logo search
attachment

Минимальные социальные стандарты

Для решения задач в сфере потребления, обеспечения минималь­ных государственных социальных гарантий гражданам используются главным образом минимальные социальные стандарты. Однако для ре­гулирования отношений в сфере экономики минимальных социаль­ных стандартов недостаточно, так как их применение не создает не­обходимых стимулов для эффективного экономического развития. Например, если налоговая система будет ориентироваться только на низкодоходные группы населения, она не сможет успешно решать задачи как при формировании доходной части бюджета, так и в сти­мулировании экономического развития.

Проведение рыночных преобразований потребовало коренных изменений в распределении ресурсов в обществе. Это привело к су­щественному ограничению роли государства и особенно его феде­рального уровня в распоряжении финансовыми ресурсами. При этом объем социальных обязательств государства не только не сократился, но и существенно возрос в связи с кризисным состоянием экономики.

Ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется рядом негативных тенденций остается неустойчивой динамика ре­альных доходов населения, сохраняется высокий уровень дифферен­циации различных социальных групп по размеру денежных доходов, и при этом значительная их часть имеет доходы ниже прожиточного минимума. Недостаток ресурсов, которыми располагает государство, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гаран­тии граждан в сфере образования, здравоохранения и культуры. Ост­рой проблемой для ряда регионов является задолженность по оплате труда работникам бюджетных организаций и выплате пенсий. Сни­жению остроты указанных проблем могла бы способствовать кон­центрация финансовых ресурсов бюджетов различных уровней на ре­шении приоритетных задач социальной политики.

В связи с этим наибольшую актуальность приобрел вопрос о фор­мировании системы государственных минимальных социальных стандартов в качестве нормативной базы обеспечения конституцион­ных гарантий гражданам. Впервые эта задача сформулирована в еже­годном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 1995 г., где указывалось, что даль­нейшее совершенствование бюджетно-финансовой работы должно осуществляться с использованием государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни В Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие россий­ской экономики в 1995—1997 годах» в качестве приоритетного на­правления социальной политики также рассматривался учет при фор­мировании бюджетов различных уровней государственных мини­мальных социальных стандартов, например минимального потреби­тельского бюджета.

Решение этих задач потребовало разработки и принятия законо­дательных норм, регулирующих процесс социальной стандартизации. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что орга­нами государственной власти различных уровней устанавливаются и обеспечиваются государственные минимальные социальные стандар­ты, отражающие основные жизненные потребности населения, вы­полнение которых гарантируется государством. Дальнейшее развитие нормы социальной стандартизации получили в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Фе­дерации». Социальные стандарты в качестве инструмента бюджетной политики и регулирования межбюджетных отношений закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.