращение;
условия и источники накопления капитала;
структуру народного хозяйства;
структуру форм собственности;
• процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности;
• формирование конкурентной среды;
• формирование и развитие системы предпринимательства;
развитие социальной сферы;
механизм социальной защиты населения;
трудовые отношения;
окружающую среду;
внешнеэкономические связи.
2.2. Экономика Республики Беларусь переходного к рынку периода как объект государственного регулирования
Рассматривая в качестве объекта регулирования национальную экономику, т.е. экономику конкретной страны, анализ ее развития следует проводить как с позиции общих теоретических подходов, так и с учетом особенностей, состояния социально-экономического развития на данном этапе, уровня развития производительных сил и производственных отношений.
Чтобы представить современное состояние экономики республики и выяснить основные причины, обусловившие эту ситуацию, необходима, в первую очередь, трехсторонняя характеристика:
оценка экономики Республики Беларусь как социально-экономической системы в составе бывшего СССР;
оценка влияния распада СССР, подрыва и ликвидации командно-распорядительной системы на процессы социально-экономического развития республики;
определение объективно необходимых путей развития экономики на современном этапе.
Беларусь была одной из наиболее благополучных республик бывшего Советского Союза. На конец 80-хгг. XX в. приходится наивысший уровень ее социально-экономического развития.
Занимая 0,9% территории бывшего СССР и имея 3,6% населения и 3,4% стоимости основных производственных фондов, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового национального продукта, 4,5% промышленных товаров и 5,6% продукции сельского хозяйства тогдашней огромной страны. Экономика республики являлась частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. 90% имущества, составляющего объекты производства, принадлежало государству и огосударствленным колхозам и кооперативам. До 80% объектов народного хозяйства на территории республики управлялись непосредственно из центра отраслевыми ведомствами, которые осуществляли централизованное фондовое обеспечение производства и социальной сферы материально-техническими ресурсами и реализацию продукции предприятий. Централизованно устанавливались фонд оплаты труда, доходы, развитие социальной инфраструктуры и многие другие параметры социально-экономического функционирования экономики республики.
Развиваясь как глубоко и широко интегрированная часть народнохозяйственного комплекса СССР, республика была зависимой от него и по источникам материально-технических ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства ориентировалась на вывоз продукции в другие регионы и не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.
Наиболее зависимой от экономических связей оказалась промышленность республики, где оборот ввоза и вывоза продукции достигал почти 75% общего объема промышленного производства. До 40% промышленной продукции предназначалось для военных целей.
В целом годовой объем ввоза и вывоза продукции в Республике Беларусь в 1990 г. составил 40 млрд. рублей, или более половины валового общественного продукта.
Существенной особенностью экономики республики того периода был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Основные показатели эффективности (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость) снижались на протяжении последних 20 лет.
Так, материалоемкость ежегодно возрастала на 0,2-0,5%, фондоотдача снижалась на 3-3,5% в год, а уровень производительности труда был в 1,5-2 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Ежегодно падал прирост продукции на 1 рубль капитальных вложений, и за 20 лет он снизился примерно наполовину. И лишь благодаря крайне низким ценам, в сравнении с мировыми, на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела благоприятный торговый и платежный баланс.
Беларусь отличалась неразвитостью социальной сферы и сферы услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода.
Отягощающе повлияли на экономику республики чернобыльская катастрофа и нездоровая экологическая обстановка в целом.
Такова была экономическая ситуация в республике к моменту провозглашения ее независимости.
Последнее десятилетие внесло существенные изменения в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Условно его можно разделить на два этапа: 1991-1995 гг. и 1996-2000 гг.
На первом этапе распад СССР, разрыв хозяйственных связей, нарушение планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры, резкое изменение внешнеэкономических условий, утрата традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов, неподготовленность к проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений, непоследовательность и отсутствие достаточно продуманных и эффективных рыночных преобразований повергли экономику республики в тяжелейший кризис.
Состояние экономики Республики Беларусь в тот период отражают экономические индикаторы - система важнейших показателей, комплексно характеризующая состояние сферы производства, обращения и потребления в динамике за 19911995 гг. (табл. 2.1).
Из приведенной таблицы видно, что за 1991-1995 гг. существенно ухудшились все важнейшие показатели: в 1995 г. ВВП составил 65,2% от уровня 1990 года, спад промышленного производства составил 38,6%, сельскохозяйственного - 26,4%, более чем в два с половиной раза сократились объемы капитальных вложений, более чем в 1,6 раза упали реальные денежные доходы населения.
С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1994-1995 гг. несколько уменьшить инфляцию, снизить дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.
Но в целом социально-экономическая ситуация в стране на конец 1995 г. оставалась сложной и противоречивой. Вместе с тем процесс рыночных преобразований осуществлялся. Можно констатировать, что к концу 1995 г. в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства, создана независимая кредитно-денежная и банковская система, сформированы органы управления, выстраивалась инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов, складывался реальный облик модели экономического развития республики социально ориентированного типа.
Актуальной стала новая задача: создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и последующему росту. Она нашла отражение в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.», где в качестве приоритетов были определены: экспорт, жилье, продовольствие.
Экономический спад был приостановлен в начале второго этапа. С 1996 г. заметно оживились многие отрасли промышленности, внешнеэкономическая деятельность, увеличился выпуск продукции сельского хозяйства, сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений. По сравнению с 1995 г. физический объем ВВП в сопоставимых ценах увеличился на 2,6%. Впервые за последние шесть лет (1991-1996 гг.) был получен прирост ВВП. На 3,2% увеличился выпуск промышленной продукции, на 7,2% повысилось производство товаров народного потребления, в том числе продовольственных товаров - на 4,5%, непродовольственных - на 13,5%. Наблюдалось снижение темпов инфляции, что обусловлено ужесточением денежно-кредитной политики, ограничением денежной и кредитной масс, временной стабилизацией обменного курса национальной валюты и приближением внутренних цен по большинству продуктов к мировым.
В 1996-2000 гг. в экономике республики в целом имела место позитивная динамика экономического подъема: рост ВВП, инвестиций в основной капитал, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, рост производства товаров народного потребления, увеличение розничного товарооборота, рост внешнеторгового оборота.
Однако наряду с позитивными в этот период имели место и негативные тенденции. На фоне роста валового внутреннего продукта наблюдаются значительные различия в объемах выпуска продукции по отдельным отраслям. Несмотря на статистический рост инвестиций в основной капитал, их совокупный объем еще далек от уровня 1990 года. Ценовые перекосы и нестабильность валютного рынка повлекли нестабильность потребительского рынка, неорганизованный вывоз товаров первой необходимости из республики, бартерные сделки в реальном секторе экономики.
В 1998 г. в России разразился финансово-экономический кризис. Его негативное воздействие на экономику Беларуси во многом было обусловлено:
• высоким уровнем ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России;
• низкой конкурентоспособностью белорусских товаров;
• отсутствием равновесия в финансовой системе, разба-лансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.
Все это говорит о том, что при вхождении в XXI век ситуация в экономике республики все еще остается сложной и противоречивой. Беларусь находится на начальном этапе трансформации своего хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику.
Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является
4 З.ис 742
плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех.
Но формируемая модель белорусской экономики при общих признаках будет существенно отличаться от других социально ориентированных моделей, например, шведской, французской. В ней должны отражаться особенности республики, она должна соответствовать современным возможностям народа Беларуси, его истории, культуре и менталитету.
Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития, исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства.
Одна из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах, «глубина его погружения» в протекающие социально-экономические процессы.
При формировании модели белорусской экономики учитывается и опыт развития стран с переходной рыночной экономикой, который учит, что чрезмерный акцент либо на монетарные рычаги воздействия на экономику (страны Балтии, Польша), либо на немонетарные (государства СНГ) не дает ожидаемого результата. В условиях национальной специфики необходимо их взвешенное сочетание.
Переход от административно-командной системы к рыночной экономике не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а требуется достаточно длительный - переходный - период.
В процессе формирования социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода необходимо:
• создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;
при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;
сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;
сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;
создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование