1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
Переход к рыночной экономике в России охватывает длительный период. В нем можно выделить несколько этапов.
На первом этапе, в 1991-1993 гг., происходила замена планово-административных методов регулирования доходов и заработной платы рыночными. Были сделаны первые шаги в определении оптимального соотношения государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Итоги этого этапа показали, что нельзя преувеличивать роль ни рыночного, ни государственного регулирования.
Преувеличение рыночного саморегулирования выражалось в либерализации цен на все товары, включая рабочую силу, росте дифференциации доходов, появлении безработицы. Преувеличение роли государственного вмешательства наиболее ярко проявлялось в планово-административной экономике, где существовали «потолки» заработной платы, запреты на предпринимательскую деятельность, а также вторичную занятость для многих категорий работников.
С переходом к рынку были сняты запреты на свободный выбор человеком направлений своей деятельности, произошла трансформация всех социально-экономических отношений в производстве, распределении, обмене и потреблении. Частная собственность и рынок усиливали свое воздействие на формирование доходов и заработной платы. Рабочая сила стала товаром, предметом купли и продажи на рынке. По мере увеличения доли наемных работников в общей численности занятых государство утратило прежнюю роль в формировании доходов и заработной платы. Однако новые институты государственного регулирования сформировались не сразу.
На этом этапе изменилась структура доходов. В ней появились новые виды доходов — от частной собственности (проценты, дивиденды и т.п.), предпринимательской деятельности (плата за предпринимательскую деятельность в виде части прибыли, процента, ренты). За 1990-1993 гг. доля доходов от собственности в структуре денежных доходов населения повысилась с 2,5 до 3%, а доходов от предпринимательской деятельности — с 8,7 до 18,6%, в то время как доля заработной платы сократилась с 74,1 до 58%.
В этот период начала формироваться нормативно-правовая база государственного регулирования доходов и заработной платы. В нем появились новые направления, обусловленные такими нормативными актами, как Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», законы «О подоходном налоге с физических лиц», «О занятости населения в РСФСР», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Об образовании», «Об основах федеральной жилищной политики», и др.
Усиление рыночного регулирования в распределении доходов проявлялось в том, что субъекты хозяйствования — акционерные общества, индивидуальные частные предприятия, некоммерческие организации и др. — стали самостоятельно определять системы оплаты и нормирования труда. Несмотря на то что государство рекомендовало учитывать требования Кодекса законов о труде (КЗоТ), Единого тарифно-квалификационного справочника и других нормативных актов, они не всегда использовались, а на ряде частных предприятий игнорировались.
В этот период центр тяжести в государственном регулировании был перенесен с централизованного регулирования заработной платы на установление социальных ограничений деятельности рыночных механизмов. Так, это проявлялось в политике тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия), на коммунальные услуги, услуги транспорта и связи, в регулировании цен на товары, входящие в потребительскую корзину, составляющую прожиточный минимум.
В период гиперинфляции в 1992 г. был принят Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Индексация в некоторой степени сдерживала падение реальных доходов, но, конечно, не смогла компенсировать все потери граждан. Особенно большой ущерб население понесло в связи с обесценением вкладов в Сбербанке.
Несмотря на принятые меры, в указанный период произошло снижение реальных доходов основной массы населения более чем в 2 раза. Усилилась дифференциация доходов и заработной платы, большой ущерб потерпела социальная инфраструктура общества и предприятий. В 1993 г. реальная заработная плата составляла 43% к уровню 1990 г., соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилось с 8 до 11,2 раза. Основные причины снижения реальных доходов населения были связаны с ошибками, допущенными при переходе от планово-административной к рыночной экономике.
На втором этапе— 1994-1998 гг. — во взаимодействии государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы произошли большие изменения. Были приняты Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, новая редакция Закона «О занятости населения в Российской Федерации», законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», постановление Правительства РФ «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ (часть I), введена единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы; складывался механизм межбюджетных отношений и перераспределения трансфертов.
В политике доходов и заработной платы возросла роль субъектов Федерации. В соответствии с налоговой реформой увеличилась доля налоговых поступлений, остающихся в распоряжении регионов. Однако этот процесс еще только начался, подавляющее большинство регионов по-прежнему являются дотационными. Доходы этих регионов определяются получаемыми из федерального центра трансфертами.
На политику доходов и заработной платы оказывало влияние возрастание доли доходов частного сектора. В этот период в формировании доходов населения усилилась роль финансово-кредитной системы, валютного и фондового рынков, спекулятивного капитала, доходов от «челночного» бизнеса.
Возможности государственного и рыночного регулирования в политике доходов и заработной платы ограничивает теневая экономика, на долю которой, по оценкам, приходится около 40% ВВП.
Значительные средства укрываются от налогообложения и вывозятся за рубеж.
Огромное влияние на перераспределение доходов оказывает коррупция. Социально-экономической ее основой является монополия рабочего места. Взятки выступают как своеобразная социальная рента, которую получают чиновники за свою подпись при выдаче лицензий, регистрации фирм, предоставлении налоговых льгот и т.д. По данным Международной конференции по борьбе с коррупцией (1999 г.), наименее коррумпированной из 85 стран является Дания, а наиболее коррумпированной — Камерун. Россия занимает в этом списке 76-е место. Борьба с теневой экономикой и коррупцией приобретает все более важную роль в политике доходов и заработной платы.
В этот период в структуре доходов населения стабилизировалась доля доходов от предпринимательской деятельности, возросли доходы от продажи иностранной валюты (с 0,6% в 1993 г. до 9,1% в 1997 г.), доходы от собственности (с 3% в 1993 г. до 5,6% в 1998 г.), снижалась доля оплаты труда (с 58% в 1993 г. до 42,4% в 1998 г.). Согласно мировой практике такая доля заработной платы в доходах населения является низкой. В Великобритании она составляет 65, в Германии — 64, в Италии — 52, в США — 53, во Франции — 58, в Японии — 69%.
На втором этапе падение реальных доходов замедлилось, а в 1995-1996 гг. наблюдался небольшой их рост по сравнению с 1991-1993 гг. Стал формироваться средний класс, достигший к 1998 г. 25% населения. Это свидетельствовало о некоторой стабилизации уровня жизни и расширении социальной базы рыночных реформ. Признаками среднего класса являются уровень душевого дохода, стандарт потребления, обеспеченность жильем со всеми коммунальными услугами, качество жизни, которое определяется уровнем социальных гарантий. Перспективы его развития связаны с расширением малого и среднего предпринимательства, самозанятости, повышением квалификации работников.
Однако существенно улучшить ситуацию не удалось. В 1998 г. реальные доходы населения составляли около 40% от уровня 1990 г. Они уменьшились в 2,5 раза, в то время как ВВП сократился в 1,5 раза. В этот период социальная напряженность не ослабла: возросло число забастовок и участвующих в них, усилилась дифференциация доходов. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляло в 1998 г. 13,4 раза.
Выявилась неэффективность межбюджетных и финансово-кредитных отношений. Средства на заработную плату и пенсии, выделяемые на федеральном уровне, не доходили по назначению, а оставались в коммерческих банках. В результате обострилась проблема несвоевременных выплат заработной платы, пособий и пенсий. Особенно тяжелая ситуация сложилась в угольной промышленности, образовании, здравоохранении, что привело к массовым акциям протеста.
Финансовый кризис в августе 1998 г. показал неэффективность государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Обвал рынка ценных бумаг, крах ряда коммерческих банков и инвестиционных компаний вызвали глубокие потрясения в рыночной инфраструктуре. В результате девальвации рубля обесценились доходы и сбережения, резко понизилась покупательная способность рубля. Все это привело к снижению реальных доходов населения. В 1998 г. они составляли 81,8% к уровню 1997 г.
На следующем, послекризисном этапе возросла роль государственного регулирования доходов и заработной платы. В политике доходов и заработной платы основное внимание уделялось сокращению задолженности по выплате заработной платы и пенсий, совершенствованию налогообложения и распределения трансфертов, контролю над инфляцией. В 1999 г. осуществлялась индексация заработной платы в бюджетной сфере и пенсий.
Таким образом, в ходе рыночных реформ государственное регулирование доходов и заработной платы проводилось в основном в виде ответных мер при обострении социальной напряженности. В Программе социальных реформ РФ на период 1996-2000 гг. регулированию доходов и заработной платы уделялось недостаточное внимание. Проведение комплексной, обоснованной политики доходов и заработной платы требует четкого определения ее приоритетов.
- Раздел I. Макро- и микроэкономические аспекты политики доходов и заработной платы 10
- Глава 1. Основные цели и задачи политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики 10
- Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения 19
- Глава 3. Экономическая природа доходов. Факторы, определяющие спрос на ресурсы и уровень их оплаты 27
- Глава 4. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России 40
- Раздел II. Доходы и расходы населения: экономическая природа, взаимосвязь и взаимозависимость 48
- Глава 5. Доходы, расходы и сбережения населения: источники, виды, структура 48
- Глава 6. Заработная плата как основной источник доходов работников наемного труда: основные функции и тенденции развития 63
- Глава 7. Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения 75
- Глава 8. Методы прогнозирования динамики доходов и потребления населения 87
- Раздел III. Политика и механизм формирования и регулирования доходов населения 101
- Глава 9. Мотивация к эффективному труду: потребности, интересы, мотивы и стимулы 101
- Глава 10. Социальные стандарты: формирование и использование 110
- Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы 120
- Глава 12. Формы и методы территориального регулирования доходов и заработной платы 130
- Глава 13. Социальное страхование и внебюджетные фонды 142
- Раздел IV. Инфляция, налогообложение и их влияние на формирование доходов 152
- Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения 152
- Глава 15. Налогообложение доходов 159
- Раздел V. Политика на рынке труда и ее влияние на доходы и уровень жизни 167
- Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России 167
- Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы 176
- Раздел VI. Формирование трудовых доходов работников в организациях, на предприятиях, в учреждениях 188
- Глава 18. Тарифная оплата 188
- Глава 19. Формы и системы заработной платы 202
- Глава 20. Оплата труда государственных служащих 212
- Раздел VII. Зарубежный опыт в формировании и политике доходов 224
- Глава 21. Формирование основных доходов в развитой рыночной экономике 224
- Глава 22. Политика налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой 239
- Предисловие
- Введение. Содержание и предмет курса
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения
- 2.1. Валовой внутренний продукт — показатель уровня экономического развития ввп и факторы его роста
- Использование ввп для характеристики экономического развития и уровня жизни
- 2.2. Национальный доход Национальный доход, перераспределительные процессы и конечные доходы
- Национальный доход и доходы домашних хозяйств
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Экономическая природа доходов. Факторы, определяющие спрос на ресурсы и уровень их оплаты
- 3.1. Доходы как плата за экономические ресурсы Факторы производства
- Доходы факторов производства
- Заработная плата
- Доходы от собственности
- Предпринимательский доход
- Скрытая экономическая деятельность и доходы от нее
- Структура денежных доходов населения
- Две модели распределения доходов
- 3.2. Производственная функция. Принципы, определяющие спрос на труд и другие факторы производства Технологическая и экономическая эффективность
- Производственная функция
- Принятие экономических решений
- Спрос на факторы производства
- 3.3. Факторы, определяющие уровень оплаты труда Рост фондовооруженности и производительности труда — основа повышения заработной платы
- Взаимозаменяемость труда и капитала
- Общие тенденции спроса на рабочую силу, ее предложения и уровня оплаты труда
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России
- 4.1. Понятия и система индикаторов уровня и качества жизни Уровень и качество жизни
- Структура индикаторов уровня и качества жизни
- Индикаторы уровня жизни
- Индикаторы качества жизни
- 4.2. Современное состояние уровня и качества жизни в России Снижение уровня и качества жизни
- Социальная защищенность и борьба с бедностью
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Доходы и цены
- Доходы домашних хозяйств
- 5.2. Баланс денежных доходов, расходов и сбережений населения Назначение и схема баланса
- Элементы баланса
- 5.3. Виды и источники денежных доходов Виды денежных доходов
- Натуральные доходы и доходы от самозанятости
- 5.4. Денежные расходы населения Расходы на оплату товаров и услуг
- Обязательные платежи и взносы
- 5.5. Сбережения: их виды и роль в формировании доходов населения Понятие сбережений
- Виды сбережений
- Новые формы сбережений
- Защищенность сбережений
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Заработная плата как основной источник доходов работников наемного труда: основные функции и тенденции развития
- 6.1. Экономическая природа заработной платы. Ее изменения в связи со сменой ориентиров социально-экономической политики Сущность заработной платы как категории рыночной экономики
- Изменение взглядов российских экономистов на сущность заработной платы и ее основные функции
- 6.2. Основы политики реформирования заработной платы при переходе к рынку Обеспечение связи размеров заработной платы с затратами и результатами труда
- Последствия реформирования заработной платы в России и пути решения возникших проблем
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения
- 7.1. Сущность, функции и виды социальных трансфертов Задачи системы социальных трансфертов
- Формы социальных трансфертов
- 7.2. Развитие системы социальных трансфертов в переходный период Модели системы трансфертов
- Величина и тенденции изменения социальных трансфертов
- 7.3. Финансирование социальных трансфертов Необходимость перераспределения финансовых ресурсов
- Региональные источники ресурсов
- Расширение источников финансирования
- 7.4. Реформа системы социальных трансфертов Предпосылки реформирования
- Основные задачи и направления реформ
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Методы прогнозирования динамики доходов и потребления населения
- 8.1. Временной горизонт и система показателей прогноза
- Временной горизонт
- Система показателей уровня жизни в прогнозных исследованиях
- 8.2. Инструментарий прогнозных расчетов Баланс денежных доходов и расходов населения
- Использование бддр в прогнозных расчетах
- 8.3. Выявление основных проблем уровня жизни в базовом периоде Оценка динамики уровня жизни
- Количественные оценки дифференциации доходов и бедности
- 8.4. Разработка целевых ориентиров потребления Методы определения целевых ориентиров
- Пример оценки целевых ориентиров
- 8.5. Технология прогнозных расчетов Последовательность проведения расчетов
- Расчет доходной части бддр
- Расчет расходной части бддр
- Расчет структуры расходов населения на товары и услуги
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел III. Политика и механизм формирования и регулирования доходов населения Глава 9. Мотивация к эффективному труду: потребности, интересы, мотивы и стимулы
- 9.1. Понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов. Их взаимосвязь и взаимообусловленность Основные понятия
- Виды трудовой мотивации
- Предназначение стимулов к труду
- Социальная справедливость и ее место в формировании побудительных мотивов к труду
- Удовлетворенность трудом, преобразования в содержании и технической вооруженности труда как стимулы к труду
- 9.2. Эволюция мотивации к труду в рыночной экономике Взаимосвязь сущности и природы развитой рыночной и переходной экономики с мотивацией к труду
- Подходы к мотивации труда в социально ориентированной экономике
- Приоритетность видов интересов
- Возрождение и развитие социально-психологических мотивов и стимулов к труду
- Термины
- Глава 10. Социальные стандарты: формирование и использование
- 10.1. Предпосылки и условия социальной стандартизации Понятие социального стандарта
- Минимальные социальные стандарты
- 10.2. Состояние социального нормирования Социальные нормы и нормативы
- Совершенствование социального нормирования
- 10.3. Задачи социальной стандартизации и требования к социальным стандартам Государственные минимальные социальные стандарты
- Виды социальных нормативов и показателей
- 10.4. Направления социальной стандартизации Прожиточный минимум
- Минимум социально значимых услуг
- 10.5. Применение социальных стандартов Нормативы финансовых затрат
- Распределение средств финансовой поддержки регионов
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы
- 11.1. Основы государственного регулирования доходов и заработной платы Цели и основные методы регулирования
- Законодательное установление минимума заработной платы
- Индексация доходов и начисленной заработной платы
- Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов
- 11.2. Коллективно-договорное регулирование доходов и заработной платы Цели и задачи переговоров
- Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях
- Нормативно-правовые вопросы действия тарифных соглашений
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Формы и методы территориального регулирования доходов и заработной платы
- 12.1. Целевая направленность политики территориального регулирования Понятие территориального регулирования
- Факторы, определяющие различия условии воспроизводства рабочей силы по регионам
- 12.2. Основные элементы системы территориального регулирования заработной платы
- Принципы районирования территории
- Районные коэффициенты к заработной плате
- Надбавки за работу в регионе
- Коэффициенты к заработной плате за пустынность, безводность и высокогорность местности
- Компенсации населению за работу и проживание в экстремальных природно-климатических условиях
- 12.3. Изменения системы территориального регулирования доходов и заработной платы в рыночной экономике Дифференцированный подход к регулированию
- Регулирование в предпринимательском секторе
- Регулирование в бюджетной сфере
- Другие возможности регулирования
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Социальное страхование и внебюджетные фонды
- 13.1. Система социального страхования Элементы системы социальной защиты
- Источники страховых фондов
- Использование средств социального страхования
- 13.2. Формирование и использование внебюджетных фондов Виды и источники формирования внебюджетных фондов
- Использование Пенсионного фонда
- Использование фондов социального и обязательного медицинского страхования
- Использование Государственного фонда занятости
- 13.3. Реформирование социального страхования Основные направления реформы
- Создание правовой базы и новой системы управления
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел IV инфляция, налогообложение и их влияние на формирование доходов
- Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения
- Глава 15. Налогообложение доходов
- Отрицательные последствия инфляции
- 14.2. Антиинфляционная политика Ортодоксальная и гетеродоксная программы
- Меры приспособления к инфляции
- 14.3. Особенности инфляции в России Реализация ортодоксально-монетаристской программы
- Причины неудач антиинфляционной политики
- 14.4. Индексация денежных доходов граждан Правовые основы индексации
- Порог индексации
- Источники средств для индексации
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Налогообложение доходов
- 15.1. Особенности налогообложения доходов в России Фискальная направленность налогов
- Распределение налогов по бюджетным уровням
- 15.2. Важнейшие налоги Общая характеристика налогов
- Прямые налоги
- Косвенные налоги
- Налогообложение прибыли
- Подоходный налог с физических лиц
- Особенности косвенных налогов
- Возможность переложения налогов
- 15.3. Проблемы реформы налоговой системы Сущность предлагаемых налоговых мер
- Увеличение собираемости налогов
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел V политика на рынке труда и ее влияние на доходы и уровень жизни
- Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России
- Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
- Внутренний и внешний рынки
- Признаки развитости рынка труда
- Механизм согласования интересов субъектов рынка
- 16.2. Старые и новые проблемы российского рынка труда Специфика российского рынка
- Факторы, обусловившие новые явления на рынке труда
- Обесценение труда и формирование его предложения
- Новые сферы занятости и мотивы выбора
- Спад производства и поведение работодателей
- Влияние социального партнерства на поведение субъектов рынка труда
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
- 17.1. Эволюция форм и методов политики занятости Модели государственной политики
- Меры политики занятости
- 17.2. Вторичная занятость Масштабы и структура вторичной занятости
- Мотивы вторичной занятости
- Характер вторичной занятости
- Функции вторичной занятости
- 17.3. Проблемы развития самозанятости Понятие самостоятельной занятости
- Самозанятость как альтернатива безработице
- 17.4. Безработица. Ее формы, динамика, влияние на доходы Формы безработицы
- Безработица в России
- Оценка масштабов длительной безработицы
- Факторы увеличения продолжительности незанятости и изменения численности длительно безработных
- Воздействие безработицы на маргинализацию
- 17.5. Неформальная занятость Виды неформальной занятости
- Масштабы и роль неформальной занятости в России
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Элементы тарифной системы и их назначение
- Тарифные сетки и их роль в организации оплаты
- Назначение тарифных ставок и окладов
- Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей служащих
- 18.2. Принципы построения тарифной системы Расширение прав предприятий (организаций) в регулировании заработной платы
- Единая тарифная сетка в бюджетной сфере
- 18.3. Порядок тарификации работ и рабочих и аттестации служащих Тарификация работ и рабочих
- Аттестация служащих
- 18.4. Доплаты и надбавки тарифного характера к основной оплате Виды доплат и надбавок
- Порядок предоставления доплат и надбавок
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Формы и системы заработной платы
- 19.1. Существо и тенденции развития форм и систем заработной платы Назначение основных форм заработной платы
- Тенденции развития форм заработной платы и определяющие их факторы
- 19.2. Сдельная форма оплаты труда и ее системы Основные системы сдельной оплаты
- Расчет заработка при прямой сдельной системе
- Расчет заработка при сдельно-премиальной системе
- Расчет заработка при сдельно-прогрессивной системе
- Косвенная сдельная оплата
- Сдельный аккорд
- 19.3. Повременная оплата труда и ее системы Простая повременная система
- Повременно-премиальная оплата
- 19.4. Премирование и его экономическое обоснование Выбор показателей и условий премирования
- Обоснование экономической эффективности премий
- 19.5. Бестарифная система оплаты труда Особенности бестарифной системы оплаты
- Бестарифная система оплаты, основанная на применении «вилки» соотношений в оплате труда разного качества*
- Бестарифная система оплаты, основанная на договоре между работодателем и работником
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Оплата труда государственных служащих
- 20.1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащих Правовые основы и содержание труда государственных служащих
- Права государственных служащих
- Обязанности государственных служащих
- Ограничения, связанные с государственной службой
- Присвоение квалификационных разрядов
- Гарантии государственным служащим
- 20.2. Труд и его оплата в системе государственного управления Особенности труда государственных служащих
- Денежное содержание федеральных государственных служащих
- Оплата труда работников, занимающих в федеральных органах исполнительной власти должности, не отнесенные к государственным должностям
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел VII
- Глава 21. Формирование основных доходов в развитой рыночной экономике
- Состав денежных доходов населения
- Место отдельных доходов в агрегатных показателях
- 21.2. Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности Стимулирующая роль прибыли
- Государственное регулирование прибыли
- 21.3. Регулирование величины заработной платы Установление заработной платы
- Продолжительность рабочего времени
- Другие направления государственного регулирования оплаты труда
- 21.4. Профсоюзы на рынке труда Взаимоотношения предпринимателей и профсоюзов
- Роль профсоюзов в повышении заработной платы
- 21.5. Реальная заработная плата и спираль «заработная плата — цены» Тенденция к росту реальной заработной платы
- Механизм формирования спирали «заработная плата — цены»
- Спираль «заработная плата — цены» и инфляция
- 21.6. Организация заработной платы, ее формы и системы Основные формы и системы оплаты
- Сдельно-премиальные системы
- Дифференцированные системы
- Системы коллективного премирования и участия в прибылях
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Политика налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой
- 22.1. Общие принципы и основные характеристики системы налогообложения Задачи налоговой системы
- Доля налоговых поступлений в внп
- Прямые и косвенные налоги
- Распределение налоговых поступлении по бюджетным уровням
- 22.2. Реформирование системы прямого налогообложения
- Кейнсианский подход к налогам
- Теория «экономики предложения»
- 22.3. Реформирование косвенного налогообложения
- Повышение роли ндс
- Акцизы и таможенные пошлины
- 22.4. Взносы работодателей на социальное обеспечение Назначение взносов
- Ставки взносов
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Словарь понятий и терминов
- Список рекомендуемой литературы
- Краткие сведения об авторах