logo
attachment

Производственная функция

Максимальный объем выпуска продукции, который предприятие может произвести при любом заданном наборе ресурсов, определя­ется на основе производственной функции, позволяющей опреде­лить выпуск продукции (Y) в виде функции от затрат капитала (К) и труда (L).

В качестве примера может быть названа производственная функ­ция Кобба—Дугласа Y=А Ка Lb, где А, а и b положительные кон­станты. С помощью этой формулы выбирается технологический про­цесс с наименьшими издержками, т.е. наиболее экономически эффективный, позволяющий максимизировать прибыль. В случае если труд является дорогим, могут оказаться более выгодными варианты с использованием более совершенных и в большем объеме машин и оборудования, и, наоборот, дешевизна труда создает возможность уменьшения затрат на капитал.

Рынок факторов производства связан с другими рынками, в част­ности с рынком потребительских товаров и услуг, и функционирует на тех же основах, что и другие рынки. Спецификой этого рынка является то, что спрос на факторы (ресурсы) зависит от состояния потребительского рынка, т.е. является производным. При этом пред­приятия — производители потребительских товаров и услуг выступа­ют на рынке факторов производства в качестве покупателей.

Спрос на факторы производства зависит от уровня спроса на про­изводимую предприятиями продукцию и услуги, доходности, потреб­ностей и возможностей взаимозамещения ресурсов и эффективности их использования. При этом доходы предприятий — потребителей ре­сурсов зависят от цен на экономические ресурсы (факторы произ­водства), предоставляемые домашними хозяйствами, и производи­тельности этих ресурсов. С другой стороны, владельцы капитала предоставляют его в пользование в том случае, если он приносит по крайней мере минимально приемлемую отдачу.

Спрос на ресурсы сохраняется до тех пор, пока затраты на каждую его дополнительную единицу окупаются большими или по крайней мере такими же приростами дохода от продажи дополнительных то­варов и услуг. Рассмотрим более детально общие принципы принятия экономических решений.