logo search
Tom_2_ot_levitinoj-3

Тема 8. Культура предпринимательства.

Ответственность предпринимателей перед обществом. Основы формирования культуры предпринимательства. Моральные и этические нормы предпринимательства. Слагаемые предпринимательского успеха.

Практическое занятие:

Презентация лучших предпринимательских идей и проектов.

Экспертный анализ деловых идей студентов с подготовкой экспертного заключения.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. История развития предпринимательской деятельности в России.

  2. Современное состояние российской экономики.

  3. Предпринимательская деятельность – важнейший фактор общественного производства.

  4. Соотношение категорий «бизнес» и «предпринимательство».

  5. Классификационные признаки предпринимательской деятельности.

  6. Условия, необходимые для нормального развития рыночной экономики. Типы рыночной экономики.

  7. Предпринимательство, как основа интенсивного, продуктивного характера экономики. Важнейшие условия эффективного развития предпринимательства.

  8. Характерные принципы и признаки предпринимательства.

  9. Хозяйственный риск – характерный признак управленческих решений в предпринимательстве.

  10. Роль и значение «сделки» в предпринимательстве.

  11. Субъекты предпринимательства. Ограниченность прав граждан иностранных государств на ведение бизнеса в России.

  12. Внешняя среда предпринимательства.

  13. Важнейшие виды предпринимательской деятельности.

  14. Механизм производственной предпринимательской деятельности.

  15. Предпринимательская идея и ее значение в современном бизнесе.

  16. Важнейшие статьи затрат, связанные с реализацией деловой идеи.

  17. Способы и методы расчета потенциального экономического эффекта, связанного с реализацией деловой идеей.

  18. Расчет емкости рынка, как часть обоснования экономического успеха реализации деловой идеи. Способы и методы расчета емкости рынка.

  19. Бизнес–планы – неотъемлемая часть организации новых производств, его полезность для торгового предпринимательства.

  20. Отличие торгового предпринимательства от производственного.

  21. Маркетинговый анализ рынка – важнейший этап, предшествующий коммерческой сделке. Типы маркетинговых исследований. Существующие способы продаж.

  22. Программа коммерческой сделки в соответствии с общей схемой торговой деятельности.

  23. Экспортно-импортная сделка, как специфический объект коммерческого предпринимательства. Национальные отличия, влияющие на результаты маркетинговых исследований.

  24. Механизм финансовой предпринимательской деятельности.

  25. Предприятие, как типовая форма организации хозяйственной деятельности. Ее изменение во времени.

  26. Внутрифирменное предпринимательство: сущность, цели и качественные признаки.

  27. Предприятие, как юридическое лицо. Коммерческие и некоммерческие предприятия. Фирма и предприятие, соотношение понятий.

  28. Организационно–правовая форма предприятий и формы собственности. Содержание прав хозяйственного ведения и оперативного управления.

  29. Две формы правового статуса предпринимателя.

  30. Права и ответственность предпринимателей, участников и акционеров.

  31. Важнейшие деловые качества предпринимателя.

  32. Предпринимательство и проблемы этики.

  33. Значимость учредительных документов для предпринимательской деятельности. Роль учредителей, ограничения иностранцев в роли учредителей.

  34. Принятие предпринимательского решения: типы предпринимательских решений.

  35. Устав предприятия, цель и содержание.

  36. Учредительный договор предприятия, цель и содержание.

  37. Основные типы и виды коллективного предпринимательства.

  38. Хозяйственные товарищества, основные типы.

  39. Хозяйственные общества, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью.

  40. Хозяйственные общества, открытое акционерное общество и закрытое акционерное общество.

  41. Дочерние, зависимые общества и производственные кооперативы.

  42. Фирменное наименование, как особый вид интеллектуальной собственности.

  43. Способы вхождения в бизнес. Сравнительные характеристики.

  44. Учреждение предприятия. Основные проблемы и обязательные мероприятия.

  45. Проблемы и сложности при учреждении предприятия.

  46. Содержание традиционной системы налогообложения.

  47. Содержание специальных налоговых режимов, применяемых к малым предприятиям.

  48. Отличие механизма регистрации нового предприятия по новому законодательству.

  49. Роль и значение лицензий и аккредитации предпринимательской деятельности.

  50. Основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности.

  51. Обязательная и добровольная сертификации товаров и услуг.

  52. Способы и методы вхождение в бизнес.

  53. Расчет балансовой стоимости предприятия. Применение на практике.

  54. Содержание важнейших составляющих балансовой стоимости предприятия.

  55. Специфика вхождение в бизнес через покупку предприятий.

  56. Механизм покупки предприятий через инвестиционные компании. Трастовый договор и содержание трастовой операции.

  57. Наследование предприятия, как способ вхождения в бизнес.

  58. Понятие экономической безопасности бизнеса.

  59. Предпринимательство и управление рисками.

  60. Способы и методы обеспечение безопасности бизнеса.

  61. Рациональные приемы и методы обеспечения безопасности бизнеса.

  62. Культура предпринимательства.

  63. Технико–экономическое обоснование эффективности предпринимательского проекта.

  64. Презентации предпринимательского проекта, содержание и основные требования.

  65. Использование современных программных средств и информационных технологий в процессе разработки предпринимательских проектов.

  66. Сущность финансового предпринимательства, его источники.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство : учебник / М. Г. Лапуста. – М. : ИНФРА–М, 2004.

  2. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка. – М. : ЮНИТИ, 2004.

  3. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие / под ред. А. С. Пелиха. – М. : МарТ, 2003.

  4. Предпринимательство : учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка. – М. : ЮНИТИ, 2007.

Дополнительная:

  1. Алейников, А. Н. Предпринимательская деятельность : учеб.-практ. пособие / А. Н. Алейников. – М. : Новое знание, 2003.

  2. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности : учебник / А. Н. Асаул. – СПб. : Питер, 2005.

  3. Череданова, Л. Н. Основы экономики и предпринимательства : учебник / Л. Н. Череданова. – М. : Академия, 2003.

  4. Шимшилов, С. И. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций : учебник / С. И. Шимшилов. – М. : Дашков и К, 2004.

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством» Е.П. Давидюк.

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством» А.Б. Салманов.