logo
attachment

20.1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащих Правовые основы и содержание труда государственных служащих

Правовое оформление новой российской государственности и го­сударственной службы осуществлялось постепенно. С принятием в де­кабре 1993 г. Конституции Российской Федерации были заложены принципы построения системы органов государственной власти и первые основы государственной службы.

На начальном этапе правовые основы организации государствен­ной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации были установле­ны Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государствен­ной службе», а впоследствии — Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июня 1995 г. № 119-ФЗ.

Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федераль­ного закона «Об основах государственной службы Российской Фе­дерации», федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Феде­рации.

Труд государственных служащих — специфическая область чело­веческой деятельности, обособившаяся в ходе разделения и коопера­ции общественного труда. По своей сути это труд управленческий, направленный на решение тех задач, которые поставлены перед кон­кретным органом государственного управления и документально за­креплены законодательным или иным нормативным правовым актом.

Для реализации поставленных задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа государствен­ного управления, организованная таким образом, чтобы каждый ра­ботник (руководитель структурного подразделения, специалист, тех­нический исполнитель) вносил личный вклад в их решение согласно его статусу.

В соответствии с предоставленным им правом государственные служащие принимают решения по широкому кругу проблем полити­ческого, организационного, управленческого, экономического, тех­нического, социально-психологического и правового характера. Эта многоаспектность, необходимость комплексного подхода и согласо­ванности решений по отдельным вопросам являются важной особен­ностью управленческого труда.

Степень причастности различных категорий служащих государ­ственного аппарата к принятию и реализации решений зависит от конкретных действий, которые они выполняют в процессе управле­ния. Исходя из содержания и характера выполняемых функций вы­деляют следующие категории служащих: руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители).

Труд руководителей по своему характеру является адми­нистративно-управленческим и представляет собой комплекс систе­матических и целенаправленных действий по организации и коорди­нации деятельности подчиненных им сотрудников. К выполняемым ими функциям относятся служебно-коммуникационные, распоряди­тельные, координационные, контрольно-оценочные и др.

Руководитель наделен определенными полномочиями в принятии решений по конкретному кругу вопросов и несет всю полноту ответ­ственности за результаты работы возглавляемого им коллектива.

Труд специалистов связан с выполнением работы аппа­ратного и конструктивного характера, требует предоставления широ­ких возможностей для творчества как при постановке целей и задач, так и при определении путей и методов их осуществления.

Труд технических исполнителей состоит из относи­тельно несложных, стереотипных, постоянно повторяющихся опера­ций по информационному или техническому обеспечению управле­ния. К ним относятся документационные, первично-счетные и учет­ные, коммуникационно-технические, вычислительные и формально­логические операции.

Под государственным служащим понимается лицо, исполняющее в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение. Ос­новы правового положения государственных служащих, определен­ные гл. III Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», составляют:

• права, основные обязанности государственного служащего, ог­раничения, связанные с государственной службой, сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на правах собственности;

• поощрения государственного служащего;

• ответственность государственного служащего;

• гарантии для государственного служащего;

• правовое положение государственного служащего при ликви­дации и реорганизации государственного органа;

• денежное содержание государственного служащего.