Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
13.1. Промышленность как отрасль материального производства и объект государственного регулирования: особенности, характеристики
Материальное производство - это производство материальных благ и оказание материальных услуг.
К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде предметов, вещей, энергии, вещественных ценностей и оказывающие материальные услуги в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Общий принцип выделения сферы материального производства - участие предприятий, организаций в увеличении объема общественного продукта и национального дохода.
Производя материальные блага - средства производства и предметы потребления, материальное производство создает основу жизнедеятельности людей и условия для развития всех сфер экономики. Поэтому чем эффективнее функционируют отрасли материального производства, тем выше уровень развития экономики и больше создаваемый национальный доход.
В соответствии с классификатором отраслей экономики к материальному производству отнесены 14 крупных отраслей - промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство,
J
грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.
Определяющим признаком для выделения в сфере материального производства крупных отраслей экономики является однотипность выполняемых предприятиями и организациями функций и видов деятельности. Классификационной единицей отрасли является предприятие, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. Если предприятие занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности.
В составе крупных отраслей выделяют подотрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы. Подотрасли представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг).
Промышленность - это важнейшая отрасль материального производства, оказывающая решающее воздействие на развитие производительных сил в обществе и удовлетворение потребностей населения. От уровня развития промышленного комплекса и эффективности его функционирования зависят общая эффективность экономики страны, ее социально-экономический потенциал, уровень жизни населения и роль страны в международном разделении труда. Можно сказать, что промышленность является основой экономики любой страны.
Промышленность состоит из ряда специализированных отраслей, производящих орудия труда, преобладающую часть предметов труда, продукты и товары народного потребления.
Промышленность подразделяется на добывающую и обра-батьшаюшую. К обрабатывающей индустрии относятся предприятия, перерабатывающие продукцию добывающих отраслей,
обеспечивающие предшествующие стадии для обрабатывающей промышленности, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства. Предприятия добывающей промышленности входят в состав сырьевого комплекса страны.
На сегодняшний день в промышленности выделяют около двух десятков отраслей, каждая из которых представляет собой совокупность предприятий и объединений, характеризующихся:
назначением производимой продукции;
однородностью потребляемых сырья и материалов;
• общностью технической базы и технологических процессов;
профессиональным составом кадров;
общностью организации управления.
В промышленности Республики Беларусь выделены следующие отрасли: электроэнергетика; топливная; черная металлургия; химическая и нефтехимическая; машиностроение и металлообработка; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; промышленность строительных материалов; легкая - текстильная, швейная, кожевенная, меховая, обувная; пищевая - пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная.
До недавнего времени развитие отечественной промышленности связывалось с индустриализацией - процессом создания крупного промышленного производства в народном хозяйстве и его отдельных отраслях. Индустриализация в народном хозяйстве означает преобладание в экономике страны производства промышленной продукции, а индустриализация отдельных отраслей - перевод их на промышленную (машинную) основу.
Вместе с тем развитие общества, его последовательный переход от индустриального к постиндустриальному, ориентированному на развитие и преобладание сферы услуг, требует серьезных структурных изменений в отечественной промышленности, развития ее перспективных отраслей, их качественного преобразования, так как промышленность, ее эффективное функционирование являются основой для формирования постиндустриальной экономики.
Экономическая наука различает несколько технологических укладовсменяющих друг друга в процессе развития индустриального производства и на последующем постиндустриальном этапе. При этом каждый последующий уклад означает более высокую ступень технологических преобразований.
Первый уклад был основан на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Он обусловил развитие текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и т.д.).
Второй - связан с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства на базе использования парового двигателя. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура.
Третий уклад базировался на применении в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, использующих стальной прокат, новые открытия в области химии. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, концентрируются банковский и финансовый капитал.
Четвертый уклад основан на дальнейшем развитии энергетики, в основном базируется на использовании нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи. Это эра массового производства тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений.
Пятый уклад, получивший начало в середине 80-х годов XX в., опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, освоении космического пространства, спутниковой связи. В рамках пятого уклада происходит переход от разрозненных фирм и транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продук-
Согласно теории волн Н.Кондратьева, научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами продолжительностью примерно в 50 лет. В истории технологической революции прошло пять волн, и, соответственно, сменили друг друга пять технологических укладов.
ции, планирования инвестиции, организации поставок по принципу «точно в срок».
Задача современного этапа развития отечественной промышленности - обеспечить постепенный переход от устаревших технологических укладов к пятому и шестому укладам, способным сформировать новый технологический базис промышленного производства и обеспечить высокий уровень эффективности его функционирования.
Для характеристики эффективности функционирования промышленного производства, отражения состояния и направлений его развития используется система показателей: натуральных и стоимостных, абсолютных и относительных, количественных и качественных. Основными показателями работы промышленности являются: число предприятий отрасли (всего и в том числе по отраслям, по формам собственности), объем продукции в стоимостном и натуральном выражении, численность персонала, прибыль от реализации продукции, уровень рентабельности, снижение (повышение) затрат на единицу продукции, на тысячу рублей продукции, среднегодовые индексы прироста (снижения) объема продукции, удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности, структура затрат на производство продукции по отдельным отраслям, число предприятий-монополистов и другие.
Отмеченные показатели рассчитываются по промышленности в целом и по ее отдельным отраслям. Кроме того, представленная система показателей может дополняться в разрезе каждой отрасли, исходя из ее специфики, связанной с видом производимой продукции, направлениями ее использования, особенностями технологического процесса и т.д. Так, например, для характеристики уровня развития топливно-энергетического комплекса наряду с показателями, отражающими объемы производства и потребления энергоресурсов, используются еще два основных энергетических показателя - энергопотребление на душу населения и энергоемкость валового внутреннего продукта. Эти показатели являются критериями, отражающими как состояние развития топливно-энергетического комплекса, так и экономики страны в целом и благосостояние ее населения.
Показатели лежат в основе анализа функционирования и оценки состояния развития промышленности, а также используются для регулирования развития отрасли.
13.2. Промышленность Республики Беларусь переходного к рынку периода: состояние и проблемы развития
Содержание государственного регулирования промышленного производства складывается под влиянием условий функционирования отрасли и состояния ее развития.
Становление и развитие промышленности Республики Беларусь осуществлялось в рамках промышленности бывшего СССР. И хотя промышленность СССР проигрывала Западу в техническом уровне, она представляла собой мощный промышленный потенциал, обеспечивавший обороноспособность страны и потребности внутреннего рынка в средствах производства.
Вместе с тем структура промышленности СССР и нашей республики была весьма специфической. В ее основе лежала система высокомонополизированных производств, при которой нормой было сосредоточение выпуска какого-либо вида продукции на одном или двух-трех предприятиях, а к ним планово «прикреплялись» потребители продукции. Итогом их взаимодействия стали полная зависимость потребителей от поставщиков-монополистов, хронический дефицит. Выход из создавшейся ситуации многие предприятия, вопреки экономической целесообразности, видели в создании собственной системы вспомогательных производств, обеспечивающих всем необходимым основное производство. Это отрицательно сказалось на эффективности промышленного производства и уровне затрат в отрасли.
Промышленность СССР была по сути разбита на три группы производств по степени их значимости и роли в экономике страны:
• топливно-энергетический комплекс, машиностроение и химическая промышленность;
• военно-промьп1шенный комплекс;
• все остальные производства, обеспечивающие потребности страны.
Такая структура промышленности была приемлема только в определенных политических и экономических условиях бывшего СССР. Распад СССР привел к кризису в промышленности всех его республик, в том числе Беларуси.
С распадом бывшего СССР, разрывом хозяйственных связей промышленность республики с 1991 г. оказалась в крайне тяжелом положении: практически во всех ее подотраслях обозначился спад производства, несоответствующей возможностям и потребностям самой республики оказалась ее структура, большая часть средств труда и технологий в отраслях физически и морально устарела.
Наиболее сложным и разрушительным для отечественной промышленности стал период с 1991 по 1995 годы (табл. 13.1).
Анализируя сложившуюся в промышленности республики ситуацию, можно выделить три группы факторов, обусловивших ее. Первая группа: структурные изменения в экономике; распад межреспубликанских экономических связей; спад внутреннего и внешнего спроса; низкая конкурентоспособность и эффективность белорусских товаров, что привело к потере традиционных рынков сбыта продукции и возможностей закупок сырья и материалов. Вторая группа: высокий уровень инфляции; неплатежи; высокие налоги; дефицит оборотных средств (они постоянно «съедались» инфляцией); спад инвестирования промышленности; жесткая денежная политика, приведшая к сужению внутреннего реального спроса и не обеспечивающая стабилизацию курса национальной валюты в условиях высокой инфляции. Третья группа: неспособность большей части предприятий республики функционировать в условиях зарождающихся рыночных отношений; снижение спроса на новые производственные мощности; недостаток финансовых средств у предприятий и государства.
С 1996 г. ситуация в промышленности республики изменилась: были обеспечены ежегодные приросты объемов производства, существенно увеличился выпуск потребительских товаров, выросла рентабельность предприятий, работа промыш-
ленных предприятий в целом стабилизировалась. На сегодняшний день по темпам роста выпуска продукции Беларусь превосходит страны СНГ и Прибалтики.
Наметившиеся позитивные результаты во многом получены благодаря системной государственной поддержкепромышленности и, в первую очередь, адресной поддержке приоритетных предприятий.
Государственная поддержка промышленных предприятий осуществлялась через ссуды из республиканского бюджета, освобождения от уплаты налогов, таможенных пошлин, налоговые льготы, всевозможные отсрочки по возврату ранее полученных бюджетных ссуд, вывод из производства незагруженных производственных мощностей путем их консервации и т.д.
Положительную роль сыграла целенаправленная научно-техническая политика, ориентированная на модернизацию и создание новой продукции, позволившая уменьшить зависимость экономики от импорта, повысить конкурентоспособность нашей продукции и расширить рыночные ниши ее сбыта.
Однако не все негативные тенденции в промышленности преломлены и устранены. Многие предприятия страдают от недостаточного инвестирования, низкой прибыли, роста затрат на энергоносители в издержках производства, отсутствия рынков сбыта готовой продукции, роста кредиторской задолженности. Важнейшей проблемой в отрасли остается значительный износ фондов, особенно в машиностроении, химической и нефтехимической промышленности, необходимость модернизации промышленного производства.
Выход из сложившейся ситуации зависит от скорейшей адаптации предприятий к особенностям функционирования в условиях зарождающихся рыночных отношений, когда процессу производства продукции обязательно предшествуют изучение спроса и наличие рынков сбыта.
Вместе с тем собственных усилий предприятий по выходу из сложившейся ситуации недостаточно. Нужны действенная государственная поддержка и консолидация усилий и средств государства и производителей продукции, целенаправленная государственная промышленная политика, учитывающая интересы, возможности и перспективы развития отрасли.
13.3. Государственная промышленная политика Республики Беларусь
Стратегия развития промышленного комплекса Республики Беларусь базируется на анализе стартовых условий развития отрасли, оценке ее современного состояния и тенденций социально-экономического развития страны в целом.
Переход республики к постиндустриальному обществу, становление нового технологического способа производства и, соответственно, формирование качественно нового уровня производительных сил в условиях формирования рыночных отношений определяют цели и задачи, основные принципы и приоритеты в развитии отечественной промышленности. Государственная промышленная политика Республики Беларусь ориентирована на:
рост объемов производства промышленной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;
повышение эффективности промышленного производства;
социальные результаты;
экологические ограничения;
• наращивание инновационно-инвестиционного потенциала отрасли.
Это четко обозначено в стратегии развития промышленности республики, выработанной на долгосрочную, среднесрочную перспективу и краткосрочный период.
Долгосрочная стратегия развития промышленного и топливно-энергетического комплексов Республики Беларусь определена Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг. и ориентирована на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства.
Главной целью развития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления, промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. стратегическими направлениями в условиях перехода к новой экономической системе являются:
в промышленности - замена и модернизация всего станочного оборудования и технологических линий, создание современных замкнутых технологических циклов, позволяющих довести трудоемкость, материале- и энергоемкость продукции до международных стандартов;
в топливно-энергетическом комплексе - повышение эффективности производства и использования топлива и энергии посредством реализации активной энергосберегающей политики; обеспечение энергетической безопасности страны за счет стабилизации и повышения уровня добычи и производства местных видов топлива, экономически и экологически обоснованного использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; формирование рынка энергоресурсов путем создания конкурентной среды в производстве энергоносителей.
Концепцией предусматривается целенаправленная структурная перестройка промышленного комплекса, которая обеспечит постепенный переход от прежних воспроизводственных и отраслевых пропорций (характеризующихся преобладанием отраслей тяжелой промышленности, устаревших технологических укладов, отставанием сферы услуг) к новой структуре отрасли с различными формами собственности и хозяйствования, рациональным сочетанием крупных, средних и малых предприятий, ориентированных на реализацию передовых технологий и наиболее полное удовлетворение запросов внутреннего и внешнего рынков в промышленной продукции.
К числу приоритетных производств в промышленности отнесены:
• разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов;
• развитие средств связи, телекоммуникации, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров;
• создание промышленный лазеров;
разработка и изготовление новых материалов (сверхтвердых, порошковых, керамических и др.) для использования в различных областях техники;
производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства;
выпуск новых видов тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности, производство автобусов, дорожно-строительной техники;
промышленное освоение производств малотоннажной химии;
организация производств по выпуску комплексных удобрений.
Достижение этой цели требует создания в республике высокотехнологического и конкурентоспособного по мировым критериям промышленного комплекса, способного обеспечить экономическую независимость и национальную безопасность страны, достойный уровень жизни народа, способствовать оздоровлению экологической обстановки и интеграции экономики страны в систему мирохозяйственных связей на равноправных и взаимовыгодных условиях.
В соответствии с поставленной задачей промышленная политика республики в долгосрочной перспективе ориентирована на:
динамичный рост производства;
рост конкурентоспособности продукции;
• на ресурсосбережение (снижение материало- и энергоемкости);
повышение производительности и интенсивности труда;
технологическое перевооружение производства;
усиление инновационности промышленного комплекса;
реструктуризацию предприятий отрасли, требующую, в свою очередь, организационно-правовой реформы;
создание межгосударственных финансово-промьшглен-ных групп;
развитие процессов акционирования и приватизации;
создание комплекса транснациональных корпораций (ТНК), в которых Беларусь будет являться страной базирования.
Намеченные мероприятия и их реализация обеспечат укрепление отечественного промышленного потенциала, освоение и расширение производств V и VI технологических укладов и на этой основе - повышение конкурентоспособности промышленной продукции и уровня насыщения внутреннего рынка. Общий объем продукции промышленности в 2005 г. по сравнению с 2000 г. должен возрасти на 28-32%.
Исходя из долгосрочной стратегии выработана среднесрочная стратегия развития промышленности республики, которая нашла свое отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Выделенный среднесрочный период должен стать этапом активной реконструкции отрасли в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках. Важнейшими направлениями промышленной политики республики в этот период являются:
стимулирование и государственная поддержка отраслей, предприятий и производств, выбранных в качестве «точек роста»
концентрация ресурсов и выработка эффективных мер, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции;
активизация процессов модернизации и технического перевооружения производства, кардинальное обновление активной части основных производственных фондов;
внедрение материале- и энергосберегающих технологий, ориентированных на максимальную экономию сырья и материалов, охрану окружающей среды;
совершенствование технологической промышленности, основанной на ускоренном внедрении новой техники и технологий.
В соответствии с долгосрочной и среднесрочной стратегиями развития промышленного производства разрабатываются годовые прогнозы социально-экономическогоразвития Республики Беларусь, определяющие комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие промышленности на соответствующий год.
Развитие топливно-энергетического комплекса республики осуществляется в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на период до 2010 г., ориентированной на:
• обеспечение топливно-энергетического баланса за счет увеличения поставок природного газа из России;
использование местных видов топлива;
реализацию политики энергосбережения.
В условиях сегодняшнего дня энергосбережение выступает важнейшим условием стабилизации экономики, социального развития и национальной безопасности страны. Энергетическая безопасность является важнейшим элементом экономической и национальной безопасности в целом. Европейская экономическая комиссия ООН определяет энергетическую безопасность как состояние общества, позволяющее при наличии угроз внешнего и внутреннего характера и влияния действий дестабилизирующих факторов экономического характера, социально-политического, природного и техногенного происхожденияподдерживать необходимыйуровень энергопотребления.
Обеспечение энергетической безопасности является важным для стран, энергоснабжение которых полностью или в значительной степени зависит от внешних поставщиков. К таким странам относится Республика Беларусь, в которой импорт топливно-энергетических ресурсов составляет 85% от общего объема их потребления. Столь высокая зависимость от импорта энергоносителей ставит в центр внимания энергетической политики Беларуси вопросы обеспечения безопасности энергоснабжения.
Кроме того, серьезной проблемой является рост энергетической составляющей в структуре себестоимости выпускаемой промышленной продукции, вызванный ростом цен на энергоносители, что ведет к снижению ее конкурентоспособности.
Безусловно, радикальным способом достижения энергетической независимости республики может стать создание собственной ядерной энергетики. Однако, из-за ряда нерешенных проблем, связанных с обеспечением безопасности эксплуатации АЭС, обращения с радиоактивными отходами, стоимостью и сроками строительства атомных энергоблоков и другими, развитие атомной энергетики в республике в настоящий момент не может рассматриваться как альтернатива традиционному энергообеспечению. Поэтому в сегодняшней ситуации важнейшим, если не ключевым направлением обеспечения энергетической безопасности страны является энергосбережение.
Кроме того, основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь до 2010 г. (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь № 168 от 5 марта 1996 г.) и Постановление Совета Министров «О мерах по развитию малой энергетики в Республики Беларусь» (№ 1232 от 10 августа 2000 г.) определена ориентация республики на использование паро-газовых технологий и малых ТЭЦ, а также ускоренная реконструкция нефтеперерабатывающих предприятий.
В среднесрочной перспективе в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы развитие топливно-энергетического комплекса будет направлено на решение следующих задач:
удовлетворение потребностей в топливно-энергетических ресурсах белорусских потребителей;
обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса страны, в том числе за счет увеличения использования местных видов топлива;
уменьшение перекрестного субсидирования потребителей энергоресурсов;
стимулирование энергосбережения.
В Программе особо выделена необходимость реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании объединенной электроэнергетической системы России и Беларуси.
13.4. Организация и содержание государственного регулирования промышленности
Важнейшим звеном системы государственного регулирования промышленности является организационная структура, т.е. органы управления, построенные по отраслевому, функциональному и территориальному принципам. Отраслевое регулирование обеспечивает поступательное развитие отраслей и государственный контроль за их состоянием. Оно осуществляется Министерством промышленности, Министерством энергетики, соответствующими структурными подразделениями Министерства экономики Республики Беларусь, Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, а также концернами «Белнефтехим», «Беллегпром», «Беллесбумпром», « Бел местпром ».
Территориальный принцип предполагает регулирование отрасли на уровне регионов. Он должен обеспечивать развитие промышленного производства исходя из специфических особенностей и своеобразия регионов, с одной стороны, и не противоречить промышленной политике государства - с другой. Территориальный принцип регулирования реализуется на местах областными, городскими и районными органами управления.
Однако в условиях перехода к рыночным отношениям роль отраслевых и территориальных органов в управлении промышленными предприятиями неодинакова и зависит от типов предприятий и форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением соответствующим органам управления. Деятельность предприятий, основанных на частной форме собственности, регулируется преимущественно законодательством и экономическими методами.
Система государственного регулирования промышленности обеспечивает реализацию государственной промышленной политики и может рассматриваться как главный фактор развития промышленного производства в республике.
При этом следует иметь в виду, что основным функциональным звеном в отрасли являются промышленные предприятия. Поэтому вся совокупность государственных мер должна быть направлена на поддержку и стимулирование эффективной деятельности этого звена.
Но в условиях ограниченных ресурсов поддержка отраслей и предприятий должна быть селективной.
В системе государственного регулирования промышленности центральное место занимают прогнозирование, планирование и программирование.
Прогнозирование отрасли позволяет определить основные направления ее развития с выделением основных аспектов деятельности: развитие технической базы производства, организационно-технический уровень производства, потребность в продукции и степень ее удовлетворения, потребность в ресурсах, изменение структуры, темпов, объемов производства. Все перечисленные аспекты тесно связаны между собой и формируют структуру отраслевого прогноза.
Важнейшим принципом прогнозирования развития отрасли является принцип системности, позволяющий рассматривать отрасль как составную часть общественного производства, его подсистему. В качестве основных факторов, определяющих отрасль как подсистему, выступают, с одной стороны, потребность в продукции отрасли, с другой - потребность самой отрасли в необходимых ресурсах.
Источниками информации при прогнозировании служат первичные статистические данные об экономическом и научно-техническом состоянии отрасли, ее подотраслей, экономические отчеты, нормативно-техническая документация, методическая литература и т.д.
Основные объекты прогнозирования промышленности -потребности в продукции отрасли и производственных ресурсах.
Прогнозирование потребности в продукции отрасли основывается на двух факторах: тенденциях развития отраслей-потребителей; технических и производственных возможностях отраслей-поставщиков.
При прогнозировании в потребности продукции устанавливаются: круг потребителей и структура потребления промышленной продукции в разрезе агрегированных групп и их доля в потреблении; нормы и нормативы, дающие возможность количественно оценить связь между поставщиками и потребителями.
Потребность в промышленной продукции определяется для производственного и непроизводственного назначения по трем основным направлениям: потребность в предметах труда, орудиях труда и товарах народного потребления.
В производственной сфере основным методом прогнозирования потребностей в промышленной продукции является нормативный: прогноз по каждой группе потребителей производится на основе укрупненных групповых нормативов расхода прогнозируемого вида продукции на единицу отрасли-потребителя и прогнозируемых объемов ее производства.
В основе прогнозирования самих перспективных нормативов лежит определение формирующих их факторов: НТП, структуры производства как в отраслях-потребителях, так и в отраслях-производителях и т.д.
Прогноз непроизводственных потребностей основывается на перспективных нормах потребления, тенденциях изменения структуры потребления, зависимостях от уровня доходов населения, цен и других факторах.
Кроме нормативного метода, при прогнозировании потребностей в промышленной продукции используются и другие методы: методы моделирования, методы экстраполяции (скользящего среднего, экспоненциального сглаживания, цепи Маркова и др.).
Прогнозирование потребностей в продукции отрасли предполагает прогнозирование требуемых для этого ресурсов: материальных, трудовых, основных фондов и капитальных вложений. В этих целях используются различные методы: балансовый, нормативный, методы, основанные на применении коэффициентов ресурсоемкости (материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости), экономико-математические методы (факторные модели, методы экстраполяции и др.).
В современных условиях при разработке планов-прогнозов развития промышленного производства наибольшее распространение получил балансовый метод, позволяющий определить соотношение между потребностями в промышленной продукции и возможностями отрасли-производителя, степень их увязки, проследить межотраслевые связи.
На основе проведенных расчетов определяются объемы производства промышленной продукции в целом и ее важнейших видов.
Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы - балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, производственных мощностей. Основой определения возможного выпуска промышленной продукции является баланс производственной мощности (табл. 13.2).
Таблица 13.2 Баланс производственной мощности
Показатели | Год | |
отчетный | плановый | |
Мощность на начало года |
|
|
Прирост мощности - всего |
|
|
в том числе за счет: |
|
|
технического перевооружения и организационно-технических мероприятий |
|
|
реконструкции действующих предприятий |
|
|
строительства новых и расширения действующих предприятий |
|
|
Выбытие мощностей |
|
|
Мощность на конец года |
|
|
Среднегодовая мощность |
|
|
Выпуск продукции |
|
|
Коэффициент использования среднегодовой мощности, % |
|
|
Баланс производственной мощности - это система показателей, характеризующих величину мощности, факторы ее изменения и уровень использования. Он дает комплексную характеристику воспроизводства и использования производственной мощности.
Исчисляются балансы производственных мощностей в натуральном выражении.
Для увязки производства машин и оборудования и потребностей в них разрабатываются балансы машин и оборудования. По отдельным видам машин и оборудования балансы разрабатываются в натуральном выражении, а сводные балансы оборудования - в стоимостном выражении по стоимости конечного продукта отраслей машиностроения.
Балансы машин и оборудования разрабатываются по общепринятой схеме материальных балансов.
В развитии экономики Республики Беларусь большую роль играют топливно-энергетические ресурсы. Для установления правильных соотношений между потребностями в топливе (потребители) и возможностями их удовлетворения разрабатываются балансы топлива (табл. 13.3). Они составляются по топливу в целом с выделением отдельных видов: мазут, природный газ, сжиженный газ, топливные брикеты, дрова, - в условных единицах (ТУТ) и в натуральном выражении (т, куб.м).
Разрабатывается также баланс энергоносителей (нефть, мазут, дизельное топливо, автомобильный бензин, реактивное топливо, природный газ, каменный уголь, электроэнергия) - в натуральном выражении.
Основой планов-прогнозов развития промышленного производства служат принципы пропорциональности и сбалансированности, повышенияэффективности производства, приоритетности. Поэтому наряду с увязкой потребностей и ресурсов устанавливаются межотраслевые пропорции, обеспечивается первоочередное распределение ресурсов в приоритетные отрасли, определяются показатели, характеризующие использование производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов (фондоотдача, материалоемкость и производительность труда).
Важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также ключевых тактических проблем в развитии отрасли выступает программирование.
Сегодня наряду с общеотраслевыми программами (Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 г., Программой по энергосбережению на 2001-2005 г.) разрабатываются программы по приоритетным направлениям
Топливный баланс
Окончание таблицы 13.3
| Единица измерения | 2001 г. | 2001 г. в % к 2000 г. |
Потребление (спрос) - всего | тыс. тут |
|
|
Потребление в республике | тыс.тут |
|
|
в том числе по видам: |
|
|
|
мазут | тыс.т тыс.тут |
|
|
природный газ | тыс.тут |
|
|
сжиженный газ | млн.куб.м тыс.тут |
|
|
топливные брикеты | тыс.т тыс.тут |
|
|
| тыс.т |
|
|
дрова | тыс.тут тыс.плот.куб.м |
|
|
Экспорт | тыс.тут |
|
|
в том числе по видам: |
|
|
|
мазут | тыс.т тыс.тут |
|
|
сжиженный газ | тыс.т тыс.тут |
|
|
Из экспорта: |
|
|
|
Дальнее зарубежье | тыс.тут |
|
|
СНГ | тыс.тут |
|
|
Запасы па конец года | тыс.тут |
|
|
в том числе по видам: |
|
|
|
мазут | тыс.т тыс.тут |
|
|
природный газ | тыс.тут |
|
|
сжиженный газ | млн.куб.м тыс.тут |
|
|
топливные брикеты | тыс.т тыс.тут |
|
|
| тыс.т |
|
|
дрова | тыс.тут тыс.плот.куб.м |
|
|
Переток электроэнергии | тыс.тут |
|
|
Светлые нефтепродукты | тыс.тут |
|
|
Прочие | тыс.тут |
|
|
ИТОГО | тыс.тут |
|
|
развития отрасли: «Белавтотракторостроение», «Белэлектри-ка», «Белсенсор», «Станки и инструменты», «Телевидение», «Диагностика, медицинская техника и оборудование», президентская программа «Бытовая электроника» и другие.
Следующей важнейшей сферой государственного регулирования промышленности республики является структурная перестройка, которая должна преобразовать промышленность в отрасль, способную обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка.
Для этого в развитии отдельных отраслей промышленности необходимо:
в топливно-энергетическом комплексе - совершенствование топливно-энергетического баланса за счет использования прогрессивных видов энергоносителей, увеличения добычи местных топливных ресурсов, диверсификация источников поставок энергоресурсов. Развитие комплекса должно быть направлено на удовлетворение потребностей в топливно-энергетических ресурсах белорусских потребителей;
в машиностроении - приоритетное развитие электронной промышленности, производства вычислительной и оптоволоконной техники, а также техники для совершенствования информационных технологий, создание импортозамещающих производств и проведение работ по совершенствованию конструкций и обновлению ассортимента выпускаемых изделий в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении;
в химической и нефтехимической промышленности -создание современной и конкурентоспособной продукции, обеспечивающей подъем всех отраслей народного хозяйства и укрепление экспортного потенциала страны;
в черной металлургии - повышение качества и обновление ассортимента выпускаемой продукции на основе реконструкции, технического перевооружения действующих производств.
Осуществление структурных сдвигов в промышленности позволит обеспечить развитие отрасли при относительном сокращении объемов потребления материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Важнейшая роль в регулировании промышленного производства отведена финансово-кредитной системе, в том числе бюджетно-налоговому, денежно-кредитному и ценовому регулировании. Финансово-кредитная система функционирует на принципиально новой основе, что связано, в первую очередь, с переходом от распределения централизованных средств из республиканского бюджета к их выделению.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. направляет бюджетное финансирование промышленности на формирование конкурентоспособной структуры отрасли, развитие ее приоритетных отраслей и производств. Средства бюджета будут использоваться для льготирования процентных ставок. Кроме того, предусмотрены налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии.
Проводимая в республике кредитная политика делает доступным кредит для всех промышленных предприятий. Наиболее распространенной формой кредита в республике является банковский кредит. Временное положение о банковском кредите Национального банка Республики Беларусь определяет приоритетные направления кредитования:
• мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции производства, внедрению передовой технологии, другие долговременные затраты, связанные с расширением и увеличением основных производственных фондов;
• выкуп государственного имущества;
• сезонное или временное накопление производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров и т.д.
Период пользования кредитом зависит от направлений его использования. Краткосрочные кредиты предоставляются на цели текущей деятельности предприятия, долгосрочные -для инвестиционной деятельности, среднесрочные - на те и другие цели.
Действенным инструментом государственного регулирования промышленности выступают налоги, призванные выполнять три основные функции: стимулирующую, распределительную и фискальную. С помощью налогов государство стимулирует развитие и переоснащение производства, осуществляет структурную перестройку экономики, содействует развитию экспорта, активизирует деятельность предприятий по закупке ценных бумаг, участию в совместных предприятиях, содействует развитию малого бизнеса и т.д. Для этого государство может частично или полностью освобождать от уплаты налогов, устанавливать льготные их ставки. Так, не облагается налогом прибыль предприятия, фактически использованная на расширение производства продукции (работ, услуг) и погашение кредитов, полученных на эти цели, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Налог на добавленную стоимость не взимается с предприятий, производящих приборы и оборудование для измерения уровней радиации, доз радиоактивного облучения, медицинскую технику, товары для детей.
Однако используемая в Республике Беларусь налоговая система не в полной мере выполняет присущие ей функции и нуждается в совершенствовании, и в первую очередь, в снижении налоговой нагрузки на предприятия, в ее упрощении и унификации, усовершенствовании налоговых льгот.
Создание и постановка на производство новой конкурентоспособной продукции в отрасли требуют больших капитальных вложений. При ограниченных финансовых возможностях предприятия вынуждены привлекать заемные средства. В итоге - условия возврата, затраты на освоение продукции в совокупности со сроками серийного освоения продукции уже к началу выпуска делают новую продукцию неконкурентоспособной.
Это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к налогообложению новой продукции, в первую очередь это касается налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также других налогов. Реформа налоговой системы республики является объективной необходимостью.
Положительную роль в расширении экспорта и повышении конкурентоспособности промышленной продукции должно сыграть введение в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Главным ресурсом развития промышленности республики выступают инновации, обеспечивающие изменения в технологической сфере отрасли. Здесь государственная поддержка оказывается прежде всего предприятиям, производящим конкуренто- и экспортоспособную продукцию, обладающим передовой технологией и квалифицированными кадрами, обеспечивающим многие другие предприятия сырьем, комплектующими и оборудованием для структурной перестройки экономики республики. Протекционистская политика государства в области технологий и оборудования должна быть выверенной и взвешенной.
Важной сферой государственного регулирования становится создание условий для накапливания предприятиями собственных инвестиционных ресурсов. Для этого используются всевозможные формы и методы стимулирования: налоговые льготы, дотации, инвестиционные кредиты, льготы по пошлинам, тарифам, валютным отчислениям и другие. Стимулирование инвестиционной деятельности рассматривается в тесной связи с деловой, в том числе и производственной деятельностью, так как важно воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызывающих в нем потребность. Необходимо иметь надежный механизм регулирования инвестиционной деятельности, способствующий повышению мотиваций к долгосрочным вложениям финансовых ресурсов.
В 2001-2005 гг. в республике предусматривается перераспределение инвестиционных потоков в пользу реального сектора, в том числе и промышленного производства в направлении развития приоритетных секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынке. Предусматривается образование целевого фонда финансовой поддержки инвестиционных проектов в сфере материального производства с концентрацией этих средств в бюджете, а также создание механизмов стимулирования использования получаемой прибыли и амортизационных отчислений на техническое перевооружение предприятий.
Амортизация является важным рычагом воздействия на развитие промышленности, она переносит стоимость основных фондов, в соответствии с их износом, на произведенную продукцию, в последующем эта стоимость направляется на возмещение изношенных средств труда.
Государство через норму амортизации активно влияет на структуру основных фондов, создает стимулы к внедрению новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности. При этом установление научно обоснованных норм амортизации является важным условием сбалансированного развития экономических процессов.
Существуют две группы методов начисления амортизации -линейный и метод прогрессий. В промышленности в республике используется в основном линейный метод, когда стоимость изнашиваемых средств труда равными частями переносится в амортизационный фонд в течение всего срока службы оборудования. Этот метод оправдал себя в отношении пассивной части основных производственных фондов, а также в тех отраслях промышленности, где достижения научно-технического прогресса внедряются медленно и невысока вероятность быстрого наступления морального износа. Что же касается отраслей, в которых опасность морального износа возможна уже через 2-3 года, то здесь применение линейного метода нецелесообразно. Это относится, в первую очередь, к высокотехнологическим отраслям, где приобретенное новейшее оборудование уж через пару лет устаревает и на нем невозможно производить конкурентоспособную продукцию, а значит, возникает необходимость его замены. В этом случае в странах с рыночной экономикой широко используется метод прогрессий, позволяющий накопить большую часть амортизационных отчислений уже в первые годы эксплуатации оборудования, что уменьшает потери от морального износа.
В Республике Беларусь сделаны некоторые шаги в направлении ускорения обновления основного капитала предприятий. С февраля 1993 г. введен «Порядок применения ускоренной амортизации активной части основных фондов». Согласно этому документу, ускоренная амортизация применяется в целях создания финансовых условий для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений, повышения эффективности обновления основных производственных фондов. Однако, несмотря на прогрессивность метода ускоренной амортизации, его применение ограничено, так как ведет к повышению цен на выпускаемую продукцию.
Сегодня промышленность республики испытывает постоянный дефицит средств для обеспечения процесса воспроизводства и обновления основных фондов. Износ фондов в отрасли достиг критического уровня и составил 61,1%. По сути собственные средства предприятий являются главным источником инвестиций, что требует усиления роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе и выработки новой амортизационной политики, предусматривающей стимулирование всех, кто инвестирует средства в развитие и обновление производства. Для увеличения производственного потенциала, поддержания конкурентоспособности нашей промышленности предприятиям необходима большая свобода в выборе методов начисления амортизации.
На решение этих вопросов направлена новая амортизационная политика Республики Беларусь, включающая применение ускоренных норм амортизации, апробация которой проводится в настоящее время.
В качестве регулятора, обеспечивающего удовлетворение жизненно важных потребностей народного хозяйства и населения, используется государственный заказ. В последние годы изменились условия формирования госзаказа, его объема и структуры. Произошла трансформация госзаказа в систему контрактации. Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» определяет возможности использования в целях стимулирования государственных закупок кредитных, налоговых и других льгот, целевых дотаций и субсидий; приоритетное обеспечение материальными ресурсами. В Законе заложены и соответствующие санкции при невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по контрактам. Порядок формирования и размещения заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд».
Для организации работы по поставкам продукции Правительство утверждает государственных заказчиков, которыми могут быть органы исполнительной власти, государственные учреждения. На государственных заказчиков возложена обязанность по заключению договоров с поставщиками продукции. Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика. Государственным контрактом может быть предусмотрен контроль за ходом работы по выполнению договора поставок, но без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поставщика продукции.
Размещаются государственные заказы на поставку продукции через торги, конкурсы, аукционы. Для предприятий-монополистов и казенных заводов может быть предусмотрено обязательное заключение контрактов на поставку продукции для государственных нужд. В случае необоснованного отказа от заключения государственного контракта поставщик уплачивает покупателю штраф.
В условиях перехода Республики Беларусь к социально ориентированному рыночному хозяйству важнейшей сферой приложения усилий государства становятся реформирование отношений собственности, демонополизация экономики и развитие конкурентной среды. Большое значение здесь отводится приватизации и разгосударствлению.
Приватизация представляет собой процесс передачи функций государственных органов в частный сектор, а разгосударствление - коммерционализацию и корпоратизацию предприятий. Развитие этих процессов в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона «О разгосударствлении и приватизации», принятого Верховным Советом в 1992 году. Механизм приватизации находит отражение в соответствующих республиканских и региональных программах.
В промышленности республики на этапе стабилизации (1995-1997 гг.) осуществлялось акционирование предприятий легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, а также реструктуризация средних и крупных производственных объединений и предприятий на выборочной основе по индивидуальным приватизационным бизнес-проектам.
В 1998-2000 гг. продолжались реструктуризация и акционирование средних и крупных государственных объединений и предприятий и на этой основе создавались финансовые, научные, торговые, производственные конгломераты рыночного типа (ФПГ, холдинги, консорциумы и т.д.).
В 2001-2005 гг. в трансформации отношений собственности предполагается повысить роль и значение директорского корпуса, а приоритет в приватизационном процессе будут иметь отечественные инвесторы. Продолжится акционирование и приватизация в рамках экономической интеграции со странами СНГ.
Демонополизация и развитие конкуренции в промышленности следует рассматривать как длительный процесс, связанный с реализацией общих принципов формирования рыночной среды. Роль государства в регулировании монополий в переходный период состоит не только и не столько в ограничительных мерах, сколько в стимулировании конкуренции, которая уже сама по себе выступает элементом противодействия монополизму.
Организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и создания условий для развития конкурентной среды отражены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятом Верховным Советом республики в декабре 1992 года.
В настоящий момент функционирует Положение о декларировании цен на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов, согласно которому субъекты хозяйствования, включенные в соответствующий раздел Государственного реестра предприятий-монополистов, обязаны декларировать повышение цен (тарифов) на свою продукцию (товары, услуги).
В зависимости от вида и назначения товара используются различные методы ценового регулирования путем установления:
предельного уровня цен;
фиксированных цен;
предельных коэффициентов изменения цен;
предельного уровня рентабельности;
• декларирования повышения предельного уровня свободных цен.
Демонополизация является не одноразовым, а последовательно проводимым процессом создания необходимых условий для развития конкуренции, включая снижение чрезмерной концентрации производства товаров, устранение экономических и административных барьеров для свободного их перемещения, выхода на рынок новых конкурирующих структур, в том числе иностранных, контроль за ходом приватизации.
Основными инструментами, обеспечивающими регулирование промышленности республики, становятся реструктуризация промышленных предприятий, лизинговые операции, создание финансово-промышленных групп и других корпоративных структур, формирование свободных экономических зон и технопарков, а также квотирование, лицензирование.
Важная роль в государственном регулировании промышленного производства отводится системе управления качеством продукции, ключевой задачей которой является сертификация продукции, технологий и производств по международным стандартам. Ее реализация обеспечит укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
По мере развития рыночных отношений в промышленности республики система государственного регулирования, ориентированная преимущественно на экономические методы управления, должна опираться на соответствующую ей маркетинговую концепцию развития отрасли, которая, в свою очередь, должна стать основой формирования промышленной политики в республике.
Контрольные вопросы и задания
Определите понятие и дайте характеристику материального производства.
Каковы роль, особенности и состав промышленности как отрасли материального производства?
Дайте определение и характеристику индустриального и постиндустриального общества.
Перечислите технологические уклады и охарактеризуйте их.
Представьте систему показателей, используемую в государственном регулировании промышленного производства.
Отразите состояние и проблемы развития промышленности Республики Беларусь в условиях формирования рыночных отношений.
Дайте понятие государственной промышленной политики и покажите ее приоритеты.
На какой период целесообразно разрабатывать промышленную политику?
Какова долгосрочная стратегия развития промышленности Республики Беларусь?
Покажите основные направления развития промышленности Республики Беларусь на среднесрочный и текущий периоды.
Каковы цели, задачи и перспективы развития топливно-энергетического комплекса республики?
Перечислите основные документы, отражающие перспективы развития промышленности и топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь.
Что представляет собой и из каких элементов складывается система государственного регулирования промышленности?
В чем отражаются основные результаты функционирования промышленного производства?
Раскройте содержание планирования, прогнозирования и программирования промышленности.
Какие методы обеспечивают регулирование топливно-энергетических ресурсов?
Покажите роль финансово-кредитного регулирования промышленности и назовите основные регуляторы.
Что представляет собой и какие сегодня заложены подходы к бюджетному регулированию промышленности?
Назовите основные источники инвестиций в промышленность.
20.Каковы основные проблемы налогового регулирования промышленности и пути их решения?
Раскройте понятие, роль и виды амортизации.
Каковы недостатки и направления развития амортизационной политики Республики Беларусь?
Государственный заказ в системе регулирования промышленного производства.
Дайте понятие и покажите направления развития процессов приватизации и разгосударствления в промышленности Республики Беларусь.
Какие, по вашему мнению, формы и методы государственного регулирования должны получить преимущественное применение в промышленном производстве республики на современном этапе ее развития?
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование