20.4. Государственное регулирование развития
культуры
Система учреждений культуры и искусства является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку он обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание.
Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры является самостоятельной отраслью со своей спецификой. Ее отличает, во-первых, создаваемый продукт, который удовлетворяет особую группу человеческих потребностей — культурных. Во-вторых, ее отличает способ удовлетворения потребностей как со стороны субъекта, так и объекта воздействия, который и является главным отличием трудового процесса в отрасли.
Как сфере человеческой деятельности культуре присущи уникальность, неповторяемость и невещественность результатов труда. Культура интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Наряду с наукой она оказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов в обществе.
Как национальный ресурс, культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, проявляющихся в системе институций, таких как: национальный язык, историко-культурное наследие нации, фольклор, народные промыслы и ремесла, профессиональное и самодеятельное искусство, культурологическое и художественное образование, учреждения и кадры культуры, межнациональные и межгосударственные культурные связи. Отрасль культуры отличается от других отраслей народного хозяйства своей материально-технической базой, а также уровнем и масштабами потребляемых материальных ресурсов.
Важнейшей долгосрочной целью государственной политики в сфере культуры является формирование нравственных и идеологических основ государства, создание условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранение культурных и национальных традиций страны, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для всего населения страны.
Государственная политика в сфере культуры строится на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.
Рассматривая сферу культуры как объект государственного управления, необходимо выявить, что является непосредственно объектом управления и входит в структуру отрасли культуры.
В Республике Беларусь сложилась определенная структура отрасли, включающая учреждения различного вида деятельности, связанные с производством и хранением культурных ценностей:
культурно-просветительные учреждения: библиотеки, клубы, дома и дворцы культуры, музеи, выставки, галереи, парки культуры и отдыха;
театрально-зрелищные объединения и предприятия: театры, концертные объединения, цирки, филармонии, музыкальные ансамбли и группы, хореографические и художественные коллективы, студии изобразительного искусства;
предприятия кино- и видеоискусства: киностудии, кинотеатры, киновидеоцентры и салоны;
учебные заведения: вузы культуры, музыки и искусства, музыкальные, художественные и хореографические училища, институты и курсы по переподготовке и повышению квалификации кадров, музыкальные школы и школы искусств.
В 90-е годы в национальной культуре Республики Беларусь наряду с традиционными сферами деятельности стала формироваться сеть новых типов учреждений: кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, реклама. Эти высоко прибыльные сферы деятельности существенно изменили рынки товаров и услуг культурного назначения, а их тесная связь с отраслью электроники обусловила изменение традиционного толкования сферы культуры, которая включила в себя и производство аудио- и видеооборудования. Сегодня сферу культуры рассматривают как важный сектор экономики.
В зависимости от формы собственности (учредителя) и органа управления в сфере культуры можно выделить учреждения:
государственные, подчиняются Министерству культуры;
ведомственные, находятся в непосредственном подчинении другим министерствам (образования, информации, обороны и т.д.);
профсоюзные, подчиняются Республиканской конфедерации профсоюзов, отраслевых и региональных советов профсоюзов;
общественно-коллективные, их учредителями являются акционерные общества, колхозы и другие организации, основанные на коллективной собственности;
частные, их учредителями являются частные лица.
Большая часть учреждений культуры находится в отраслевом подчинении Министерства культуры РБ (рис. 20.3).
По уровню управления и финансирования выделяют два вида учреждений системы Министерства культуры:
учреждения, которые находятся в непосредственном подчинении Министерству культуры и финансируются из республиканского бюджета;
учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей, городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и финансируются из местных бюджетов.
Министерство культуры Республики Беларусь осуществляет руководство данными учреждениями путем проведения единой государственной культурной политики, методологического и методического обеспечения, определения приоритетных направлений развития культуры и искусства через комплексные и целевые программы, а также решения проблем законодательно-правового регулирования деятельности учреждений культуры и искусства.
Министерство культуры Республики Беларусь является центральным органом управления, который осуществляет в соответствии с действующим законодательством координацию деятельности предприятий, организаций и учреждений культуры, поддерживает деятельность творческих союзов и других общественных объединений.
Главными задачами Министерства являются:
• участие в формировании и реализации государственной политики в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей;
разработка государственный программ и обеспечение государственных гарантий развития культуры и искусства, организация исполнения актов законодательства по вопросам культуры;
сохранение национального культурного наследия, развитие и координация сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры и искусства;
выявление научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;
обеспечение комплекса научных, проектных, реставрационных и консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;
содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;
подготовка и переподготовка кадров для учреждений культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников отрасли.
На уровне областей, районов, городов в составе органов исполнительной власти создаются соответствующие управления, которые осуществляют регулирование деятельности учреждений культуры. Важнейшая задача органов государственного управления в сфере культуры - преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения.
Правовой основой функционирования сферы культуры является Закон Республики Беларусь «О культуре».
В составе мер государственного воздействия на развитие культуры используются различные формы и методы: планирование, прогнозирование и программирование, финансовые рычаги и т.д.
Одной из главных проблем в настоящее время является проблема финансирования и материально-технического содержания учреждений культуры.
На сегодняшний день в республике в сложных условиях рыночных преобразований удалось сохранить накопленный ранее культурный потенциал республики, сеть учреждений культуры. Вместе с тем из-за недостаточного финансирования и низкой эффективности использования выделяемых государством средств существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и искусства, износ основных фондов в отрасли составляет более 57%.
Основные принципы финансирования отрасли закреплены в Законе Республики Беларусь «О культуре». В соответствии со статьей 36 Закона на развитие культуры и искусства должно направляться не менее 3% от общей суммы государственного бюджета. Однако эта статья пока не выполняется.
В условиях плановой экономики затраты на услуги учреждений культуры возмещались в основном из государственных источников: из средств республиканского и местных бюджетов, за счет средств государственных предприятий и организаций. Этот механизм бюджетного финансирования и в настоящее время имеет большое значение в проведении политики социальной справедливости, социального равенства, социально гарантированного права в получении услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства. Однако государственные расходы на развитие отрасли не покрывают всех затрат, которые увеличиваются намного большими темпами, чем доходная часть бюджета. Выделяемые бюджетные ассигнования позволяютлишь сохранять действующую сеть учреждений культуры и искусства. Только этим и можно объяснить, что, несмотря на принимаемые решения о развитии отрасли культуры, ее учреждения не имеют средств, чтобы подняться до уровня передовых зарубежных стран.
Таким образом, действующая система финансирования учреждений культуры и искусства преимущественно за счет государственного бюджета не обеспечивает удовлетворение насущных потребностей населения республики в услугах отрасли и их качестве. Уровень бюджетного финансирования, составляющий на протяжении ряда лет 1,3-1,7% бюджета, не мог не сказаться на критическом состоянии отрасли.
Кроме бюджетных, на развитие отрасли культуры расходуются средства и из других источников финансирования. Однако для развития учреждений культуры и искусства, укрепления их материально-технической базы этих средств также недостаточно.
Отсюда основными проблемами в области развития культуры являются:
оказание государственной финансовой поддержки учреждениям культуры, особенно районным и сельским;
формирование бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов при определении минимальных услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» бесплатно за счет средств бюджета;
создание условий для расширения внебюджетных источников финансирования учреждений культуры на основе расширения платных услуг, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, развития меценатства и спонсорства.
Для решения многочисленных проблем в сфере культуры в республике разработан ряд программ: целевая долгосрочная программа «Культура»; государственная программа «Функционирование иразвитие культуры Республики Беларусь до 2005 года»; «Республиканская программа государственной поддержки народного искусства, народных промыслов (ремесел)».
В программе «Культура» определены стратегические направления и важнейшие задачи по дальнейшему развитию отрасли. Исходное, главное направление - это историческое освоение глубинных народных истоков и традиций белорусской национальной культуры с учетом того, что она прежде всего сохранялась и развивалась не в верхних слоях общества (терявших белорусскость при вышеуказанных негативных исторических ситуациях), а в языке, традициях, образе жизни и быта, обрядах народа, особенно в сельской местности.
Государственная программа «Культура» включает в себя проекты, непосредственно разрабатываемые Министерством культуры:
подготовку кадров культуры для работы в новых социально-экономических условиях;
концепцию профессионального образования в области искусства;
народное творчество, традиции и современность;
связь белорусской культуры с мировой культурой;
• выявление, охрану и изучение памятников материальной культуры;
• культуру и религию;
• принципы функционирования национальной культуры в новых экономических и социально-правовых условиях и др.
В условиях ограниченных ресурсов основной акцент Министерство культуры делает на повышение эффективности использования выделяемых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрацию средств на приоритетных социально значимых видах деятельности культуры.
Для финансового обеспечения мероприятий по возрождению, сохранению и дальнейшему развитию национальной культуры в области государственного финансирования Министерством культуры предусматривается:
усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на культуру на основе использования системы нормативов расходов на содержание единицы отдельных видов учреждений культуры, расходов в расчете на одного жителя определенного региона (населенного пункта);
финансировать, в первую очередь, целевые программы, проекты и другие государственные заказы, прошедшие конкурсную апробацию (целевые трансферты);
создавать различные резервно-стимулирующие фонды с выделением в их составе грантов (объемов финансовых средств) и предоставлять их как организациям культуры, так и отдельным выдающимся деятелям культуры (индивидуальные гранты);
субсидировать сферу культуры в рамках социально-экономических программ, финансируемых совместно из республиканского и местных бюджетов, а также на основе совместного финансирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов;
создавать межведомственные программы субсидирования сферы культуры;
развивать финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и спонсоров;
• повысить самостоятельность учреждений и организаций культуры в финансово-хозяйственной деятельности.
Особо важной является проблема привлечения дополнительных финансовых средств в сферу культуры. Основными направлениями в реализации этой задачи могут быть:
развитие хозрасчетной (коммерческой) деятельности через систему платных услуг;
стимулирование привлечения дополнительных средств методами налоговых льгот как для учреждений и организаций культуры, отдельных работников культуры, так и для финансовых «доноров» учреждений культуры;
активное привлечение средств предприятий, организаций в сферу культуры;
использование международных займов и иностранных инвестиций, а также средств международных финансовых организаций.
Следует отметить, что сегодня в республике финансирование отрасли осуществляется посредством самых разнообразных и, в том числе, нетрадиционных форм: системы грантов, банковского кредитования, льготного налогообложения и др.
В целях стимулирования труда творческой интеллигенции, социальной поддержки наиболее значимых проектов и программ в области культуры и искусства с 1998 г. в республике учреждены специальные ежегодные премии Президента Беларуси в размере 100 минимальных заработных плат каждая за высокие творческие достижения и гранты Президента за создание произведений культуры и искусства. При этом выделяются индивидуальные и коллективные гранты.
Модели нового подхода к финансированию отрасли нашли отражение в государственной программе «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 года», при разработке тем «Культура и рынок», «Структурная перестройка отрасли культуры».
Учитывая важную роль культуры в формировании личности и ограниченность финансовых ресурсов на современном этапе развития, для дальнейшего развития отрасли необходимо:
обеспечить стабильную государственную поддержку ведущим учреждениям и деятелям культуры и искусства;
закрепить минимум услуг, предоставляемых населению за счет средств бюджета, и утвердить их перечень в соответствии с Законом Республики Беларусь «О минимальных социальных стандартах».
создать условия для расширения внебюджетных источников финансирования, оказания платных услуг населению, привлечения средств зарубежных инвесторов, банковского капитала, меценатства и спонсорства.
Контрольные вопросы и задания
Дайте определение социальной инфраструктуры и покажите ее составляющие.
На чем основано государственное регулирование социальной сферы?
Какие можно выделить основные направления реформирования социальной инфраструктуры в Республике Беларусь?
Какова конечная цель проводимых экономических реформ в отраслях социальной инфраструктуры?
Покажите основные направления государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма; в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Какова главная цель развития здравоохранения в Республике Беларусь?
Назовите основные типы учреждений здравоохранения в республике.
Что представляет собой система органов государственного регулирования здравоохранения в республике? Каковы их задачи и функции?
Назовите формы и методы государственного регулирования здравоохранения.
Какие основные источники финансирования здравоохранения республики?
В чем суть бюджетно-страхового принципа финансирования медицинских учреждений?
12. Что представляет собой показатель уровня расходов на здравоохранение?
13.Какие государственные минимальные социальные стандарты используются в здравоохранении? Каково их назначение?
Назовите важнейшие государственные программы в области здравоохранения, финансируемые из бюджета республики.
Назовите основные показатели, использующиеся при планировании и прогнозировании медицинских учреждений?
16.В чем суть проводимого Министерством здравоохранения Республики Беларусь эксперимента в Витебской области?
Назовите основные направления кадровой политики в здравоохранении республики.
Что следует понимать под образованием? Каково его главное содержание?
Какова главная цель развития образования в Республике Беларусь?
Назовите основные приоритеты национальной системы образования.
21. Какие основные функции образования?
Перечислите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность сферы образования в Республике Беларусь.
Что представляют собой социальные гарантии в сфере образования?
Система органов управления образованием в Республике Беларусь, их задачи и функции.
Какие плановые и прогнозные документы отражают развитие образования в республике?
Перечислите основные программы, отражающие развитие национальной системы образования.
Раскройте понятия и роль государственной аккредитации, аттестации, лицензирования.
Что представляет собой социальный заказ в образовании?
29. Назовите основные проблемы финансирования отрасли.
Что представляет собой отрасль культуры? Каковы ее отличительные особенности?
Раскройте содержание государственной политики в области культуры и направления развития отрасли культуры.
32.Какие виды учреждений культуры выделяют в зависимости от формы собственности и органа управления?
Назовите органы управления культурой в Республике Беларусь, их задачи и функции.
Какие формы и методы используются в государственном регулировании культуры?
Проблемы финансирования культуры и пути их решения.
Содержание
ОТ АВТОРА 3
ВВЕДЕНИЕ 5
РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 8
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 9
Предмет и задачи государственного регулирования экономики .... 9
Концепции регулирования рыночной экономики 13
Типы экономических систем и модели рыночной экономики .... 19
Объективная необходимость, понятие, характеристика
и основополагающие принципы формирования системы
государственного регулирования рыночной экономики
и экономики переходного к рынку периода 23
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ 32
Субъекты и объекты регулирования 32
Экономика Республики Беларусь переходного к рынку периода как объект государственного регулирования 36
Функции государства в системе регулирования экономики 43
Государственный сектор экономики 49
Формы и методы государственного регулирования экономики ... 54
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 67
Организационная структура государственного управления 67
Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь 70
Органы государственного управления Республики Беларусь 77
Республиканские экономические органы управления 89
Отраслевые органы управления производственной сферой
и инфраструктурой 94
3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы 98
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование