5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
Объективность и познаваемость социально-экономических процессов служат теоретическим фундаментом прогнозирования. Основанное на качественном и количественном анализе реальных социально-экономических процессов, выявлении объективных условий, факторов и тенденций их развития, прогнозирование базируется как на общенаучных, так и специфических подходах и основополагающих принципах. В числе общих подходов выделяют следующие.
Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее - закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.
Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи с другими процессами и явлениями и в зависимости от них. Например, исследуя экономический объект, мы рассматриваем его во взаимосвязи с демографическими, научно-техническими, социальными, экологическими и другими процессами. В комплексном подходе выделяют генетический (исследовательский) и нормативный (целевой) подходы.
При генетическом (исследовательском) подходе, учитывая существующее положение вещей и выявленные тенденции развития, прогнозируют возможные результаты; становятся ясными последствия, к которым приведет тот или иной вариант развития. Генетический подход позволяет отразить устойчивые тенденции, присущие объекту прогнозирования и придающие его развитию инерционный характер. Любое предвидимое явление или процесс имеет истоки в настоящем и в прошлом, свое происхождение, генезис. И будущее, как бы оно ни было отлично от прошлого и настоящего, всегда с ними связано, формируется из уже известных элементов, хотя и в иных соотношениях, в системе новых связей.
У нормативного (целевого) подхода другая природа: он отражает возможность управления прогнозируемыми процессами исходя из целей социально-экономического развития. Цель развития подается нормативно, т.е. в виде определенного нормативного состояния, и исследуются способы ее достижения.
На первый взгляд целевой и генетический подходы кажутся взаимоисключающими вследствие их противоположной направленности. Но это не так. Они дополняют друг друга: исследуя будущее, мы всегда предполагаем какую-то цель, а задаваясь определенной целью, мы в общих чертах предусматриваем способы ее осуществления, исходя из сложившихся в прошлом и настоящем тенденций. А это делает невозможным использование на практике только генетического либо чисто нормативного подхода. Если выдвигаемая цель никак не связана со складывающимися тенденциями, то не могут быть обоснованы и пути ее достижения, а в этом случае прогноз теряет всякие научные основания. И наоборот, если предвидение отражает лишь сложившиеся тенденции, то исчезает возможность оценить перспективы их развития и необоснованно игнорируется возможность управления ими. Но соотношение между генетическим и нормативным подходами может изменяться в пользу одного и другого. Это зависит от периода и специфики объекта прогнозирования. При прогнозировании с длительным периодом упреждения расширяется сфера применения нормативного подхода, так как связь между перспективой развития и сложившимися тенденциями ослабевает. При небольших периодах упреждения чаще используются генетические подходы.
От специфики объекта прогнозирования зависит возможность его регулирования. Если прогнозируемые процессы мало управляемы (например, демографические), то использование генетического подхода расширяется. При высокой степени управляемости объекта (например, динамика, структура производства) шире применяется нормативный подход. Использование генетического или нормативного подхода предопределяет выбор метода прогнозирования, а их сочетание позволяет всесторонне изучить проблему и выработать комплексный подход.
Основополагающим принципом прогнозирования является принцип системности. Он предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, на которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчиняет достижению этой цели деятельность всех подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы и в то же время сама состоит из подсистем. Например, народное хозяйство, с одной стороны, рассматривается как единый объект исследований, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных объектов.
Системный подход предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного относительно самостоятельного объекта и одновременно позволяли бы построить целостную картину возможного развития народного хозяйства. При таких требованиях возникают трудности методологического характера: построение целостной картины, требующей унифицированных моделей и информационного банка данных, вступает в противоречие с прогнозными блоками - отдельными экономическими объектами, имеющими свою специфику и требующими максимального приближения к их внутренним особенностям. Это затрудняет получение единого и внутренне согласованного прогноза, обедняет его экономическое содержание. Для устранения противоречий используется «блочный» принцип построения комплексного прогноза.
Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, в первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализа
ции выявленных тенденций. При использовании принципа адекватности методы и модели прогнозирования должны быть проверены на способность имитировать уже сложившиеся процессы и явления, т.е. они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.
При переходе от имитации процессов и тенденций к предвидению их развития необходимо определение возможных путей их развития, т.е. построение альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта. Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям при различных взаимосвязях и структурных отношениях, т.е. он исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития прогнозируемого объекта.
Главное при использовании этого принципа - отделить осуществимые варианты развития от неосуществимых при сложившихся и предвидимых условиях. Здесь необходима градация альтернатив по вероятности их практической реализации. При этом каждой альтернативе может сопутствовать комплекс проблем, что потребует изучения и определения дополнительных условий, выполнение которых позволит оценить возможность реализации данной альтернативы. На формирование альтернатив влияют и конкретные цели развития прогнозируемого объекта. В этом случае начинает работать принцип целенаправленности .
Принцип целенаправленности придает активный характер прогнозированию: прогноз не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных государственных действий. Этот принцип сопряжен с нормативным подходом и вытекает из него.
Названные принципы прогнозирования являются главными (хотя и не исчерпывающими) и лежат в основе конкретных методов и моделей прогнозирования. Они взаимосвязаны, их выборочное использование невозможно. При разработке научно обоснованных прогнозов эти принципы следует рассматривать как единое целое.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование