logo
attachment

22.1. Общие принципы и основные характеристики системы налогообложения Задачи налоговой системы

В этой главе рассматриваются процессы развития, свойственные налогообложению стран с развитой рыночной экономикой в послед­ние десятилетия. Там, где это необходимо, отмечаются особенности в этой сфере, характерные для развивающихся стран.

Значимость данной темы объясняется двумя главными причина­ми: огромной ролью налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой в формировании и распределении доходов как предпри­нимательства (юридических лиц), так и населения (физических лиц); тем, что в 80-90-е гг. в ведущих развитых странах произошли прин­ципиальные изменения теоретических и практических основ налого­вой политики, оказавшие и продолжающие оказывать влияние на экономическое развитие и конъюнктуру этих стран.

Эффективное функционирование налоговой системы стран с ры­ночной экономикой направлено на выполнение нескольких основ­ных задач.

Во-первых, налоговая система должна успешно решать фискаль­но-перераспределительную задачу, т.е. путем перераспределения до­ходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ре­сурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых стра­нах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета).

Во-вторых, налоговая система должна действовать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и всякой экономической деятельности, а в лучшем случае способство­вать формированию и усилению подобных стимулов.

В-третьих, система налогообложения достаточно органично свя­зывается и с принципом социальной справедливости.

В-четвертых, на формирование систем налогообложения большое влияние оказывают требования организационной и расчетной лег­кости в определении тех или иных налогов, эффективности их сбора, возможности сохранения стабильности налогообложения, т.е. отсут­ствия необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов, и т.п.

В-пятых, должно осуществляться умелое распределение налого­вого бремени между различными бюджетными уровнями: в федера­тивных государствах — между тремя уровнями — федеральным, реги­ональным (субъектов федерации) и местным; в унитарных государ­ствах — между общегосударственным и местным уровнями.