8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
Антимонопольное регулирование в различных странах имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США - на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство наиболее развито в США. На примере этой страны рассмотрим историю его развития и проследим объективную необходимость вмешательства государства в деятельность отдельных хозяйствующих субъектов для поддержания главной движущей силы рынка - конкуренции.
К концу XIX в. в США обострились злоупотребления и противоконкурентное поведение на рынке, особенно корпораций-гигантов, что выражалось в ограничении свободы торговли, использовании незаконных методов борьбы с соперниками: искусственно занижались цены, велся промышленный шпионаж, заключались корпоративные, а также незаконные соглашения с государственными чиновниками и т.д.
Наиболее злоупотребляли своим особым положением железнодорожный транспорт, тресты, контролирующие производство горючего, сахара, хлопкового и льняного масла, виски, свинца. Так, например, устанавливались соглашения между транспортными группировками и крупными грузоотправителями, между грузоотправителями и местными властями на услуги железнодорожного транспорта, их объемы, тарифы. Железнодорожные компании-монополисты взвинчивали цены на одних маршрутах и за счет получаемых прибылей сбивали цены на конкурирующих.
Такое нерегулируемое поведение на рынке затрагивало интересы всего общества и вызывало массовое недовольство. Возникла объективная необходимость государственного вмешательства. Требовалось принятие законодательных актов, запрещающих ограничивающие свободу торговли действия и направленных на поддержание и развитие конкуренции. Система общего права в США была не способна охватить противоконкурентное поведение и злоупотребления на рынке. Государством были предприняты меры для разрешения сложившейся ситуации как организационного, так и законодательного характера. Краеугольным камнем антимонопольного регулирования в США стал закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 году. Закон Шермана, по оценке самого автора, основан на юридических принципах общего американского права. Его цель -прекратить или не допустить монопольную власть и контроль за рынком. Эти запрещения в равной степени касались коллективных и односторонних действий, которые могли проявляться в монополизации торговли и коммерции, незаконных соглашениях, объединениях, тайных сговорах или иных действиях, направленных на ограничение торговли или коммерции между штатами или с иностранными государствами. Согласно закону, все перечисленные действия - уголовное преступление против федерального правительства, а иски в суды могут предъявлять все, пострадавшие от деятельности мрнопо-лий, а также - Министерство юстиции. К нарушителям закона по решению суда применялись меры от возмещения причиненного ущерба, штрафа до тюремного заключения и ликвидации компании.
Но принятие закона Шермана не решало ряда вопросов (например, четко не разграничивались законные и незаконные действия, не была определена роль правительственных органов в сфере антимонопольного регулирования), требовалось дальнейшее совершенствование и развитие принятых законодательных актов.
В 1914 г. Конгресс США принят закон Клейтона, усиливавший положения закона Шермана и, в отличие от него, делавший упор на поддержание конкурентной среды. Действия, ослабляющие конкуренцию, были провозглашены незаконными. К ним относились ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетаю-щиеся директораты, которые были причинами ослабления конкуренции. Закон Клейтона объявлял некоторые виды деятельности противозаконными, но не являющимися уголовными преступлениями.
Принятие закона Клейтона позволило антимонопольным органам США отслеживать горизонтальные, вертикальные и конгломератные слияния и поглощения, проводить превентивную антимонопольную политику, снизить вероятность возникновения ситуаций, требующих принятия крайних мер, в том числе реформирования компаний.
В 1914 г. Конгрессом США был принят еще один очень важный закон - «О федеральной торговой комиссии», направленный на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Созданный на основе этого закона орган -Федеральная торговая комиссия - наделялся широкими правами и был уполномочен:
издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания;
осуществлять контроль за деятельностью любой компании и при необходимости расследовать ее действия.
Закон Робинсона — Пэтмана, принятый в 1936 г., запретил ограничительную деловую практику в области торговли -так называемые «ножницы цен», ценовую дискриминацию. Это было вызвано участившимися продажами одного и того же товара различным группам потребителей по разным ценам, хотя не изменялись издержки производства.
В 1938 г. была принята поправка Уилера — Ли к закону «ОФедеральной торговой комиссии». Она расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов.
В 1950 г. в закон Клейтона была внесена важная поправка, ограничившая горизонтальные слияния и поглощения компаний. Поправка Селлера - Кефовера запрещала одной фирме приобретать, кроме акций, активы другой фирмы, если в результате происходило ослабление конкуренции. В соответствии с данной поправкой закон получил название закона Селлера — Кефовера.
Антимонопольное регулирование в США имеет динамичный характер, корректируется с учетом изменяющихся хозяйственных и социальных условий развития страны. Антитрестовское законодательство США дает возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США:
• против действий, противозаконных по своей сути;
• и против действий, законность которых определяется правилом разумности.
В рамках первого направления достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина компании (фирмы) была доказана. В США противозаконными по своей сути действиями компаний являются:
горизонтальное фиксирование цен;
горизонтальный сговор о доле рынка;
групповой бойкот (согласованный отказ торговать);
договоренность о взаимных продажах и закупках;
• связанные продажи (продажа только в ассортименте, установленном поставщиком).
По второму направлению, согласно правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать как анти-, так и проконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу для выяснения их истинных мотивов и целей. В зависимости от того, превалируют аспекты «за» или «против», принимается решение. К подобным действиям и соглашениям относятся:
• поддержание перепродажной цены (вертикальное фиксирование цен);
• отказ в поставках со стороны отдельной фирмы;
исключительные сделки (например, компания-дилер снабжается продукцией лишь одним производителем и обязуется не заключать контракты с другими производителями);
исключительные дистрибутивные контракты (например, компания-производитель, заключившая сделки с несколькими дилерами, может договориться о закреплении за каждым из них определенного территориального рынка).
Объектом особого регулирования в США являются естественные монополии. Их существование зависит от эффекта масштабности, когда одна фирма способна снабжать рынок товаром по цене, более низкой, если бы это могли делать конкурирующие фирмы. Поведение естественной монополии на рынке определяется государственной собственностью и государственным регулированием, которое осуществляют федеральные регулирующие комиссии (Федеральная комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по управлению энергетикой, Федеральная комиссия по связи). Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х -начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США.
Антимонопольное регулирование в западноевропейских странах основано на принципе свободной конкуренции, являющемся основой успешного функционирования экономики, всемерного развертывания предпринимательской инициативы и удовлетворения интересов широких масс потребителей. В послевоенный период в странах Западной Европы бизнес нуждался в помощи государства, чтобы сгладить отрицательные последствия собственной деятельности и сохранить нормальное товарное производство. Антимонопольное регулирование в каждой стране формировалось с учетом специфики национальной экономики, а основы общеевропейского законодательства были заложены в 1957 г. Римским договором в связи с образованием общеевропейского рынка. В антиконкурентной деятельности предприятий европейских стран четко выражены два направления:
первое - организационно-хозяйственная деятельность по созданию монополистических объединений на основе договора, предполагающая коллективную антиконкурентную практику (разделы рынков, организационные соглашения, слияния и т.д.);
второе - оперативно-хозяйственная деятельность, использующая преимущественное положение на рынке для получения выгоды.
Особое, доминирующее положение нарынке отдельных предприятий или группы предприятий в европейских странах рассматривается как антиконкурентный фактор и служит сигналом для повышенного внимания к их деятельности со стороны государства. За этими предприятиями устанавливается контроль, они обязаны предоставлять специальным органам сведения о хозяйственной и коммерческой деятельности. Вторым фактором являются соглашения, т.е. скоординированные действия предприятий, основанные не на юридическом договоре, а на сговоре.
Общеевропейское антимонопольное регулирование основано на двух принципах: запрещение монополий, контроль и регулирование деятельности монополий.
Согласно первому принципу, создание объединений, стремящихся занять монопольное положение на рынке, рассматривается как незаконная акция. Согласно второму принципу, создание монополий и монопольные соглашения запрещаются, если они нарушают нормативно установленные условия свободы конкуренции. Если же нарушений нет, то они не исключаются. В национальных системах европейских государств предпочтение может отдаваться тому либо другому принципу (например, в ФРГ - первому, во Франции - второму), некоторые страны при разработке законодательных мер используют опыт США. Однако в большинстве европейских стран основой антимонопольного регулирования служит второй принцип.
Общеевропейское антимонопольное право, по сравнению с национальными, отличается более мягкими нормами. Оно направлено против злоупотреблений, способных повлиять на эффективность торговли между европейскими странами и создать помехи образованию единого рынка товаров и услуг. Европейское право содержит понятие «эффективная конкуренция», т.е. конкуренция, способствующая структурной перестройке национальных экономик с целью создания экономического единства. Национальное и общеевропейское право способствуют укреплению малого и среднего бизнеса, поддержанию на должном уровне конкуренции, развитию и совершенствованию процесса производства, особо выделяют охрану интересов потребителей.
Антимонопольное регулирование в восточноевропейских странах стало развиваться в начале 90-х гг.: в 1990 г. в Польше был принят Закон «О противодействии монопольной практике», в 1990 г. в Венгрии - Закон «О запрещении недобросовестной рыночной практики», в 1991 г. в ЧСФР - Закон «О защите конкуренции». Антимонопольная политика восточноевропейских стран была направлена на решение двух важнейших проблем:
ликвидацию монопольного положения отдельных производителей на рынке;
ограничение и пресечение монополистической деятельности.
Целью антимонопольного регулирования в восточноевропейских странах является защита и поощрение конкуренции. Становление и развитие антимонопольного регулирования в этих странах происходит в условиях радикальных экономических реформ, сохраняющегося, а иногда и усиливающегося монопольного положения многих предприятий, жесткого ограничения сферы монополистической деятельности, формирования и развития рыночных отношений, а также демонополизации экономики.
Законодательные акты восточноевропейских стран структурно схожи: их основные положения сконцентрированы на межфирменных соглашениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Есть и отличия. В законах отдельных стран выделены положения о недобросовестной конкуренции, принудительном разукрупнении монополистических компаний. По духу и содержанию законы восточноевропейских стран близки к законам о конкуренции Европейского сообщества.
8.3. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации экономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий.
Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.
Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины:
высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. - 1010 человек, в 1992 г. - 854 чел.;
не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);
ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;
• замедленные темпы приватизации;
отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;
смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;
нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;
ведомственные интересы отраслевых органов управления.
Система и органы антимонопольного регулирования сформировались на фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:
разработка и осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;
контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;
содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.
В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи: противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Министерство:
• разрабатывает предложения и проводит в жизнь государственную политику по противодействию монополистической деятельности, развитию конкуренции, защите прав потребителей;
разрабатывает и направляет в установленном порядке в соответствующие органы власти и управления предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения;
анализирует состояние республиканского и местных товарных рынков и определяет степень их монополизации;
в установленном порядке осуществляет контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
совместно с министерствами и другими центральными органами управления разрабатывает программы и осуществляет меры по демонополизации экономики и предотвращению монопольных тенденций;
формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
изучает и использует зарубежный опыт противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также сотрудничает с международными организациями по этим вопросам;
осуществляет контроль за рекламной деятельностью юридических и физических лиц;
принимает меры по предупреждению и пресечению фактов недобросовестной рекламы;
проводит мониторинг рынка рекламных услуг;
рассматривает в установленном порядке информацию и материалы о нарушении антимонопольного законодательства, о правах потребителей;
создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке территориальные органы министерства, а также подчиненные организации и учреждения, утверждает положения о них, контролирует их финансовую деятельность;
издает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты;
принимает меры и действует в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Исходя из функций управления министерства выделены функциональные подсистемы управления:
• перспективное и текущее планирование;
выработка государственной политики по вопросам антимонопольного регулирования;
реализация государственной политики в области поддержки предпринимательства;
создание условий для развития инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности;
реализация Программы демонополизации и развития конкуренции;
регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за рекламной деятельностью;
• управление персоналом.
Для реализации всех перечисленных выше задач и положений министерство имеет в областях и в г. Минске свои территориальные органы.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь", принятым 24 сентября 2001 г., функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции, возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.
Министерство экономики в настоящее время обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь.
8.4. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь
Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:
совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии;
противодействие созданию новых монопольных образований;
содействие развитию конкуренции на рынках с монополистический и олигополистической структурой;
демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутриотраслевой конкуренции;
создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных.
Реализация первого из названных направлений осуществлялась на основе дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в народном хозяйстве, финансового состояния, поведения на рынке, экспортного потенциала. Для противодействия созданию новых монопольных образований проводится экспертиза проектов создания новых интеграционных структур (концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.). Экономическая целесообразность, организационно-технические возможности разукрупнения, отраслевые особенности определены как основные критерии при демонополизации деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, а также субъектов хозяйствования, доминирующих на товарных рынках. Устранение организационных и экономических барьеров вхождения на рынок, предоставление временных преференций - таковы основные пути создания благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки и рынки с низким коэффициентом концентрации новых производителей, в том числе и зарубежных.
Однако важнейшей проблемой антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе остается демонополизация. Монопольная сущность экономической системы делает невозможным формирование конкурентной среды. Но монополии как экономическое явление характерны для всех экономических систем. Государственное воздействие на экономику способно преодолеть и сам монополизм, и порождающие его причины, и негативные последствия монополизма. В условиях национальной экономики Беларуси переходного к рынку периода со стороны государства требуется комплекс мер, на-правленныхна преобразованиеформ собственности, перестройку производства и управления, разукрупнение хозяйствующих субъектов, формирование конкурентных рынков по большинству видов товаров и услуг. Для становления рыночных отношений необходимы соответствующие предпосылки: максимальная свобода хозяйствующих субъектов, их полная ответственность за результаты хозяйственной деятельности, равноправие всех форм собственности, развитие конкуренции между производителями, а не между потребителями. Демонополизация экономики направлена, прежде всего, на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и экономических условий для выхода на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.
Цель демонополизации - формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.
Демонополизация должна проводиться как акция, предшествующая или сопутствующая приватизации. В противном случае могут развиваться негативные процессы, возрастает сопротивление новым предпринимателям, а приватизация будет затруднена перспективой последующей демонополизации.
Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в себя:
• снижение чрезмерной концентрации производства;
устранение административных и экономических барьеров для развития свободного предпринимательства;
создание равных возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур;
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования и др.
В рамках концепции построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация, наряду с приватизацией и структурной перестройкой, - важнейшая составляющая рыночных реформ.
Основной формой реализации государственной антимонопольной политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование - разработка программ по демонополизации народного хозяйства. В этих программах отражены цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики Республики Беларусь в условиях переходного к рынку периода. За период с 1991 по 1999 г. в республике были разработаны три программы: Комплексная программа демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь (1993 г.), Программа демонополизации экономики Республики Беларусь на 1996-1997 гг., Программа демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 1998-1999 годы.
В результате реализации двух первых программ наметились позитивные тенденции в преодолении монополизма белорусской экономики. Улучшилось положение в сфере торговли и общественного питания, большинство действовавших на местных товарных рынках крупных торговых конгломератов было демонополизировано и коммерциализировано, многие государственные предприятия утратили монопольное положение на рынке оптовой торговли и т.д.
Однако демонополизация экономики Республики Беларусь требует решения еще множества проблем. Усложняет ситуацию и то, что реализация мер антимонопольной политики с целью формирования конкурентной среды и перехода к эффективной экономике взаимосвязана с финансовой стабильностью, антиинфляционными мерами, ценовой, инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Антимонопольная политика требует совершенствования деятельности в сферах права, перераспределения прав собственности, деконцентрации производства, государственного воздействия на условия возникновения и развития конкурентных рыночных отношений.
Цель Программы демонополизации экономики на 19981999 гг. - обеспечение развития конкурентной среды на товарных рынках Республики Беларусь в соответствии с современными экономическими условиями. В программе выделены основные направления и задачи в области демонополизации экономики и развития конкуренции на 1998-1999 годы. Самостоятельными разделами представлены меры по защите конкуренции, приоритеты политики демонополизации экономики и развития конкуренции, общие подходы к процессам демонополизации экономики и развития конкуренции, демонополизация экономики Республики Беларусь в контексте развития Союза Беларуси и России, подготовка и переподготовка кадров в области демонополизации, законодательное и нормативно-правовое, а также информационное и техническое обеспечение программы.
Реализация комплекса мер в области демонополизации экономики Республики Беларусь позволяет формировать полноценную конкурентную среду на товарных рынках республики.
- Раздел1
- Глава 1. Предмет и научные основы государственного регулирования экономики
- 1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики
- 1.2. Концепции регулирования рыночной экономики
- 1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
- 1.4. Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
- Глава 2. Система государственного регулирования экономики
- 2.1. Субъекты и объекты регулирования
- 2.3. Функции государства в системе регулирования экономики
- 2.4. Государственный сектор экономики
- 2.5. Формы и методы государственного регулирования экономики
- Глава 3. Организация государственного регулирования экономики
- 3.1. Организационная структура государственного управления
- 3.2. Условия и принципы организации государственного управления в Республике Беларусь
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- 3.4. Республиканские экономические органы управления
- 3.5. Отраслевые органы управления производственной сферой и инфраструктурой
- 3.6. Государственные органы регулирования социальной сферы
- Раздел 2
- Глава 4. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики
- 4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- 4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики
- 4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Глава 5. Методологические основы планирования и прогнозирования
- 5.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- 5.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- 5.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- 5.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования
- 6.1. Методы прогнозирования и планирования, их классификация. Интуитивные методы
- 6.2. Формализованные методы прогнозирования и планирования
- 6.3. Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики
- 7.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития
- 7.2. Финансовые ресурсы государства
- 7.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 7.5. Кредитно-денежное регулирование
- 7.6. Валютное регулирование
- Глава 8. Антимонопольное регулирование
- 8.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования
- 8.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой
- 8.5. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
- 8.6. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке
- 8.7. Государственное регулирование деятельности
- Раздел I - Перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II - Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых устанавливается наблюдение со стороны министерства и его территориальных органов.
- Раздел III - Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых применяется государственное регулирование.
- 8.8. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция
- Раздел 3
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства
- 9.1. Показатели масштабов и темпов роста общественного производства
- 9.3. Государственное регулирование экономического развития и экономического роста
- Глава 10. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности
- 10.2. Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь
- 10.3. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты
- 10.4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
- 10.5. Опыт государственного регулирования нтп за рубежом (на примере сша и Японии)
- Глава 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Экономическая эффективность инвестиций и инвестиционных проектов
- Глава 12. Государственное регулирование развития предпринимательства и малого бизнеса
- 12.1. Понятие, сущность и роль предпринимательства, малого бизнеса в развитии экономики
- 12.2. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, направления развития
- 12.4. Содержание государственного регулирования предпринимательства
- Раздел 4
- Глава 13. Государственное регулирование промышленного производства
- Глава 14. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 14.2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: состояние, проблемы, тенденции развития
- 14.4. Государственное регулирование апк
- Глава 15. Государственное регулирование строительного комплекса
- 15.3. Строительная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации
- Раздел 5
- Глава 16. Система государственного регулирования социальной сферы
- 16.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 16.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода
- Глава 17. Государственное регулирование трудового потенциала, рынка труда, занятости населения
- 17.4. Государственное регулирование занятости
- 17.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Глава 18. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения
- 18.2. Индекс развития человеческого потенциала. Методика расчета ирчп
- 18.3. Государственное регулирование доходов населения
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 19.3. Социальная поддержка молодежи
- Глава 20. Государственное регулирование социальной инфраструктуры
- 20.2. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- 20.3. Государственное регулирование развития образования
- 20.4. Государственное регулирование развития
- Раздел 2. Методологические и организационные
- Глава 4. Планирование, программирование и про- гнозирование как формы государственного регулирования экономики 103
- Глава 5. Методологические основы планирования
- Глава 6. Методы планирования и прогнозирования .. 150
- Глава 7. Финансы и кредит, налоги и цены в системе
- Глава 8. Антимонопольное регулирование 253
- Раздел 3. Государственное регулирование
- Глава 9. Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 303
- Глава 10. Государственное регулирование научной
- Глава 17. Государственное регулирование трудового
- Глава 18. Государственное регулирование уровня
- Глава 19. Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения 699
- Глава 20. Государственное регулирование