10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
Научно-техническая политика государства является частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Она формируется в зависимости от требований и условий конкретного этапа развития экономики, под влиянием объективных и субъективных факторов, а также с учетом действия законов и закономерностей общественного воспроизводства, цикличности развития, технологических укладов, инновационного типа развития, наличия и состояния научно-технического потенциала.
Во многом научно-техническая политика предопределяется экономической устойчивостью государства, включающей финансовую устойчивость, инновационную и инвестиционную активность, конкурентоспособность технологической системы и производимой продукции и т.д. Государство через проводимую им научно-техническую политику создает наиболее благоприятные условия (правовые, организационные, экономические и др.) для научно-технической деятельности и инновационной активности.
Законом Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» определены основные направления государственной научно-технической политики:
правовые основы, цели, принципы ее формирования и реализации;
органы государственной власти и управления, осуществляющие научно-техническую политику;
• государственное управление научной, научно-технической и инновационной сферами, включая организацию прогнозирования научно-технического развития, приоритетные направления научно-технической деятельности, научно-технические программы, инновационные проекты, государственную научно-техническую экспертизу и т.д.
Отношения в области научно-технической деятельности регулируются Законами Республики Беларусь «О научной деятельности», «Обинновационной деятельности», «О служебном изобретении», «О научно-технической информации» и другими. Законы определяют основные цели, принципы, направления и способы воздействия государства на участников научной и инновационной деятельности, а также экономические, организационные и иные условия, стимулирующие развитие науки и технологий.
Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:
обеспечение социального и экономического развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциала как важнейших факторов социально-экономического прогресса.
На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика сориентирована на решение главной задачи - подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий. В связи с этим центр внимания государственной экономической политики сосредоточен на инновациях как факторе роста и совершенствования технологической структуры производственной сферы. Высокая инновационная активность необходима как условие обеспечения конкурентоспособности экономики, что требует больших финансовых вложений в науку и инновации, введение налоговых и кредитных льгот даже в ущерб другим государственным нуждам. Важную роль сыгрет использование новых форм взаимодействия науки и производства, и это должно найти отражение в государственных инновационных программах.
Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
Государственная инновационная политика касается широкого круга проблем:
• стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;
• технологической перестройки производства;
формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений;
создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;
обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;
совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;
• привлечения иностранных инвестиций;
содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;
научно-технического прогнозирования и программирования, и многого другого.
При неизменности стратегических целей успех научно-технической политики связан с применением гибкой тактики, требующей постоянного анализа и совершенствования сложного хозяйственного механизма, стимулирующего технологический процесс.
Направления развития инновационной деятельности отражаются в Комплексном прогнозе научно-технического прогресса Республики Беларусь до 2020 г., который предусматривает развитие национальной инновационной системы как целенаправленного организационного механизма взаимоотношений между всеми участниками инновационного процесса, наращивание научно-технического потенциала с ориентацией научных исследований и разработок в интересах развития белорусской экономики.
Основное содержание научно-технической политики составляет выбор приоритетных направлений развития научно-технического прогресса, обусловленного:
• ресурсным обеспечением;
новыми и значимыми направлениями в развитии научно-технического прогресса;
объективной необходимостью решения первоочередных и наиболее значимых проблем в жизнедеятельности общества.
Под научно-техническими приоритетами понимаются наиболее перспективные открытия, разработки, способствующие многократному росту производительности труда, прибыли, снижению издержек производства и потребления, ресурсо-обеспечению и т.д. Решающую роль в определении приоритетных направлений НТП играют: их соответствие целям и задачам социально-экономического и научно-технического развития; их социально-экономический эффект. Выбранная совокупность приоритетов представляет собой сложную и взаимосвязанную иерархическую систему. Согласно принятому в Республике Беларусь Закону «Об основах государственной научно-технической политики», приоритеты определяются по результатам разработки прогнозов социально-экономического и научно-технического развития республики, составленных на основе заключений экспертизы и общественного обсуждения.
В мире приоритетными направлениями стали наукоемкие технологии, способные обеспечить социальные потребности личности и общества, производство высококонкурентной продукции и услуг, экологическую безопасность. К ним относятся прежде всего аэрокосмические, информационные, лазерные, биотехнологии. В Беларуси выбор приоритетов осуществляется с учетом двух видов критериев: по критерию научной значимости и перспективности работ; по социально-политическим и организационным условиям реализации. По критерию научной значимости и перспективности к приоритетным относятся следующие направления НТП:
кардинально обновляющие научные представления в традиционных областях и направлениях науки;
влияющие на получение новых знаний в различных областях и направлениях научных исследований;
открывающие перспективы обновления и развития прикладных возможностей науки.
По критерию социально-политических и организационных условий реализации в число приоритетных входят направления, определяющие социально-экономическое развитие республики и подъем уровня жизни народа, а также те, реализация которых возможна только благодаря мерам государственного воздействия.
При определении критериев на долговременную перспективу наибольшее значение имеют научная значимость и перспективность исследований и разработок с учетом общенациональных и межведомственных интересов. В Республике Беларусь в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития приоритетными определены:
технологии, основанные на высококонцентрированных потоках энергии (лазерно-оптические, плазменные, ионно-лу-чевые, ионно-плазменные);
информационные технологии, основанные на применении вычислительной техники (включая разработку элементарной базы для ЭВМ новых поколений программного обеспечения, автоматизированных банков данных, систем обработки информации с использованием элементов искусственного интеллекта, локальных и региональных сетей и линий связи);
перспективные технологии интегрированных производств с использованием вычислительной техники (АСУ, АСПР, САПР);
биотехнологии (технологии использования микроорганизмов, генетической и клетчатой инженерии, оптимизации мембранной регуляции, создание биосенсоров);
• новые материалы (высокотемпературные, сверхпроводящие керамические, полупроводниковые, магнитные, полимерные и композиционные);
• ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Реализация государственной инновационной политики,
обеспечивающей проведение структурной и технологической перестройки производственной и социальной сфер на базе достижений научно-технического и образовательного потенциалов, выступает одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе.
На основе долгосрочной стратегии научно-технического развития Республики Беларусь выработана среднесрочная политика государства в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, которая нашла отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. На период до 2005 года главной задачей инновационной политики является освоение в производстве передовых отечественных и зарубежных научных разработок с целью насыщения рынка современной конкурентоспособной продукцией. Разработка и освоение производства новой конкурентоспособной продукции, в особенности экспортноориентированной и импортозамещающей, а также развитие ресурсо-, энерго-, и трудосберегающих наукоемких производств и технологий будет в первую очередь поддерживаться государством. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утвержден Перечень государственных научно-технических программ по решению наиболее значимых народнохозяйственных, экономических и социальных проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности на 2001-2005 гг.
Выбор приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности определяет тематику фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств государственного бюджета. Тематика фундаментальных и прикладных исследований формируется на конкурсной основе. Общую координацию фундаментальных исследований осуществляет Национальная академия наук Беларуси, а прикладных - Комитет по науке при Совете Министров Республики Беларусь *.
В соответствии с белорусским законодательством формирование и реализация государственной научно-технической политики осуществляется на основе следующих основных принципов:
государственная поддержка фундаментальньгх и поисковых исследований;
выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;
ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких, ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;
участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;
участие научной общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;
непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;
государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;
обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита объектов интеллектуальной собственности;
использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
развитие рыночных отношений в научно-технической сфере, поощрение конкурсности, конкуренции и предпринима-
До сентября 2001 г. - Государственный комитет по науке и технологиям.
тельства, равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;
повышение престижности научной, научно-технической и инновационной деятельности;
открытость научно-технической политики, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;
• развитие инновационной инфраструктуры.
В реализации государственной научно-технической политики определяющую роль играют организация и содержание государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование