logo
attachment

17.3. Проблемы развития самозанятости Понятие самостоятельной занятости

Приоритетным направлением политики занятости в России, как следует из нормативных и методических материалов Министерства труда и социального развития РФ, является развитие быстрыми тем­пами самостоятельной занятости населения до уровня развитых стран. Этот аспект социальной политики находится на пересечении разных ее направлений.

В состав занятых в статистике западных стран включаются лица, работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя работой и помогающие члены семьи (военнослужащие также входят в состав занятых). К самостоятельно обеспечивающим себя работой относятся лица, которые, являясь собственниками или арендаторами, ведут соб­ственное дело в промышленности или сельском хозяйстве, а также лица свободной профессии. В состав занятых, работающих не по найму, входят, кроме того, помогающие члены семьи,* т.е. те, кто по­могает в семейном бизнесе, не получая заработной платы и не платя взносов в систему социального обеспечения.**

* В российском законодательстве эта категория занятых отсутствует.

** В ряде статистических материалов «самостоятельно обеспечивающие себя ра­ботой» и «помогающие члены семьи» объединяются в одну группу.

Понятия «самостоятельно обеспечивающих себя работой» в раз­витых странах и «самостоятельно занятых» в российском законода­тельстве различны. Если первое охватывает весьма широкий круг лиц — от крупных предпринимателей до кустарей-ремесленников, то второе сводится в основном к мелкому или, точнее, мельчайшему биз­несу в его европейской трактовке. В российских программах заня­тости речь идет о возможной самостоятельной занятости в индиви­дуальном пошиве одежды, обуви, изготовлении мебели, авторемонт­ных мастерских и т.п.

Таким образом, наше понятие «самозанятые» примерно совпадает с понятием «мелкое предпринимательство» в промышленно развитых странах.