logo
attachment

Состав денежных доходов населения

Для того чтобы получить представление о первичном распреде­лении доходов населения, необходимо рассмотреть долю различных доходов во втором важнейшем показателе — объеме его денежных до­ходов. В отличие от национального дохода он не включает нераспре­деленные прибыли акционерных компаний, часть дивидендов, кото­рая распределяется от одних компаний к другим, и взносы занятых на социальное обеспечение. Зато он включает не входящие в наци­ональный доход социальные трансфертные платежи и процентные платежи населению по государственным ценным бумагам.

Что касается доходов неакционерного предпринимательства, то они в одинаковом объеме (притом под названием «предприниматель­ский доход») присутствуют и в национальном доходе, и в объеме де­нежных доходов населения. Применительно к США оба агрегатных показателя количественно весьма близки друг к другу (объем денежных доходов населения лишь на несколько процентов превышает на­циональный доход).

В общем объеме денежных доходов населения США в последние годы заработная плата составляет 60-70%, доходы неакционерного предпринимательства—6-8, доходы от собственности — 14-16 (в том числе процентные платежи населению — 8-10%, арендные платежи — около 2 и платежи дивидендов населению — 2,5—4%), со­циальные трансфертные платежи — 10-15%.

Распределение доходов в США на основе двух агрегатных пока­зателей — национального дохода и объема денежных доходов насе­ления — представляет собой как бы эталон, к которому стремится, приближаясь в той или иной степени, распределение доходов в других странах с развитой рыночной экономикой. Отличия связаны со сте­пенью развития рыночных отношений и социального обеспечения. В странах с меньшей степенью рыночного развития доля заработной платы несколько ниже и в национальном доходе, и в объеме денежных доходов населения (хотя и составляет 50% или более), однако выше доля доходов неакционерного предпринимательства (в основном за счет индивидуального и семейного предпринимательства). В ряде стран больше доля социальных трансфертных платежей (15-20%).