logo search
attachment

7.4. Реформа системы социальных трансфертов Предпосылки реформирования

Преобразование прежней системы социальных трансфертов должно осуществляться на основе принципов, соответствующих ры­ночной экономике. В то же время становление их новой модели долж­но обеспечивать преемственность в социальной политике и соблю­дение общественной солидарности и социальной справедливости.

Организация системы социальных трансфертов в рыночной эко­номике имеет следующие предпосылки: сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования; соответствие эконо­мической эффективности и социальной справедливости; социальное взаимодействие государства, работодателей и наемных работников; смешанное финансирование социальных трансфертов, включающее государственные, добровольно-общественные (коллективные) и част­ные институты, коммерческие и некоммерческие организации, бла­готворительную деятельность предприятий, организаций и граждан.

Целевое начало и неразрывно связанные с ним идеи рациональ­ности и эффективности призваны определять направления, формы, структуру и масштабы социальных трансфертов. Структура и вели­чина социальных трансфертов определяются как уровнем экономи­ческого развития страны, так и принятыми политическими концеп­циями, моделями либерализма или патернализма.

Либеральная модель социальных трансфертов ориентирована на резкое сокращение уровня социальных гарантий, ограничение мас­штабов социального вспомоществования малообеспеченным. Основ­ной упор делается на организацию самопомощи работников и добро­вольно-общественную благотворительность.

Нельзя не признать, что подобная модель противоречит эконо­мическим целям формирования социально ориентированной рыноч­ной экономики, способствует распространению бедности в стране, которая за годы реформ стала массовым социальным явлением. Так, в 1998 г. в группу бедных вошли не только «традиционные» группы населения (многодетные и неполные семьи с детьми, одинокие пен­сионеры и инвалиды, семьи с высокой нагрузкой со стороны ижди­венцев, безработные), но и занятое в производстве население, прежде всего многие работники бюджетной сферы. Возник слой «новых бед­ных» — квалифицированных работников, оказавшихся безработны­ми или длительное время не получающих заработную плату.

При реформировании системы социальных трансфертов необхо­димо учитывать традиции предшествующего, более чем полувекового развития сферы социальных услуг с бесплатным обеспечением жи­льем, образованием, медицинским обслуживанием, услугами культу­ры, физической культуры и спорта для основной массы населения. За этот период был сформирован определенный уровень ожиданий социальных трансфертов у трудящихся.