7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
Наиболее важной составляющей целостной системы государственного регулирования социально-экономического развития страны является финансовая система. Финансовая система отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовыхресурсов. Финансовая система обеспечивает материальную основу существования государства, создание, сохранение и совершенствование его социально-экономической системы, приемлемых для общества политических, экономических и социальных условий воспроизводства, формирования производственных отношений, надстройки.
Под финансовыми ресурсами понимается совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и государство. К финансовым ресурсам относятся и кредитные ресурсы банков. Финансовые ресурсы подразделяется на централизованные (государственные), которые сконцентрированы в государственном бюджете и внебюджетных централизованных фондах (например, социальные фонды, дорожный фонд и
др.), и нецентрализованные - финансовые ресурсы предприятий, организаций, учреждений, домашних хозяйств.
В системе государственньгх финансовых ресурсов выделяют четыре звена, выполняющие политические и экономические функции государства: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и организаций, специальные централизованные фонды.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
Местные финансы охватывают местные бюджеты, систему местного кредита, специальные фонды.
Финансы государственных предприятий и организаций складываются из выручки от реализации продукции и услуг, кредитов банка и займов, временно привлеченных средств. В зависимости от типа государственных предприятий и организаций они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. Их отношения с бюджетами и централизованными фондами регламентированы законами.
Специальные централизованные фонды обладают определенной самостоятельностью, управляются непосредственно централизованными властями, имеют целевое назначение (фонд социальной защиты, фонд занятости, дорожный фонд, инвестиционный фонд, фонд НИОКР, фонд конверсии, инновационный фонд). Иногда эти фонды используются правительством как резервы для повышения маневренности финансовой системы в целом.
Финансовая система является важнейшим инструментом мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения. Собственно финансовая система (финансы в узком смысле слова) осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно. Кредитная система - это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и не безвозмездное, а за плату (за ссудный процент). Распределительные и перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью финансов и кредита, обеспечивают функционирование и развитие отраслей народного хозяйства, административно-территориальных единиц, предприятий, организаций и учреждений в соответствии с масштабами, темпами и пропорциями, прогнозируемыми и планируемыми на предстоящий период.
Финансово-кредитная система не только осуществляет прямое распределение и перераспределение финансовых средств между различными звеньями народного хозяйства, но и воздействует на его развитие в желаемом направлении. Наиболее значимыми направлениями финансового воздействия на экономику являются антициклическое фискальное вмешательство, направленное на стабилизацию экономического развития, и монетарное, регулирующее денежную массу, величина которой должна быть ориентирована на объем валового внутреннего продукта страны.
Финансовое регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы предполагают прямое выделение (изъятие) финансовых средств хозяйствующему субъекту (субсидии, дотации). Косвенные - воздействуют на финансовые возможности хозяйствующих субъектов или размеры потребительского спроса (например, через налоговую систему).
Финансово-кредитная система наиболее активно воздействует на социальные и экономические процессы и явления через бюджет, налоги, дотации, кредиты, цены, амортизационные отчисления и др. В ее составе выделяют бюджетно-налоговую, кредитно-денежную системы и систему цен.
Но эффективно воздействовать на социально-экономическое развитие государства финансово-кредитная система может лишь при условии, что она адекватна системе социально-экономических отношений в стране. Если ставшие тормозом в развитии народного хозяйства социально-экономические отношения коренным образом изменяются, должна измениться и финансово-кредитная система, а не подновляться ее отдельные элементы.
В бывшем СССР в условиях директивного, централизованного планирования, выступавшего основной формой государственного управления, сложилась и соответствующая система финансов. Она имела ряд существенных недостатков:
высокий уровень централизации ресурсов в руках государства (в основном, в государственном бюджете);
чрезмерная регламентация финансовых ресурсов областей, городов, объединений и предприятий, что порождало иждивенчество, снижало заинтересованность в результатах деятельности предприятий и организаций, регионов в целом;
фискальный характер системы налогов (налог с оборота, отчисления от прибыли) не позволял государству влиять на развитие производства и услуг в желаемом направлении.
С распадом СССР и выделением Республики Беларусь как самостоятельного, независимого государства, вставшего на путь формирования социально ориентированной рыночной модели экономики, в республике сложилась новая финансовая система. Были образованы новые финансово-кредитные институты, введена национальная валюта. Но формируемая система унаследовала недостатки финансовой системы БССР, а при переходе к рынку возникли и новые крупные недостатки. Финансовая система республики оказалась неустойчивой. Это отразилось в дефиците государственных бюджетов, отрыве финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населения от движения материальных ценностей. Денежная масса в обороте, по сравнению с материальными ценностями, стала возрастать в большем размере. Это вызвало инфляцию, рост цен, обесценивание рубля и недоверие к нему.
Негативные явления в последнее время удалось уменьшить: снижен дефицит государственного бюджета, уменьшилась инфляция, удерживаются в предусмотренных рамках другие основные параметры экономики. Но коренного перелома в финансовой системе не произошло. Чрезмерной остается централизация финансовых ресурсов в государственном бюджете (47,8% в 2000 г.). Высока (46% в 2000 г.) налоговая нагрузка на экономику, которая складывается из основной нагрузки, формируемой налоговой системой, и дополнительной, формируемой фондом социальной защиты населения, республиканскими, местными и инновационными фондами. Высоким остается уровень дотационности бюджетов территорий;
имеет место большое количество республиканских, местных и инновационных фондов и др.
Для устранения недостатков и совершенствования финансово-кредитной системы республики выработан комплекс мер, направленных на финансовую стабилизацию, реформирование бюджетно-налоговой и кредитно-денежной системы, изменение ценовой политики. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 20012005 гг. бюджетно-налоговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налогового бремени для налогоплательщиков и дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.
Основной целью кредитно-денежной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.
Ценовая политика Республики Беларусь, согласно Программе, ориентирована на гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, расширение сферы рыночного ценообразования. Приоритетным направлением государственного регулирования ценообразования станет устранение имеющихся диспропорций и перекосов в ценах, ликвидация перекрестного субсидирования и сокращение бюджетного дотирования. В области ценообразования будет проводиться поэтапная работа по сближению подходов к ценовому регулированию, унификации нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование