logo
attachment

Расчет структуры расходов населения на товары и услуги

Как уже говорилось, расчет структуры расходов населения позво­ляет определить результаты каждого варианта политики доходов и по­казать, насколько он приближается к системе целевых ориентиров потребления.

Исследование эмпирических зависимостей между отдельными статьями расходов и их общей суммой по данным о помесячной ди­намике товарооборота и платных услуг за 1992-1998 гг., а также дан­ных выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств позво­лили сформировать вариант системы расчетов структуры расходов на­селения — систему функций спроса. Такая система расчетов исполь­зует в качестве экзогенных переменных индексы цен на отдельные товарные группы и виды услуг. Если в момент проведения прогнозных расчетов эти данные отсутствуют, то принимается, что все соотно­шения цен сохраняются на уровне базового периода, т.е. индексы цен на отдельные виды товаров и услуг равны среднему индексу роста цен.

Определение общих объемов расходов населения на услуги и на товары

Сначала общий объем расходов на товары и услуги разделяет­ся на два элемента — расходы на товары и расходы на оплату услуг. Последние определяются на основе эконометрического уравнения, а первые — остатком. Эконометрическое уравнение является линей­ным логарифмическим и отражает зависимость расходов на оплату услуг от общего расхода на товары и услуги и относительного индекса цен:

где С1, С2 — расходы соответственно на услуги и на товары в текущих ценах;

Р, Р1 соответственно сводный индекс потребительских цен и индекс цен на услуги;

а0, а1, а2 параметры регрессионного уравнения (для упрощения записи обозначения их далее везде приняты одинаковыми). При этом а1 представляет собой коэффициент эластичности рас­хода на услуги от общего расхода на товары и услуги, а2 коэффи­циент эластичности данного расхода от относительного индекса цен на услуги.

Определение расходов по отдельным товарным группам и видам услуг

В этом расчете также используется система логарифмических ли­нейных уравнений, показывающая зависимость расходов на каждую товарную группу от общего расхода на товары и соответствующего этой товарной группе индекса относительных цен:

где индекс i обозначает различные товарные группы и соответствую­щие им индексы цен.

Аналогично строится и система расчетов структуры расходов на услуги:

где индекс j обозначает различные виды услуг и соответствующие им индексы цен.

Выше изложена принципиальная схема системы функций спроса. В зависимости от конкретных условий формирования структуры по­требительских расходов населения отдельные их виды могут опреде­ляться другими способами.

Например, основная часть расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг практически неэластична по отношению к ценам и к доходам — общей величине потребительских расходов. Поэтому сис­тема уравнений (8.15), (8.16) строится для расходов без учета оплаты жилищно-коммунальных услуг, а ее размер задается на основе ори­ентировочной динамики жилищного фонда и индекса цен на этот вид услуг. Если данные о динамике жилищного фонда отсутствуют, экстраполируется сложившаяся динамика расходов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в неизменных ценах.

Таким образом, исходя из первоначально заданной динамики не­скольких агрегированных показателей произведенного ВВП и свод­ного индекса цен можно определить на перспективу динамику и структуру доходов населения и далее оценить, к каким результатам с точки зрения уровня и структуры потребительских расходов приводят такие параметры экономической политики.

Если признается, что полученный вариант является неудовлетво­рительным, то определяются другие варианты прогноза посредством изменения исходных макроэкономических данных и значений пере­менных системы расчетов, которые являются управляемыми и отра­жают экономическую политику. Последовательный перебор различ­ных вариантов позволяет в конечном счете сформировать наиболее приемлемую динамику доходов и потребления населения.

Выводы

1. Прогнозные расчеты, с одной стороны, призваны оценить последствия выдвигаемых и принятых к реализации положений политики доходов. С дру­гой стороны, их результаты сами служат базой для формулировки новых принципов перспективной политики доходов. При краткосрочном прогнозе решается в основном первая задача, при средне- и долгосрочном — вторая.

2. Вне зависимости от горизонта прогнозирования можно выделить три этапа прогнозной работы, выявление узловых проблем базового периода, раз­работка целевых ориентиров, собственно прогнозные расчеты, включая отбор наилучших вариантов.

3. Основным инструментом прогнозных расчетов является баланс де­нежных доходов и расходов населения. Использование его в целях прогно­зирования предполагает построение системы балансовых уравнений и урав­нений поведения, связывающих элементы его доходной и расходной частей. Кроме того, показатели его увязываются с показателями производства и ис­пользования ВВП.

4. Прогнозные расчеты динамики оплаты труда являются одной из глав­ных составляющих прогнозирования показателей доходов населения. Они могут осуществляться с помощью простой экстраполяции долей заработной платы в отдельных составляющих ВВП либо эконометрических моделей, а также с использованием аппарата производственной функции.