11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
Экономическая эффективность инвестиций отражает результативность их использования. Оценивается экономическая эффективность соотношением полученного результата и вложенными инвестиционными ресурсами. Результат (Р) обусловлен интересами инвестора и может быть представлен приростом национального дохода; экономией общественного труда; ростом дохода или прибыли предприятия; снижением энергоемкости и ресурсоемкости продукции или уровня загрязнения окружающей среды и т.д. Затраты (3) включают в себя объемы инвестиций, необходимых для всех многочисленных расходов, связанных с технико-экономическими исследованиями инвестиционных возможностей; разработкой бизнес-плана или технико-экономическими обоснованиями инвестиционного проекта; проектно-изыскательскими и строительно-монтажными работами; приобретением и монтажом оборудования и т.д. Показатели экономической эффективности могут быть представлены в натуральном и стоимостном выражении. Например, результат может быть установлен в натуральных измерениях (увеличение производственных площадей, а затраты -в рублях (сметная стоимость).
Однако при обосновании программ и проектов используются, как правило, стоимостные показатели экономической эффективности, которые могут отражать:
п
результат, полученный на единицу затрат ;
величину затрат на единицу полученного результата ;
ревышение результата над затратами ;
эффект, получаемый на единицу затрат
• общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) экономическую эффективность.
Абсолютная эффективность позволяет оценить эффективность вкладываемого капитала по выбранному инвестиционному проекту. Сравнительная эффективность используется при выборе его наилучшего варианта.
При оценке эффективности инвестиционного проекта целесообразно использовать показатели абсолютной и сравнительной эффективности в неразрывном единстве, ибо они не заменяют друг друга. Может оказаться, что выбранный в соответствии с показателями сравнительной эффективности вариант невыгоден с позиции абсолютной эффективности. Кроме того, при оценке эффективности необходимо учитывать социальные и экологические результаты реализации проекта. В случае, если результаты не могут быть выражены в стоимостной форме (изменение количества рабочих мест, техника безопасности, улучшение условий труда, жилищных и культурно-бытовых условий работающих, экономия свободного времени, охрана окружающей среды и т.д.), необходимо исходить из совокупной оценки эффективности проекта, используя стоимостные и натуральные показатели.
В условиях плановой экономики (т.е. до 1991 г.) расчеты и обоснование экономической эффективности капитальных вложений (инвестиций в основной капитал) проводились при разработке планов капитального строительства и анализе их выполнения, проектировании строительства и внедрении новой техники, разработке и обосновании организационно-технических мероприятий по развитию и совершенствованию производства на действующих предприятиях, а также при определении эффективности строительства объектов непроизводственного назначения. Они осуществлялись на основе Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений, основные положения которой являлись обязательными для всех отраслей народного хозяйства. На основе Типовой методики разрабатывались отраслевые инструкции, учитывающие особенности отраслей и отдельных народнохозяйственных проблем.
Обязательным условием расчетов был также народнохозяйственный подход, требовавший учета эффективности капитальных вложений не только в отрасли, где намечалось их осуществление, но и в смежных отраслях производства или у потребителя.
При расчетах эффективности капитальных вложений использовались показатели абсолютной эффективности. В качестве основного показателя сравнительной эффективности выступали приведенные затраты (табл. 11.8).
Результаты и затраты рассчитывались с учетом фактора времени. Для приведения разновременных затрат использовался норматив (Енп), равный 0,08.
Однако методика определения экономической эффективности имела ряд существенных недостатков. Используя народнохозяйственный подход к оценке эффективности, она недостаточно учитывала интересы конкретного юридического или физического лица, выступающего в качестве инвестора; спорным является единый норматив; неполно учитывались результаты реализации проекта; не учитывалось наличие риска и инфляции.
И хотя отдельные элементы представленной методики могут использоваться и сейчас, в целом она приемлема для централизованного планового управления.
Окончание таблицы 11.8
Наименование показателя | Экономическое содержание | Методика определения |
Сравнительная экономическая эффективность Минимум приведенных затрат | Приведенные затраты по каждому варианту представляют собой сумму текущих затрат (себестоимости) и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативом эффективности - капитальные вложения по каждому варианту, - текущие затраты по тому же варианту, Ея - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Показатели С, и Kf могут применяться как в полной сумме капитальных вложений и себестоимости годовой продукции, так и в виде удельных величин: удельных капитальных вложений на единицу продукции и себестоимости единицы продукции | С, + Е„ * К, = min или К, + Тя *С, = min где - нормативный срок окупаемости (величина, обратная ) |
Коэффициент приведения, р | Если по сравниваемым вариантам капитальные вложения осуществлялись в разные сроки, а текущие затраты изменялись во времени, то сравнение вариантов осуществлялось при приведении затрат более поздних лет к текущему моменту | где - период времени приведения в годах, - норматив для приведения разновременных затрат (0,08) |
Формирование рыночных отношений и вхождение Республики Беларусь в мирохозяйственные связи обусловили принципиально новые подходы к оценке эффективности инвестиций и инвестиционных проектов, изменили систему критериев и показателей экономической эффективности инвестиций, используемую терминологию.
При оценке эффективности инвестиций выделяют три вида эффективности: коммерческую, бюджетную и народнохозяйственную. Коммерческая эффективность ориентирована на учет финансовых последствий реализации инвестиционного проекта для его непосредственных участников.
Расчеты коммерческой эффективности предполагают установление финансовой обоснованности инвестиционных проектов путем анализа потока реальных денег. Различаются три вида деятельности (инвестиционная, операционная или производственная и финансовая), в рамках которых исследуется приток и оттенок денежных средств. Поток реальных денег отражает разность между притоком и оттоком денежных средств по каждому виду деятельности, а разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности - сальдо реальных денег.
Поток реальных денег от инвестиционной деятельности связан с покупкой или получением в аренду земель, возведением зданий, сооружений, приобретением машин и механизмов, ликвидацией основных фондов и т.д. Операционная деятельность обеспечивает доходы от реализации продукции и оказания услуг, внереализованные доходы, текущие издержки, амортизацию основных фондов и т.д. Приток реальных денег от финансовой деятельности осуществляется за счет собственного капитала (акции, субсидии и др.), краткосрочных и долгосрочных кредитов, а отток денег - за счет погашения задолженности по кредитам и выплаты дивидендов. Необходимым условием реализации инвестиционного проекта являются положительные текущие сальдо и сальдо накопления реальных денег в любом временном интервале. В противном случае необходимо привлечение дополнительных собственных или заемных средств.
Бюджетная эффективность учитывает финансовые последствия осуществления инвестиционного проекта для бюджетов различных уровней (республиканского, местного). Показатели бюджетной эффективности определяются с учетом превышения доходов бюджета над расходами. В состав доходов бюджета включаются увеличение (уменьшение) налоговых поступлений, плата за использование природными ресурсами, таможенные пошлины, акцизы и т.д., а также поступления во внебюджетные фонды. Расходы бюджета связаны с бюджетным финансированием реализации инвестиционного проекта, гарантией инвестиционных рисков и другими факторами.
Народнохозяйственная эффективность реализации инвестиционного проекта в дополнение к прямым финансовым последствиям осуществления проекта учитывает затраты и результаты, косвенно связанные с его реализацией, выходящие за пределы непосредственных финансовых интересов участников проекта. Например, при определении народнохозяйственной эффективности сооружения транспортных магистралей должен учитываться и внетранспортный эффект, связанный с освоением природных ресурсов, влиянием на природную среду, изменениями в социальной сфере в районе прохождения транспортной магистрали и т.д. Отсюда расчет показателей народнохозяйственной эффективности должен осуществляться с учетом прямых (непосредственно связанных с проектом), сопутствующих (вложения в объекты, которые необходимы для обеспечения нормального функционирования основного объекта), сопряженных (обеспечивающих основными и оборотными средствами объект и его последующую эксплуатацию) и прочих инвестиций (проезд работников и их семей на новостройки, подготовку кадров и др.).
При оценке эффективности инвестиционных проектов используется новая терминология, новые ключевые понятия.
Дисконтирование - процедура приведения разновременных денежных платежей к единой расчетной точке (базовой дате). Дисконтирование осуществляется путем умножения платежей на каждом шаге расчета на коэффициент дисконтирования.
Норма дисконтирования - степень предпочтения доходов, полученных в настоящий момент, доходам, которые будут получены в будущем. При выборе нормы дисконтирования обычно ориентируются на существующую или ожидаемую процентную ставку банка за предоставление кредита или доходность вложений капитала в ценные бумаги.
Коэффициент дисконтирования - коэффициент, с помощью которого осуществляется приведение к базисному моменту времени всех платежей, имеющих место на t-m шаге расчета.
Инвестиционный цикл - продолжительность реализации инвестиционного проекта (период вложения капитала плюс период производства продукции, работ, услуг до момента их прекращения или другого момента, предусмотренного в инвестиционном проекте).
Горизонт расчета - период, в течение которого осуществляется расчет экономической эффективности инвестиций (обычно равен инвестиционному циклу).
Шаги расчета - временные отрезки, на которые делится горизонт расчета. Измеряются годами, кварталами, месяцами.
Доход - средства, получаемые от взимания с юридических и физических лиц таможенных платежей, пошлин и сборов за перемещение через границу республики товаров и транспортных средств.
Чистый денежный расчет - разность между поступлением и оттоком денежных средств на каждом определенном периоде реализации инвестиционного проекта (на каждом шаге расчета).
Расчеты экономической эффективности инвестиций опираются на сложившиеся в мировой практике принципы:
базой для определения показателей экономической эффективности является чистый денежный поток;
для соизмерения разновременных доходов и расходов по их экономической ценности осуществляется приведение их к единому моменту времени.
Специфической особенностью оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях Республики Беларусь является необходимость всестороннего учета изменения потоков денежных средств под влиянием инфляции. Рост цен по видам продукции и используемым ресурсам, изменение соотношения валюты влекут за собой изменение плана реализации проекта и ожидаемых результатов. Это, в свою очередь, обусловливает тенденцию сокращения горизонта расчета и сроков окупаемости проекта.
Оценка общей (абсолютной) экономической эффективности осуществляется на основе системы показателей и условий принятия решений (табл. 11.9):
• чистого дисконтированного дохода;
со
• внутренней нормы доходности;
• индекса прибыльности инвестиций (рентабельности инвестиций);
срока окупаемости.
Чистый дисконтированный доход (Эи) представляетсобой сумму разности результатов, затрат и инвестиционных вложений за расчетный период, приведенную к одному (обычно начальному) году. Чистый дисконтированный доход имеет и другие названия: интегральный эффект, чистая современная стоимость, чистая приведенная стоимость.
Расчет Эц осуществляется по формуле:
т
где - результат в -ый год; - затраты в -ый год; инвестиции в -ый год; - коэффициент дисконтирования; - расчетный период.
Величина коэффициента дисконтирования ( Л t) при постоянной норме дисконта ( ) определяется выражением:
Если Эа > 0, проект эффективен, если Эа<0 - неэффективен. Более эффективным является проект с более высоким Эи
Внутренняя норма доходности ( Евя) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенной разности результата и затрат равна приведенным капитальным вложениям. Внутренняя норма доходности имеет другие названия: норма рентабельности инвестиций, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.
Внутренняя норма доходности определяется путем решения уравнения:
Оценка эффективности по внутренней норме доходности может производиться в двух вариантах:
первый - норма дисконтирования задается инвестором;
второй - норма дисконтирования не задается инвестором, а для оценки проводится сравнение с банковской процентной ставкой.
В первом случае получаемую расчетную величину Ееи сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности вложений. Вопрос о принятии инвестиционного проекта может рассматриваться, если значение Еш не меньше требуемой инвестором величины. Во втором случае - значение Е^ указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект экономически неэффективным.
Чем выше внутренняя норма доходности, тем более эффективным является проект.
Индекс прибыльности инвестиций (Лн)(т.е. индексдоход-ности, индекс рентабельности) определяется как отношение суммы приведенной разности результата и затрат к величине капитальных вложений. Если капитальные вложения берутся за многолетний период, то они должны быть представлены в виде приведенной суммы.
Индекс прибыльности инвестиций определяется по формуле:
Индекс прибыльности инвестиций тесно связан с чистым дисконтированным доходом. Если Эц положителен, то индекс прибыльности П>1, и наоборот. Проект считается экономически эффективным при П>1
Срок окупаемости инвестиций (Т)- это период времени, в течение которого инвестиционные вложения покрываются суммарными доходами от осуществления проекта. Срок оку
паемости иногда называют сроком возмещения или возврата затрат.
Для определения срока окупаемости рассчитывают период, за пределами которого чистый дисконтированный доход становится положительным. Для расчета используется равенство
Т
г 1
тt-0
При одноэтажных инвестиционных вложениях и постоянных во времени результате и затратах это равенство приобретает вид
(Д-3)|Ч(=#о,
(-0
откуда
При небольших значениях Тд, когда
Ы=1.
формула принимает вид
t0(r - з)= К0 .
Срок окупаемости в этом случае рассчитывается как
При оценке инвестиционных проектов должна учитываться вся совокупность показателей. В случае, если появляются противоположные результаты, предпочтение следует отдавать чистому дисконтированному доходу (интегральному эффекту инвестиций), так как при положительном значении интегрального эффекта обеспечивается индекс прибыльности П>1, а внут
ренняя норма доходности выше «цены» авансированного капитала.
Показателями сравнительной экономической эффективности являются:
сравнительная величина интегрального экономического эффекта, которая отличается от его общей величины тем, что учитывает только изменяющиеся по вариантам составляющие. Критерием выбора варианта служит максимум интегрального эффекта;
суммы приведенных строительно-эксплуатационных расходов. Разность приведенных строительно-эксплуатационных расходов (Зр) определяется по формуле:
3, ,
где Я( и К2 - размер инвестиций по первому и второму вариантам, а и С2 - соответственно текущие затраты.
Приведенные затраты (.Зп) при сравнении вариантов можно рассчитывать следующим образом:
Т т
(=0 (=0
где - эксплуатационные расходы (текущие затраты) в -м году; - доля налоговых отчислений от прибыли. При госбюджетных инвестициях и расчетах народнохозяйственной эффективности а =0. В этом случае приведенные затраты определяются так:
• срок окупаемости дополнительных инвестиций (Г ), показывающий период, за который дополнительные инвестиционные затраты в более дорогостоящий вариант окупятся за счет прироста экономических результатов от их реализации. Расчетный срок окупаемости определяется из равенства i [(л?) - ФУ fctf > - 3«)] . л, . £ (я?) - я»).„,
где R^ - экономический результат инвестиционных вло-
жений по первому и второму варианту в t-й год;
зР, 3^ - затраты по первому и второму варианту в t -й год;
кР , Кр - инвестиционные затраты по первому и второму варианту в f-й год.
При этом рас-
тивное значение срока окупаемости
четный срок окупаемости не должен превышать нормативный, а более капиталоемкий вариант выбирается лишь при Т<Т ;
• коэффициент эффективности дополнительных инвестиций (коэффициент сравнительной эффективности, который представляет собой обратную величину срока окупаемости (Эк). Он показывает, какой эффект в виде превышения годовых результатов над затратами вызывает их увеличение на единицу инвестиций. Он рассчитывается как
Расчетные значения Эк сравниваются с нормативным значением ЕЛ. При Э>Ен может быть принят более инвестицион-ноемкий вариант.
Следует еще раз подчеркнуть, что при оценке эффективности инвестиционного проекта целесообразно использовать в неразрывном единстве показатели абсолютной и сравнительной эффективности.
Контрольные вопросы и задания
Что представляют собой инвестиции и какую роль они играют в экономическом развитии государства?
Дайте определение и охарактеризуйте инвестиционную деятельность.
Назовите основные формы и виды иностранных инвестиций, покажите их характерные особенности.
На основе каких классификационных признаков можно группировать инвестиции?
Что понимается под инвестиционным климатом? Под влиянием каких факторов он складывается?
По каким критериям можно оценить инвестиционный климат?
Что понимается под коммерческим риском? Как он оценивается?
Что представляет собой и по каким показателям оценивается кредитоспособность страны?
Назовите основные источники финансирования и охарактеризуйте структуру инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь по источникам финансирования.
Что отражает отраслевая, технологическая и воспроизводственная структура инвестиций? Дайте характеристику выделенным структурам применительно к Республике Беларусь.
Что представляет собой государственная инвестиционная политика? В каких документах она находит свое отражение?
Каковы главные цели инвестиционной политики Республики Беларусь на долго-, средне- и краткосрочную перспективу?
Назовите и дайте характеристику основных составляющих механизма реализации государственной инвестиционной политики.
Дайте характеристику правовому регулированию инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
15. Каковы роль и содержание прогнозирования инвестиций? Какие можно выделить этапы при прогнозировании инвестиций?
16.Какие методы используются при прогнозировании инвестиций? Каковы масштабы и направления их применения?
Какова роль налогов, налоговых ставок и льгот, амортизации в формировании инвестиционного потенциала предприятий?
Дайте характеристику и покажите роль системы лизинговых операций, системы страхования инвестиционных рисков, сертификации проектов, государственных гарантий, государственных инвестиционных заказов в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности.
19.Рассмотрите контроль в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Что лежит в основе оценки эффективности инвестиций?
Что отражают абсолютная и сравнительная эффективность инвестиций?
Какие показатели лежали в основе оценки абсолютной и сравнительной эффективности капитальных вложений в бывшем СССР?
Какие виды эффективности инвестиций выделяют и на чем основаны их расчеты?
24.Покажите систему показателей, используемую при оценке общей (абсолютной) экономической эффективности инвестиций.
25. Какие показатели лежат в основе расчетов сравнительной экономической эффективности инвестиций?
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование