logo search
attachment

Распределение налоговых поступлении по бюджетным уровням

Важный обобщающий показатель системы налогообложения — распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно в бюджетных системах главную роль играет феде­ральный (в унитарных государствах — центральный) бюджет.

Подходы к распределению налогов между отдельными бюджет­ными уровнями бывают различными.

Один из них предполагает привязку определенных налогов к тому или иному бюджетному уровню. Например, доходная часть федераль­ного бюджета США формируется в основном за счет прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (46% во всех федеральных налогов в 1997 г.), взносов населения по социальному страхованию (34%), налога на прибыль корпораций (11%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы — 4%, таможенные пошлины — 5%). Доход­ная часть бюджетов штатов формируется за счет косвенных нало­гов (налога с продаж и акцизов). Источники доходов местных бюд­жетов — местные налоги, прежде всего налог на имущество. В США около 2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет, а остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.

Второй подход состоит в разделении единых государственных налогов в определенных пропорциях между отдельными уровнями. В результате региональные и местные налоги по своей значимости для бюджетов соответствующих уровней могут оставаться на втором плане Например, в Германии федеральный и земельный уровни по­лучают примерно одинаковые объемы налоговых поступлений, а местный уровень — заметно меньший объем.

Отдельные виды основных федеральных налогов распределяются по различным бюджетным уровням законодательно. По одним обще­государственным налогам устанавливаются постоянные нормы рас­пределения. Так, в ФРГ налог на прибыль делится поровну между фе­деральным и земельным уровнями; 85% подоходного налога делятся пополам между этими двумя уровнями, а остальные 15% отдаются на местный уровень. По другим налогам распределение со временем из­меняется. При делении между тремя уровнями налога с продаж, на­пример, стремятся выровнять финансовое положение различных зе­мель; поэтому нормативы распределения меняются каждые два-три года. В Германии также практикуется достаточно редкое «горизонталь­ное выравнивание» налогового бремени: более богатые земли перечис­ляют часть своих налоговых поступлений менее благополучным.

Третий подход состоит в передаче средств от высших бюджетных уровней в пользу низших (трансферты). Такой подход как дополни­тельный распространен практически во всех странах и с унитарным, и с федеративным устройством, причем во вторых часто трансферты играют роль не только финансовой поддержки слабых в финансовом отношении регионов, но и символа федерального централизма в слу­чае передачи трансфертов, обычно меньших по размеру, благополуч­ным в финансовом отношении регионам.