logo
attachment

Распределение налогов по бюджетным уровням

Много негативных черт присуще и другому обобщающему по­казателю, характеризующему положение в системе налогообложе­ния, — распределению налогов по различным бюд­жетным уровням. В России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Распределение по бюджетным уровням основывается на сочетании их долевого участия в основных налоговых поступлениях и субсидирования нижестоящих уровней вышестоящими (прежде всего трансферты федерального уровня).

На практике указанное распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся, в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступ­лениях, в попытках получить льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в недостаточном удовлетворении социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром на­логовых поступлений. Отсюда проистекают попытки отказа или за­держки в перечислении средств в федеральный бюджет и, наоборот, частые и произвольные изменения обязательств центра по отчисле­ниям субъектам Федерации. Эти противоречия, усиленные все воз­растающим уменьшением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Федерации, заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.