3.1. Концептуальные основы управления человеческими ресурсами общества.
Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов – семьи, школы, трудового коллектива, социума. В социальном плане человек представляет собой интеграцию личности (как субъекта деятельности), культуры (как универсального способа осуществления деятельности) и социальной организации (как формы его совместной деятельности). Любые экономические преобразования и социальные изменения ведут к одному, но глобальному процессу человеческого развития. При любом движении в обществе происходят социальные изменения – человечество развивается; меняются его качественные характеристики и, следовательно, потенциал (здоровье, нравственность, образование, профессионализм, креативность, трудовая, социальная и политическая активность, организованность).
В конце 80-х годов XX века группой экспертов ООН была разработана концепция развития человеческого потенциала. Эта концепция стала рассматривать человека как собственно цель и критерий общественного (социального) прогресса, а развитие человеческого потенциала связывалось с расширением спектра и возможностей интеллектуального, социального, экономического и политического выбора для каждого человека реализовать свой потенциал и устремления прожить долгую и здоровую, полноценную творческую жизнь, с приобретением и приумножением знаний, с доступом к ресурсам, необходимых для достойного уровня жизни. При этом развитие человеческого потенциала невозможно без соблюдения ключевых прав и гарантий, которые высоко ценятся во всем мире – право на охрану здоровья, получение образования, доступа к средствам существования, право на свободное передвижение, выбора места жительства. Концепция развития человеческого потенциала исходит из того, что государство должно обеспечивать своим гражданам равенство возможностей в сфере образования, здравоохранения, в гарантиях личной безопасности, в соблюдении политических и гражданских прав; нести ответственность за создание условий, которые содействуют росту и эффективному функционированию социально-экономической системы. Однако на практике экономическая политика государства, ориентированная на рост и эффективность, далеко не всегда учитывает потребности той части общества, которая нуждается в поддержке, и неспособна самостоятельно решать стоящие перед ней проблемы. Экономика, которая обеспечивает быстрый рост и технологический прогресс, но при этом мало внимания уделяет социальным проблемам общества, усугубляет имущественное неравенство и стимулирует тем самым напряженность в обществе. Такая экономика воспринимает человека и человеческие ресурсы не как высшую ценность, а всего лишь как фактор решения экономических проблем. Но есть и другой аспект этой проблемы. Чем больше средств тратится государством на решение социальных проблем, тем меньше возможностей остается для экономического роста, технологической модернизации, увеличения доходов. В итоге сокращаются денежные ресурсы (инвестиции), которые общество может выделить для развития человеческого потенциала.
Главной проблемой в разрешении противоречия между экономическим и социальным развитием (между максимизацией прибыли и человеческими развитием) является проблема использования страной своего национального дохода на благо людей или лишь для экономического роста. Если полученный в стране доход инвестируется в развитие и социальные изменения жизни населения, то экономические показатели в будущем значительно превзойдут свой современный уровень. Тем самым разрешение противоречия – это, с одной стороны, процесс формирования человеческих способностей (интеллектуальных, творческих), укрепление здоровья нации, приобретение людьми общих и профессиональных знаний, а с другой стороны - это то, как люди используют приобретенные ими способности и знания для производительных целей в процессе трудовой деятельности или для отдыха, культурной , политической, общественной деятельности.
Концепция развития человеческого потенциала предлагает четыре способа достижения баланса между экономическим и человеческим (социальным) развитием:
1) увеличить инвестиции в здравоохранение и профессиональную подготовку;
2) добиться более справедливого распределения дохода и капитала;
3) достичь сбалансированности социальных расходов, укрепляя экономическую базу социальной сферы;
4) расширять возможности граждан осуществлять свой выбор в политической, социальной и экономической сферах.
Исходя из этого, концептуальная схема развития человеческого потенциала страны должна выстраиваться на следующих принципах:
а) инвестирование в развитие человеческих ресурсов и создание такой микроэкономической среды, которая позволит человеку в максимальной мере реализовать свой потенциал, повысить продуктивность труда, обеспечить экономический рост;
б) обеспечение равных возможностей гражданам, ликвидация гендерных, расовых и национальных барьеров препятствующих обретению и реализации возможностей в экономической и политической жизни;
в) создание устойчивой системы воспроизводства человеческих ресурсов (основного богатства общества) и иных ресурсов, с тем чтобы обеспечить доступ к равным возможностям не только нынешним, но и будущим поколениям;
г) содействие самостоятельности людей при выборе индивидуального развития.
Таким образом, концепция развития человеческого потенциала отражает цели, принципы и приоритеты в сфере управления человеческими ресурсами общества. Во многих развитых рыночных странах на основе этой концепции разрабатывается государственная социальная политика и её главная составляющая – кадровая политика, которое являются сферами управления человеческими ресурсами. Реализуясь в социальной и кадровой политике государства управление человеческими ресурсами как система имеет специфические цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты, методы управления и источники финансирования.
Целью системы управления человеческими ресурсами на макро- мезо- и микроуровнях является:
комплексное изучение человеческих ресурсов - главной производительной силы общества;
познание закономерностей воспроизводства человеческих ресурсов на разных стадиях жизнедеятельности человека во взаимосвязи с социальной и кадровой политикой государства.
Необходимость комплексного изучения человеческих ресурсов общества и активного участия в этом процессе государства вызвана рядом причин:
демографической ситуацией в стране (депопуляцией);
миграционными процессами (ростом масштабов трудовой миграции);
рыночными преобразованиями, требующими новых (по мышлению) работников, новых знаний и мотивации развития человечества;
реформой в сфере государственного управления, и преобразованиями в сфере общественного самоуправления;
восприятием человеческих и интеллектуальных ресурсов в качестве критерия (источника) экономического роста;
необходимостью качественных сдвигов в экономике, связываемых с инновационной деятельностью человека;
трансформацией форм и методов организации хозяйственной деятельности (деятельности субъектов экономической активности);
возрождением промышленной сферы и концентрацией в ней финансовых, материальных, научно-технических и человеческих ресурсов;
совершенствованием производственных, информационных и управленческих технологий; глобальной переоценкой индивидуальных и общечеловеческих ценностей для преодоления противоречия между интересами человека и организации.
Воспроизводство человеческих ресурсов как социальный процесс подразделяется на фазы (стадии) формирования, распределения (перераспределения) и использования человеческих ресурсов. Фазу формирования человеческих ресурсов представляют такие непрерывные социальные процессы как: 1) появление новых людских ресурсов на основе воспроизводства новых людей (рождений) и достижения ими трудоспособного возраста; 2) восстановление способности к труду с помощью питания, жилища, одежды, инфраструктуры (культуры, искусства, средств связи, транспорта); 3) получение людьми образования, специальности и трудовой квалификации. Фаза распределения человеческих ресурсов состоит в первичном распределении ресурсов труда по видам работ, роду профессиональной деятельности, предприятиям, регионам. Эту фазу воспроизводства обеспечивает функционирование рынка труда и самозанятость трудоспособного населения. Перераспределение человеческих ресурсов осуществляется в форме движения (мобильности) рабочей силы на региональных и национальном рынках труда. Фаза использовании человеческих ресурсов состоит в функционировании рабочей силы на предприятиях, в отраслях, регионах, экономике в целом. Её главная задача – обеспечение эффективной занятости экономически активного населения.
Стадии воспроизводства человеческих ресурсов и структура управления этим социальным процессом на различных уровнях представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Стадии (этапы) и структура управления воспроизводством человеческих ресурсов.
На национальном и региональном уровнях | На уровне предприятия |
I. Формирование и развитие человеческих ресурсов общества 1.1 Управление процессом естественного движения населения (рождаемости, смертности, брачных отношений) 1.2 Управление процессами социального развития, благосостояния и защиты прав граждан 1.3 Управление образовательными и культурными процессами, развитием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации человеческих ресурсов 1.4 Управление процессами обеспечения безопасности населения, защиты его конституционных и гражданских прав II. Распределение и перераспределение человеческих ресурсов 2.1 Управление процессами создания рабочих мест, распределения рабочей силы по сферам и видам деятельности (регулирование рынка труда) 2.2 Управление процессом перераспределения рабочей силы на национальном и региональных рынках труда
III. Эффективное использование обществом человеческих ресурсов 3.1 Управление техническим прогрессом в целях эффективного использования совокупной рабочей силы 3.2 Управление экономикой и организацией труда, социальным нормированием 3.3 Управление занятостью населения: регулирование социально-трудовых отношений в сферах использования рабочей силы
| I. Формирование трудового потенциала организации 1.1 Управление процессом формирования трудового потенциала и подготовки кадров
1.2 Управление процессом возмещения рабочей силы
1.3 Управление знаниями и развитием человеческих ресурсов организации
II. Расстановка и движение кадров
2.1 Управление процессом создания рабочих мест (физических, экономических)
2.2 Управление расстановкой кадров по рабочим местам
2.3 Управление движением кадров III. Эффективное использование кадров организации 3.1 Управление техническим прогрессом в целях эффективного использования работников организации 3.2 Управление организацией и нормированием труда
3.3 Управление экономикой труда (разработка и реализация программ роста производительности труда и снижения трудоемкости) 3.4 Управление занятостью работников 3.5 Управление внутрифирменным рынком труда |
Создание устойчивой системы воспроизводства человеческих ресурсов является, с одной стороны, одним из принципов развития человеческого потенциала общества в концептуальной схеме УЧР, а с другой, - способом достижения баланса между экономическим и социальным развитием.
Объектом управления человеческими ресурсами на макро- мезо- и микроуровнях является:
человек на разных этапах жизнедеятельности;
народ как социальная общность;
трудовые ресурсы страны;
государственные и муниципальные служащие, кадры аппарата органов власти и управления;
кадры отраслей, смешанных и государственных предприятий;
службы по управлению человеческими ресурсами на предприятиях;
кадровые отношения и кадровые процессы.
К субъектам управления человеческими ресурсами на макро- мезо- и микроуровнях относятся:
система государственных институтов, включая региональные (органы законодательной и исполнительной власти, система судебной власти);
органы местного (муниципального) самоуправления;
руководители хозяйствующих структур (предприятий, организаций);
народ, социум, человек (через делегирование полномочий государству и его институтам, политическим партиям и движениям в управлении социальными и кадровыми процессами).
И социальная и кадровая составляющие в системе управления человеческими ресурсами рассматриваются как:
отношения между различными социальными группами общества, организации;
деятельность государственных служащих по реализации потребностей различных социальных групп через достижение планируемых социальных состояний и показателей;
кадровое регулирование социально-экономических и хозяйствующих систем, определение их миссии (философии УЧР), регулирование полномочий и функции деятельности на основе анализа социально-экономической ситуации в стране, национального рынка труда, демографической и миграционной ситуации;
подготовка указов, постановлений, законов, тарифных соглашений, распорядительных документов, инструкций.
Источники финансирования системы УЧР (её социальной и кадровой составляющих) являются: государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальные бюджеты, доходы от деятельности хозяйствующих субъектов, поступления от коммерческой деятельности.
К методам управления человеческими ресурсами современная теория и практика относят:
1) методы научного управления ( с выделением управленческих и исполнительских функции; особой роли человеческих ресурсов в рационализации трудового процесса; с научным подбором, расстановкой и подготовкой кадров);
2) административное управление (управленческая деятельность осуществляется в соответствии с ниже перечисленными принципами: разделение труда, единство распорядительства (служащему может давать приказания только один начальник); единство руководства, дисциплина, иерархия, степень централизации власти и ответственности, подчинение частных интересов общему делу, справедливость, развитие инициативы, единение работников солидарность в организации; вознаграждение работников, постоянство состава кадров).
Кроме названных принципов административное управление: включает основы функционального управления, такие как: предвидение (планирование), организация, распоряжение, согласование, контроль, и специальные правила управления работниками в виде должностных требований к руководителям);
3) бюрократическое управление (метод управления человеческими ресурсами государственных служб всех уровней) основано на следующих принципах:
четкая фиксация формальных должностных обязанностей служащего;
иерархия должностных взаимоотношений, прав и ответственности;
единообразие и объективность в реализации управленческих процедур;
неукоснительное соблюдение единых регламентов и формальных правил управленческой деятельности;
строгий отбор кандидатов на замещение должностных вакансий по профессиональным и моральным требованиям;
наём на работу, периодическая аттестация кадров (госслужащих) для оценки их компетенции и для выдвижения их на вышестоящие должности;
обеспечение зарплатой и статусом в зависимости от категории, квалификации и стажа работников;
документальное оформление решения вопроса в рамках должностной компетенции;
формальная обезличенность исполнение должностных обязанностей без личностных и эмоциональных факторов в целях повышения производительности и поддержания справедливости отношений между людьми внутри и вне организации; предотвращения конфликтов.
Превосходство методов бюрократического управления достигается точностью, быстротой, четкостью, документальным оформлением, длительным постоянством, унифицированностью, строгостью отношений подчинения, экономией затрат на людские и материальные ресурсы.
Однако, бюрократические методы управления имеют и отрицательные черты: превращают средства в самоцель, преувеличивают значимость правил; не допускают других лиц к своим обязанностям, стремясь сохранить полную конфиденциальность (секретность) своих задач, и тем самым, получая свое превосходство по экспертным знаниям; стремление действовать безупречно (без ошибок) приводит к ситуации, когда решаются только такие задачи, которые можно выполнить безупречно (для остальных задач возникают проблемы по их решению – либо проблемы эти раздуваются, либо не решаются вовсе); нормой поведения становится перестраховка.
4) методы управления человеческими ресурсами, основанные на теории человеческих отношений (связывают производительность труда работающего с вниманием и заинтересованностью в нем менеджера, с внутриличностной мотивацией работника; с заменой индивидуального стимулирования на групповое, с психологическими методами, обеспечивающими повышение удовлетворенности трудом, улучшение социальной атмосферы в организациях, сглаживание конфликтов между работниками и администрацией);
5) методы системного управления человеческими ресурсами (основаны на синтезе современных требований к управлению человеческими ресурсами: комплексности, ориентации на максимальное использование и отлаженное функционирование системы управления человеческими ресурсами; и ситуационных факторов управления – внешних (влияние государства, профсоюзов, рыночных условий) и внутренних (концепция управления, взгляды и ожидания работников, технология управления).
Системное управление человеческими ресурсами, учитывающее внешние и внутренние ситуационные факторы, включает следующие функции:
1) анализ социально-трудовых проблем, оценка потенциальных возможностей работников; подбор, наём персонала и создание дееспособных коллективов;
2) непосредственное руководство социально-трудовыми процессами (оценка результатов трудовой деятельности, материальное поощрение, продвижение и перемещение персонала, планирование карьеры, обеспечение возможности повышения квалификации);
3) совершенствование организации и управления социально-трудовыми процессами, разработка альтернативных вариантов выполнения работ с соответствующим вознаграждением;
4) прогнозирование изменений в социальной сфере, в области труда, реализация программ по переподготовке кадров, осуществление качественных изменений в системе управления социально-трудовой сферой.
К ситуационным (внешним и внутренним) факторам управления человеческими ресурсами системный (комплексный) метод относит:
использование экономических критериев при подходе к каждому человеку на производстве и в управлении;
расширение возможностей работников влиять на результаты хозяйственно-производственной деятельности посредством роста их индивидуальных полномочий;
повышение уровня ответственности;
осознание ограниченности источников получение высококачественных человеческих ресурсов (квалифицированных специалистов, менеджеров, рабочих);
конкуренция за обладание такими человеческими ресурсами, что переводит их из категории «дарового» ресурса в объект долгосрочных инвестиций; постоянный рост требований к человеческим ресурсам, обусловливающий увеличение инвестиций на обучение, профессиональную подготовку, систематическое повышение квалификации и переподготовку.
6) методы социально-ответственного и социально-мотивационного управления человеческими ресурсами в сфере бизнеса (последний не должен ограничиваться экономическими целями, он обязан учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деятельности на работников, потребителей и местное сообщество, способствовать достижению социальных целей общества в целом).
Бизнесмены несут социальную ответственность перед собственными работниками и перед обществом, призваны добиваться динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации.
7) методы инновационного управления человеческими ресурсами – способствуют выявлению в поведении личности творческих начал и направлению их в нужном направлении (для целей организации). Творческие люди требуются многим организациям и они располагают такими людьми, которые способны видеть проблемы и их решать, обладают самобытностью (своеобразием), гибкостью мышления, множеством идей, способностью к риску, видеть общую выгоду для организации за частными решениями, умение добывать сведения и поддерживать связи с другими.
8) экономические методы управления человеческими ресурсами – включают нормы, нормативы, квоты, платежи, налоги, МРОТ, бюджет прожиточного минимума, формы и методы оплаты труда, цены, штрафы, кредиты, прибыль, рентабельность.
9) согласительные методы УЧР – это система отношений и договоров между работодателями и наемными работниками; система социального партнерства государства, работодателей, профсоюзов, при разрешении трудовых споров и конфликтов.
- Экономика труда
- Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии. 488
- Список литературы: 626
- Глава 1. Экономика труда как наука о труде.
- Предмет и задачи экономики труда.
- 1.2 Основные понятия ихарактеристикитруда.
- 1.3. Актуальные проблемы экономики труда.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 2. Рынок труда (теория и практика)
- Особенности формирования и механизм функционирования рынка труда
- 2.2. Классификация видов, моделей, сегментов рынка труда
- 2.3. Формирование спроса на труд
- 2.4. Предложение рабочей силы: простая и расширенная модель
- 2.5. Эффекты в спросе и предложении труда
- 2.6 Мобильность рабочей силы на рынке труда
- 2.7. Рынок труда внутри предприятия
- 2.8. Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения.
- 2.9. Гарантии и риски поиска работы
- 2.10 Дискриминация на рынке труда и пути её преодоления
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 3. Управление человеческими ресурсами общества и предприятия
- 3.1. Концептуальные основы управления человеческими ресурсами общества.
- 3.2. Социальная и кадровая политика государства как управленческий ресурс по накоплению и реализации человеческого потенциала общества.
- 3.3 Внутрифирменная система управления человеческими ресурсами (социальная и кадровая составляющая)
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 4. Производительность труда.
- 4.1. Сущность и значение производительности труда.
- 4.2. Система показателей измерения производительности факторов производства.
- 4.3. Показатели и методы измерения производительности труда.
- 4.4. Факторы и резервы роста производительности труда.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 5. Управление трудом на предприятии.
- 5.1. Механизм управления трудом на предприятии.
- 5.2. Организация и нормирование труда.
- Этапы работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда
- 5.3 Планирование рабочего времени и численности персонала.
- 5.4. Планирование трудоемкости и производительности труда.
- 5.5. Планирование средств на заработную плату персонала
- III. Нормативные методы формирования фзп.
- IV. Метод основанный на трудоемкости:
- V. Поэлементный расчет фонда заработной платы.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 6. Анализ социально-трудовых показателей.
- 6.1. Система социально-трудовых показателей.
- 6.2. Анализ динамики и уровня производительности труда.
- Анализ изменения по факторам производительности труда и ее влияния на объем производства
- Анализ производительности труда по технико-экономическим факторам
- 6.3. Анализ использования рабочего времени и нормирования труда.
- 6.4. Анализ выполнения плана по численности и составу работников.
- Анализ выполнения плана по численности и составу работающих
- 6.5. Рационализация численности работников предприятия.
- 6.6. Анализ движения кадров
- 6.7. Анализ использования фонда заработной платы
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 7. Доходы, уровень и качество жизни населения
- 7.1. Сущность и содержание доходов населения
- 7.2. Виды, структура и источники доходов населения
- 1. Нивелирующие:
- 2. Дифференцирующие:
- 7.3. Уровень жизни как социально-экономическая категория
- Факторы и система показателей, определяющих уровень жизни населения
- 7.5. Качество жизни как социально-экономическое понятие
- 7.6. Дифференциация доходов населения: понятия, факторы и методы статистического измерения
- 7.7 Государственное регулирование доходов населения
- 7.8. Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства
- 7.9. Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии.
- 8.1. Экономическая сущность заработной платы
- 8.2. Организация оплаты труда на предприятии
- 8.3. Принципы организации заработной платы
- 8.4. Основные формы и системы оплаты труда
- 8.5. Бестарифная система оплаты труда.
- 8.6. Регулирование заработной платы в рыночной экономике
- 8.7. Условия применения сдельных и повременных систем оплаты труда
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Что такое заработная плата работника? Из чего она состоит?
- Глава 9. Поощрительные системы оплаты труда.
- 9.1. Единовременные поощрения и вознаграждения: сущность, виды, условия применения
- Виды единовременных поощрений
- 9.1.1. Разработка положения о премировании персонала
- 9.2. Дополнительное поощрение работников в современных условиях
- 9.3. Компенсационные выплаты работникам в современных условиях
- 9.4. Экономический аспект компенсационной политики
- 9.5. Система гарантий и компенсаций
- Гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
- 9.6. Методика определения экономической эффективности систем премирования
- Вопросы для повторения и обсуждения
- Глава 10. Социально-трудовые отношения и особенности их регулирования в условиях экономического кризиса
- 10.1. Сущность и структурные составляющие социально-трудовых отношений.
- 10.2. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений.
- 10.3. Критерии оценки социально-трудовых отношений
- 10.4. Модели социально-трудовых отношений.
- 10.5. Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.
- 10.6. Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава11. Государственная социальная политика государства.
- 11.1. Объективные основы социальной политики
- 11.2. Сущность, содержание и цели государственной социальной политики
- 11.3. Роль государства в реализации социальной политике
- 11.4. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации
- 11.4.1. Пенсионная реформа в России в контексте мирового опыта
- 11.4.2. Условия и порядок определения размера пенсий российским гражданамв соответствии с новым пенсионным законодательством
- Вопросы для повторения и обсуждения
- Список литературы:
- Глоссарий
- Безработные
- Благосостояние
- Бюджет прожиточного минимума (минимальный прожиточный бюджет)
- Вакансия (вакантная должность)
- Возможность сочетания работы и семейных обязанностей
- Год с высокой рождаемостью
- Дисциплинарное взыскание
- Ежегодный отпуск
- Закрытие предприятия
- Занятость на полставки half-time employment
- Занятый employee; wage earner; working man; employed person
- Заочное обучение
- Инвестиции в человеческий капитал
- Индексация заработной платы
- Инновация (нововведение; новшество)
- Интенсивность труда (напряженность труда)
- Кандидат
- Качество рабочих мест
- Квалификационное разделение труда
- Комиссия по расследованию несчастных случаев
- Коэффициент использования календарного фонда рабочего времени
- Коэффициент приема кадров
- Коэффициент текучести employee turnover rate; labour turnover rate; manpower turnover rate
- Коэффициент управляемости coefficient of management possibility
- Коэффициент исполнения(коэффициент исполнительности) coefficient of execution
- Кривая безразличия
- Indifference curve
- Кривая лоренца Lorenz curve
- Кривая филипса Philips curve
- Критическая зона рынка труда critical zone of the labour market
- Кружки качества (группы качества)
- Ликвидация должностей
- Международная организация работодателей
- International organization of Employers, ioe *
- Международная организация труда (мот)
- International labour organization (ilo)
- Межпоселенные передвижения населения
- Миграционный поток
- Наличное население
- Основное (базовое) пособие на ребенка
- Ответственный работник
- Оценщик работ
- Пенсия pension
- Первичная гибкость рынка труда
- Переговорная позиция bargaining power
- Перекрестная эластичность спроса на труд cross-wage elasticity of labour demand
- Перераспределение доходов
- Планы разделения прибыли с отсрочкой выплат
- Повышение заработной платы
- Подъемное пособие
- Политика солидарности в области заработной платы
- Пособие по временной нетрудоспособности
- Предложение труда labour supply
- Предпраздничные дни
- Принудительное урегулирование
- Производительность труда (выработка)
- Профессиональное образование
- Профессия profession; occupation; trade; craft
- Профориентация educational and vocational orientation
- Профсоюз
- Работник умственного труда («белый воротничок»)
- Работоспособность (c- трудоспособность) capacity (for work); ability; efficiency; proficiency
- Рабочая сила
- Рабочие
- Размещение дотаций
- Редакционная комиссия
- Рынок труда предприятия (внутрифирменный рынок труда) enterprise labour market; labour market of the firm; labour market within the firm
- Самоуправление
- Сдельная заработная плата (сдельная оплата труда) piece work payment
- Сегментация рынка труда labour market segmentation; segmentation of the labour market
- Сезонный работник
- Семейные обязанности
- Скрытый рынок труда
- Случайная работа
- Сокращение численности работников
- Социальное страхование
- Стимул к труду
- Incentive to work
- Стимул stimulus; incentive
- Стимулирующая заработная плата
- Структурная безработица
- Трудовые отношения employer-employee relations; industrial relations; labour relations
- Трудовые ресурсы labour resources
- Трудовые стандарты
- Управление человеческими ресурсами human resources management
- Уровень бедности
- Уровень использования продолжительности рабочего дня level of working day utilization
- Уровень экономической активности населения rate of economic activity
- Уровни использования труда levels of labour utilization
- Ускоренное обучение
- Фрагментация рынка труда
- Эксперт
- Элемент (элемент работы; микроэлемент)