logo search
137031_8C2F1_antonova_n_b_gosudarstvennoe_regul

12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития

Развитие предпринимательства в Республике Беларусь на этапе формирования рыночных отношений обусловлено формированием новой экономической системы, основанной на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности ее хозяйствующих субъектов. Развитие малого предпринимательства в республике связано с решением целого комплекса политических, экономических и социальных проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и удлугами - до снижения остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к собственности, создания прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды, формирования среднего слоя, без которого не может быть стабильности в обществе.

Развитие именно этого сектора экономики можно рассматривать как основу преобразований и перехода белорусской экономики к стадии оживления и подъема. Его развитие позволит как можно скорее компенсировать социальные издержки начального этапа реформы, создать устойчивый и многочисленный слой «эффективных собственников» - опоры рыночной экономики.

Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь имеет свои особенности. За относительно небольшой период рыночных преобразований тенденции его развития принимали различную направленность.

В 1992-1996 гг. в республике обозначился процесс становления и развития малого предпринимательства. К 1996 г. насчитывалось более 20 тысяч субъектов малого предпринимательства (табл. 12.1), общая численность работающих на которых составляла 220 700 человек.

Таблица 12.1*

Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

ЛЛ Л Годы Показатели »—Л лл

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Количество субъектов малого предпринимательства, единиц

14813

20077

22754

24061

26781

28310

в % к 1995 г.

100

135,5

153,6

162,4

180,8

191,1

в % к предыдущему году

100

135,5

113,3

105,7

111,3

105,7

Численность работающих на малых предприятиях, тыс.чел.

176,9

220,7

232,1

280,5

326,9

333,7

в % к 1995 г.

100

124,8

131,2

158,6

184,8

188,6

в % к предыдущему году

100

124,8

105,2

120,8

116,5

102,1

Количество частных предпринимателей без образования юридического лица, тыс.чел.

157,1

121,8

128,7

138,8

158,4

в % к 1996 г.

-

100

77,5

81,9

88,3

100,8

в % к предыдущему году

-

100

77,5

105,7

107,8

114,1

Основными формами осуществления предпринимательской деятельности в республике явились:

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

Но, как видно из табл. 12.1, с 1996 г. темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в республике существенно снизились, хотя их общая численность все-таки выросла и по состоянию на 2000 г. составила 28310 единиц. С 1996 г. наблюдается снижение количества частных предпринимателей без образования юридического лица, что дает основание предполагать перелив части капитала в теневую экономику.

Основными причинами, обусловившими снижение темпов роста численности субъектов малого предпринимательства, явились:

• непоследовательная политика государства и правительства в области приватизации собственности;

• действующая валютно-финансовая и ценовая политика;

• фискально-репрессивная направленность регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования;

• нестабильность законодательно-правовой среды. Отрицательно сказались на состоянии развития малого

предпринимательства:

Отличительной особенностью развития малого предпринимательства в Республике Беларусь является неравномерное распределение его по регионам республики (табл. 12.2). Более половины всех малых предприятий сосредоточено в г. Минске, а остальные (6-8,4%) расположены в шести областях, население которых значительно превышает население столицы республики. Эта тенденция устойчива и просматривается на протяжении всего периода становления и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь, начиная с 1992 года.

Н е лучшим образом выглядит распределение малых предприятий и, соответственно, работающих в малом бизнесе по отраслям экономики (табл. 12.3, рис. 12.1).

Структура малого предпринимательства в территориальном разрезе*

Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь

Так, в 2000 г. в сфере науки и научного обслуживания функционировало 1,9% малых предприятий, в строительстве -11,5%, в промышленности - 20,8%, в то время как в торговле и общественном питании - около 45%. В сфере науки и научного обслуживания работало 1,3% от числа занятых в малом бизнесе, в строительстве - 14,5%, в промышленности - 34,7%, на транспорте - 8,4%, в сельском хозяйстве - 1,7% и в сфере торговли и общественного питания - 27,1%.

Такое распределение малого предпринимательства по отраслям экономики, ориентированное в большинстве своем на деятельность в торговле и общественном питании, характерно для стран с переходной экономикой, где предприниматели стремятся получить максимальный доход в кратчайшие сроки и сохранить заработанную прибыль. Такая возможность имеется прежде всего в торговле и общественном питании, поскольку в этих сферах существуют предпосылки для быстрого перевода своих капиталов за пределы страны и минимизация потерь в случае неблагоприятных для субъектов малого предпринимательства ситуаций.

Низкий удельный вес работников малых предприятий, занятых в высокотехнологичных отраслях экономики, означает, что в республике в сфере малого предпринимательства прослеживается тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации.

Процессы, происходящие в малом предпринимательстве республики, имеют и объективный характер. Ликвидация малых предприятий является не только результатом воздействия неблагоприятной внешней среды (высокие налоги, отсутствие финансовых средств и т.д.), но и следствием нормально развивающейся, здоровой экономической конкуренции, когда субъекты, не способные адаптироваться к рыночным условиям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с поставщиками и потребителями, вынуждены уходить с рынка.

Показатели, широко используемые в зарубежной практике для оценки уровня развития малого и среднего бизнеса (табл. 12.4), говорят, что, несмотря на негативные тенденции, малый бизнес в республике развивается. На начало 2000 г. его доля в валовом внутреннем продукте составила около 10%, численность занятых на предприятиях малого бизнеса - 7,4% от общей численности занятых в отраслях народного хозяйства, число субъектов малого предпринимательства равнялось 26,8 тыс. единиц.

Таблица 12.4

Основные показатели развития малого и среднего бизнеса в развитых капиталистических странах*

Страна

Число малых и средних фирм

Численность занятых, млн. чел.

Дола малых и средних фирм

тыс. ед.

на 1 тыс.

жителей

в общей числ. населения

в ВВП

Великобритания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15777

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

836,2

5,65

8,1

9,6

10-11

Республика Беларусь

-

2,67

-

7,4

6,8

Украина

-

4,0

-

9,0

11,0

Для обеспечения дальнейшего эффективного развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на этапе формирования рыночных отношений требуется действенная система государственного регулирования малого предпринимательства, включая слаженную организационную структуру органов управления.

«Экономист», М., N° 2. - С.75.

12.3. Организация государственного регулирования малого предпринимательства

Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь и ее важнейшей составляющей - малого предпринимательства обусловили необходимость формирования организационной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основой формирования должны были стать принципы и подходы, соответствующие новым условиям хозяйствования:

Приведенные выше принципы заложены в основу организационной системы государственного регулирования малого предпринимательства и в период становления свободного предпринимательства обеспечивают выполнение следующих основных функций системы:

Учитывая условия, в которых функционирует и развивается малое предпринимательство в Республике Беларусь, необходимы умеренно радикальные преобразования, обеспечивающие встраивание новых рыночных структур и отмирание административных форм и методов управления.

Сложившаяся на сегодняшний день в республике организационная система регулирования малого предпринимательства включает в себя функциональные и институциональные составляющие, к которым относятся:

К органам управления малым предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, функциональные и отраслевые министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы. Они обеспечивают:

- подготовку предложений об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки.

Министерства и другие центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставку продукции субъектами малого предпринимательства для государственных нужд, оказывают поддержку их внешнеэкономической деятельности, помогают в подготовке и переподготовке, повышении квалификации кадров, разрабатывают и осуществляют меры по созданию информационной инфраструктуры для получения экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации и обмена информацией между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных направлениях.

Непосредственноерегулирование малого предпринимательства в республике осуществляют:

Основными задачами Министерства в области предпринимательской деятельности являются:

• разработка предложений и реализация государственной политики по развитию и поддержке предпринимательства, координации деятельности государственных органов управления в этой сфере;

Для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, в Республике Беларусь создаются республиканские и территориальные фонды финансовой поддержки предпринимателей. Денежные средства фондов формируются за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг финансовых организаций и других источников.

Фонды финансовой поддержки предпринимателей - некоммерческие организации. Они являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, финансово-кредитными и другими организациями.

На сегодняшний день единственной организацией, осуществляющей кредитование субъектов малого предпринимательства в республике, является Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства. Фонд функционирует на основании Положения о фонде, разработанного в 1998 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь. Его главные задачи:

Основными направлениями деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:

В формировании инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь важнейшая роль отводится центрам поддержки предпринимателей, инкубаторам малого предпринимательства, инновационным центрам.

Центры поддержки предпринимательства - это юридические лица, созданные в установленном правительством порядке общественными объединениями предпринимателей, республиканскими или территориальными фондами финансовой поддержки предпринимателей, местными исполнительными и распорядительными органами. Их цель - обеспечение экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Статус «центр поддержки предпринимательства» присваивается только после получения свидетельства установленного образца. Действующие центры поддержки предпринимательства периодически проходят переаттестацию в Министерстве экономики. Аттестация вновь создаваемых центров проводится на постоянной основе. По состоянию на начало 2001 г. в республике функционирует 59 центров поддержки предпринимательства.

Главными задачами центров являются:

• оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства;

• обеспечение их квалифицированными кадрами; и другие. Любой центр поддержки предпринимателей реализует

свои услуги на договорной основе в соответствии с законодательством.

Имущество и средства центра формируются за счет: взносов учредителей в уставный фонд; средств из республиканского и местных бюджетов, предусмотренных государственными программами; кредитов, выделенных фондами финансовой поддержки предпринимателей; помощи от международных организаций и финансовых институтов; добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц; доходов от собственной хозяйственной деятельное! и; иных источников, не противоречащих законодательству. Прибыль, остающаяся в распоряжении центра, направляется на дальнейшее его развитие и расширение объема выполняемых работ и оказываемых услуг.

Центры поддержки предпринимательства получают льготы по уплате налоговых, арендных, таможенных и иных платежей, могут получать льготные кредиты от фондов финансовой поддержки предпринимателей, офисное оборудование и помещения для своего размещения на безвозмездной основе или на льготных условиях арендной платы и платежей за коммунальные услуги. Центрам предоставляется необходимая информация и методическая помощь в Министерстве экономики Республики Беларусь.

Основные направления деятельности центров поддержки предпринимательства представлены на рис. 12.3.

Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо любой формы собственности, созданное для оказания помощи субъектам малого предпринимательства. Статус инкубатора малого предпринимательства подтверждается свидетельством соответствующего образца в установленном порядке.

И мущество инкубатора малого предпринимательства формируется за счет: имущества и денежных средств учредителя (учредителей) инкубатора; имущества и денежных средств, переданных организациями и учреждениями, оказывающими содействие в создании инкубаторов; арендной платы, получаемой от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных от оказания услуг; отчислений от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученной в результате их хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договором и учредительными документами; добровольных отчислений юридических и физических лиц.

Взаимодействие инкубатора и субъектов малого предпринимательства осуществляется на договорной основе.

Главная задача деятельности инкубатора малого предпринимательства - формирование благоприятной среды для поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Выделяют несколько видов инкубаторов. В зависимости от целевого назначения инкубаторы могут быть специализированными и многопрофильными. Примером специализированного инкубатора является инновационный центр, деятельность которого лежит в плоскости новых технологий, продукции, услуг, новых организационно-технических решений различной направленности. Многопрофильный инкубатор охватывает различные виды предпринимательской деятельности. Примером может служить многоцелевой инкубатор сервисного типа; его отличительными чертами являются:

• комплексность предоставляемых в одном месте услуг;

• коллективный характер пользования материально-техническим обеспечением на льготных условиях.

Разработана Концепция создания и развития сети инкубаторов малого предпринимательства (ИМП) в Республике Беларусь и методика оценки эффективности их деятельности. Определены критерии для отбора фирм-кандидатов в инкубатор и разработаны рекомендации по формам взаимосотрудничества. Утверждено Положение о конкурсе проектов создания региональных инкубаторов малого предпринимательства.

На начало 2001 г. в республике созданы и функционируют 9 инкубаторов малого предпринимательства и 2 технопарка.

Развитие малого предпринимательства в республике сформировало устойчивый спрос на услуги в области подготовки предпринимательских кадров, а это требует:

• создания ряда центров профессионального предпринимательского образования, подготовки и переподготовки предпринимательских кадров;

Предполагаемая стратегия профессиональной подготовки в сфере предпринимательства должна быть нацелена на повышение эффективности деятельности всех субъектов малого предпринимательства. При этом сама система обучения должна быть многовариантной, способной самоадаптироваться к быстро изменяющимся условиям и запросам слушателей и в перспективе распространяться на все более широкие слои населения.

На сегодняшний день по заказу ранее функционировавшего Министерства предпринимательства и инвестиций в рамках государственных программ поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь разработаны и утверждены учебные программы для подготовки и переподготовки предпринимательских кадров, проведено обучение руководителей центров поддержки предпринимательства, готовятся к изданию учебно-методические пособия, разрабатываются активные формы обучения. Достигнуто соглашение между Министерством предпринимательства и инвестиций, Комитетом по занятости населения, Министерством образования и Белорусским государственным университетом о порядке организации обучения незанятого населения и безработных граждан с участием региональных центров поддержки предпринимательства. Планируется приступить к подготовке преподавателей для региональных центров, разработке системы дистанционного обучения предпринимателей, деловому обучению руководителей центров поддержки предпринимательства.

Важнейшую роль в организации государственного регулирования малого предпринимательства играет информационное обеспечение. В республике должна быть создана единая информационная система предпринимательства, включая компьютерную систему регулирования развития малого предпринимательства. На сегодняшний день разработана первая очередь автоматизированной системы информационного обеспечения поддержки предпринимательства в республике.

На базе информационного центра поддержки предпринимательства Минской области создан центр сбора и распространения информационно-справочных ресурсов. Большинство центров поддержки предпринимательства республики объединены компьютерно-информационной сетью, функционирующей на базе достижений отечественной науки. Все компьютеры сети работают на основе телевизионных каналов «подкачки» информации с целью непрерывного обновления баз данных (система Телеинтернет).