5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
Важнейшей предпосылкой получения достоверного и качественного планового и прогнозного документа является наличие соответствующей информационной базы. Под информационной базой понимается совокупность сведений, данных, фактов, знаний относительно исследуемого объекта. Она отражает состояние и определяет направления его изменения и развития. Важнейшее требование к информационной базе - ее соответствие целям и задачам прогнозирования и планирования.
Основным видом используемой в планировании и прогнозировании информации выступает экономическая информация. Она представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, на основе которых осуществляется анализ, разрабатываются плановые и прогнозные документы, отражающие развитие народного хозяйства в целом и его отдельных звеньев.
Для экономической информации характерны массовость (большие объемы), повторение циклов получения и обработки в установленные периоды, большой удельный вес сравнительно стабильных элементов, объединяемых для дальнейшей обработки или длительного хранения. Составной частью экономической является статистическая информация, отражающая процессы и явления, результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций, отраслей народного хозяйства, сфер и регионов, народного хозяйства республики в целом. Получаемая из всех звеньев народного хозяйства экономическая информация необходима для экономического анализа и сопоставления данных, для поиска неиспользованных ресурсов, определения потребности в отдельных видах сырья, топлива и др.
Экономическая информация должна отвечать принципам, вытекающим из методологии планирования и прогнозирования: сравнение величин, агрегирование и дезагрегирование единиц информации, установление информационных отношений между ними, должна быть достоверной, полной, но без избыточной информации, и своевременной. Носителями экономической информации являются экономические показатели. Система экономических показателей характеризует все аспекты социально-экономического развития страны: выпуск и реализацию продукции, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов и т.д. Каждый показатель имеет определенный смысл, формально отображенный в его названии, и значение, представленное в количественном или качественном выражении.
Для удобства работы показатели по определенным признакам группируются в документы. Документ - это взаимоувязанный комплекс показателей, зафиксированный на специальном носителе и имеющий юридическую силу. Для каждого документа разрабатывается инструкция по его формированию и прохождению через определенные структурные подразделения в системе управления. Документы дифференцируются по видам деятельности, степени важности принимаемых решений и распределяются по иерархической структуре системы управления в соответствии с разработанным и утвержденным документооборотом. Например, по видам деятельности выделяют:
• систему проектно-конструкторской и технологической документации;
систему плановой документации;
систему отчетно-статистической документации;
систему первичной учетной документации и т.д.
В системе документов выделяют нормативные и инструктивно-методические документы: законы, постановления, уставы, положения, методические и рабочие инструкции и т.д.
В массиве информационных источников особое место занимает патентная информация, обладающая рядом преимуществ:
• достоверностью - патентуются только решения, которые можно осуществить;
• новизной - ввиду самой специфики патентования;
концентрированностью - информация излагается сжато и без повторения;
формализованностью - все описания к патентам имеют единую форму и излагаются в определенной последовательности;
полнотой - практически все новые и ценные технические идеи защищаются патентами.
Патентная информация используется при прогнозировании науки и техники.
В связи с усилением социальной направленности планирования и прогнозирования важную роль приобретает социальная информация. И здесь встает вопрос о необходимости использования наряду с системой показателей, отражающей социальное развитие и уровень жизни народа, информации специального вида - социологической, которая выражает интересы отдельных социальных сословий, классов, групп, общества.
Социологические исследования сегодня ведутся широко. Работают и создаются новые центры изучения общественного мнения, специализированные подразделения и лаборатории. Одной из форм получения социологической информации является опрос. По объему обрабатываемой информации опросы можно разделить на три группы: сплошные комплексные (например, республиканской переписи населения); масштабно-целевые (изучение читательской аудитории некой газеты, журнала) и региональные (опросы в рамках области, города, района и т.п.). В результате обработки социологической информации систематизируются аналитические данные, на базе которых уясняются социальные явления, принимаются решения в сфере социального планирования и прогнозирования. Широкое применение социологической информации требует ее систематизации, единой формы представления и сосредоточения ее в одном центре, что позволит проводить сводный анализ всего информационного потока.
Развитие и дальнейшее совершенствование информационной базы являются важнейшей задачей, от решения которой зависит качественно новый уровень прогнозирования и планирования. В соответствии с основными положениями Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» поставлена задача создания современной информационной инфраструктуры, способной обеспечить разработку системы прогнозов и программ социально-экономического развития страны.
Формирование информационной инфраструктуры в республике должно быть направлено на создание и обновление статистической и классификационной базы и автоматизированных средств хранения, обработки информации и обеспечения доступа к ней. Главный принцип формирования информационной инфраструктуры - ее соответствие и взаимоувязан-ность с системой национальных счетов. С этой целью создаются новые и совершенствуются ранее сформированные информационные ресурсы, повышается эффективность их использования для обеспечения взаимодействия между министерствами, другими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами на основе современных средств связи, вычислительной техники и информационных технологий.
5.6. Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования
Экономический анализ исходного уровня, состояния объекта в прошлом и настоящем является важнейшим элементом логики планирования и прогнозирования. Он позволяет раскрыть сущность объекта (процесса, явления), определить закономерности его изменения в прошлом, в планируемом и прогнозируемом периодах, всесторонне оценить возможности развития объекта для достижения поставленных целей. Анализ должен соответствовать целям, задачам, условиям и требованиям планирования и прогнозирования и выступать как система их аналитического обеспечения, как инструмент подготовки управленческих решений.
Если рассматривать прогнозирование как научную основу для принятия управленческого решения, то полный цикл процесса прогнозирования проходит три результативные стадии: ретроспекции, диагноза и проспекции (прогноза). Ретроспекция - исследование истории развития объекта прогнозирования в целях его систематизированного описания. На этой стадии выявляются все источники информации, осуществляются сбор, хранение и обработка информации, необходимой для прогнозирования, оптимизация ее состава и методов измерения и представления, уточняются и окончательно формируются структура и состав объекта прогнозирования. На стадии диагноза исследуется систематизированное описание объекта с целью выявления тенденций его развития, выбора моделей и методов прогнозирования. Важнейшей составляющей данного этапа является анализ, который и предопределяет выбор прогнозной модели и метода прогнозирования. На третьей стадии - проспекции - разрабатывается прогноз объекта, проводится оценка его достоверности, точности и обоснованности.
Из-за инертности социально-экономических процессов по роли и значимости первые две стадии не уступают третьей. Они позволяют оценить пути и направления развития объекта, выявить его узкие места в анализируемом периоде, определить преобладающие и устойчивые тенденции (закономерности) развития. Они служат методологической базой для формирования гипотез будущего развития объекта. Но при этом инертность не означает, что в будущем будут жестко повторяться сформировавшиеся ранее тенденции и характеристики объекта. Она в большей мере проявляется во взаимосвязях, определяющих механизм формирования объекта.
Сущность анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, устанавливаются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.
При разработке прогноза выделяют главные цели анализа объекта:
• оценка состояния и результатов развития объекта;
• получение исходной информации для прогнозирования. Характерные особенности анализа: использование системы показателей, всесторонне характеризующих объект, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязей между ними. Причинно-следственные связи в анализе изучаются способом логической индукции и дедукции. В первом случае изучение показателей ведется от частного к общему, во втором - от общего к частному.
Принципиальная схема проведенияэкономического анализа включает следующие элементы:
постановку целей и задач анализа;
составление плана аналитической работы;
подготовку источников информации для анализа (определение перечня необходимой информации, проверка ее достоверности);
изучение и аналитическую обработку экономической информации (установление причинных связей и зависимостей, измерение и оценка влияния факторов);
• обобщение и оформление результатов анализа.
При анализе объекта прогнозирования должен соблюдаться принцип системности, позволяющий рассматривать объект в целом и выделять его составляющие. Так, народное хозяйство как объект прогнозирования можно рассматривать в целом и выделять составляющие: сферы, регионы, отрасли и т.д.
Можно анализировать развитие народного хозяйства через комплексное изучение темпов развития, народнохозяйственные пропорции, структуру общественного производства, межотраслевые пропорции. Может даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особую значимость необходимо придавать выявлению тенденции изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, энергоемкость, фондоотдача, производительность
труда).
Приведенные примеры показывают, что в процессе анализа могут использоваться следующие подходы: объектный, функциональный , объектно-функциональный.
Объектный предполагает выделение определенных подсистем путем поэлементного деления объектов на более мелкие. Каждый из них может быть рассмотрен как самостоятельный объект прогнозирования соответствующего уровня иерархии. Этот подход приемлем для объектов количественно сложной структуры при относительной простоте его составляющих (первичных объектов).
При функциональном подходе за основу структурного деления объекта берется функциональный признак. Этот подход рекомендуется, когда число первичных объектов, составляющих объект прогнозирования, невелико, но они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям.
Иногда используется объектно-функциональный подход, или смешанный, содержащий в себе элементы первых двух подходов.
В процессе экономического анализа применяются различные способы, и приемы: сравнения, группировки, индексный метод, метод прямого счета и другие. Наиболее важный и распространенный способ анализа - сравнение. Как правило, с него как рабочего приема познания любого явления начинается анализ. Есть несколько форм сравнения: сравнение с планом, сравнение с прошлым, сравнение с лучшим, сравнение со средними данными. Например, при оценке выполнения государственного плана применяется сравнение фактических показателей с плановыми. Выявленные отклонения, в свою очередь, являются объектом дальнейшего анализа, при этом устанавливаются их причины, оценивается качество планирования.
При экономических исследованиях широко используется группировка. Она позволяет изучить экономические явления и процессы в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Значение метода группировок в аналитической работе возрастает в связи с совершенствованием системы регулирования социальных и экономических процессов, созданием промышленных объединений, агропромышленных комплексов, территориально-производственных образований, свободных экономических зон и т.д. Данный метод предполагает использование различных группировок: типологических, структурных, аналитических.
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня явления к его уровню в прошлом или к уровню аналогичного явления, принятому за базовый. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексным методом можно выявить влияние различных факторов на изучаемый показатель (явление, процесс).
В процессе анализа применяются и другие приемы и методы - прямого счета, опроса, наблюдений и т.д. Наиболее важными и эффективными в совокупности методов экономического анализа являются экономико-математические методы. Они существенно сокращают сроки проведения анализа, обеспечивают более полный охват влияния факторов на результаты экономического развития, заменяют приближенные и упрощенные расчеты точными вычислениями, позволяют решать новые многомерные задачи анализа, которые практически невыполнимы традиционными методами, и повышают научный уровень исследований в целом.
Анализ объекта (процесса, явления) присутствует на всех стадиях планирования, прогнозирования и регулирования экономики. В самом общем виде место анализа в прогнозировании представлено на рис 5.1.
I | Формирование прблем, целей и задач прогнозирования | |
|
| |
II | Формирование исходных данных: • сбор и накопление информации • обработка информации • анализ информации |
| Выбор метода или комплекса методов | |
| прогнозирования: | |
III | • анализ методов прогнозирования | |
• выявление требований к методам • определение конкретных методов и | ||
| моделей |
|
IV | Составление прогнозов: • обоснование вариантов прогноза • расчет вариантов прогноза | |
|
| |
V | Анализ результатов прогнозирования: • анализ достоверности прогноза • анализ вариантов прогноза |
Рис. 5.1. Основные этапы прогнозирования
Анализ неразрывно связан с синтезом, они составляют единое методологическое целое. Анализ является началом изучения объекта, затем следует синтез. Если в процессе анализа объект разделяется на составляющие его элементы, то синтез объединяет их в единое целое. При этом синтез нельзя рассматривать как простое суммирование элементов. Синтез позволяет по-новому представить объект - как взаимодействие элементов, образующих единое целое.
Анализ и синтез широко применяются при планировании и прогнозировании, при решении проблем социально-экономического развития государства.
Контрольные вопросы и задания
Дайте определение методологии планирования и прогнозирования и назовите ее основные элементы.
Что следует понимать под методологическими подходами и принципами планирования и прогнозирования?
Назовите основные методологические принципы планирования и дайте им характеристику.
Перечислите и раскройте содержание основополагающих принципов прогнозирования.
Что представляют собой метод планирования и прогнозирования, методика?
Что представляют собой и какую роль играют в планировании и прогнозировании показатели?
Чем показатель отличается от критерия?
Сгруппируйте показатели в зависимости от их содержания и направления использования и охарактеризуйте каждую из выделенных групп.
Что такое логика планирования и прогнозирования, каковы ее идея и основные составляющие?
Что понимается под информационной базой планирования и прогнозирования?
Что представляет собой и каким требованиям должна отвечать экономическая информация?
Что отличает социальную информацию от экономической?
Какую роль в планировании и прогнозировании выполняют анализ и синтез?
Покажите цели и место экономического анализа в разработке прогноза.
Что представляют собой функциональный, объектный и объектно-функциональный подходы: к анализу социально-экономических процессов?
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование