logo
137031_8C2F1_antonova_n_b_gosudarstvennoe_regul

8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция

Роль государства в регулировании деятельности монополий в переходный период заключается не только в ограничительных мерах, основной упор приходится на стимулирование конкуренции, которая является важнейшим элементом антимонопольной политики. Конкуренция оживляет экономику, благодаря ей производители лишены возможности взвинчивать цены, вынуждены снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать в этих целях новые технику и технологии, иначе они просто будут вытеснены с рынка.

Конкуренция - процесс, при котором экономические агенты, действуя на рынке независимо, ограничивают друг друга в возможности контролировать определяющие факторы рынка. Конкуренция является соперничеством, борьбой за достижение наилучших результатов. В условиях рынка -это соревнование за потребителя с целью получения наибольшей прибыли или дохода. Конкуренцию следует рассматривать в условиях конкретного рынка, так как она зависит от экономических явлений, происходящих на этом рынке. Принципиальным является тип рынка.

В экономической литературе выделяют 4 типа конкуренции в зависимости от структуры рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Под чистой конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой продукт (услуга) производится большим числом независимых друг от друга производителей. При этом каждый из производителей производит лишь часть общего выпуска продукции и не может повлиять на рыночную цену, изменить объем продаж. Чистая конкуренция на практике бывает редко. Примером могут служить рынки сельскохозяйственных товаров в развитых капиталистических странах.

Чистая монополия — это рынок, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющих близких заменителей, и монополист диктует свои условия (цену, объем).

Монополистическая конкуренция предполагает структуру рынка, включающую группу взаимозаменяемых товаров, которые отличаются качественными параметрами, функциональными возможностями. Другими словами, предлагаются различные варианчы одного и того же товара, продаваемого в широком диапазоне цен. Соперничество в этих условиях проявляется не только в цене, но и в качестве, рекламе, условиях продажи.

Олигополия - структура рынка с небольшим числом продавцов данного товара, что обусловливает их взаимозависимость в определении цен и объема производства. Поведение конкурента серьезно влияет на каждого продавца, и каждый из них реагирует на стратегию и действия конкурентов. Участники рынка никогда не уверены в долговременном результате. В условиях олигополии продавец, повышая цену, всегда рискует потерять покупателя, так как соперники тут же реагируют на изменения цены. Основными видами соперничества являются повышение качества, реклама, дизайн, упаковка и т.д.

Возможности и условия реализации товара меняются в зависимости от типа рынка, а тип рынка определяет виды и методы конкуренции. Но вид конкуренции зависит и от самого товара, реализуемого на рынке. В этом случае выделяют три вида конкуренции: функциональную, видовую, предметную.

Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами и, соответственно, все виды, обеспечивающие ее удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Фактор функциональной конкуренции необходимо учитывать даже в отношении уникального товара.

Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличные друг от друга по каким-либо существенным параметрам.

Предметная конкуренция возникает, когда идентичные товары незначительно различаются или отличаются качеством. Этот вид конкуренции часто называют межфирменной.

В зависимости от механизма и методов выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции товары и услуги предлагаются по более низким ценам. Это имеет место, когда необходимо внедрить на рынке новые товары, укрепить позиции в случае внезапного обострения сбыта, а также для борьбы с фирмами-монополистами. В условиях современного рынка в развитых странах центр конкурентной борьбы смещается все более в сторону неценовой конкуренции. Она основана на том, что не цена является ключевым фактором успеха в борьбе за потребителя, а его качество, сервисное обслуживание, реклама, дизайн, предоставление дополнительных услуг при реализации и эксплуатации изделий.

Следует остановиться и на так называемой недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением принятых на рынке норм и правил соперничества.

Общими положениями антимонопольного законодательства для всех стран являются:

• контроль за слиянием компаний;

• запрещение соглашений и сговоров хозяйствующих субъектов (картелей);

• пресечение недобросовестной конкуренции.

Один из методов устранения конкурента и конкуренции и в то же время повышения концентрации производства и его эффективности является слияние предприятий. Его не всегда рассматривают как отрицательное явление; но более разумным поведением считается наращивание мощи предприятий в конкурентной борьбе, а не механическое их слияние. В мировой практике слияние фирм жестко регламентируется. Например, в Англии и Франции при слиянии фирм их доля на рынке не должна превышать 25%. В Германии, кроме доли на рынке, фиксируется и нижняя граница годового объема продаж. В США, Японии, Канаде, Австралии договоры о слиянии недействительны без санкции государственной администрации.

Самым прямым путем к подрыву конкуренции являются соглашения или сговоры хозяйствующих субъектов. Выделяют два вида соглашений: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные - это договоренности между самими конкурентами, снижающие, исключающие или усиливающие конкуренцию. Как положительные следует рассматривать договоры о совместных вложениях в исследования, которые порознь фирмы не в состоянии проводить. В результате таких соглашений могут быть снижены производственные затраты. Однако горизонтальные соглашения могут стать почвой для антиконкурентного поведения. Особенно это опасно в странах с переходной экономикой: такие соглашения ослабляют основы рыночной экономики, снижая и даже исключая конкуренцию между независимыми предприятиями, не стимулируют эффективного распределения ресурсов, производства и выпуска новой продукции. Из антиконкурентных горизонтальных соглашений наиболее часты сговоры или соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами по:

• установлению цен, тарифов, скидок и любых других издержек*;

• ограничению ассортимента выпускаемой продукции;

• разделению рынка по категориям потребителей или географическому признаку;

• устранению с рынка конкурента;

• взаимному сокращению объема продаж или производства;

• дележу прибыли между конкурентами.

* Разновидностями таких соглашений являются и договоренности об использовании каталога цен и проведении единой политики в области ценообразования.

Перечисленные деяния признаются незаконными почти во всех странах мира.

Вертикальные соглашения заключаются между хозяйствующими субъектами, не конкурирующими друг с другом. Как и горизонтальные, вертикальные соглашения могут использоваться в различных целях, в том числе и в антиконкурентных: например, для прямого или косвенного уменьшения конкуренции поднимается барьер вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов. Вертикальные соглашения чаще встречаются в сфере реализации и имеют следующие разновидности:

Заметим, что в области соглашений конкурентное поведение часто трудно отличить от антиконкурентного. Поэтому для установления факта антиконкурентного поведения рассматривается каждый конкретный случай, чтобы выяснить: что представляет собой соглашение и каковы доказательства его наличия?

Картели полностью запрещены в США, Франции, Германии, Испании, Португалии, Австралии, Канаде. Нарушением закона считается уже сам факт сговора, при его доказанности взимается штраф в тройном размере монопольной прибыли. В США участие в нелегальном картеле является уголовно наказуемым преступлением. Незаконным признается объединение снабженческой и сбытовой деятельности, даже если оно снижает издержки. В Японии государственная картельная политика учитывает то, что полная свобода конкуренции может привести к потерям для страны, нанести ущерб отдельным социальным слоям. Поэтому некоторые отрасли имеют право создавать картели: угольная промышленность, автотранспорт, страховое дело, производство сахара и др. С разрешения правительства можно заключать соглашения на строго определенные сроки по ценам, объемам выпуска, технологиям, номенклатуре. Группа предприятий заключает договор с администрацией, по которому она обязуется прекратить согласованные действия по окончании оговоренного срока.

Кнедобросовестной конкуренции относят целенаправленные действия, дискредитирующие конкурента и его продукцию, захват монопольного положения на рынке методами, не отличающимися этичностью и нравственностью. Антимонопольное законодательство почти всех стран мира признает недобросовестной конкуренцией:

Такая деятельность подлежит запрету, что соответствует международным взглядам на проблему недобросовестной конкуренции. К недобросовестной конкуренции также относятся:

• подкуп покупателей конкурентов, привлечение их в качестве своих клиентов;

В Республике Беларусь в соответствии с проектом Закона «О пресечении недобросовестной конкуренции» и другими законодательными актами недобросовестными являются «... действия субъектовхозяйствования, осуществляемые неправомерными методами и направленные на недопущение, ограничение конкуренции путем использования деловой репутации субъекта хозяйствования - конкурента, создание ему препятствий в процессе хозяйственной деятельности с целью достижения неправомерных преимуществ в конкуренции».

На сегодняшний день антимонопольное регулирование обеспечило положительные тенденции в развитии конкурентных отношений в республике. К ним можно отнести:

• рост числа хозяйствующих субъектов (возросло число малых предприятий);

• расширение географических границ рынков.

В 1998-2000 гг. меры по развитию конкуренции и реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь были сосредоточены на развитии и совершенствовании правовой базы; совершенствовании форм и методов антимонопольного регулирования; противодействии созданию новых монопольных структур; обеспечении равных возможностей хозяйствования на товарных рынках; демонополизации экономики и создании условий для развития конкуренции на товарных рынках республики.

Они способствовали дальнейшему развитию и поддержанию конкурентной среды в республике, защищали права потребителей и производителей.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. антимонопольная политика будет направлена на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции и эффективного функционирования товарных рынков. Наряду с традиционными формами и методами антимонопольного регулирования предполагается перейти к активному воздействию на формирование структуры важнейших товарных рынков, соответствующей конкурентному типу. Предполагается комплексное совершенствование нормативно-правовой и методической базы антимонопольного регулирования и демонополизации экономики, проведение научных исследований. Кроме того, предусматривается государственный контроль за деятельностью коммерческих организаций, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики; за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций и их объединений; за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами, долями уставных фондов коммерческих организаций.

Контрольные вопросы и задания

  1. Чем объяснить необходимость антимонопольного регулирования в Республике Беларусь в условиях формирования рыночных отношений?

  2. Дайте определение монополии и выделите ее характерные признаки.

  3. Перечислите виды монополий и охарактеризуйте их.

  4. Раскройте понятие, цели и направления антимонопольного регулирования.

  5. Покажите отличительные особенности антимонопольного регулирования в США, западноевропейских и восточноевропейских станах.

  6. Проследите этапы становления и развития антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

  7. Охарактеризуйте антимонопольную политику Республики Беларусь на современном этапе, покажите ее цели, задачи.

  8. Назовите и охарактеризуйте формы и методы антимонопольного регулирования.

  9. Покажите важнейшие проблемы демонополизации экономики Республики Беларусь и пути их решения.

  10. Раскройте содержание программ по демонополизации экономики Республики Беларусь (1991-1999 гг.), их цели, задачи, результаты реализации.

  11. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, направления ее дальнейшего развития и совершенствования.

  12. Что представляет собой товарный рынок, каковы его границы, количественные и качественные параметры?

  1. По каким параметрам, как и кем определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, дается его количественная оценка?

  2. Дайте определение монопольных цен, перечислите их виды и отличительные признаки, прису/цие каждому виду.

  3. Покажите роль и назначение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, раскройте его содержание.

  4. Что следует понимать под конкурентоспособностью товара, его потребительской ценностью?

  5. Что представляет собой конкуренция, каковы ее виды и разновидности?

  6. Что следует понимать под недобросовестной конкуренцией? В каких формах она может проявляться?

  7. Дайте определение и приведите примеры горизонтальных соглашений.

  8. Что представляют собой вертикальные соглашения? Приведите их примеры.