Основные задачи и направления реформ
Особенность существующего положения заключается не просто в нехватке средств на социальные трансферты. Дело в том, что исчерпаны прежние источники их финансирования и недостаточно развиты новые. Государство оказалось не в состоянии полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы и системы социальной защиты. Это обусловливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования системы социальной защиты.
Вместе с тем на макроэкономическом уровне еще не выработаны четкие приоритеты. Недостаточно учитывается сложность решения двоякой задачи: повышения финансовой стабильности социальной сферы и роста поступлений от ее услуг и необходимости обеспечения доступа малоимущих к жизненно важным социальным благам.
Невысокая эффективность действующей системы социальных трансфертов связана с крайне низким размером большинства пособий и пенсий. Особенно это касается выплат, рассчитываемых на основе минимальной оплаты труда.
Размер пенсий большинства пенсионеров и других социальных трансфертов невелик. Эта величина связана с минимальной заработной платой, которая, в свою очередь, является расчетной единицей и не отражает размера прожиточного минимума. Поэтому большинство видов социальных выплат не обеспечивает государственные минимальные социальные гарантии населению и является своеобразными доплатами.
Очевидно, что одной из важнейших задач переходной экономики является формирование нового механизма регулирования социальных трансфертов, которые должны обеспечить доход на уровне прожиточного минимума.
Реформа системы социальных трансфертов предусматривает их независимость от минимального размера оплаты труда и их индексацию на основе величины прожиточного минимума в зависимости от значимости каждого вида выплат.
Недостаток сложившейся в России системы социальных выплат и пособий состоит также в том, что при их назначении не учитываются доходы семьи, т.е. не учитывается принцип адресности. Только один вид социальных льгот — жилищные субсидии — предоставляется при проверке нуждаемости. В результате распределение социальных пособий, льгот и субсидий оказывается не в пользу беднейших слоев населения. По оценкам экспертов Международной организации труда (МОТ), только 19% всей суммы социальных трансфертов в РФ приходится на долю семей с доходом ниже прожиточного минимума. В развитых странах и некоторых странах Центральной и Восточной Европы доля суммарных социальных трансфертов, приходящаяся на семьи, живущие за чертой бедности, достигает 50%. В России же, по данным исследований, более 40% суммы пособий по безработице приходится на наиболее обеспеченные семьи, а на безработных из 10% самых бедных семей—лишь 1%. Обеспеченные семьи аккумулируют 72% всей суммы льгот на приобретение лекарств, а наименее обеспеченные — только 28%. Около 65% пособий по временной нетрудоспособности получают в самых обеспеченных семьях и лишь 11% — в самых необеспеченных. Аналогичное положение и по другим социальным выплатам и льготам.
До тех пор пока пособия на детей будут сохранять универсальный характер, любое перераспределение средств в пользу малоимущих будет иметь минимальный эффект и вряд ли способно стать действенным средством борьбы с бедностью даже при значительном увеличении их доли в бюджете. В регионах предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий на ребенка и выделить из семей с доходом ниже прожиточного минимума те, которые наиболее нуждаются. Но эти усилия из-за отсутствия законодательной базы не дают должного результата.
Формирование эффективной системы социальных трансфертов, основанной на дифференцированном учете нуждаемости и целевой поддержке социально уязвимых групп населения, требует значительных расходов — трансакционных и трансформационных издержек. Они включают и точный учет всей суммы доходов граждан путем предоставления деклараций о доходах, и государственный контроль за фактическими доходами, и установление нормативных критериев порога бедности, малообеспеченности, средней и высокой обеспеченности населения.
Эффективность различных методов оценки нуждаемости можно определить по охвату малоимущих семей социальными пособиями, по уровню административных расходов на организацию выплаты пособия, а также по численности персонала, связанного с организацией выплаты пособия.
Сложившуюся в результате реформирования систему социальных трансфертов можно представить в следующем виде.
Лица, не способные вносить вклад в формирование страховых фондов, должны получать социальную помощь в пределах установленных гарантий. Остальные члены общества должны быть охвачены обязательным страхованием в пределах четко установленных гарантий, не превышающих уровень, который соответствует требованиям социальной справедливости и эффективности. Государство должно способствовать дополнению обязательного общественного страхования добровольным частным, в том числе в сферах, на которые общественное страхование не распространяется.
Трудный вопрос перехода к новой системе социальных трансфертов — определение их меры, с тем чтобы не попасть в «ловушку бедности», не подорвать стимулы к работе у трудоспособных членов общества, не вызывать иждивенческие настроения у экономически активной части населения. Например, необходимы изменения оснований предоставления пособия по безработице. Нередко создаются условия, при которых лица, получающие это пособие, утрачивают заинтересованность в поисках работы и профессиональной переподготовке или находят работу в тех секторах экономики, где распространено уклонение от налогообложения.
К факторам, снижающим эффективность действующей системы социальных трансфертов, следует отнести и недоучет региональной специфики, определяющей исторически сложившиеся предпочтения населения. В разных регионах и у разных групп населения существует различное понимание социальных стандартов, характеризующих качество жизни. Например, у россиян признаком благосостояния и принадлежности к той или иной социальной группе является не столько само по себе наличие того или иного имущества, сколько количество «предметов аналогичного назначения» (холодильников, телевизоров, автомобилей и т.п.). В результате даже 70% представителей российского среднего класса считают, что социальные гарантии материальной поддержки в случае нужды, безработицы, старости, болезни, инвалидности и т.п. необходимы, но сейчас они их не имеют. (В Германии только 2,3% чувствуют свою незащищенность.)
Система социальных трансфертов, как указывалось, должна строиться таким образом, чтобы не нарушалось соответствие между требованиями социальной справедливости и эффективности. На практике размер социальных гарантий, которые способно предоставить общество, зависит не только от его представлений о справедливости, но и от ресурсных возможностей. Последние, в свою очередь, определяются состоянием экономики и структурой населения.
Социальные трансферты направляются нуждающимся, чаще всего неработающим, за счет работающей части населения. Текущие поступления от этой части обычно играют ведущую роль в их финансировании. Если соотношение численности нуждающихся в выплатах с общим числом работающих существенно не меняется, указанное обстоятельство не создает особых проблем. Однако дело обстоит по-иному, если, например, сложилась устойчивая тенденция к увеличению доли лиц старшего возраста. Именно они нуждаются в пенсиях, да и вероятность заболевания для них существенно выше, чем для более молодых людей.
В России доля лиц старше трудоспособного возраста возросла за последние 30 лет примерно вдвое. В 1993 г. на одного пенсионера приходилось 1,94 занятых, а в 1997 г. —только 1,69. При подобной тенденции одним и тем же социальным трансфертам будет соответствовать все большая нагрузка на работающее население.
Значительно усложняет формирование новой системы социальных трансфертов и высокая доля теневой экономики. Это означает, что многие показатели деятельности предприятий и организаций, в том числе и заработная плата, в отчетности оказываются заниженными и не соответствуют фактическим доходам, или же они вообще не декларируются и скрываются от налогообложения.
Задача построения устойчивой системы социальных трансфертов во многом остается нерешенной. Такая система должна быть совместима со стабилизацией экономики и неинфляционным ее ростом. Она строится на жесткой дисциплине налоговых платежей, социальном партнерстве, сочетании государственных и частных форм социальной защиты, включении задач социальной политики в макроэкономическую стратегию.
Таким образом, предстоит решить много вопросов, прежде чем социальные трансферты будут осуществляться в условиях и на уровне развитых стран. В этих странах давно отработаны принципы эффективного действия системы социальных трансфертов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм, платность (право участвовать в расходах возникает вследствие участия в доходах), солидарность (финансы обезличиваются и перераспределяются между разнообразными участниками), автоматизм финансирования с помощью непосредственной аккумуляции страховых тарифов, строго целевой характер средств и их возвратность, полнота страхования в сочетании с разграничением различных его видов и дифференцированным учетом нуждаемости, автономия и самоуправление органов страхования и т.д.
В России задача состоит в том, чтобы на каждом этапе развития экономики, перехода к рынку находить оптимальные сочетания различных форм социальных трансфертов в соответствии с уровнем экономической эффективности, демографической и социальной структурой общества, нравственными ценностями.
Выводы
1. Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Социальные трансферты, или трансфертные платежи, — это целенаправленная операция перераспределительного характера, заключающаяся в передаче ресурсов в денежной и натуральной форме государственными и некоммерческими организациями — профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п. — населению, главным образом на безвозмездной основе. К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых домашним хозяйствам.
2. При переходе России к рыночной экономике система социальных трансфертов строится на основе принципов государственной поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Подобная модель является наиболее дешевой для государства, поскольку основная масса населения удовлетворяет свои социальные потребности за счет личных доходов или средств работодателей. Однако остаются значительные слои населения, потребности которых оказываются неудовлетворенными.
3. Рыночная трансформация российской экономики предполагает преобразование прежней системы социальных трансфертов. Его принципами являются: сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; социальное взаимодействие государства, работодателей и наемных работников; смешанное финансирование социальных трансфертов, включающее государственные, добровольно-общественные (коллективные) и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации, благотворительную деятельность предприятий, организаций и граждан. Становление новой модели социальных трансфертов должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
4. Реформа системы социальных трансфертов (пенсий, пособий по безработице, семейных пособий) состоит в том, чтобы на каждом этапе развития находить оптимальные сочетания их различных форм в соответствии с уровнем экономической эффективности, демографической и социальной структурой общества, нравственными ценностями. Поставлена задача ужесточения условий их получения и рационализации — сокращения круга пособий и унификации механизмов получения.
- Раздел I. Макро- и микроэкономические аспекты политики доходов и заработной платы 10
- Глава 1. Основные цели и задачи политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики 10
- Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения 19
- Глава 3. Экономическая природа доходов. Факторы, определяющие спрос на ресурсы и уровень их оплаты 27
- Глава 4. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России 40
- Раздел II. Доходы и расходы населения: экономическая природа, взаимосвязь и взаимозависимость 48
- Глава 5. Доходы, расходы и сбережения населения: источники, виды, структура 48
- Глава 6. Заработная плата как основной источник доходов работников наемного труда: основные функции и тенденции развития 63
- Глава 7. Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения 75
- Глава 8. Методы прогнозирования динамики доходов и потребления населения 87
- Раздел III. Политика и механизм формирования и регулирования доходов населения 101
- Глава 9. Мотивация к эффективному труду: потребности, интересы, мотивы и стимулы 101
- Глава 10. Социальные стандарты: формирование и использование 110
- Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы 120
- Глава 12. Формы и методы территориального регулирования доходов и заработной платы 130
- Глава 13. Социальное страхование и внебюджетные фонды 142
- Раздел IV. Инфляция, налогообложение и их влияние на формирование доходов 152
- Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения 152
- Глава 15. Налогообложение доходов 159
- Раздел V. Политика на рынке труда и ее влияние на доходы и уровень жизни 167
- Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России 167
- Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы 176
- Раздел VI. Формирование трудовых доходов работников в организациях, на предприятиях, в учреждениях 188
- Глава 18. Тарифная оплата 188
- Глава 19. Формы и системы заработной платы 202
- Глава 20. Оплата труда государственных служащих 212
- Раздел VII. Зарубежный опыт в формировании и политике доходов 224
- Глава 21. Формирование основных доходов в развитой рыночной экономике 224
- Глава 22. Политика налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой 239
- Предисловие
- Введение. Содержание и предмет курса
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения
- 2.1. Валовой внутренний продукт — показатель уровня экономического развития ввп и факторы его роста
- Использование ввп для характеристики экономического развития и уровня жизни
- 2.2. Национальный доход Национальный доход, перераспределительные процессы и конечные доходы
- Национальный доход и доходы домашних хозяйств
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Экономическая природа доходов. Факторы, определяющие спрос на ресурсы и уровень их оплаты
- 3.1. Доходы как плата за экономические ресурсы Факторы производства
- Доходы факторов производства
- Заработная плата
- Доходы от собственности
- Предпринимательский доход
- Скрытая экономическая деятельность и доходы от нее
- Структура денежных доходов населения
- Две модели распределения доходов
- 3.2. Производственная функция. Принципы, определяющие спрос на труд и другие факторы производства Технологическая и экономическая эффективность
- Производственная функция
- Принятие экономических решений
- Спрос на факторы производства
- 3.3. Факторы, определяющие уровень оплаты труда Рост фондовооруженности и производительности труда — основа повышения заработной платы
- Взаимозаменяемость труда и капитала
- Общие тенденции спроса на рабочую силу, ее предложения и уровня оплаты труда
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России
- 4.1. Понятия и система индикаторов уровня и качества жизни Уровень и качество жизни
- Структура индикаторов уровня и качества жизни
- Индикаторы уровня жизни
- Индикаторы качества жизни
- 4.2. Современное состояние уровня и качества жизни в России Снижение уровня и качества жизни
- Социальная защищенность и борьба с бедностью
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Доходы и цены
- Доходы домашних хозяйств
- 5.2. Баланс денежных доходов, расходов и сбережений населения Назначение и схема баланса
- Элементы баланса
- 5.3. Виды и источники денежных доходов Виды денежных доходов
- Натуральные доходы и доходы от самозанятости
- 5.4. Денежные расходы населения Расходы на оплату товаров и услуг
- Обязательные платежи и взносы
- 5.5. Сбережения: их виды и роль в формировании доходов населения Понятие сбережений
- Виды сбережений
- Новые формы сбережений
- Защищенность сбережений
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Заработная плата как основной источник доходов работников наемного труда: основные функции и тенденции развития
- 6.1. Экономическая природа заработной платы. Ее изменения в связи со сменой ориентиров социально-экономической политики Сущность заработной платы как категории рыночной экономики
- Изменение взглядов российских экономистов на сущность заработной платы и ее основные функции
- 6.2. Основы политики реформирования заработной платы при переходе к рынку Обеспечение связи размеров заработной платы с затратами и результатами труда
- Последствия реформирования заработной платы в России и пути решения возникших проблем
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения
- 7.1. Сущность, функции и виды социальных трансфертов Задачи системы социальных трансфертов
- Формы социальных трансфертов
- 7.2. Развитие системы социальных трансфертов в переходный период Модели системы трансфертов
- Величина и тенденции изменения социальных трансфертов
- 7.3. Финансирование социальных трансфертов Необходимость перераспределения финансовых ресурсов
- Региональные источники ресурсов
- Расширение источников финансирования
- 7.4. Реформа системы социальных трансфертов Предпосылки реформирования
- Основные задачи и направления реформ
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Методы прогнозирования динамики доходов и потребления населения
- 8.1. Временной горизонт и система показателей прогноза
- Временной горизонт
- Система показателей уровня жизни в прогнозных исследованиях
- 8.2. Инструментарий прогнозных расчетов Баланс денежных доходов и расходов населения
- Использование бддр в прогнозных расчетах
- 8.3. Выявление основных проблем уровня жизни в базовом периоде Оценка динамики уровня жизни
- Количественные оценки дифференциации доходов и бедности
- 8.4. Разработка целевых ориентиров потребления Методы определения целевых ориентиров
- Пример оценки целевых ориентиров
- 8.5. Технология прогнозных расчетов Последовательность проведения расчетов
- Расчет доходной части бддр
- Расчет расходной части бддр
- Расчет структуры расходов населения на товары и услуги
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел III. Политика и механизм формирования и регулирования доходов населения Глава 9. Мотивация к эффективному труду: потребности, интересы, мотивы и стимулы
- 9.1. Понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов. Их взаимосвязь и взаимообусловленность Основные понятия
- Виды трудовой мотивации
- Предназначение стимулов к труду
- Социальная справедливость и ее место в формировании побудительных мотивов к труду
- Удовлетворенность трудом, преобразования в содержании и технической вооруженности труда как стимулы к труду
- 9.2. Эволюция мотивации к труду в рыночной экономике Взаимосвязь сущности и природы развитой рыночной и переходной экономики с мотивацией к труду
- Подходы к мотивации труда в социально ориентированной экономике
- Приоритетность видов интересов
- Возрождение и развитие социально-психологических мотивов и стимулов к труду
- Термины
- Глава 10. Социальные стандарты: формирование и использование
- 10.1. Предпосылки и условия социальной стандартизации Понятие социального стандарта
- Минимальные социальные стандарты
- 10.2. Состояние социального нормирования Социальные нормы и нормативы
- Совершенствование социального нормирования
- 10.3. Задачи социальной стандартизации и требования к социальным стандартам Государственные минимальные социальные стандарты
- Виды социальных нормативов и показателей
- 10.4. Направления социальной стандартизации Прожиточный минимум
- Минимум социально значимых услуг
- 10.5. Применение социальных стандартов Нормативы финансовых затрат
- Распределение средств финансовой поддержки регионов
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы
- 11.1. Основы государственного регулирования доходов и заработной платы Цели и основные методы регулирования
- Законодательное установление минимума заработной платы
- Индексация доходов и начисленной заработной платы
- Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов
- 11.2. Коллективно-договорное регулирование доходов и заработной платы Цели и задачи переговоров
- Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях
- Нормативно-правовые вопросы действия тарифных соглашений
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Формы и методы территориального регулирования доходов и заработной платы
- 12.1. Целевая направленность политики территориального регулирования Понятие территориального регулирования
- Факторы, определяющие различия условии воспроизводства рабочей силы по регионам
- 12.2. Основные элементы системы территориального регулирования заработной платы
- Принципы районирования территории
- Районные коэффициенты к заработной плате
- Надбавки за работу в регионе
- Коэффициенты к заработной плате за пустынность, безводность и высокогорность местности
- Компенсации населению за работу и проживание в экстремальных природно-климатических условиях
- 12.3. Изменения системы территориального регулирования доходов и заработной платы в рыночной экономике Дифференцированный подход к регулированию
- Регулирование в предпринимательском секторе
- Регулирование в бюджетной сфере
- Другие возможности регулирования
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Социальное страхование и внебюджетные фонды
- 13.1. Система социального страхования Элементы системы социальной защиты
- Источники страховых фондов
- Использование средств социального страхования
- 13.2. Формирование и использование внебюджетных фондов Виды и источники формирования внебюджетных фондов
- Использование Пенсионного фонда
- Использование фондов социального и обязательного медицинского страхования
- Использование Государственного фонда занятости
- 13.3. Реформирование социального страхования Основные направления реформы
- Создание правовой базы и новой системы управления
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел IV инфляция, налогообложение и их влияние на формирование доходов
- Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения
- Глава 15. Налогообложение доходов
- Отрицательные последствия инфляции
- 14.2. Антиинфляционная политика Ортодоксальная и гетеродоксная программы
- Меры приспособления к инфляции
- 14.3. Особенности инфляции в России Реализация ортодоксально-монетаристской программы
- Причины неудач антиинфляционной политики
- 14.4. Индексация денежных доходов граждан Правовые основы индексации
- Порог индексации
- Источники средств для индексации
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Налогообложение доходов
- 15.1. Особенности налогообложения доходов в России Фискальная направленность налогов
- Распределение налогов по бюджетным уровням
- 15.2. Важнейшие налоги Общая характеристика налогов
- Прямые налоги
- Косвенные налоги
- Налогообложение прибыли
- Подоходный налог с физических лиц
- Особенности косвенных налогов
- Возможность переложения налогов
- 15.3. Проблемы реформы налоговой системы Сущность предлагаемых налоговых мер
- Увеличение собираемости налогов
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел V политика на рынке труда и ее влияние на доходы и уровень жизни
- Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России
- Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
- Внутренний и внешний рынки
- Признаки развитости рынка труда
- Механизм согласования интересов субъектов рынка
- 16.2. Старые и новые проблемы российского рынка труда Специфика российского рынка
- Факторы, обусловившие новые явления на рынке труда
- Обесценение труда и формирование его предложения
- Новые сферы занятости и мотивы выбора
- Спад производства и поведение работодателей
- Влияние социального партнерства на поведение субъектов рынка труда
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
- 17.1. Эволюция форм и методов политики занятости Модели государственной политики
- Меры политики занятости
- 17.2. Вторичная занятость Масштабы и структура вторичной занятости
- Мотивы вторичной занятости
- Характер вторичной занятости
- Функции вторичной занятости
- 17.3. Проблемы развития самозанятости Понятие самостоятельной занятости
- Самозанятость как альтернатива безработице
- 17.4. Безработица. Ее формы, динамика, влияние на доходы Формы безработицы
- Безработица в России
- Оценка масштабов длительной безработицы
- Факторы увеличения продолжительности незанятости и изменения численности длительно безработных
- Воздействие безработицы на маргинализацию
- 17.5. Неформальная занятость Виды неформальной занятости
- Масштабы и роль неформальной занятости в России
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Элементы тарифной системы и их назначение
- Тарифные сетки и их роль в организации оплаты
- Назначение тарифных ставок и окладов
- Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей служащих
- 18.2. Принципы построения тарифной системы Расширение прав предприятий (организаций) в регулировании заработной платы
- Единая тарифная сетка в бюджетной сфере
- 18.3. Порядок тарификации работ и рабочих и аттестации служащих Тарификация работ и рабочих
- Аттестация служащих
- 18.4. Доплаты и надбавки тарифного характера к основной оплате Виды доплат и надбавок
- Порядок предоставления доплат и надбавок
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Формы и системы заработной платы
- 19.1. Существо и тенденции развития форм и систем заработной платы Назначение основных форм заработной платы
- Тенденции развития форм заработной платы и определяющие их факторы
- 19.2. Сдельная форма оплаты труда и ее системы Основные системы сдельной оплаты
- Расчет заработка при прямой сдельной системе
- Расчет заработка при сдельно-премиальной системе
- Расчет заработка при сдельно-прогрессивной системе
- Косвенная сдельная оплата
- Сдельный аккорд
- 19.3. Повременная оплата труда и ее системы Простая повременная система
- Повременно-премиальная оплата
- 19.4. Премирование и его экономическое обоснование Выбор показателей и условий премирования
- Обоснование экономической эффективности премий
- 19.5. Бестарифная система оплаты труда Особенности бестарифной системы оплаты
- Бестарифная система оплаты, основанная на применении «вилки» соотношений в оплате труда разного качества*
- Бестарифная система оплаты, основанная на договоре между работодателем и работником
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Оплата труда государственных служащих
- 20.1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащих Правовые основы и содержание труда государственных служащих
- Права государственных служащих
- Обязанности государственных служащих
- Ограничения, связанные с государственной службой
- Присвоение квалификационных разрядов
- Гарантии государственным служащим
- 20.2. Труд и его оплата в системе государственного управления Особенности труда государственных служащих
- Денежное содержание федеральных государственных служащих
- Оплата труда работников, занимающих в федеральных органах исполнительной власти должности, не отнесенные к государственным должностям
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел VII
- Глава 21. Формирование основных доходов в развитой рыночной экономике
- Состав денежных доходов населения
- Место отдельных доходов в агрегатных показателях
- 21.2. Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности Стимулирующая роль прибыли
- Государственное регулирование прибыли
- 21.3. Регулирование величины заработной платы Установление заработной платы
- Продолжительность рабочего времени
- Другие направления государственного регулирования оплаты труда
- 21.4. Профсоюзы на рынке труда Взаимоотношения предпринимателей и профсоюзов
- Роль профсоюзов в повышении заработной платы
- 21.5. Реальная заработная плата и спираль «заработная плата — цены» Тенденция к росту реальной заработной платы
- Механизм формирования спирали «заработная плата — цены»
- Спираль «заработная плата — цены» и инфляция
- 21.6. Организация заработной платы, ее формы и системы Основные формы и системы оплаты
- Сдельно-премиальные системы
- Дифференцированные системы
- Системы коллективного премирования и участия в прибылях
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Политика налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой
- 22.1. Общие принципы и основные характеристики системы налогообложения Задачи налоговой системы
- Доля налоговых поступлений в внп
- Прямые и косвенные налоги
- Распределение налоговых поступлении по бюджетным уровням
- 22.2. Реформирование системы прямого налогообложения
- Кейнсианский подход к налогам
- Теория «экономики предложения»
- 22.3. Реформирование косвенного налогообложения
- Повышение роли ндс
- Акцизы и таможенные пошлины
- 22.4. Взносы работодателей на социальное обеспечение Назначение взносов
- Ставки взносов
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Словарь понятий и терминов
- Список рекомендуемой литературы
- Краткие сведения об авторах