18.3. Государственное регулирование доходов населения
Регулирование доходов населения осуществляется в тесной увязке со сводными макроэкономическими показателями, и в частности, с валовым внутренним продуктом (ВВП). Расчет ВВП на душу населения позволяет дать самую общую характеристику уровня жизни населения, а также отразить состояние и развитие экономики.
В системе национальных счетов (СНС) осуществляется расчетрасполагаемого дохода, фактического конечного потребления и расходов на конечное потребление домашних хозяйств. Эти показатели позволяют: представить экономическое состояние домашних хозяйств; отразить степень зависимости экономики от поведения потребителей; оценить степень возможности государственного воздействия на уровень жизни населения.
Задачей первоочередной важности при регулировании доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов между различными группами населения.
В системе государственного регулирования доходов населения в условиях формирования рыночных отношений центральное место занимает социально справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределения дохода. Эта задача решается различными приемами и методами, например, путем вмешательства в функционирование рынка с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переходит от относительно богатых к относительно бедным.
Критерием при перераспределении доходов населения является разрыв в денежных доходах 20% самых богатых и 20% самых бедных слоев населения, который не должен превышать 12 раз. Большее превышение сопряжено с серьезной социально-политической дестабилизацией общества. Примером применения этого критерия при регулировании распределения доходов могут служить США. В 1981 г. без государственного воздействия разрыв в доходах 20% самых богатых и 20% самых бедных мог составить 52,4 раза, но благодаря государственному вмешательству составил лишь 9,7 раза*.
Другим критерием дифференциации доходов населения является коэффициент Джини. Его критический предел равен 0,410-0,412. Для сравнения: в 80-е годы коэффициент Джини составил 0,270 в Японии, 0,291 - в Швеции; 0,295 - в ФРГ; 0,329 - в США. В России в 1994 году коэффициент Джини равнялся 0,412.
В Республике Беларусь в 1995-1998 гг. указанные критерии не превышали установленных пределов (табл. 18.4.), что свидетельствует о достаточно взвешенной социальной политике государства в области распределения доходов.
При выработке мер государственного воздействия на образование и использование доходов населения широко применяются балансы денежных доходов и расходов населения.
Балансы денежных доходов и расходов населения разрабатываются по республике в целом, а также по областям, районам, городам и отдельным социальным группам населения и имеют многоцелевое назначение. Они включаются в состав плановых, программных и прогнозных документов, отражающих социально-экономические процессы.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1. С.280.
Б алансы денежных доходов и расходов населения показывают общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, реальные и номинальные доходы, а также покупательную способность населения. Они позволяют представить доходы и расходы населения по источникам образования и направлениям использования денежных средств, отразить денежный оборот между населением и предприятиями, учреждениями, организациями, а также экономические отношения между государством и населением, положение отдельных социальных групп населения.
Балансы дают возможность регулировать соотношение между величиной денежных средств, их сбережениями и товарными ресурсами, объемами платных услуг, предоставляемых населению.
Принципиальная схема баланса денежных доходов и расходов населения представлена в табл. 18.5.
Баланс денежных доходов и
Доходы
Оплата труда
Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда
Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства
Пенсии и пособия
Стипендии
Доходы от собственности
Поступления из финансовой системы всего, в том числе:
а) страховые возмещения;
б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;
в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;
г) проценты по вкладам;
д) выигрыши и погашения по займам; е) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост, уменьшение);
ж) изменение задолженности по
ссудам лицам, осуществляющим
деятельность без образования
юридического лица (прирост,
уменьшение);
и) возмещение ущерба
репрессированным гражданам.
8. Прочие поступления:
а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты; от продажи утильсырья, металлолома и др.; в) другие доходы
9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)
Всего денежных доходов Превышение расходов над доходами Баланс
Таблица 18.5 расходов населения
Расходы и сбережения
Покупка товаров и оплата услуг, всего, в том числе: а) покупка товаров по всем каналам реализации; б) оплата услуг и другие расходы - всего, в том числе: оплата жилья и коммунальных услуг; оплата бытовых услуг; оплата услуг системы образования; расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги; расходы на кино, театры и другие зрелища; расходы на все виды транспорта; оплата услуг связи; прочие расходы
Обязательные платежи и добровольные взносы - всего; в том числе:
а) налоги и сборы;
б) платежи по страхованию;
в) взносы в общественные и кооперативные организации;
г) возврат ссуд;
д) приобретение лотерейных билетов;
е) проценты за товарный кредит;
ж) обязательные страховые взносы в пенсионный фонд;
з) страховые взносы в частные пенсионные фонды
3. Прирост сбережений во вкладах и в ценных бумагах - всего; в том числе:
а) прирост вкладов в учреждениях сберегательного банка;
б) прирост вкладов в коммерческих банках;
в) приобретение облигаций внутренних займов; ,
г) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;
ж) приобретение акций предприятий
Покупка жилых помещений
Расходы населения на приобретение иностранной валюты
8. Деньги, отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм)
Всего денежных расходов и сбережений Превышение доходов над расходами Баланс
Наибольший удельный вес в денежных доходах населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.
В Республике Беларусь на первой стадии экономических преобразований политика государства в области оплаты труда была направлена на решение важнейших задач того периода -финансовой стабилизации, сохранения определенного уровня заработной платы низкооплачиваемых слоев населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексации.
В 1991-1992 гг. с принятием Законов «О предприятиях в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «О минимальном потребительском бюджете», «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и других были сделаны первые шаги по переходу к рыночным принципам оплаты труда.
Дальнейшее реформирование оплаты труда связано с разработкой новой концепции оплаты труда, одобренной Кабинетом Министров Республики Беларусь в 1995 г., изменениями, внесенными в Кодекс законов о труде: Законом «О коллективных договорах и соглашениях», Указами Президента Республики Беларусь №92 от 27.02.1995 г. в части повышения заработной платы на предприятиях государственной формы собственности «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О развитии социального партнерства», «Об индексации заработной платы» и другими.
Согласно новой концепции оплаты труда в Республике Беларусь, основной и наиболее эффективной формой регулирования заработной платы должна стать многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая полно отразить интересы заинтересованных сторон при установлении уровня и условий оплаты труда, т.е. интересы нанимателей и наемных работников. Договорное регулирование заработной платы предусматривает применение генерального, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.
В рамках генерального соглашения, исходя из уровня развития производительных сил, определяется соотношение минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета.
В отраслевых (тарифных) соглашениях определяются: минимальные месячные (почасовые) тарифные ставки по основным видам деятельности в отраслях, соотношения минимальных тарифных ставок по отраслевым профессионально-квалификационным группам работников, а также минимальные размеры доплат и надбавок, характерных для отрасли.
В коллективных договорах определяются формы, системы и размеры оплаты труда работников предприятия, а также другие условия оплаты труда.
В трудовых договорах (контрактах) между работником и нанимателем устанавливаются индивидуальные условия и нормы оплаты труда, которые не могут быть ниже предусмотренных коллективным договором. Все вопросы оплаты труда регулируются путем переговоров между объединениями нанимателей и профсоюзами.
Государственная политика Республики Беларусь на со- временном этапе направлена на повышение цены рабочей силы, рост заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства, сокращения чрезмерной дифференциации в опла- те труда между отраслями, категориями и группами работни- ков. При этом закладываются новые подходы к регулированию оплаты труда во всех сферах деятельности. Л
Однако, следует признать, что в настоящее время механизм коллективно-договорного регулирования не обеспечивает в должной мере рост экономических результатов деятельности предприятий, отраслей, регионов. Не обеспечивает он и оптимального баланса интересов нанимателей и наемных работников, выполнение соглашений и договоров в области оплаты труда. Например, не полностью выполняются соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами, а также многие отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры.
Важная роль в регулировании оплаты труда отводится минимальной заработной плате, выступающей важнейшим социальным нормативом. Государство законодательно устанавливает нижний предел (минимальный размер) заработной платы, которая призвана:
гарантировать минимальный уровень оплаты труда;
обеспечивать воспроизводство рабочей силы;
• служить исходной величиной для дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности, квалификации работающего, условий и сфер приложения труда, а также при заключении договоров между наемными работниками и работодателями.
Однако на сегодняшний день в Республике Беларусь минимальная заработная плата не выполняет свою роль социального стандарта. Она, скорее, является нормативом для расчета социальных выплат и административных платежей, утратив свое основное назначение. В размере средней заработной платы МЗП составила в 1998 году всего 6%, а в минимальном потребительском бюджете - 7,6%, а это ведет к неадекватной индексации заработной платы вследствие инфляции: индексируется не более 10% средней заработной платы. Приостановка с 1993 г. Закона «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда» была продиктована политикой в области занятости населения, однако на сегодняшний день роль и значение минимальной заработной платы как социального стандарта целесообразно восстановить.
Важнейшей проблемой в области регулирования оплаты труда является оплата труда в бюджетной сфере и внебюджетном секторе экономики. На сегодняшний день в республике наблюдается необоснованный рост различий в оплате труда в этих сферах, что требует выработки соответствующих мер со стороны государства.
В государственной политике в области оплаты труда, выделяющей два направления - оплата труда во внебюджетном секторе экономики и оплата труда в бюджетной сфере, необходимо обеспечить:
• в рамках первого направления - дальнейшее развитие системы соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства, определяющей их взаимную ответственность и полномочия; повышение эффективности действующей тарифной системы, усилив ее воспроизводственную и стимулирующую функции;
• в рамках второго направления - совершенствование оплаты труда путем уточнения параметров Единой тарифной сетки в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников (с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда), повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен (индексация ставок), но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Этой же цели должны служить и меры, компенсирующие работникам бюджетной сферы потери в связи с инфляцией. Примером может служить введенная с 1 февраля 1999 г. новая шкала нормативов индексации доходов. В соответствии с ней каждый процент роста индекса потребительских цен компенсируется аналогичным процентом роста заработной платы, что позволяет на 50-60% компенсировать потери от инфляции.
Совершенствование оплаты труда требует:
пересмотра минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, приближения их к величине прожиточного минимума трудоспособного человека;
усиления зависимости оплаты труда от результатов хозяйствования;
совершенствования системы налогообложения, которая должна содействовать усилению мотивации труда работников, развитию их деловой активности и предпринимательства.
Одним из механизмов государственного регулирования доходов населения является социальное партнерство, обеспечивающее взаимодействие органов государственного управления, профсоюзов и нанимателей.
Правовую основу социального партнерства в республике составляют действующая Конституция Республики Беларусь, Кодекс законов о труде, Законы «О профессиональных союзах»,
«О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «Об общественных объединениях», Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. №278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», «Положение об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы», утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь №41 от 23.01.1995 года. Однако незрелость трудовых отношений, их несоответствие условиям рыночной экономики не позволяют на сегодняшний день в полной мере использовать механизм социального партнерства. В перспективе это направление должно получить дальнейшее развитие.
В Республике Беларусь в ближайшие годы благодаря мерам государственного воздействия должна быть преодолена тенденция снижения доли заработной платы в совокупных денежных доходах населения (табл. 18.6), которая с 73,1% в 1990 году упала до 49,9% в 1998 г. и 51,9% - в 2000 году.
Наряду с увеличением доли заработной платы в составе доходов населения необходимо усилить ее стимулирующую роль к труду и вернуть ей роль основного источника денежных доходов населения. Основное направление в области политики оплаты труда — создание условий, позволяющих экономически активной части населения республики зарабатывать достаточные средства за счет личного трудового вклада.
В доходах населения значительную долю (1995 г. - 18,9%; 1997 г. - 17,7%; 1998 г. - 16,8%; 2000 г. - 17,9%) занимают социальные трансферты, основу которых составляют пенсии и пособия (табл. 18.6). Трансферты - это выплаты, взносы, товары, услуги в денежном или натуральном выражении, предоставляемые домашним хозяйствам из бюджетов (республиканского, местного), общественных или иных организаций и учреждений на бесплатной основе в одностороннем порядке. При формировании социальных трансфертов определяются их общие объемы, среднедушевые уровни, контингент получателей.
Ч то касается иных источников доходов населения: поступлений из финансовой системы, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, то здесь в 2000 году доходы, получаемые от личных подсобных хозяйств и продажи сельхозпродуктов составили 2,6% от величины денежного дохода семьи, доходы от собственности - 1,8%. Поступления от финансовой системы (кредиты, проценты по депозитам и т.д.), дивиденды еще не стали в структуре денежных доходов населения значительным источником пополнения семейного бюджета.
Государственное регулирование доходов населения предполагает также расчет их покупательной способности, которая по сути и отражает реальное содержание доходов. Покупательная способность показывает, какое количество конкретных продовольственных и непродовольственных товаров можно приобрести в конкретный период времени на каждый вид дохода. Покупательную способность доходов населения определяют также посредством фиксированных наборов товаров и услуг. В табл. 18.7 представлена покупательная способность денежных доходов населения Республики Беларусь в 19952000 гг., где видна тенденция к ее повышению.
Таблица 18.7 Продукты питания, приобретаемые за счет среднемесячного душевого денежного дохода, кг
Продукты | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Хлеб пшеничный | 92 | 84 | 69 | 117 | 106 | 81 |
Картофель | 220 | 283 | 308 | 236 | 207 | 302 |
Овощи | 75 | 71 | 85 | 90 | 81 | 108 |
Фрукты и ягоды | 53 | 60 | 70 | 59 | 50 | 64 |
Сахар-песок | 55 | 81 | 71 | 80 | 68 | 84 |
Масло растительное | 24 | 37 | 34 | 25 | 24 | 45 |
Маргарин и другие жиры | 23 | 30 | 30 | 32 | 29 | 36 |
Говядина и телятина | 22 | 25 | 25 | 27 | 24 | 24 |
Рыба и рыбопродукты | 24 | 28 | 28 | 29 | 22 | 30 |
Молоко, л | 196 | 192 | 224 | 315 | 286 | 234 |
Масло животное | 14 | 17 | 17 | 24 | 19 | 20 |
Яйца, шт. | 607 | 642 | 633 | 894 | 658 | 710 |
Наряду с регулированием доходов населения регулируются процессы использования доходов. В этих целях государство осуществляет меры воздействия на объемы, динамику, структуру расходов и сбережений населения.
Как видно из расходной части баланса денежных доходов и расходов населения (табл. 18.6), расходы населения связаны с покупкой товаров по всем каналам их реализации, оплатой услуг и другими расходами (квартирная плата, платежи за коммунальные услуги, оплата бытовых услуг, взносы в детские учреждения, расходы на путевки, лечение в платных поликлиниках, туризм, кино, спорт, оплата услуг транспорта, связи и прочие расходы), обязательными платежами и добровольными взносами (налоговые выплаты, оказание помощи и т.д.), денежными сбережениями (наличные деньги на руках у населения, вклады, приобретение ценных бумаг, покупка иностранной валюты, облигации и т.д.).
Разница между денежными доходами населения и расходами на оплату услуг, обязательными платежными и добровольными взносами, а также денежными сбережениями населения составляет покупательный фонд населения, т.е. сумму денежных доходов населения, расходуемую на покупку товаров. Покупательные фонды характеризуют совокупный покупательный спрос населения, позволяя определять необходимый объем товарных ресурсов для продажи населению и регулировать соотношение между объемами денежных средств и товарными ресурсами.
Целесообразность государственного влияния на расходы населения во многом зависит от структуры потребительских расходов на оплату товаров и услуг. В структуре расходов на покупку товаров важным является соотношение расходов на продовольственные и непродовольственные товары: резкое увеличение расходов на продовольственные товары свидетельствует о снижении уровня жизни населения, и наоборот.
Расчеты потребления населением продуктов питания ведутся по основным группам продовольственных товаров: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо), молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко), сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар), яйца, рыба и рыбные продукты (в пересчете на рыбу), масло растительное.
Обобщенный показатель уровня продовольственного потребления составляют калорийность питания, рассчитываемая в килокалориях в сутки на душу населения, и состав пищевых веществ (белки, жиры и углеводы) в потребленных продуктах\ питания на одного члена домохозяйства. Сопоставление фактического уровня потребления с нормативным отражает дефицит потребления конкретных продуктов питания.
Структура расходов населения в целом зависит от величины дохода, уровня цен и от потребностей членов домашних хозяйств. С повышением уровня доходов сокращается доля средств, направленных на приобретение жизненно необходимых товаров. В табл. 18.8 показана структура потребительских расходов населения Республики Беларусь в 2000 году.
Таблица 18.8 Структура потребительских расходов населения по квинтильным (20-процентным) группам в 2000 году
(в % к итогу)
| Квинтильные группы населения по уровню располагаемых ресурсов | ||||
низшая | вторая | третья | четвертая | высшая | |
Потребительские расходы -всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
продукты питания | 64,7 | 62,0 | 61,4 | 59,6 | 55,1 |
из них: питание вне дома | 0,8 | 1,0 | 1,3 | 1,5 | 2,4 |
алкогольные напитки | 2,8 | 3,1 | 3,4 | 3,6 | 4,0 |
табачные изделия | 2,2 | 2,0 | 1,8 | 1,7 | 1,7 |
одежда, обувь, ткани | 11,0 | 11,8 | 12,1 | 12,3 | 11,3 |
предметы личной гигиены | 1,8 | 2,0 | 1,9 | 1,9 | 2,2 |
здравоохранение | 1,7 | 1,9 | 2,1 | 2,0 | 2,6 |
жилищно-коммунальные услуги | 4,6 | 3,6 | 3,0 | 2,7 | 2,4 |
товары домашнего обихода, мебель | 2,8 | 3,7 | 3,5 | 4,2 | 5,2 |
транспорт и связь | 4,4 | 5,5 | 5,9 | 6,5 | 9,5 |
образование, культура, отдых | 1,8 | 1,8 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
прочие товары и услуги | 2,2 | 2,6 | 2,8 | 3,2 | 3,2 |
Как видно из таблицы, в Республике Беларусь в структуре потребительских расходов наиболее высока доля расходов населения на продукты питания: ее удельный вес в 2000 г. составил более 60% (для сравнения: в 1990 г. - 28%), что свидетельствует о низком уровне доходов населения республики.
Что касается квинтильных групп населения, то в низшей по уровню доходов группе расходы на продукты питания составляют 64,7% от уровня доходов.
На невысокий уровень доходов населения указывает сравнение располагаемых доходов домашних хозяйств с прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом: доля населения с располагаемыми доходами на уровне и ниже прожиточного минимума в 2000 г. составила 41,9%, а минимального потребительского бюджета - 76,8% (табл. 18.9). И хотя в сравнении с 1996 г. доходы населения возросли, необходима взвешенная государственная политика доходов, способная переломить сложившуюся в республике ситуацию в области доходов населения на стадии перехода к рыночным отношениям.
В соответствии сПрограммой социально-экономическогораз-вития Республики Беларусь на 2001-2005гг. намечается к 2005 г. обеспечить рост реальных доходов населения на 58-63%, реальной заработной платы - на 80-85%. Доля заработной платы в валовом внутреннем продукте в 2005 г. должна достичь 45%, а в денежных доходах - 60%.
Для этого предусматривается:
усиление стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции, работ (услуг) и повышение его эффективности;
значительное повышение удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате;
регулирование цены рабочей силы на основе поэтапного приближения размера тарифной ставки первого разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету;
обеспечение дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам в зависимости от сложности выполненных работ и уровня квалификации;
повышение роста социального партнерства при регулировании оплаты труда в реальном секторе экономики;
реализация принципа равной оплаты равносложного труда в сопоставимых условиях, устранении необоснованной дифференциации в оплате труда работников предприятий и организаций различных форм собственности.
В этой связи предполагалось обеспечить увеличение среднемесячной заработной платы и довести ее уровень в целом по республике в эквиваленте, равном 100 долл. США, уже в августе 2001 г., а для работников, финансируемых из бюджета, к концу 2001 года. К концу 2005 г. предусматривается довести среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл. США.
18.4. Система социальной защиты населения
Одной из основных составляющих государственного регулирования социального развития и социальной политики Республики Беларусь является социальная защита населения. Социальная защита в широком ее понимании представляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных направлений социальной политики, по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе на достойный уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.
Социальную защиту следует понимать как определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами - детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью. В узком смысле, социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее уязвимых слоев населения. Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий.
Однако в нынешних условиях социально-экономического развития Республики Беларусь границы социальной защиты более расширены. Социальная защита - это не только социальные компенсации и защита бедных, она должна:
• снижать дифференциацию населения по уровню доходов, смягчать ситуацию, при которой сложности переходного к рынку периода перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других;
приостановить прогрессирующее обнищание населения вследствие большого отставания оплаты труда от уровня цен, недоступности для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса;
обеспечивать сохранность рабочих мест как основного источника средств существования всех членов общества;
обеспечить доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
учитывать, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д.
Сегодня система социальной защиты населения должна охватывать все социально-демографические группы населения, обеспечивать социальные гарантии трудоспособным членам общества и содержать меры социальной защиты для наиболее уязвимых слоев населения.
В основе формирования системы социальной защиты в Республике Беларусь должен лежать принцип социальной справедливости, основанный на равенстве всех граждан перед законом, правовых, политических и социально-экономических гарантиях жизнедеятельности человека, обеспечении высокого уровня его социальной защищенности.
Следовательно, в условиях формирования социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь возникла необходимость в разработке и использовании многоуровневой системы социальной защиты населения, комплексном развитии ее форм.
Построение системы социальной защиты населения, адекватной складывающейся в Республике Беларусь экономической ситуации, - первоочередная и сложная задача, стоящая перед республикой на данном этапе ее развития. Формирующаяся система социальной защиты в республике должна стать, во-первых, основным инструментом минимизации негативных социальных последствий проводимых в республике рыночных преобразований: нарастания инфляционных процессов, активизации теневой экономики, роста безработицы; во-вторых, она должна обеспечивать уровень жизни населения не ниже установленных социальных нормативов. Кроме того, она должна устранять отягощающие последствия системы социальной защиты, сложившейся в Беларуси в условиях административно-командной экономики, которая не отвечала современным требованиям, а отдельные ее гарантии по мере формирования рыночных отношений потеряли свое реальное содержание.
Жизнь потребовала принципиально новых подходов к системе социальной защиты, создания соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы, построения системы социальных гарантий, распространяемых на все население республики и различные социально-демографические группы -трудоспособное население, пенсионеров, детей и т.д.
Среди приоритетных направлений в области социальной защиты населения должен быть переход от социальной поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения в целом при сохранении государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционн^гх гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания.
Основой формирования системы социальной защиты стали следующие законы, принятые после 1991 г.: «О занятости населения Республики Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «Об индексации денежных доходов населения с учетом инфляции», «О пенсионном обеспечении граждан», «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», «О соглашениях и коллективных договорах», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О государственном социальном страховании», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Республики Беларусь», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» и ряд других.
Сложившаяся сегодня в республике система социальной защиты населения представляет собой совокупность мер по регулированию доходов и уровня жизни населения. Она включает следующие основные компоненты:
меры по регулированию уровня жизни населения: обеспечение минимальной оплаты труда, регулярный пересмотр доходов в связи с динамикой прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета, компенсации, адаптация и индексация доходов, обеспечение социальной помощи бедным, пенсии, стипендии, пособия, возможность бесплатного образования и медицинского обслуживания;
меры по регулированию доходов: совершенствование оплаты труда, дифференцированное налогообложение предприятий и граждан.
Система социальной защиты населения в Республике Беларусь реализуется через социальные гарантии, которые должны включать в себя систему социальных норм и нормативов, обеспечивающих безопасность общества и каждого его члена, т.е. гарантировать всем гражданам минимальный уровень и качество жизни.
Совокупность норм и нормативов, обеспечивающих социальную защиту населения, включает в себя бюджеты минимальной материальной обеспеченности, минимальный уровень заработной платы, пенсий, всех видов пособий и стипендий, минимальные уровни образования, обеспеченности жильем, бесплатными медицинскими услугами и другие.
Социальные нормы и нормативы должны быть ориентированы на цели социального развития государства, но исходить из его возможностей применительно к каждому периоду развития и регулярно пересматриваться.
Основой разработки социальных норм и нормативов являются потребности различных групп населения и регионов, складывающиеся под влиянием самых разнообразных факторов и условий, что влечет за собой необходимость дифференциации норм и нормативов.
Центральное место в системе социальных норм и нормативов занимает минимальный потребительский бюджет, который представляет собой стоимостную величину расходов на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека на уровне, принятом в обществе в качестве минимально допустимого на данном этапе его развития.
Минимальный потребительский бюджет выступает как синтетический показатель, аккумулирующий в себе основные характеристики уровня жизни населения и определяющий величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма и достаточных для жизнедеятельности взрослого человека, роста детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, для удовлетворения минимальных потребностей в предметах одежды, обуви, хозяйственных вещах, предметах санитарии и гигиены, культурных потребностей, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» последний выступает в качестве важнейшего социального норматива, на основе которого определяются минимальные уровни доходов различных групп населения.
Натурально-вещественная структура минимальных потребительских бюджетов формируется на основе «потребительских корзин» по основным статьям. «Потребительская корзина» -это научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей его жизнедеятельности.
В республике понятие минимальная «потребительская корзина» вошло в обиход с конца 1990 года. Первая такая «корзина» была сформирована для семьи из четырех человек: супругов трудоспособного возраста, мальчика 13 лет и девочки 7 лет. Позже минимальные «потребительские корзины» были сформированы для различных социально-демографических групп населения, поскольку потребности каждой из них значительно дифференцируются в зависимости от пола, возраста, характера занятий, социального и семейного положения.
На основании разработанных «потребительских корзин» были определены величина и структура минимальных потребительских бюджетов семьи из четырех человек, мужчины-одиночки в трудоспособном возрасте, женщины-одиночки в трудоспособном возрасте, молодой семьи с одним ребенком, молодой семьи с двумя детьми, семьи пенсионеров, мужчины-пенсионера, женщины-пенсионерки, студентки, детей различных половозрастных групп. В настоящее время в республике разрабатывается 18 видов минимальных потребительских бюджетов по различным социально-демографическим группам.
Стоимостная величина минимального потребительского бюджета рассчитывается в ценах, фактически сложившихся в республике в соответствующем месяце с учетом всех видов торговли - государственной, потребительской кооперации, коммерческой, колхозного рынка. Она пересматривается с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, в ценах последнего месяца каждого квартала и публикуется в печати.
Минимальный потребительский бюджет используется для:
• прогнозирования изменений уровня жизни населения;
усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения;
определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан до научно обоснованного уровня.
Законодательно предусматривается пересмотр структуры и состава «потребительских корзин» с учетом социально-экономического развития и изменений в нормах потребления не реже одного раза в пять лет.
Минимальный потребительский бюджет на протяжении ряда лет использовался в республике как основа для определения минимальной заработной платы и других социальных выплат. Однако формирование системы социальной защиты в привязке к минимальному потребительскому бюджету в условиях трансформационной экономики весьма проблематично. Важнейшим критерием, характеризующим уровень жизни населения, и основанием для минимальных социально-трудовых гарантий и оказания помощи малообеспеченным гражданам является прожиточный минимум.
Прожиточный минимум следует рассматривать как минимальный набор материальных благ и услуг, необходимый для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
В международной практике при формировании прожиточного минимума используются различные методы:
статистический (прожиточный минимум 10-20% самых малоимущих граждан страны);
нормативный (определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину);
комбинированный, или нормативно-статистический (питание определяется по нормативам, а остальное - по его доле в общих расходах);
субъективный (складывается на основе социологических опросов населения о необходимом минимальном доходе);
ресурсный (исходит из возможностей экономики обеспечить прожиточный минимум).
Существуют и другие методы определения прожиточного минимума, или «порога бедности». В Российской Федерации расчеты прожиточного минимума осуществляются на основе нормативно-статистического метода (оценивается стоимость нормативного набора продуктов питания, а расходы на непродовольственные товары и услуги определяются по их доле в общих расходах).
В Беларуси в 1993 г. прожиточный минимум был определен как показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия сохранения здоровья и поддержания активного физического состояния взрослых, физического развития детей и подростков.
Стоимостной характеристикой прожиточного минимума является бюджет прожиточного минимума. Он отражает стоимостную величину прожиточного минимума в сумме с обязательными платежами и взносами и выступает в качестве важнейшего социального норматива. Его величина является показателем доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне.
Введенный в действие с 1 января 1999 г. Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» определил содержание прожиточного минимума, порядок егоразработки иут-верждения, а такжерасчет и использование бюджета прожиточного минимума. Так, прожиточный минимум утверждается Правительством Республики Беларусь и пересматривается не реже одного раза в пять лет. Бюджет прожиточного минимума рассчитывается ежеквартально в ценах последнего месяца каждого квартала по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения.
Бюджет прожиточного минимума используется для:
• оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат;
• определения уровня и масштабов малообеспеченности;
• прогнозирования процессов социально-экономического развития.
В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» в прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг:
• продукты питания, одежда, обувь, белье, предметы общесемейного пользования;
• лекарства, предметы санитарии и гигиены;
• жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;
• услуги детских дошкольных учреждений.
Расчет прожиточного минимума в целом для основных социально-демографических групп населения по каждому виду материальных благ и услуг осуществляется на основе нормативного и статистического методов.
В основе нормативного метода лежат нормы потребления материальных благ и услуг, входящих в «потребительскую корзину», разработанные учеными и специалистами соответствующих министерств и других республиканских органов управления с участием республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов.
Статистическим методом прожиточный минимум устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 10-20% самых малоимущих граждан республики.
Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий.
По мере экономического развития Республики Беларусь минимальные государственные социально-экономические гарантии поэтапно повышаются до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем - до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения.
Соотношения между минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями и бюджетом прожиточного минимума устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
Важнейшей минимальной трудовой гарантией для всех работающих, а также основополагающим элементом социальной защиты населения является минимальная заработная плата (МЗП). Размер минимальной заработной платы в Республике Беларусь установлен как норматив, определяющий минимально допустимый уровень выплат работнику его нанимателями за выполненную работу.
Минимальная заработная плата определяется на основании прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и с учетом реальных условий восстановления рабочей силы в соответствии с ее стоимостью. Минимальная заработная плата является основой для определения республиканских тарифов в области оплаты труда, пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Необходимость установления минимальной заработной платы как социального норматива возникла при передаче государственной собственности в полное ведение предприятий и в дальнейшем - в связи с приватизацией, появлением предприятий и организаций различных форм собственности. Установление МЗП было призвано защитить работников в случае неэффективной работы предприятий и организаций в условиях рыночной экономики.
Однако на сегодняшний день минимальная заработная плата, как об этом уже говорилось, не может в полной мере служить нижней границей цены рабочей силы, а также выполнять функцию социальной гарантии для работника. В середине 2000 г. она обеспечивала нормативные потребительские расходы работающего только на 5,5 процента. Уже с начала ее введения (1992 г.) стала прослеживаться устойчивая тенденция снижения МЗП по отношению к тарифной ставке первого разряда: с 87,5% в 1992 г. до 50% в настоящее время.
Аналогичная тенденция наблюдается и в соотношении МЗП и минимального потребительского бюджета: с начала 1992 г. в этом соотношении МЗП снизилась более чем в 8 раз.
Кроме того, низкий уровень МЗП и обязанность нанимателя выплачивать ее независимо от квалификации работников повлекли за собой и другие проблемы. Например, в негосударственном секторе экономики получила распространение практика выплаты заработной платы лишь в пределах МЗП с компенсацией разницы через иные выплаты, не относящиеся к затратам на заработную плату (командировочные, договоры аренды и др.), что давало возможность не платить в полной мере налоги с заработной платы.
Наличие обозначенных проблем требует иных подходов к обоснованию величины. МЗП. Признано целесообразным изменить критерий установления МЗП. Сегодня в качестве критерия предлагается использовать такой социальный норматив, как бюджет прожиточного минимума, который наиболее адекватен нынешнему состоянию экономики Республики Беларусь. Впоследствии, по мере создания необходимых экономических возможностей, в качестве критерия может выступать минимальный потребительский бюджет.
Инструментами, используемыми государством для решения проблем, возникающих в связи с быстрым ростом стоимости жизни и относительным фиксированием денежных доходов, служат компенсация, адаптация и индексация доходов.
Компенсация осуществляется для возмещения населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен. Она применяется в случае целенаправленного повышения цен на некоторые группы товаров массового потребления и включает:
направление на компенсацию всех средств, получаемых в результате повышения цен на основные продовольственные товары, мебель, массовые виды строительных материалов;
полную компенсацию удорожания товаров детского ассортимента с целевым направлением средств семьям с несовершеннолетними детьми;
компенсацию населению потерь от обесценивания сбережений;
повышение уровня заработной платы работников сферы образования, здравоохранения, культуры;
повышение размеров стипендий, пенсий, пособий и других социальных выплат;
предоставление материальной помощи малообеспеченным слоям населения и т.д.
Таким образом, компенсируется лишь определенная норма потребления, при этом компенсация неодинакова для различных групп населения - преимуществом обладают социально уязвимые слои населения.
С 1 февраля 1999 г. в республике увеличен размер компенсаций неработающим пенсионерам, получающим социальные пенсии, а также неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидами первой группы либо престарелыми, достигшими 80 лет.
Адаптация связана с повышением пенсий и пособий по мере роста цен и жизненного уровня. Она позволяет добиться стабильности соотношений между жизненным стандартом в обществе и уровнями гарантированной обеспеченности нетрудоспособных. В качестве адаптируемых видов доходов выступают: минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия всех видов.
Индексация доходов наиболее широко используется в условиях инфляции. Она представляет собой механизм автоматической увязки номинальных показателей доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее установленной процедурой. Ее целью является повышение реального содержания основных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) в связи с ростом цен путем возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Индексация доходов населения может осуществляться различными методами: прямой пересчет доходов и соответствующих компенсаций; изменение минимальных размеров заработной платы, пенсий; индексация фиксированных доходов, тарифных ставок. При этом индексировать доходы можно полностью либо частично.
При выборе методов индексации следует учитывать следующее:
индексация доходов в различных формах и размерах необходима почти всем слоям населения;
индексация доходов сама по себе может стать фактором раскручивания инфляции, так как весь уровень инфляции базового года автоматически может переноситься на следующий год;
индексация доходов всех групп населения увеличивает разрыв между ними, так как малоимущие могут оказаться еще ниже в социально-имущественной пирамиде;
индексация заработной платы обусловливает рост издержек производства, что влечет за собой снижение прибыли, ответной мерой на снижение прибыли может явиться дальнейшее повышение цен.
В Республике Беларусь индексация доходов населения как механизм их защиты от инфляции осуществляется в соответствии с Законом «Об индексации доходов населения с учетом инфляции».
В качестве социального норматива при индексации доходов до февраля 2000 г. применялся показатель минимальной заработной платы, на основе которого была построена шкала индексации доходов на каждый процент прироста потребительских цен для различных его частей:
в пределах двукратного размера МЗП - 1 %;
от двукратного до четырехкратного размера МЗП -
0,5%;
• часть доходов, превышающая четырехкратную величину МЗП, индексации не подлежит.
Регрессионный характер данной шкалы направлен в большей степени на защиту от инфляции доходов наименее обеспеченных слоев населения. Использование при индексации показателя МЗП обусловило на протяжении 90-х гг. снижение доли доходов, подлежащих индексации: если в 1993 г. ее величина достигла 79,5% среднедушевого денежного дохода в республике, то уже в 1996 г. она снизилась более чем в два раза и составила только 37,5%. Еще сильнее эта отрицательная тенденция проявилась в отношении индексации источника доходов - заработной платы. В 1993 г. величина заработной платы, подлежащая индексации, превышала минимальный потребительский бюджет на 8%, в настоящее время она составляет лишь 27% МПБ, т.е. не защищает от инфляции в полной степени даже доходы граждан, относящихся, согласно действующим в республике нормативным документам, к категории малоимущих.
Анализ механизма индексации доходов в республике выявил еще одну негативную тенденцию, связанную с практикой единовременных пересмотров основных видов доходов граждан. Как правило, при таких пересмотрах индексационные доплаты включаются в новые размеры доходов, что искажает установленное базовое соотношение между основными видами доходов. В сфере оплаты труда это приводит к необоснованному, иногда и резкому, сокращению фактического диапазона Единой тарифной сетки, снижению различий в заработной плате в зависимости от уровня квалификации работников, сложности и ответственности выполняемых ими работ.
Назрела необходимость дальнейшего совершенствования механизма индексации. В числе первостепенных мер могут быть следующие:
отказ от единовременный пересмотров размеров оплаты труда, денежного содержания, социальных пенсий, стипендий, пособий и т.п. как средства их защиты от инфляции, оставив в качестве главного механизм индексации доходов с использованием соответствующей шкалы;
увязка шкалы индексации с социальным нормативом, характеризующим стоимость жизни населения и ее изменение - бюджетом прожиточного минимума.
Величина дохода, равная бюджету прожиточного минимума, должна составлять основную часть шкалы индексации. Государство должно принимать меры, которые не позволят его гражданам оказаться за границей минимального потребления. Указанная часть дохода должна индексироваться в полном объеме и прямо пропорционально индексу потребительских цен.
Предлагаемый вариант шкалы гарантирует направленность механизма индексации, главным образом, на малообеспеченные слои населения. Первый шаг в этом направлении уже сделан. С февраля 2000 г. в республике введен новый норматив, предусматривающий индексацию доходов в пределах 50% утвержденного Советом Министров Республики Беларусь и действующего на момент индексации бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения пропорционально индексу потребительских цен.
В системе социальной защиты населения используется также социальное страхование, включающее пенсионное обеспечение, пособия при временной потере трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Социальное страхование - это система обеспечения работающих и их семей в случае утраты заработка по основаниям, признанным законом. В настоящее время подлежат обязательному страхованию риски утраты заработка, связанные с нетрудоспособностью по возрасту, болезни, а также в связи с безработицей. Выделяют четыре самостоятельных блока обязательного социального страхования:
пенсионный;
собственно социального страхования;
медицинский;
занятости.
Источниками финансирования социального страхования являются обязательные страховые взносы (страховые тарифы) работодателей, начисляемые на фонд заработной платы, которые формируют государственные страховые фонды. В Республике Беларусь социальное страхование осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенным в действие в апреле 1995 года. Выплаты по страховым случаям осуществляются за счет средств государственных страховых фондов.
В системе мер социальной защиты населения применяется бесплатное социальное обслуживание, оказываемое гражданам в случаях, если их среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, если они находятся в трудной жизненной ситуации (безработные, катастрофа и др.), несовершеннолетним детям (инвалидность, сиротство, малообеспеченность и др.). Объемы государственного бесплатного обслуживания определяются государственными стандартами.
Мероприятия по социальной защите населения в основном финансируются государством. Однако в последнее время наблюдается переход от чисто государственного финансирования к финансированию на основе социального партнерства. Ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, перехода к платности ряда социальных услуг, совершенствованию оплаты труда осуществляется как за счет средств государственного бюджета, так и за счет других источников финансирования.
Однако чрезвычайная распыленность социальной поддержки в республике при ограниченных средствах, направляемых на социальные нужды, в условиях перехода к рыночным отношениям выдвигает принципиально новые требования к построению системы социальной защиты населения, заключающиеся в ее адресности, обеспечении социальных гарантий каждому жителю республики поместу жительства, поддержке, в первую очередь, социально уязвимых слоев населения.
Перечисленные направления являются приоритетными на современном этапе формирования рыночных отношений в Республике Беларусь.
Контрольные вопросы и задания
Что понимают под уровнем жизни населения и чем он характеризуется?
Представьте систему социальных показателей и индикаторов и их группировки.
Что представляют собой доходы населения и какие выделяют разновидности доходов?
На основе статистического ежегодника Республики Беларусь проследите тенденции, отражающие изменения (рост, снижение) доходов населения, их структуру.
Раскройте содержание и направления использования баланса денежных доходов и расходов населения.
Какие социальные показатели используются для характеристики уровня жизни населения в Республике Беларусь?
Какие приемы и способы используются в мировой практике и в Республике Беларусь для характеристики населения по уровню доходов?
Кем введен и что представляет собой индекс развития человеческого потенциала?
На чем основана и что представляет собой методика расчета ИРЧП?
Укажите основные направления использования ИРЧП.
Что представляет собой рейтинговый перечень стран по ИРЧП? Какое место в нем занимает Республика Беларусь?
Представьте законодательную базу Республики Беларусь в области оплаты труда и социальной защиты населения.
Какова политика Республики Беларусь в области оплаты труда, социальной защиты населения?
Что представляет собой и на чем основывается социальное партнерство в области оплаты труда, социальной защиты населения?
Какой социальный норматив используется в Республике Беларусь в качестве критерия при определении минимальных социально-трудовых гарантий и помощи малообеспеченным гражданам?
Раскройте содержание нормативного и статистического методов, используемых при расчетах прожиточного ми
нимума. Чем определяются масштабы и границы их применения?
Является ли минимальная заработная плата социальным нормативом? Чем объясняется необходимость ее применения?
Каковы содержание и отличия таких мер государственного решения социальных проблем, как «компенсация», «адаптация», «индексация»?
Каково содержание и назначение социального страхования?
Что представляет собой бесплатное социальное обслуживание?
Назовите источники финансирования мероприятий по социальной защите населения в Республике Беларусь.
Как на основе баланса денежных доходов и расходов населения рассчитать покупательный фонд населения?
23.На основе статистических ежегодников Республики Беларусь проследите динамику соотношения СЗП и МПБ, МЗП и СЗП за последние пять лет. Какие на основании этого можно сделать выводы?
24. В каких плановых и прогнозных документах Республики Беларусь находит отражение государственная политика в области доходов и социальной защиты населения?
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование