3.3 Внутрифирменная система управления человеческими ресурсами (социальная и кадровая составляющая)
Человек как личность в реальной жизни является представителем множества социальных институтов, в том числе трудового коллектива. Концепция развития человеческого потенциала лежит в основе и внутрифирменного управления людьми современной организации, её социальной и кадровой политике. Как и на макроуровне люди (теперь работники), их способности и потенциал являются наиболее ценными активами организации. Они рассматриваются в качестве источника конкурентного преимущества организации и выгод.
В самых общих чертах суть управления человеческими ресурсами в организации сводится к стратегическому и оперативному управлению эффективным использованием человеческих ресурсов конкретной организации, к формированию таких производительных способностей человека, которые наиболее полно соответствовали бы требованиям, предъявляемым к качеству рабочей силы на конкретном рабочем месте, к созданию таких социально-экономических и производственных условий, при которых происходило бы максимальное использование способностей работника к данному труду. В процессе потребления рабочей силы происходит дальнейшее развитие этих способностей, проверяется соответствие условий использования человеческих ресурсов потребностям работников. Набирая рабочую силу, руководство организации формирует трудовой потенциал, неповторимую структуру коллектива. Каждый работник обладая личным трудовым потенциалом, стремится реализовать свои потенциальные возможности, интересы и потребности. С течением времени трудовой потенциал работника и организации меняется. Эти изменения связаны с внедрением новой техники, технологий, заменой устаревшего оборудования, ликвидации неэффективных рабочих мест, улучшением условий труда и т.д.
Трудовой потенциал организации - это сложное и многоструктурное социально-экономическое образование, включающее следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный.
Кадровая составляющая включает в себя: а) профессиональные знания, умения и навыки, определяющие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал) работников; б) познавательные способности (образовательный потенциал). Развитие и совершенствование кадровой составляющей трудового потенциала происходит под влиянием роста образовательного, профессионального, культурного и технического уровня рабочей силы.
Профессиональная составляющая трудового потенциала коллектива определяется изменениями в характере и содержании труда под влиянием НТП, который обусловливает появление новых и отмирание старых профессий, усложнение функционального содержания трудовых операций. Эта составляющая выступает как система требований, предъявляемых к трудовому потенциалу работников, но реализуемая через набор и структуру рабочих мест.
Квалификационная составляющая трудового потенциала определяется качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и отражает, прежде всего, изменения в его личностной составляющей.
Организационная составляющая трудового потенциала связана с эффективным использованием трудового потенциала каждого работника и эффективным функционированием трудового коллектива в целом; с последовательным и целенаправленным формированием условий, способствующих реализации потенциальных возможностей человека и приобретению им новых качеств и способностей.
В целом, процесс формирования трудового потенциала предприятия должен отвечать на следующие вопросы:
- сколько работников, какой квалификации, в течение какого времени и в каком месте будут заняты;
- каким образом можно привлечь нужных и сократить излишних работников без серьезных социальных издержек;
- как использовать работников в соответствии с личностным потенциалом;
- как поддержать соответствие знаний занятых и запросов производства и обеспечить их развитие для выполнения новых, более сложных и актуальных задач;
- каких затрат потребует осуществление запланированных мероприятий для решения задачи формирования трудового потенциала коллектива.
Отправной точкой для решения задачи формирования трудового потенциала является анализ спецификации работ и анализ личностных спецификаций (личностного потенциала работников).
Спецификация работ (их описание) позволяет установить предъявляемые данным видом деятельности требования к знаниям и умениям. Личностная спецификация отражает требования к личностным и деловым качествам работника, который будет занят определенным видом деятельности. С помощью такого анализа определяется степень несоответствия между необходимым и имеющимся трудовым потенциалом. Управление человеческими ресурсами (трудовым потенциалом) организации имеет целью свести к минимуму это несоответствие, а, следовательно, долю нереализованных возможностей рабочей силы.
Анализ различных сторон деятельности предприятия в целях формирования необходимого трудового потенциала свидетельствует о необходимости целенаправленного управления человеческими ресурсами, ключевым моментом которого является разработка и осуществление предприятием обоснованной кадровой политики в рамках выбранной стратегии (стратегии сокращения численности человеческих ресурсов при одновременном повышении их качества; стратегии стабилизации численности человеческих ресурсов и их качества и стратегия развития (роста численности) персонала и увеличения расходов на воспроизводство рабочей силы).
Определение несоответствия между существующими и будущими ресурсами ведет к определению потребности и приоритетов развития персонала, которые формулируются в стратегии управления человеческими ресурсами и фиксируются в кадровой политике организации.
Наряду со стратегическим выделяют также тактический уровень кадровой политики, который связан с разработкой и реализацией целевых программ, бюджетов и планов предприятия, которые в совокупности увязывают ожидаемые результаты в сфере управления человеческими ресурсами, с конкретными исполнителями и выделяемыми средствами.
Таким образом, управление человеческими ресурсами на уровне организации можно определить как стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом организации – людьми, которые коллективно и индивидуально вносят свой вклад в достижение стратегических и текущих задач организации. Основная цель внутрифирменного управления человеческими ресурсами состоит в развитии организационной способности достигать успеха за счет эффективного использования людей. Однако, современная система управления человеческими ресурсами, базирующаяся на концепции развития человеческого потенциала, включает по мимо кадровой и социальную составляющую. По этой причине, целью УЧР на уровне организации является комплексный подход к использованию людских ресурсов (трудового потенциала). Не только работники (в рамках кадровой политики) должны приносить пользу и успех организации (работодателю) но и организация должна создавать условия работникам для воспроизводства их способностей к труду (в рамках социальной политики). Тем самым, создание устойчивой системы воспроизводства человеческих ресурсов в организации, с одной стороны, способствует развитию работников, их человеческого и трудового потенциала, а с другой, – способствует достижению баланса между экономическим и социальным развитием предприятия, его коллектива. Стадии воспроизводства человеческих ресурсов (формирование трудового потенциала; расстановка и движение кадров; эффективное использование кадров), а также структура управления этим социально-кадровым процессом в системе УЧР организации рассмотрены в теме 3.1.
Системное управление человеческими ресурсами в организации включает ряд функций (направлений) деятельности администрации и специалистов по человеческим ресурсам. Эти функции связаны с рядом процедур по работе с кадрами (анализ социально-трудовых проблем, оценка потенциальных возможностей работников, создание дееспособного коллектива, непосредственное руководство трудовой деятельностью, прогноз изменений в социально-трудовой сфере, подготовка и реализация программ по развитию персонала), зафиксированы в кадровой политике организации и реализуются в повседневной работе руководителями различного уровня управления.
Разработка кадровой политики связана с формированием идеологии (концепцией развития человеческого потенциала), принципов и целей УЧР и кадровой работы, с её фиксацией в документе, который на практике имеет разное название (например, «Политика компании в области человеческих ресурсов»). Как документ кадровая политика представляет собой набор: 1) этических норм в работе с кадрами; 2) условий для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования человеческих ресурсов; 3) мероприятий по планированию потребности в кадрах с определением факторов, влияющих на количественную и качественную стороны потребности; 4) мероприятий по привлечению, отбору и оценке необходимых кадров с разработкой критериев отбора, источников привлечения персонала, механизма адаптации новых работников; 5) мер по организации работы персонала с определением содержания работ на рабочих местах (должностях), с созданием благоприятных условий труда; с определением принципов организации оплаты труда; с оперативным контролем за работой персонала; 6) мероприятий по профессионально-кваификационному развитию персонала с выбором форм развития, обучения, повышения квалификации и карьерного роста; 7) правил, форм и сроков аттестации кадров; 8) стимулирующих персонал систем с планированием затрат на эти цели; 9) мероприятий по высвобождению персонала и обеспечению социальных гарантий увольняющимся; 10) мероприятий по эффективному использованию занятых с определением максимально-допустимой численности работников под выбранную предприятием стратегию.
Концепция УЧР, основанная на развитии человеческого потенциала, может дать положительные результаты при управлении людьми на внутрифирменном уровне в связи с наличием обоюдных обязательств и по причине тех изменений, которые произошли в управлении людьми в связи с изменениями окружения, в которой действует организация. Это рынок, социально-экономическая и кадровая политика государства, те обязательства, гарантии и риски, которые берут на себя представители бизнеса и руководители хозяйствующих структур, участвуя в реализации государственной политики занятости в качестве работодателей - субъектов социально-трудовых отношений на внешнем и внутреннем рынках труда.
Подводя итог, можно сказать, что сегодня не существует универсальной модели УЧР. Тем не менее, современные менеджеры, работающие в постиндустриальных организациях, где большую часть занятых составляют интеллектуальные работники, выделяют новую парадигму управления людьми.
Согласно этой парадигме внутрифирменное управление человеческими ресурсами должно воплощать в себе социальную и кадровую внутрифирменную политику, которую организация собирается применять в процессе управления людьми с использованием определенных принципов. На основе политики УЧР формируются методы управления человеческими ресурсами и способы принятия решений относительно работников. Политика УЧР выражает как общие, так и частные (относительно отдельных аспектов) принципы УЧР. Генеральная политика определяет, как организация исполняет социальные обязательства перед своими работниками, как относится к ним, какова система ценностей. Последнее может быть явно или неявно связано с такими понятиями как: равенство (справедливое, без дискриминации при приеме на работу и продвижении обращение с работниками, защита отдельных работников от несправедливых решений менеджеров, наличие справедливой оплаты труда); уважение (учет личных обязательств и самоуважение работников при планировании работы), условия труда (их улучшение, достижение равновесия между работой и личной жизнью для усиления мотивации и результативности, обеспечение здоровых, безопасных условий труда).
Тем самым, у организации всегда есть обязательства перед коллективом работников. И если, кадровая политика в системе УЧР определяет подход, который организация применяет при найме, профессиональном обучении и продвижении по службе работников, то социальная политика организации в системе УЧР может разрабатываться по целому ряду направлений: политика трудовой занятости; политика развития работников; политика вовлеченности и участия; политика новых технологий (инновационная политика); политика охраны труда и безопасности;
- Экономика труда
- Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии. 488
- Список литературы: 626
- Глава 1. Экономика труда как наука о труде.
- Предмет и задачи экономики труда.
- 1.2 Основные понятия ихарактеристикитруда.
- 1.3. Актуальные проблемы экономики труда.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 2. Рынок труда (теория и практика)
- Особенности формирования и механизм функционирования рынка труда
- 2.2. Классификация видов, моделей, сегментов рынка труда
- 2.3. Формирование спроса на труд
- 2.4. Предложение рабочей силы: простая и расширенная модель
- 2.5. Эффекты в спросе и предложении труда
- 2.6 Мобильность рабочей силы на рынке труда
- 2.7. Рынок труда внутри предприятия
- 2.8. Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения.
- 2.9. Гарантии и риски поиска работы
- 2.10 Дискриминация на рынке труда и пути её преодоления
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 3. Управление человеческими ресурсами общества и предприятия
- 3.1. Концептуальные основы управления человеческими ресурсами общества.
- 3.2. Социальная и кадровая политика государства как управленческий ресурс по накоплению и реализации человеческого потенциала общества.
- 3.3 Внутрифирменная система управления человеческими ресурсами (социальная и кадровая составляющая)
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 4. Производительность труда.
- 4.1. Сущность и значение производительности труда.
- 4.2. Система показателей измерения производительности факторов производства.
- 4.3. Показатели и методы измерения производительности труда.
- 4.4. Факторы и резервы роста производительности труда.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 5. Управление трудом на предприятии.
- 5.1. Механизм управления трудом на предприятии.
- 5.2. Организация и нормирование труда.
- Этапы работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда
- 5.3 Планирование рабочего времени и численности персонала.
- 5.4. Планирование трудоемкости и производительности труда.
- 5.5. Планирование средств на заработную плату персонала
- III. Нормативные методы формирования фзп.
- IV. Метод основанный на трудоемкости:
- V. Поэлементный расчет фонда заработной платы.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 6. Анализ социально-трудовых показателей.
- 6.1. Система социально-трудовых показателей.
- 6.2. Анализ динамики и уровня производительности труда.
- Анализ изменения по факторам производительности труда и ее влияния на объем производства
- Анализ производительности труда по технико-экономическим факторам
- 6.3. Анализ использования рабочего времени и нормирования труда.
- 6.4. Анализ выполнения плана по численности и составу работников.
- Анализ выполнения плана по численности и составу работающих
- 6.5. Рационализация численности работников предприятия.
- 6.6. Анализ движения кадров
- 6.7. Анализ использования фонда заработной платы
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 7. Доходы, уровень и качество жизни населения
- 7.1. Сущность и содержание доходов населения
- 7.2. Виды, структура и источники доходов населения
- 1. Нивелирующие:
- 2. Дифференцирующие:
- 7.3. Уровень жизни как социально-экономическая категория
- Факторы и система показателей, определяющих уровень жизни населения
- 7.5. Качество жизни как социально-экономическое понятие
- 7.6. Дифференциация доходов населения: понятия, факторы и методы статистического измерения
- 7.7 Государственное регулирование доходов населения
- 7.8. Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства
- 7.9. Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии.
- 8.1. Экономическая сущность заработной платы
- 8.2. Организация оплаты труда на предприятии
- 8.3. Принципы организации заработной платы
- 8.4. Основные формы и системы оплаты труда
- 8.5. Бестарифная система оплаты труда.
- 8.6. Регулирование заработной платы в рыночной экономике
- 8.7. Условия применения сдельных и повременных систем оплаты труда
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Что такое заработная плата работника? Из чего она состоит?
- Глава 9. Поощрительные системы оплаты труда.
- 9.1. Единовременные поощрения и вознаграждения: сущность, виды, условия применения
- Виды единовременных поощрений
- 9.1.1. Разработка положения о премировании персонала
- 9.2. Дополнительное поощрение работников в современных условиях
- 9.3. Компенсационные выплаты работникам в современных условиях
- 9.4. Экономический аспект компенсационной политики
- 9.5. Система гарантий и компенсаций
- Гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
- 9.6. Методика определения экономической эффективности систем премирования
- Вопросы для повторения и обсуждения
- Глава 10. Социально-трудовые отношения и особенности их регулирования в условиях экономического кризиса
- 10.1. Сущность и структурные составляющие социально-трудовых отношений.
- 10.2. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений.
- 10.3. Критерии оценки социально-трудовых отношений
- 10.4. Модели социально-трудовых отношений.
- 10.5. Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.
- 10.6. Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава11. Государственная социальная политика государства.
- 11.1. Объективные основы социальной политики
- 11.2. Сущность, содержание и цели государственной социальной политики
- 11.3. Роль государства в реализации социальной политике
- 11.4. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации
- 11.4.1. Пенсионная реформа в России в контексте мирового опыта
- 11.4.2. Условия и порядок определения размера пенсий российским гражданамв соответствии с новым пенсионным законодательством
- Вопросы для повторения и обсуждения
- Список литературы:
- Глоссарий
- Безработные
- Благосостояние
- Бюджет прожиточного минимума (минимальный прожиточный бюджет)
- Вакансия (вакантная должность)
- Возможность сочетания работы и семейных обязанностей
- Год с высокой рождаемостью
- Дисциплинарное взыскание
- Ежегодный отпуск
- Закрытие предприятия
- Занятость на полставки half-time employment
- Занятый employee; wage earner; working man; employed person
- Заочное обучение
- Инвестиции в человеческий капитал
- Индексация заработной платы
- Инновация (нововведение; новшество)
- Интенсивность труда (напряженность труда)
- Кандидат
- Качество рабочих мест
- Квалификационное разделение труда
- Комиссия по расследованию несчастных случаев
- Коэффициент использования календарного фонда рабочего времени
- Коэффициент приема кадров
- Коэффициент текучести employee turnover rate; labour turnover rate; manpower turnover rate
- Коэффициент управляемости coefficient of management possibility
- Коэффициент исполнения(коэффициент исполнительности) coefficient of execution
- Кривая безразличия
- Indifference curve
- Кривая лоренца Lorenz curve
- Кривая филипса Philips curve
- Критическая зона рынка труда critical zone of the labour market
- Кружки качества (группы качества)
- Ликвидация должностей
- Международная организация работодателей
- International organization of Employers, ioe *
- Международная организация труда (мот)
- International labour organization (ilo)
- Межпоселенные передвижения населения
- Миграционный поток
- Наличное население
- Основное (базовое) пособие на ребенка
- Ответственный работник
- Оценщик работ
- Пенсия pension
- Первичная гибкость рынка труда
- Переговорная позиция bargaining power
- Перекрестная эластичность спроса на труд cross-wage elasticity of labour demand
- Перераспределение доходов
- Планы разделения прибыли с отсрочкой выплат
- Повышение заработной платы
- Подъемное пособие
- Политика солидарности в области заработной платы
- Пособие по временной нетрудоспособности
- Предложение труда labour supply
- Предпраздничные дни
- Принудительное урегулирование
- Производительность труда (выработка)
- Профессиональное образование
- Профессия profession; occupation; trade; craft
- Профориентация educational and vocational orientation
- Профсоюз
- Работник умственного труда («белый воротничок»)
- Работоспособность (c- трудоспособность) capacity (for work); ability; efficiency; proficiency
- Рабочая сила
- Рабочие
- Размещение дотаций
- Редакционная комиссия
- Рынок труда предприятия (внутрифирменный рынок труда) enterprise labour market; labour market of the firm; labour market within the firm
- Самоуправление
- Сдельная заработная плата (сдельная оплата труда) piece work payment
- Сегментация рынка труда labour market segmentation; segmentation of the labour market
- Сезонный работник
- Семейные обязанности
- Скрытый рынок труда
- Случайная работа
- Сокращение численности работников
- Социальное страхование
- Стимул к труду
- Incentive to work
- Стимул stimulus; incentive
- Стимулирующая заработная плата
- Структурная безработица
- Трудовые отношения employer-employee relations; industrial relations; labour relations
- Трудовые ресурсы labour resources
- Трудовые стандарты
- Управление человеческими ресурсами human resources management
- Уровень бедности
- Уровень использования продолжительности рабочего дня level of working day utilization
- Уровень экономической активности населения rate of economic activity
- Уровни использования труда levels of labour utilization
- Ускоренное обучение
- Фрагментация рынка труда
- Эксперт
- Элемент (элемент работы; микроэлемент)