9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
Государственное регулирование масштабов и темпов роста национальной экономики основано на использовании макроэкономических показателей, характеризующих ее различные аспекты и стороны. К макроэкономическим показателям относятся: совокупный общественный продукт (СОП), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), чистый внутренний продукт (ЧВП) и др.
До недавнего времени в Республике Беларусь, как и других странах СНГ, для регулирования масштабов и темпов общественного производства, использовались макроэкономические показатели, рассчитанные по марксистской методологии. Согласно марксистской теории расширенного воспроизводства, производительным является труд работников, занятых в материальном производстве. Совокупность благ и услуг, созданных в материальном производстве за определенный период времени (обычно за год), отражает совокупный общественный продукт (СОП).
Выделяют натурально-вещественный и стоимостной состав совокупного общественного продукта. По натурально-вещественному составу СОП представляет собой средства произ
водства и предметы потребления, а по стоимости - распределяется на три части: стоимость израсходованных в процессе производства средств производства, то есть перенесенная на готовый продукт стоимость орудий труда (амортизационные отчисления) и стоимость использованных сырья и материалов (с); стоимость необходимого продукта, поступающая в личное потребление работников материального производства (и); стоимость прибавочного продукта (/га). Таким образом стоимость общественного продукта может быть выражена как СОП=с+и+т. Последние две части (v+m) образуют вновь созданную стоимость, или национальный доход (НД). Отсюда СОП можно представить как СОП=с+НД.
Валовой общественный продукт представляет собой совокупность валовой продукции отдельных предприятий, поступающих через экономический оборот в сферу потребления. Поскольку валовой общественный продукт (ВОП) состоит из продукции отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция (например, сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия) передается другим предприятиям для производства их продукции и поэтому их стоимость учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы получить достоверную величину национального продукта, необходимо избавиться от повторного счета, а для этого необходимо подсчитать все материальные затраты в производстве один раз.
Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется конечным продуктом. Конечный продукт -это часть стоимости валового общественного продукта, которая выходит за пределы текущего потребления и используется на потребление населением, восстановление потребленных в течение года средств производства и накопление. По натурально-вещественному составу конечный продукт включает созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть предметов труда, которая используется для резервных, страховых и переходящих запасов, а также продукцию на экспорт.
Часть валового общественного продукта, расходуемая в течение года на текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, покупные комплектующие детали и узлы, полуфабрикаты, называется промежуточным продуктом.
Национальный доход, или вновь созданная в материальном производстве стоимость, по натурально-вещественной форме выступает как совокупность вновь созданных средств производства, направляемыхнарасширение производства,уве-личениерезервов, запасов и предметов потребления, направляемых на личное и общественное потребление. По стоимостной форме национальный доход выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт существует в форме оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления. Прибавочный продукт предназначен для расширения производства и найма дополнительной рабочей силы на содержание непроизводственной сферы, создание страховых резервов и запасов и другие цели.
Макроэкономические показатели, используемые в советской экономике, отличаются от аналогичных показателей в странах, применяющих систему национальных счетов - первые охватывают только материальное производство, & вторые - все народное хозяйство.
Переход к рыночной экономике, вхождение Республики Беларусь в мирохозяйственные связи предопределили объективную необходимость построения принципиально новой системы обобщающих показателей. Важнейшими показателями этой системы являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - центральный макроэкономический показатель, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира. В самом общем виде валовой внутренний продукт характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.
Кроме валового внутреннего продукта, в макроэкономике применяется и другой показатель - валовой национальный продукт (ВНП). ВНП характеризует результаты экономической деятельности предприятий и организаций страны, независимо от того, где они территориальнорасположены, в то время как ВВП отражает производство материальных благ и оказание услуг на территории данной страны. Разница между ВВП и ВНП называется факторным доходом из-за рубежа и может быть положительной и отрицательной.
Другими словами, при определении валового внутреннего продукта используется так называемый территориальный принцип. Валовой же национальный продукт измеряется по национальному принципу, то есть по стоимости продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, независимо от территории, где они находятся.
Чтобы получить валовой национальный продукт, к ВВП нужно добавить разницу между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами нерезидентов в данной стране. Резидентами называются все лица, проживающие на территории данной страны, кроме иностранцев, приезжающих в нее на срок менее года. Например, после расчета валового внутреннего продукта Республики Беларусь за определенный период к нему нужно добавить факторные доходы от белорусских компаний, находящихся в других странах, и вычесть доходы компаний других стран, расположенных на территории республики.
Количественное различие между валовым внутренним продуктом и валовым национальным продуктом незначительно и в развитых странах не превышает 2%. Для Беларуси оно еще меньше, так как сальдо заграничного производства является очень незначительной величиной.
Национальный доход представляет собой суммарный доход экономических резидентов данной страны. Он рассчитывается как сумма всех факторных доходов или путем вычитания из ВВП объемов амортизационных отчислений и косвенных налогов на бизнес.
Кроме этих показателей используются: чистый внутренний продукт (ЧВП) и чистый национальный продукт (ЧНП). Однако их расчеты на современном этапе сопряжены с рядом трудностей из-за отсутствия единой для всех стран методологии расчета. Поэтому для отражения масштабов общественного производства и темпов экономического роста большее распространение получили представленные выше валовые показатели.
В Республике Беларусь в настоящее время основным показателем является валовой внутренний продукт. Он исчисляется тремя методами: производственным, распределительным и методом конечного использования. Производственный метод состоит в исключении из стоимости произведенных товаров и услуг части, израсходованной в производстве. Согласно производственному методу, ВВП представляет собой сумму добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость - это стоимость, созданная в процессе производства, исключая стоимость потребленного сырья и материалов.
Можно сказать, что добавленная стоимость отдельной фирмы дает стоимостную оценку ее работы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости национального продукта. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить валовые добавленные стоимости всех производителей товаров и услуг данной страны.
Кроме суммы добавленных стоимостей валовой внутренний продукт, рассчитанный по производственному методу, включает налоги (налог на продукты и на импорт) и полученные на продукты и на импорт субсидии.
Расчет ВВП по распределительному методу требует использования потоков доходов, получаемых владельцами факторов производства. Совокупный доход, получаемый владельцами факторов производства, является валовым внутренним доходом.
Если же к валовому внутреннему доходу добавить сальдо факторных доходов из-за границы, получим валовой национальный доход. Эти показатели характеризуют доходность национальной экономики. Если речь идет об индивидуальных доходах, то следует различать два вида доходов: трудовой и на собственность. Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Доходы на собственность, или предпринимательские, включают в себя:
рентные доходы - это доходы от передачи прав, например, на землю, патенты, разработку недр и т.п.;
прибыль, получаемую от вложения собственного капитала в свои предприятия;
прибыль корпораций, то есть доход на капитал (оборудование, здания, патенты) в корпоративном секторе экономики;
чистый процентный доход, то есть выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты.
Валовой внутренний продукт можно определить и по методу конечного использования как сумму конечной продукции. В данном случае ВВП выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, или как сумма расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление.
Схема движения продуктов и доходов в национальной экономике включает:
Расходы домашних хозяйств, составляющих наибольшую часть в экономике (обозначим их буквой С);
Расходы фирм на товары и услуги. Они бывают двух видов: во-первых, фирмы закупают физический капитал (оборудование, транспорт, здания), во-вторых, - товары для поддержания производственных запасов с целью обеспечения нормального ритма производства. Обе формы представляют собой расходы на инвестирование и обозначаются символом I. Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции {ВИ) - это общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала, проданных в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть часть, потраченную на замену износившихся зданий и оборудования (амортизационные отчисления - АО), получим чистые инвестиции (ЧИ); таким образом, ЧИ = ВИ - АО;
Расходы правительства на покупку товаров (танков, самолетов, школ и др.) и услуг военных и гражданских служащих (обозначим G);
Расходы внешнего мира, или чистый экспорт. Чистый экспорт - это разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт больше импорта, то чистый экспорт положительный; если импорт больше экспорта, то чистый экспорт имеет отрицательное значение. Обозначим чистый экспорт N.
Определить валовой внутренний продукт по сумме расходов на покупку конечной продукции можно через уравнение:
ВВП = C + I + G + N.
Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учета уровня цен. При текущей оценке национального продукта используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. ВВП, рассчитанный в ценах текущего года - это номинальный ВВП.
Однако при сравнении объемов произведенного национального продукта за разные промежутки времени невозможно применение рыночных цен, так как они, особенно в условиях инфляции, существенно отличаются в начале и конце временного интервала. Чтобы сделать вывод, на основании чего произошел рост национального продукта (то ли за счет увеличения объема производства, то ли за счет роста цен), используется реальный ВВП, рассчитанный в базовых или сопоставимых (неизменных) ценах, т.е. с учетом инфляционного обесценивания. С этой целью рассчитывают индексы потребительских цен и дефляторы валового внутреннего продукта, позволяющие измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, то есть величину инфляции в стране за тот или иной период.
Индекс-дефлятор ВВП - это отношение ВВП, исчисленного в текущих ценах, к объему ВВП, исчисленного в сопоставимых ценах предыдущего периода. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также номинальной массы чистых налогов.
Эти индексы используются при расчете реального ВВП:
или
Реальный ВВП используется при оценке масштабов общественного производства и темпов экономического роста.
Изменение объемов валового внутреннего продукта в единицу времени (как правило, год) характеризует экономический рост, его темпы. Показателем роста ВВП служит индекс роста («Г), рассчитываемый как отношение его объема в рассматриваемый период (BBnt) к его объему в предыдущем периоде (ВВПв), который служит базой для сравнения (базисный год):
Темп роста ВВП в процентах определяется, как: ВВП
Темп роста ВВП = —х 100%
ВВП,
Динамика экономического роста может быть представлена с помощью погодовых индексов или нарастающим итогом, т.е. путем сравнения объемов ВВП каждого года в отдельности с базисным годом.
В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь основные характеристики масштабов и темпов роста общественного производства даются в абсолютном выражении (например, ВВП в фактически действующих ценах) и индексах изменения показателей - в процентах к предыдущему или другому году (например, к 1990 году) в сопоставимых ценах. Основой расчета основных макроэкономических показателей является система национальных счетов.
9.2. Система национальных счетов как инструмент государственного регулирования
экономики
Моделями годового экономического оборота на макроуровне являются баланс народного хозяйства и система национальных счетов, представляющие собой систему взаимосвязанных экономических показателей, выраженных в соответствующей форме (в виде таблиц, счетов либо в их сочетании).
Сложившаяся и используемая в течение многих лет в бывшем СССР схема баланса народного хозяйства представляла собой систему взаимоувязанных балансовых таблиц, каждая из которых отражала отдельные, наиболее принципиальные аспекты экономического процесса с позиции примата материального производства по отношению к другим видам деятельности. Основными разделами баланса народного хозяйства являлись: баланс производства, потребления и накопления совокупного общественного продукта; баланс производства, распределения и использования национального дохода; сводный баланс трудовых ресурсов; баланс национального богатства. Кроме основных разделов, в баланс народного хозяйства входили дополнительные балансовые расчеты и балансы: межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта, баланс основных фондов, баланс капитальных вложений, сводный финансовый баланс, баланс денежных доходов и расходов населения и др.
Принципиальными положениями макростатистической модели экономики типа БНХ можно считать:
разграничение двух сфер - материального производства и непроизводственной сферы;
деление материального производства на производство средств производства (1 подразделение) и производство предметов потребления (2 подразделение);
деление совокупного общественного продукта по стоимости на перенесенную стоимость (с) и на вновь созданную стоимость с выделением необходимого и прибавочного продукта (v + т);
деление совокупного общественного продукта на фонд возмещения (производственное потребление), фонд потребления (непроизводственное потребление) и фонд накопления.
На основе указанных структурных характеристик осуществлялось моделирование пропорций и взаимосвязей между составными элементами совокупного общественного продукта - по стоимости и натурально-вещественному составу, отражающих механизм простого и расширенного воспроизводства материального продукта.
Моделирование макроэкономических процессов на основе баланса народного хозяйства является типичным примером абстрагирования от конкретных форм организации производства и игнорирования различий в экономическом поведении хозяйствующих субъектов. В силу указанных причин БНХ является пассивным инструментом. Это подтвердил опыт его применения даже в условиях командно-административной системы управления с ее жесткой регламентацией «сверху». Но экономико-статистическая информация раскрывала (правда, в урезанном и одностороннем виде) аспекты воспроизводства и, прежде всего, важнейшие экономические пропорции в материальном производстве.
Начиная с 70-х годов в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, все более отчетливо ощущалась объективная необходимость в кардинальной перестройке макростатис-тической модели воспроизводства на основе баланса народного хозяйства. Универсализация концепции примата материального производства, акцент на отражение движения потребительской стоимости в ущерб стоимостному акценту воспроизводства обусловливали несостыкованность с международными рекомендациями и стандартами, и прежде всего с такими блоками показателей, как результаты социально-экономического развития, внешнеэкономические связи, платежный баланс, финансовое состояние экономики и отдельных структур, государственный бюджет. Это чрезвычайно обедняло балансовые построения и практически лишало их функции инструмента реализации экономических методов управления народным хозяйством на практике. Таким категориям, как цены, прибыль, проценты, кредит отводилась подчиненная роль в управлении народным хозяйством. А многие атрибуты товарно-денежных отношений, соответствующие разнообразным формам расчетов и движению капитала между участниками хозяйственных операций, отсутствовали либо были явно упрощены в силу господства централизованного управления и административно-командных методов регулирования производства и распределения созданных благ.
Так, например, в балансе народного хозяйства невозможно однозначно разграничить текущие и единовременные доходы, потоки доходов нельзя отделить от потоков финансовых требований, невозможно проследить, в каких секторах экономики происходит сбережение финансовых ресурсов и какие секторы национального хозяйства используют эти сбережения для финансирования капитальных вложений.
По мере экономического роста возрастала роль услуг в народном хозяйстве как важнейшая закономерность развития экономики в мире, а это требовало более широкого подхода к интерпретации экономической сферы, или сферы производства потребительских стоимостей, результатов общественного производства, его эффективности, а также роли отдельных факторов производства, что не было представлено в балансе народного хозяйства. Трансформирование командно-административной экономики республики в рыночную, неизбежность формирования единого евроазиатского экономического пространства на рыночных принципах, а также вхождение страны в интенсивное международное разделение труда сделали переход республики на систему национальных счетов еще более объективно необходимым. С 1988 г. в республике стал осуществляться постепенный поэтапный переход от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.
Система национальных счетов (СНС) основана на международной методологии СНС 1993 года и позволяет получать данные о структурном состоянии национальной экономики и ее развитии.
Система национальных счетов представляет собой логически последовательную и целостную совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которой лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, определений, классификаций и правил учета. Комплексная система счетов дает возможность составлять и представлять экономические данные в форме, пригодной для целей экономического анализа, принятия управленческих решений и выработки экономической политики. Счета содержат в сжатом виде большой объем информации (организованной в соответствии с экономическими принципами и представлениями) о функционировании экономики той или иной страны в целом, а также о функционировании экономики на различных уровнях агрегирования, на уровне отдельных субъектов хозяйственной деятельности, именуемых в системе институциональными единицами, на уровне групп таких единиц, составляющих институциональные сектора.
Национальное хозяйство может рассматриваться как большая многомерная система, в которой выделяются объективно существующие элементы, отражающие многообразие экономических явлений. Стержень такой системы - экономический оборот. Он включает основные экономические процессы - производство, потребление, накопление, перераспределение. Перераспределение означает передачу (получение) продукта, услуги, денег или любого эквивалента денег в одностороннем порядке, без компенсации.
Основные элементы экономического оборота: объекты, субъекты, операции. Объекты - это продукты, услуги, денежные средства или любой другой носитель стоимости. Субъекты - это хозяйственные единицы.
Движение объектов экономической деятельности от одного субъекта к другому осуществляется посредством экономических актов - экономических операций. Они бывают различные: а) с продуктами и услугами; б) распределительные; в) финансовые; г) с капиталом (покупка земли, потребление основных фондов, разрушение, появление и исчезновение невоспроизводимых активов). Примерами операций могут служить продажа-покупка, бартер товаров, оплата труда деньгами и натурой, появление и исчезновение финансовых требований. Основные элементы экономического оборота формируют реальную экономическую (рыночную) структуру с присущими ей закономерностями. Каждый из элементов - «законообразую-щий» фактор.
Переход на СНС согласуется и с современной методологией комплексного экономико-статистического анализа макроэкономики. Имеются в виду органическое соединение экономического и социального аспектов при изучении воспроизводственных процессов на макро-, микро- и отраслевом уровнях, реализация многоаспектного подхода при использовании статистических и экономико-математических методов.
Важной составной частью методологии комплексного анализа стала типология макроэкономических структур. Структура национального хозяйства понимается как совокупность связей между хозяйствующими субъектами, обеспечивающая целостность, т.е. сохранение основных свойств объектов изучения при различных внешних и внутренних изменениях.
Принципы классификации видов макроэкономических структур вытекают из необходимости рассмотрения движения материальных благ и услуг как процесса воспроизводства ресурсов. На различных стадиях воспроизводства ресурсы выступают в специфических экономических формах. Специфика этих форм накладывает отпечаток на структурное представление ресурсов. Ресурсы выступают, во-первых, как производственные ресурсы (факторы производства), во-вторых, как ресурсы воспроизводства, в-третьих, как финансовые ресурсы (совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов экономической деятельности). Ресурсы (как и направления их использования) группируются по относительно обособленным звеньям социально-экономической структуры. Перечень (классификацию) ресурсов по структуре следует формировать по принципу смешанной (многоаспектной и иерархической) классификации.
Концепция СНС рассматривает экономику как единое целое, без принципиальных различий между производством материальных благ и деятельностью по оказанию услуг.
Это позволяет дать оценку результатам и факторам, обусловившим эти результаты, потокам продукции, услуг, доходам и расходам между всеми хозяйствующими субъектами в рамках однозначно трактуемой и непротиворечивой модели воспроизводства экономики.
Таким образом, между балансом народного хозяйства и системой национальных счетов имеются существенные различия, проявляющиеся в задачах, концепциях, формах и принципах их представления. Различия в задачах обусловлены тем, что БНХ обслуживал потребности централизованного планирования общественного производства, его основной задачей было наблюдение за процессом производства и движения материальных ресурсов. СНС отвечает потребностям рыночной экономики, в которой на первый план выдвигаются финансово-денежные отношения.
Различия в концепциях просматриваются:
в трактовке производственной деятельности: в БНХ это деятельность в сфере материального производства, в СНС -любая деятельность, приносящая доход;
в трактовке стоимостного состава продукта: в БНХ это перенесенная стоимость (затраты предметов труда и износ основных фондов) и вновь созданная стоимость (первичные доходы участников производства: населения, занятого в сфере материального производства, и предприятий этой сферы, т.е. оплата труда, чистая продукция личного подсобного хозяйства, прибыль и другие элементы прибавочного продукта); в СНС стоимость продукта включает: а) затраты на предметы труда (в более широкой трактовке как промежуточное потребление материальных ресурсов и услуг - как материального, так и нематериального характера); б) оплату факторов производства (оплату труда - за использование труда как фактора производства); прибыль - за вложенный капитал как фактор производства; ренту, проценты, дивиденды - за использование земли и других видов собственности как фактора производства.
Между БНХ и СНС существуют различия и в форме представления данных:
• в СНС данные представляются в виде совокупности взаимосвязанных двусторонних счетов и таблиц, при этом используется заимствованный из бухгалтерского учета принцип двойной записи: каждый показатель (экономическая операция) записывается дважды - в дебете одного счета и в кредите другого;
СНС - это более развитая модель экономического оборота, так как позволяет проследить его от производства продуктов и услуг и образования доходов, перераспределения и использования доходов до получения конечных финансовых результатов - изменения финансовых активов и пассивов и характеристики их состава;
в БНХ данные представляются в виде таблиц, где показываются ресурсы и использование материальных благ и доходов;
БНХ является более замкнутой системой показателей, так как в ней ограниченно отражается движение доходов -лишь в той степени, в какой оно связано с движением материальных благ.
Несмотря на значительные различия в принципах, и тем более в частностях, касающихся содержания, формы и схем построения альтернативных балансовых разработок, между СНС и БНХ имеется много общего. Это относится не только к целям, ради которых СНС и БНХ разрабатываются, но и к методологическим подходам, к обработке и упорядочению данных для выявления наиболее существенных характеристик экономического процесса. Обе системы
обеспечивают концептуальную основу для системного анализа макроэкономических показателей, т.е. определение системы показателей, характеризующих развитие экономики, их содержание, взаимосвязи;
координируют экономическую статистику - обеспечивают методологическое единство показателей макроэкономической статистики и других разделов статистики (труда, финансов, внешнеэкономической деятельности и т.д.).
Сегодня в условиях Республики Беларусь осуществлен поэтапный переход от БНХ к СНС. Складывающуюся в республике систему национального счетоводства можно охарактеризовать через следующие функциональные блоки.
Целевой блок. В связи с переходом к СНС меняется сам объект экономического анализа. Раньше им была сфера материального производства, приоритет которой служил основой построения БНХ, а следовательно - и системы обобщающих показателей народного хозяйства. Целью анализа, планирования и прогнозирования были процессы создания общественного продукта с приоритетом его отраслевой структуры. При переходе к рыночной экономике на первом плане приоритеты анализа и прогнозирования финансовых показателей (потоков) экономики страны, на которую влияют процессы формирования спроса и предложения. Приоритет в государственном регулировании в новых условиях хозяйствования отдается системе экономических регуляторов, с помощью которых анализируются и прогнозируются экономические процессы, создается продукт как в материальной сфере, так и в других сферах и отраслях экономики.
Функционально-организационный блок. Переход к рыночной экономике, а следовательно, и к СНС как к исходной базе формирования направлений социально-экономического развития республики и выработки государственной политики требует соответствующей системы показателей для разработки плановых и прогнозых документов. Используются три группы важнейших показателей:
общеэкономические индикаторы, отражающие основные пропорции и структурные сдвиги в экономике, и факторы их формирования;
показатели целевого воздействия государства на развитие сфер, отраслей и региональных структур через контрактную систему обеспечения поставок продукции и товаров для государственных нужд;
важнейшие экономические регуляторы государственного воздействия на пропорции и тенденции формирования экономики в переходном периоде.
Таким образом, СНС является связующей основой интеграционной системы анализа и прогнозирования и выработки экономической политики в сфере структурной перестройки общества.
Информационный блок. Перестройка системы учета и отчетности, включая финансовую, банковскую и статистическую системы, предполагает разработку системы показателей, которая бы включала принципы преемственности отражения ранее имевшейся и объективно существующей экономической среды, а также последовательно и адекватно учитывала развивающиеся процессы в экономике.
Модельно-аналитический и прогнозный блок. С переходом от централизованного директивного планирования к рыночной экономике принципиально изменились подходы к методологии построения всей системы анализа и прогнозирования на макроуровне. Они предполагают совершенствование обобщающих показателей с учетом методологии мониторинга происходящих в экономике процессов.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование