logo
attachment

Глава 15. Налогообложение доходов

15.1. Особенности налогообложения доходов в России

15.2. Важнейшие налоги

15.3. Проблемы реформы налоговой системы

Раздел IV. Инфляция, налогообложение и их влияние на формирование доходов

Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения

14.1. Виды и последствия инфляции

Понятие и виды инфляции

Под инфляцией понимается обесценение бумажных денег, вызван­ное ростом цен. Инфляция классифицируется на различные виды и типы. В рыночной экономике, функционирующей в относительно нормальных условиях, инфляционное обесценение денег связано только с ростом цен; такая инфляция называется открытой. В ко­мандно-директивной экономике, или экономике, в которой сильны нерыночные факторы, инфляция принимает подавленный ха­рактер. Она связана с тремя параллельными процессами: ростом цен, периодическим возникновением или усилением товарного де­фицита и снижением качества товаров и услуг.

Инфляция различается также в зависимости от определяющих ее факторов. Если в ее возникновении и протекании решающую роль играют денежные факторы, увеличивающие платежеспособный спрос выше товарного предложения (при данном уровне цен), то она на­зывается инфляцией спроса. Если же основными являются неденежные факторы — со стороны производства и рыночных условий, то возни­кает инфляция издержек. Среди таких факторов выделяются: усиление давления на цены тех или иных издержек производства, повышение которых превышает средний рост цен; сильные монополистические элементы в рыночной структуре экономики, приводящие к монопо­листической практике повышения цен; дефицит определенных това­ров и ресурсов; удорожание импорта в результате роста цен на ми­ровом рынке или девальвации (обесценения) национальной валюты (так называемая импортируемая инфляция) и пр. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек часто действуют одновременно, что зна­чительно затрудняет проведение успешной антиинфляционной по­литики.

Инфляцию можно классифицировать и с учетом масштаба роста цен. Выделяют ползучую инфляцию, при которой среднегодовое по­вышение цен составляет до 5—10%; галопирующую — соответственно от 10 до 50—100% и гиперинфляцию — более 50—100% в год. В рамках последней выделяется супергиперинфляция, или суперинфляция, при которой цены возрастают на 50% и более в месяц; при средне­месячном приросте цен 50% - в год более чем в 130 раз.

Современный рекорд — 330-кратное повышение цен в Никарагуа в 1988 г. Но в истории были случаи и более высокого роста цен. На­пример, в Германии в последний год инфляции после Первой миро­вой войны (1923) в отдельные месяцы рост цен составлял 100 раз и более. При проведении конфискационной денежной реформы в конце 1923 г. одна новая марка обменивалась на 1 трлн старых марок.