Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
15.1. Строительный комплекс как объект государственного регулирования: особенности, основные характеристики
Важнейшей составляющей материальной базы модернизации и структурной перестройки экономики Республики Беларусь в условиях становления рыночных отношений является строительное производство, обеспечивающее расширенное воспроизводство и обновление основных фондов народного хозяйства страны. От темпов роста строительного производства и характера его функционирования во многом зависят развитие социально-экономических процессов, масштабы и темпы роста общественного производства, его эффективность.
Как отрасль материального производства строительство включает проектно-изыскательские и научно-исследовательские, строительные и монтажные организации, предприятия строй-индустрии, производство строительных материалов и транспорт. На долю строительной отрасли приходится около 6% валового внутреннего продукта страны и более 7% общей численности занятых в народном хозяйстве республики.
Строительное производство, являясь важнейшей отраслью народного хозяйства, существенно отличается от других отраслей.
Во-первых, отличительные особенности присущи самому строительному процессу, который можно представить через три составляющие стадии:
подготовка строительства;
собственно строительство;
реализация строительной продукции (сдача готового объекта).
Каждая из выделенных составляющих имеет свое целевое назначение. На стадии подготовки строительства осуществляется технико-экономическое обоснование целесообразности строительства объекта, его проектирование и инженерно-техническая подготовка к его строительству. Именно на этом этапе определяются основные технико-экономические параметры и сметная стоимость будущего объекта. На стадии собственно строительства создается строительная продукция как результат взаимодействия взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих технологических операций, осуществляемых на строительной площадке. На стадии реализации строительной продукции происходит ввод объектов в эксплуатацию и передача их заказчику.
Во-вторых, строительство отличается многообразием организационных и хозяйственных форм процесса производства. В инвестиционном процессе создания строительной продукции принимают участие несколько независимых друг от друга участников: инвестор - заказчик - проектировщик - подрядчик - специализированные субподрядные организации.
Многообразны и организационные способы строительства:
хозяйственный способ (строительство объекта осуществляется собственными силами заказчика или инвестора);
подрядный способ (строительство объекта осуществляется специальными строительно-монтажными организациями по договору с заказчиком);
строительство объекта «под ключ» (функции заказчика передаются генеральному подрядчику);
торги (широко используются в международной практике и основаны на выборе заказчиком проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования и других участников строительного процесса путем проведения закрытых или открытых торгов на конкурсной основе).
В-третьих, технико-экономические особенности строительного производства определяются продукцией строительства вводимыми в действие производственными мощностями, объектами непроизводственного назначения, инфраструктуры, включая необходимое для их эксплуатации оборудование. К особенностям технико-экономического характера относятся:
неоднородность и своеобразие производимой продукции, отличающейся по характеру производства и функциональному назначению, что требует индивидуальных подходов к каждому строящемуся объекту, учитывающих назначение и использование объекта, место его строительства, требования заказчика;
неподвижность производимой строительной продукции (производится в том же месте, где используется), что требует мобильности средств производства: в течение процесса строительства все средства производства и рабочая сила должны перемещаться по строительной площадке, в зависимости от фаз технологического цикла, а это существенно увеличивает производственные затраты, связанные с транспортировкой, монтажом, демонтажом оборудования, строительных машин и механизмов, перемещением рабочей силы и т.д.;
влияние на производственный процесс природно-климатических условий, что требует для каждого конкретного случая своих конструктивно-компоновочных решений, изменения оплаты труда строителей в зависимости от условий выполнения работ, времени года, температурного режима и т.д.;
влияние фактора времени, что проявляется в достаточно длительном производственном цикле, который, в свою очередь, обусловливает длительные сроки окупаемости капитальных вложений и наличие незавершенного производства;
высокий уровень единовременных затрат, необходимых для начала производственного цикла и на длительный период отвлекающих средства из оборота, что означает их практическое «омертвление»;
своеобразные товарные отношения между производителем и потребителем строительной продукции, возникающие еще до начала производственного процесса и реализуемые через систему договорных отношений. При определении издержек строительных организаций и цены строящегося объекта требуются специальные подходы, а также особые формы расчетов за строительную продукцию. Часто расчеты ведутся за условно готовую строительную продукцию (за этапы работ, выполнение отдельных видов работ, конструктивных частей зданий или сооружений), цены устанавливаются не только за объект в целом, но и за отдельные его составляющие или этапы работы;
- высокий, по сравнению с другими отраслями, предпринимательский риск, который находит отражение, в первую очередь, в исходной цене на строительную продукцию и связан с изменением прогнозируемой системы поведения в области производственной, финансово-хозяйственной и другой деятельности строительных организаций.
Все перечисленные особенности взаимообусловливают и дополняют друг друга, предопределяют сложные, многообразные производственные связи и взаимоотношения между участниками процесса производства, оказывают влияние на систему организации и регулирование строительного производства.
Продукцией строительного производства являются объекты производственного и непроизводственного назначения (здания, сооружения, жилые дома, школы, больницы, театры и т.д.).
Для характеристики строительного производства и обеспечения его регулирования используется система показателей, включающая:
ввод в действие основных фондов (всего по народному хозяйству и в том числе: по формам собственности, отраслям и сферам экономики);
инвестиции в основной капитал (всего и в том числе: по объектам производственного и непроизводственного назначения, отраслям экономики, формам собственности, объектам финансирования);
объемы строительно-монтажных и подрядных работ (всего и в том числе: по формам собственности и строительным организациям);
ввод в действие производственных мощностей (по отраслям экономики и по производствам);
количество объектов, находящихся в незавершенном строительстве (всего и в том числе объектов, строительство которых приостановлено или законсервировано с выделением объектов производственного назначения);
число строительный организаций (всего и в том числе: по формам собственности, численности работников);
структура затрат на производство подрядных работ в строительных организациях;
структура основных фондов в строительных организациях (здания, сооружения и передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; производственный инструмент и хозяйственный инвентарь);
наличие машин в строительных организациях (экскаваторы, скреперы, автогрейдеры, бульдозеры, краны башенные
и т.д.).
Используемая в строительном производстве система показателей обеспечивает возможность проведения анализа и оценки состояния развития отрасли и выработки решений по ее дальнейшему развитию.
15.2. Состояние и тенденции развития строительного производства Республики Беларусь в условиях формирования рыночных отношений
Состояние и развитие строительного комплекса Республики Беларусь обусловлены протекающими в трансформационной экономике процессами. На сегодняшний день строительство в республике отличается многообразием форм собственности: на 1 января 2001 г. из 3968 строительных предприятий и организаций 19,5% составляли предприятия и организации государственной и 80,5% - других форм собственности. В 2000 г. в общем объеме подрядных работ государственными предприятиями выполнено 31,9%, негосударственными -68,1%. Для сравнения: в 1995 г. строительными организациями государственной формы собственности выполнено 49,8% подрядных работ, что на 17,9% меньше, чем в 2000 г.; на долю негосударственных организаций приходилось 50,2%.
Строительное производство является материало- и трудоемким: с 1992 г. в структуре затрат на строительно-монтажные работы около 60% устойчиво занимают материальные затраты и 15-26% - расходы на заработную плату.
В развитии строительного производства в Республике Беларусь можно выделить два этапа: 1992-1996 гг. и с 1997 г. по настоящее время. В 1992-1996 гг. состояние отрасли было критическое. Наметившиеся в 1997-1999 гг. изменения несколько улучшили ситуацию, однако не стали переломными: основные показатели, характеризующие строительное производство в этот период, были далеки от соответствующих показателей 1990 г. и даже 1993 года.
Кризисные явления, охватившие экономику Республики Беларусь в 1991-1996 гг., наиболее сильно проявились в строительном производстве. Если за этот период валовой внутренний продукт по отношению к 1990 г. уменьшился в 1,5 раза, то объем подрядных работ сократился в 3,1 раза. В 1991-1996 гг. в республике по сути шел процесс свертывания строительного производства, о чем свидетельствуют основные показатели, характеризующие эту отрасль (табл. 15.1; рис. 15.1).
Вследствие сокращения объемов инвестиций в основной капитал строительная деятельность и трудовой потенциал отрасли оказались невостребованными. В результате к 1996 г. число строительных предприятий и организаций, по сравнению с 1990 г., сократилось в 1,3 раза, среднегодовая численность рабочих и служащих - в 1,9 раза, объем строительно-монтажных работ - в 3,4 раза, а ввод в действие основных фондов - в 3,1 раза.
Важно отметить, что сложная ситуация в развитии строительного производства в республике была обусловлена, в первую очередь, жесточайшим инвестиционным кризисом. В 1996 г. объем инвестиций в основной капитал по народному хозяйству в целом сократился к уровню 1990 г. в 3,1 раза, а в важнейших производственных отраслях - от 4 до 26 раз. В строительном производстве объем инвестиций в 1996 г. к уровню 1990 г. сократился в 7,5 раза.
Инвестиционный спад поразил строительное производство, нарушил производственные процессы, привел к моральному и физическому износу основных производственных фондов, достигшему 75% , свыше 45% техники эксплуатируется с истекшим сроком службы.
Основные показатели строительного производства
ел ел со
Сложившаяся ситуация в строительных организациях республики отрицательно сказалась на объеме незавершенного строительства. В процентах к объему инвестиций в основной капитал этот показатель в 1996 г. составил 161% против 62% в 1991 году. Количество объектов, находящихся в незавершенном строительстве, на 1 января 2001 г. составило 20548 единиц.
Сильная зависимость строительного производства от экономической конъюнктуры в условиях кризисных явлений и снижения инвестиционной активности негативно повлияла на финансовое положение строительных организаций: в 1996 г. от общего числа организаций и предприятий отрасли убыточные составляли 14,3%, в 1997 г. - 7,9%; в 1998 г. - 8,0%, в 1999 г. - 5,2%, в 2000 г. - 8,8% .
Производственная и финансово-хозяйственная деятельность строительных организаций в республике протекает в русле важных перемен, связанных с формированием рыночных отношений. В строительном производстве эти перемены проявились в многообразии форм собственности, механизме взаимодействия между самостоятельными хозяйствующими субъектами, новых ориентирах деятельности строительных организаций, наполненных новым содержанием формах и методах управления. Однако процессы приватизации и разгосударствления как основа формирования рыночных отношений в отрасли идут медленно. Многие организации не стремятся к структурным преобразованиям и реформированию собственности, полагаясь выжить в критической ситуации за счет государственной поддержки; в некоторых случаях наблюдается даже обратное - процесс перехода в государственную собственность. Это говорит о том, что строительные организации - и в первую очередь малый и средний бизнес, нуждаются в реальной поддержке.
Вместе с тем, в условиях перехода к новым экономическим отношениям, строительное производство все-таки претерпевает серьезные изменения:
создаются предпосылки для ликвидации отчуждения человека от средств производства, мотивация трудовой активности усиливается через предпринимательство - инициативную хозяйственную деятельность, основанную на использовании различных форм собственности;
изменяются организационные формы строительства (появились хозяйственный и подрядный способы, строительство объектов «под ключ», торги), развиваются специализация и кооперация, основанная не на принципах подчинения, а на договорных началах, экономических связях;
совершенствуется хозяйственный механизм, обеспечивающий функционирование строительного производства (расширяется применение экономических методов управления, внедряются методы инновационных процессов, маркетинг и т.д.);
расширяется и усиливается правовая и законодательная основа функционирования строительного производства, взаимоотношения между всеми участниками строительства регламентируются законами Республики Беларусь.
Преодоление кризисных явлений и обеспечение развития строительного производства остаются актуальной задачей, что нашло отражение в государственной строительной политике Республики Беларусь и механизме ее реализации.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование