8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
Роль государства в регулировании деятельности монополий в переходный период заключается не только в ограничительных мерах, основной упор приходится на стимулирование конкуренции, которая является важнейшим элементом антимонопольной политики. Конкуренция оживляет экономику, благодаря ей производители лишены возможности взвинчивать цены, вынуждены снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать в этих целях новые технику и технологии, иначе они просто будут вытеснены с рынка.
Конкуренция - процесс, при котором экономические агенты, действуя на рынке независимо, ограничивают друг друга в возможности контролировать определяющие факторы рынка. Конкуренция является соперничеством, борьбой за достижение наилучших результатов. В условиях рынка -это соревнование за потребителя с целью получения наибольшей прибыли или дохода. Конкуренцию следует рассматривать в условиях конкретного рынка, так как она зависит от экономических явлений, происходящих на этом рынке. Принципиальным является тип рынка.
В экономической литературе выделяют 4 типа конкуренции в зависимости от структуры рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Под чистой конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой продукт (услуга) производится большим числом независимых друг от друга производителей. При этом каждый из производителей производит лишь часть общего выпуска продукции и не может повлиять на рыночную цену, изменить объем продаж. Чистая конкуренция на практике бывает редко. Примером могут служить рынки сельскохозяйственных товаров в развитых капиталистических странах.
Чистая монополия — это рынок, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющих близких заменителей, и монополист диктует свои условия (цену, объем).
Монополистическая конкуренция предполагает структуру рынка, включающую группу взаимозаменяемых товаров, которые отличаются качественными параметрами, функциональными возможностями. Другими словами, предлагаются различные варианчы одного и того же товара, продаваемого в широком диапазоне цен. Соперничество в этих условиях проявляется не только в цене, но и в качестве, рекламе, условиях продажи.
Олигополия - структура рынка с небольшим числом продавцов данного товара, что обусловливает их взаимозависимость в определении цен и объема производства. Поведение конкурента серьезно влияет на каждого продавца, и каждый из них реагирует на стратегию и действия конкурентов. Участники рынка никогда не уверены в долговременном результате. В условиях олигополии продавец, повышая цену, всегда рискует потерять покупателя, так как соперники тут же реагируют на изменения цены. Основными видами соперничества являются повышение качества, реклама, дизайн, упаковка и т.д.
Возможности и условия реализации товара меняются в зависимости от типа рынка, а тип рынка определяет виды и методы конкуренции. Но вид конкуренции зависит и от самого товара, реализуемого на рынке. В этом случае выделяют три вида конкуренции: функциональную, видовую, предметную.
Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами и, соответственно, все виды, обеспечивающие ее удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Фактор функциональной конкуренции необходимо учитывать даже в отношении уникального товара.
Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличные друг от друга по каким-либо существенным параметрам.
Предметная конкуренция возникает, когда идентичные товары незначительно различаются или отличаются качеством. Этот вид конкуренции часто называют межфирменной.
В зависимости от механизма и методов выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции товары и услуги предлагаются по более низким ценам. Это имеет место, когда необходимо внедрить на рынке новые товары, укрепить позиции в случае внезапного обострения сбыта, а также для борьбы с фирмами-монополистами. В условиях современного рынка в развитых странах центр конкурентной борьбы смещается все более в сторону неценовой конкуренции. Она основана на том, что не цена является ключевым фактором успеха в борьбе за потребителя, а его качество, сервисное обслуживание, реклама, дизайн, предоставление дополнительных услуг при реализации и эксплуатации изделий.
Следует остановиться и на так называемой недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением принятых на рынке норм и правил соперничества.
Общими положениями антимонопольного законодательства для всех стран являются:
• контроль за слиянием компаний;
• запрещение соглашений и сговоров хозяйствующих субъектов (картелей);
• пресечение недобросовестной конкуренции.
Один из методов устранения конкурента и конкуренции и в то же время повышения концентрации производства и его эффективности является слияние предприятий. Его не всегда рассматривают как отрицательное явление; но более разумным поведением считается наращивание мощи предприятий в конкурентной борьбе, а не механическое их слияние. В мировой практике слияние фирм жестко регламентируется. Например, в Англии и Франции при слиянии фирм их доля на рынке не должна превышать 25%. В Германии, кроме доли на рынке, фиксируется и нижняя граница годового объема продаж. В США, Японии, Канаде, Австралии договоры о слиянии недействительны без санкции государственной администрации.
Самым прямым путем к подрыву конкуренции являются соглашения или сговоры хозяйствующих субъектов. Выделяют два вида соглашений: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные - это договоренности между самими конкурентами, снижающие, исключающие или усиливающие конкуренцию. Как положительные следует рассматривать договоры о совместных вложениях в исследования, которые порознь фирмы не в состоянии проводить. В результате таких соглашений могут быть снижены производственные затраты. Однако горизонтальные соглашения могут стать почвой для антиконкурентного поведения. Особенно это опасно в странах с переходной экономикой: такие соглашения ослабляют основы рыночной экономики, снижая и даже исключая конкуренцию между независимыми предприятиями, не стимулируют эффективного распределения ресурсов, производства и выпуска новой продукции. Из антиконкурентных горизонтальных соглашений наиболее часты сговоры или соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами по:
• установлению цен, тарифов, скидок и любых других издержек*;
• ограничению ассортимента выпускаемой продукции;
• разделению рынка по категориям потребителей или географическому признаку;
• устранению с рынка конкурента;
• взаимному сокращению объема продаж или производства;
• дележу прибыли между конкурентами.
* Разновидностями таких соглашений являются и договоренности об использовании каталога цен и проведении единой политики в области ценообразования.
Перечисленные деяния признаются незаконными почти во всех странах мира.
Вертикальные соглашения заключаются между хозяйствующими субъектами, не конкурирующими друг с другом. Как и горизонтальные, вертикальные соглашения могут использоваться в различных целях, в том числе и в антиконкурентных: например, для прямого или косвенного уменьшения конкуренции поднимается барьер вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов. Вертикальные соглашения чаще встречаются в сфере реализации и имеют следующие разновидности:
поддержание перепродажной цены (производители могут настаивать на установлении минимальной или максимальной цены, по которой продукция должна быть перепродана потребителям);
ограничительная практика в организации сбыта (перепродающих агентов принуждают закупать товары только у одного продавца);
ограничения по ценам или потребителям организаций, занимающихся перепродажей (организации становятся монополистами на определенных территориях или в обслуживании некоторых категорий потребителей);
продажа с принудительным ассортиментом (с нагрузкой), при которой товары объединяются в некий принудительный ассортимент и только в таком ассортименте продаются.
Заметим, что в области соглашений конкурентное поведение часто трудно отличить от антиконкурентного. Поэтому для установления факта антиконкурентного поведения рассматривается каждый конкретный случай, чтобы выяснить: что представляет собой соглашение и каковы доказательства его наличия?
Картели полностью запрещены в США, Франции, Германии, Испании, Португалии, Австралии, Канаде. Нарушением закона считается уже сам факт сговора, при его доказанности взимается штраф в тройном размере монопольной прибыли. В США участие в нелегальном картеле является уголовно наказуемым преступлением. Незаконным признается объединение снабженческой и сбытовой деятельности, даже если оно снижает издержки. В Японии государственная картельная политика учитывает то, что полная свобода конкуренции может привести к потерям для страны, нанести ущерб отдельным социальным слоям. Поэтому некоторые отрасли имеют право создавать картели: угольная промышленность, автотранспорт, страховое дело, производство сахара и др. С разрешения правительства можно заключать соглашения на строго определенные сроки по ценам, объемам выпуска, технологиям, номенклатуре. Группа предприятий заключает договор с администрацией, по которому она обязуется прекратить согласованные действия по окончании оговоренного срока.
Кнедобросовестной конкуренции относят целенаправленные действия, дискредитирующие конкурента и его продукцию, захват монопольного положения на рынке методами, не отличающимися этичностью и нравственностью. Антимонопольное законодательство почти всех стран мира признает недобросовестной конкуренцией:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему объекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
некорректное рекламное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления продукции другого хозяйствующего субъекта;
получение, использование научно-технической, производственной или товарной информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца.
Такая деятельность подлежит запрету, что соответствует международным взглядам на проблему недобросовестной конкуренции. К недобросовестной конкуренции также относятся:
• подкуп покупателей конкурентов, привлечение их в качестве своих клиентов;
выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
неправомерное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву контрактов с нанимателем;
угроза конкурентам сфабрикованными исками о нарушении ими патентов или товарных знаков в целях противодействия конкуренции в сфере торговли;
бойкотирование торговли конкурента;
демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости;
создание обманного впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях;
намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
реклама, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
В Республике Беларусь в соответствии с проектом Закона «О пресечении недобросовестной конкуренции» и другими законодательными актами недобросовестными являются «... действия субъектовхозяйствования, осуществляемые неправомерными методами и направленные на недопущение, ограничение конкуренции путем использования деловой репутации субъекта хозяйствования - конкурента, создание ему препятствий в процессе хозяйственной деятельности с целью достижения неправомерных преимуществ в конкуренции».
На сегодняшний день антимонопольное регулирование обеспечило положительные тенденции в развитии конкурентных отношений в республике. К ним можно отнести:
• рост числа хозяйствующих субъектов (возросло число малых предприятий);
уменьшение монополизированное™ экономики (сократилось число крупных предприятий):
снижение концентрации производства (например, в легкой промышленности и в промышленности строительных материалов), хотя в ряде отраслей уровень концентрации остается высоким;
расширение конкурентной среды на республиканских и местных рынках по ряду продовольственных и промышленных товаров:
снятие барьеров вхождения йа рынок, прежде всего административных (при сохранении информационных барьеров);
• расширение географических границ рынков.
В 1998-2000 гг. меры по развитию конкуренции и реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь были сосредоточены на развитии и совершенствовании правовой базы; совершенствовании форм и методов антимонопольного регулирования; противодействии созданию новых монопольных структур; обеспечении равных возможностей хозяйствования на товарных рынках; демонополизации экономики и создании условий для развития конкуренции на товарных рынках республики.
Они способствовали дальнейшему развитию и поддержанию конкурентной среды в республике, защищали права потребителей и производителей.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. антимонопольная политика будет направлена на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции и эффективного функционирования товарных рынков. Наряду с традиционными формами и методами антимонопольного регулирования предполагается перейти к активному воздействию на формирование структуры важнейших товарных рынков, соответствующей конкурентному типу. Предполагается комплексное совершенствование нормативно-правовой и методической базы антимонопольного регулирования и демонополизации экономики, проведение научных исследований. Кроме того, предусматривается государственный контроль за деятельностью коммерческих организаций, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики; за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций и их объединений; за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами, долями уставных фондов коммерческих организаций.
Контрольные вопросы и задания
Чем объяснить необходимость антимонопольного регулирования в Республике Беларусь в условиях формирования рыночных отношений?
Дайте определение монополии и выделите ее характерные признаки.
Перечислите виды монополий и охарактеризуйте их.
Раскройте понятие, цели и направления антимонопольного регулирования.
Покажите отличительные особенности антимонопольного регулирования в США, западноевропейских и восточноевропейских станах.
Проследите этапы становления и развития антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.
Охарактеризуйте антимонопольную политику Республики Беларусь на современном этапе, покажите ее цели, задачи.
Назовите и охарактеризуйте формы и методы антимонопольного регулирования.
Покажите важнейшие проблемы демонополизации экономики Республики Беларусь и пути их решения.
Раскройте содержание программ по демонополизации экономики Республики Беларусь (1991-1999 гг.), их цели, задачи, результаты реализации.
Охарактеризуйте нормативно-правовую базу антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, направления ее дальнейшего развития и совершенствования.
Что представляет собой товарный рынок, каковы его границы, количественные и качественные параметры?
По каким параметрам, как и кем определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, дается его количественная оценка?
Дайте определение монопольных цен, перечислите их виды и отличительные признаки, прису/цие каждому виду.
Покажите роль и назначение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, раскройте его содержание.
Что следует понимать под конкурентоспособностью товара, его потребительской ценностью?
Что представляет собой конкуренция, каковы ее виды и разновидности?
Что следует понимать под недобросовестной конкуренцией? В каких формах она может проявляться?
Дайте определение и приведите примеры горизонтальных соглашений.
Что представляют собой вертикальные соглашения? Приведите их примеры.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование