logo search
137031_8C2F1_antonova_n_b_gosudarstvennoe_regul

12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики

Предпринимательство - движущая сила экономики любой развитой страны. Являясь особым типом воспроизводства, предпринимательство основано на инициативе, самостоятельности предпринимателя и направлено на получение прибыли. При этом предприниматель осуществляет свою деятельность на свой страх и риск, несет полную экономическую ответственность за полученные результаты.

В широком смысле слова предпринимательство не просто разновидность человеческой деятельности, направленной на получение прибыли, а важнейшая составляющая экономической системы, основанная на инициативе, самостоятельности, экономической иличной ответственности хозяйствующих субъектов.

Предпринимательство следует рассматривать, с одной стороны, как важнейший стратегический фактор устойчивого развития экономики, а с другой - как фактор повышения уровня жизнеобеспечения населения. Поэтому его развитие в стране является предпосылкой становления нового типа воспроизводства на микро- и макроэкономическом уровнях, т.е. предпринимательского типа воспроизводства.

Предпринимательство как вид экономической деятельности часто отождествляют с бизнесом. Так, в словарях современного русского языка бизнесмен определяется как предприниматель, делец, а бизнес - как деятельность, занятие, приносящее прибыль, выгоду. Отсюда с понятиями «предприниматель» или «бизнесмен» ассоциируется человек, занимающийся производственными, посредническими, торговыми, финансовыми, инновационными операциями с целью получения дохода. А с точки зрения видов деятельности, предпринимательство и бизнес трактуются как свободное хозяйствование, осуществляемое частными лицами, предприятиями и организациями и связанное с производством, приобретением или продажей товара, оказанием услуг с целью получения дохода.

Экономическая сущность предпринимательства и бизнеса не позволяет рассматривать их как синонимы. Понятие «бизнес» значительно шире, чем «предпринимательство». Бизнес -система производства, направленная на удовлетворение потребностей общества. Он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, служащих государственных структур. В самом общем виде бизнес отражает деловую активность человека в системе рыночных отношений.

Слово «предприниматель» известно со средних веков, когда предпринимателями называли организаторов парадов и различных музыкальных представлений, а также руководителей крупных производственных или строительных проектов, широкомасштабных и общественно значимых работ. Руководитель такого проекта ничем не рисковал, он лишь руководил работами, используя при этом не свои, а предоставленные ему ресурсы. Предпринимателями в средние века были, как правило, духовные лица, обычно им поручалось выполнение крупных строительных проектов - возведение общественных зданий, соборов, монастырей. Они проявляли наибольшую энергичность и предприимчивость, и эти черты нашли отражение при формировании понятия «предприниматель».

В XVII в. предпринимателем называют человека, заключившего контракт на выполнение работ или поставку продукции. Стоимость контракта оговаривалась заранее, размеры прибыли или убытков определялись исключительно удачливостью самих предпринимателей: если им удавалось выполнить контракт за меньшую сумму, разница входила в состав предпринимательского дохода.

В XVIII в. произошло разграничение между собственниками капитала и теми, кто заставлял этот капитал работать, стали различаться функции предоставления капитала и предпринимательская. Одной из причин такого разграничения явилась индустриальная революция, обозначившая роль предпринимателя и собственника капитала в экономическом развитии.

В XTX-XX вв. предпринимательство трансформировалось в зависимости от процессов экономического развития и изменения роли предпринимателя как экономического агента. В этот период предпринимателей отождествляют с руководителями предприятий, менеджерами.

Экономическая сущность и содержание предпринимательства в экономической литературе трактуется по-разному. Существует несколько школ и направлений, отражающихразви-тие теории предпринимательства. Представители первого направления (Р. Кантильон, И. Тюнен, Ф. Найт и др.) рассматривали предпринимательство как связанную с риском деятельность индивида, позволяющую ему получать дополнительный доход. С точки зрения второго направления (Ж. Сэй, А. Маршалл и др.), предпринимательская деятельность основана на использованиирациональной комбинации факторов производства (капитала, земли и труда), обеспечивающей получение предпринимательского дохода.

Основатель третьего направления австрийский экономист Й. Шумпетер, соединив два первые направления, характеризует экономическую сущность предпринимательства не просто как рациональную комбинацию факторов производства, а как новые комбинации факторов непрерывного воспроизводства. Новые комбинации предполагают широкий спектр действий, связанных с факторами производства: создание новых и улучшение имеющихся орудий и предметов труда, способов производства и труда, создание новых или улучшенных товаров и услуг, освоение новых рынков, новых источников сырья и т.д.

Прибыль, которую получает предприниматель, должна быть предпринимательской прибылью, это означает, что она должна быть не просто прибылью, а сверхприбылью, благодаря новой комбинации факторов при непрерывном воспроизводстве. Предпринимательство по Й.Шумпетеру следует рассматривать как особую систему хозяйствования, основанную на рисковой и инновационной деятельности, охватывающей весь процесс непрерывного воспроизводства (производство, обмен, распределение и потребление) или часть этого процесса с целью получения дополнительной прибыли - предпринимательского дохода. Согласно теории Й.Шумпетера, труд хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, существенно отличается от труда обычного хозяйствующего субъекта - он основан на рисках и инновациях.

Представители всех трех направлений развития теории предпринимательства не связывают предпринимательскую деятельность и предпринимателя с собственностью.

Интересные выводы в отношении предпринимательства сделал английский ученый М. Портер, исследовавший проблемы конкуренции в наиболее развитых странах мира (Японии, США, Германии и др.) и использовавший труды ученых этих стран.

Во-первых, для сохранения конкурентного преимущества предпринимательских структур необходима непрерывная модернизация производства и других видов предпринимательской деятельности; и во-вторых, необходим переход к преимуществам более высокого порядка, которыми являются стратегические инновации: технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, способов организации производства и труда, маркетингового обслуживания и т.д.

На основе исследований М. Портера можно отметить:

малое предпринимательство отличается инновацион-ностью и рисковым характером, что обеспечивает ему большую роль в развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, быстром освоении новшеств;

предпринимательство следует рассматривать как особую систему хозяйствования, основанную на рисковой и инновационной деятельности.

В предпринимательстве важна роль самого предпринимателя, который, обладая знаниями и навыками в области своего дела, отличается инновационными и рисковыми способностями, обеспечивающими ему получение дополнительной прибыли, предпринимательского дохода.

Предпринимательский доход является «мерой успеха» предпринимательской деятельности. Однако на современном этапе цели предпринимательской деятельности не ограничиваются только прибылью. Они значительно шире и включают также устойчивость развития дела, достижение общественного успеха, обеспечение высокого престижа фирмы и предпринимателя на рынке и в обществе.

Предпринимательство - это система хозяйствования, основанная на рисковой и инновационной деятельности с полной экономической ответственностью хозяйствующего субъекта за результаты своей деятельности и охватывающая процесс воспроизводства в целом или его часть с целью получения предпринимательского дохода.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь предпринимательская деятельность определена как «самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления»1.

Важнейшей компонентой предпринимательской деятельности является хозяйственный риск. Различают риск производственный, финансово-кредитный, коммерческий, природно-климатический, юридический, политический, валютный, социальный, технический, инвестиционный. Кроме того, риск может иметь различный уровень: незначительный, мелкий, средний, повышенный, «азартный». Характеристика предпринимательства, связанного с хозяйственными рисками, включает три основные составляющие: личностную, экономическую, организационно-управленческую.

Личностная характеристика говорит о способностях предпринимателя, его психологическом типе, позволяющих ему в условиях определенного риска добиваться успехов, получать предпринимательский доход; экономическая - характеризует возрастание рыночной стоимости производимой продукции на инновационной основе; организационно-управленческая характеристика связана с организацией процесса воспроизводства в рамках предпринимательской деятельности (новые методы организации производства, труда, маркетинговая деятельность и т.д.).

Предпринимательская деятельность, связанная с привлечением наемного труда, рассматривается как предприятие; без наемного труда - как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательскую деятельность может осуществлять сам собственник или управляющий, которому первый делегирует определенные права на основе заключенного между ними договора (контракта). Выделяют индивидуальное, частное, коллективное и государственное предпринимательство.

Индивидуальное предпринимательство осуществляется предпринимателем без образования юридического лица.

Частное предпринимательство базируется на частной собственности и осуществляется в форме организации (общества, товарищества).

1 Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн. 1./Отв. ред. В.Ф. Чигир. - 2-е изд. (далее - Комментарий к Гражданскому кодексу...). -Мн.: Амалфея, 2000. - С.8.

Коллективное предпринимательство осуществляется в форме кооперативов, представляющих собой добровольные объединения граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности.

Государственное предпринимательство основано на использовании имущества, находящегося в государственной (коммунальной) собственности. Государственное предпринимательство осуществляется в форме унитарного предприятия1, через участие в деятельности хозяйственных обществ и товариществ, а также через соглашения о разделе продукции.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами или юридическими лицами, должна соответствовать действующему в стране законодательству, требованиям рынка и пройти государственную регистрацию.

В соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством предпринимательскую деятельность могут осуществлять частные предприниматели и юридические лица, в качестве которых могут выступать коммерческие, некоммерческие организации, хозяйственные товарищества и общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы.

Основная цель деятельности коммерческих организаций -получение и распределение полученной прибыли между участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую дея-

1 Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

тельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Для отдельных видов некоммерческих организаций законодательством могут быть установлены правила, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования (участия в образовании) коммерческих организаций.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. В соответствии с законодательными актами юридические лица Республики Беларусь могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц, в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах1.

Предпринимательство неоднородно не только по сферам и видам деятельности, но и по своим масштабам, размерам предприятий. И хотя собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, обусловливающий общие черты в их поведении во всех связанных с собственностью отношениях, - каждое предприятие, в зависимости от его размеров, имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Можно выделить три группы предприятий, определяемых общепринятой терминологией как крупные, средние, мелкие.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры.

Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтере-

См.: Комментарий к Гражданскому кодексу... С.75.

сованностъ среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что обусловливает более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малое предпринимательство способствует формированию конкурентной среды, насыщению потребительского рынка, быстро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает социальные конфликты, создает новые рабочие места. Малое предпринимательство является наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов. Благодаря высокой приспособляемости и массовому охвату практически всех сфер внутреннего рынка страны малое предпринимательство обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности политического климата.

Вместе с тем, являясь наиболее типичной и самостоятельной формой организации экономической жизни общества, малое предпринимательство имеет свои отличительные особенности, преимущества и недостатки. Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом — все эти черты малых предприятий следует рассматривать как достоинства, повышающие их устойчивость на внутреннем рынке. Но при определенных условиях эти же достоинства становятся недостатками, сдерживающими развитие. Они делают малые предприятия зависимыми от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием, позволяют малому бизнесу наиболее динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши, развиваться в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, обеспечивать ускоренное освоение инвестиций и высокую оборачиваемость оборотных средств, проводить активную инновационную деятельность, способствующую ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Однако малым предприятиям свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к их массовому банкротству, переспециализации деятельности или закрытию. По данным Всемирного банка число вновь образуемых малых предприятий через год сокращается на 50% , а через пять лет их остается не более 23%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных постоянно рождаются новые предприятия.

Все это обусловливает необходимость государственного регулирования предпринимательства и малого бизнеса. Государство создает для всех граждан благоприятные условия для частной инициативы, установления цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и государством, обеспечивает экономические, правовые и организационные условия для поддержки и развития предпринимательства и малого бизнеса.