11.2. Сущность, содержание и цели государственной социальной политики
Политика (любая) – это взаимоотношения структурных элементов общества. Структурных – значит обеспечивающих устройство общества, его устойчивость при развитии (надежную воспроизводимость, возобновляемость, жизнеспособность). Структурные (устойчивые) элементы общества – это социальные группы классы, общности. Именно их взаимодействия называются политическими взаимодействиями, или просто политикой.
Политические взаимодействия целенаправленны, целесообразны. В том смысле, что каждый из субъектов имеет цели и действует ради их достижения. Если политические взаимодействия сгруппировать по целям (предметам) взаимодействующих субъектов, то получим целевые области (сферы): экономическая политика, демографическая политика, налоговая политика, миграционная политика, культурная политика и т.п.
Социальная политика – взаимоотношения основных элементов социальной структуры общества (классов, социальных групп, общностей) по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей.
Наряду с научно строгим определением социальной политики, подчеркивающим его сущность, распространены поверхностные определения, ограничивающиеся ее отдельными содержательными характеристиками, а зачастую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко социальную политику ограничивают деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества, или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представления о социальной политике затрудняют восприятие ее существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлений или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер.
Анализ сущности социальной политики как категории требует рассмотрения ее признаков и функций, а анализ содержания данной категории включает такие аспекты, как определение:
круга субъектов и объектов;
роли государства в социальной политике;
выделение целей и приоритетов;
механизмов и параметров реализации.
Основными, исходными положениями социальной политики являются ее принципы. Принципами социальной политики являются основные правила к максимально возможным которым следует стремиться в соответствии с конкретно сложившимися условиями и целями социальной политики государства.
Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций.
Можно выделить основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики.
Обеспечение социальной безопасности рассматривается прежде всего как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности ит. д.
Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но, суть всегда сводится к такому распределению реального, участия социальных групп (и классов) в политических, решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса.
Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп.
Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.
Анализ сущности социальной политики как объективного отношения требует субъектно-объектной характеристики, то есть необходимости выяснения между кем и по поводу чего возникают эти отношения.
Анализ содержания социальной политики требует необходимости охарактеризовать процесс взаимодействия социальных групп, т. е. выделить круг реально действующих и социально пассивных субъектов. Как было отмечено выше, признаком социальной политики является «многосубъектность» и «многообъектность». Это говорит о том, что с позиций субъектно-объектных отношений термин «социальная политика» характеризуется многогранностью. Многогранность вызывает в литературе дискуссии по поводу содержания и структуры объектов и субъектов социальной политики.
Субъекты социальной политики – реальные участники взаимодействий социальных групп по поводу их положения в обществе, т.е. участники социальной политики.
Социальные группы, структурные части общества (народа) – несомненная реальность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически неорганизованными. Словом, они могут быть активными участниками, активными действующими силами и в этом смысле реальными субъектами политики вообще и социальной политики – в частности. А могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов и в этом смысле – потенциальными, формальными субъектами социальной политики.
Подчеркнем, что субъекты социальной политики – реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Обратите внимание: кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что круг субъектов как бы раздваивается (удваивается). «Первородные» (первичные) субъекты – это сами социальные группы. А вторичные (как бы порожденные первичными для удобства практического действия в политике) – это представляющие их интересы органы, организации и т.п. Рассматривая социально-политические взаимодействия в рамках предприятия (корпорации), мы непременно столкнемся с необходимостью различать первичные субъекты (относящиеся к элементам структуры общества) и субъекты-представители (элементы организационной, институциональной структуры).
В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие социально-трудовая сферы. Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений.
Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. Основными блоками этой сферы являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:
социальная сфера, т. е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, культура, здравоохранение);
рынок труда, службы занятости;
сфера мотивации производительности труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения).
В следующий блок элементов социально-трудовой сферы входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:
система социальной защиты населения;
система социального партнерства;
система социального страхования;
охрана труда.
Кроме того, существует группа пассивных субъектов социальной политики. Это банковские, кредитные учреждения, страховые компании, которые по мере накопления активов, руководствуясь соображениями своей экономической выгоды, начинают играть активную роль в области социальной политики. Примером может служить деятельность банков, стремящихся привлечь средства населения установлением повышенных процентов по депозитам, а также развитие жилищных программ, программ поддержки инвалидов и других социальных инициатив.
Если исходить из того, что социальная политика – это деятельность государственной власти (вне государственных структур) и самой личности по формированию и регулированию жизнеобеспечения человека, то человек выступает с одной стороны как объект, с другой – как субъект социальной политики.
Если рассмотреть составляющие социальной политики, а это объекты социальной защиты (занятость населения, пенсионное обеспечение, социальное страхование, обязательное медицинское страхование и т. д.), то безусловно необходимо менять принципы регулирования социально-экономического развития и идеологию («система» для человека, а не человек для «системы»), организацию и управление.
На макроэкономическом уровне должна быть серьезно реформирована налоговая, кредитно-денежная и финансовая политика государства. Эта политика государства должна быть направлена на решение двух главных задач: создание условий на макроуровне для успешного развития производства и обеспечения рабочего места либо организации собственного дела. Для этого используют прежде всего практику кредитов: товарных, банковских; лизинг оборудования, долгосрочные ссуды семьям. Разукрупнение предприятии в пользу мелких и средних, их приватизация. Такимобразом, основная задача государства на макроуровне может быть сформулирована: «принять» трудоспособное население в рыночную экономику. Это позволит сформировать «средний класс», расширить число налогоплательщиков и упростить решение вопросов социальной политики.
Рассматривая обеспечение социальной политики, необходимо подчеркнуть важность квалифицированных кадров, способных вырабатывать и реализовывать социальную политику на региональном, федеральном уровнях представительной и законодательной власти.
Необходимо вернуться к практике формирования кадрового резерва для государственной службы, рассматривая существенным потенциалом кадровый персонал вне государственных структур (благотворительные организации, церковь, общественные фонды), а также другие негосударственные организационные формы предприятий.
Субъектно-объектный анализ социальной политики позволил сделать вывод, что субъектом социальной политики является отправитель социального воздействия, объект – это то, на что или на кого направлено это воздействие. Субъектами социальной деятельности является совокупность субъектов и объектов социальной политики.
- Экономика труда
- Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии. 488
- Список литературы: 626
- Глава 1. Экономика труда как наука о труде.
- Предмет и задачи экономики труда.
- 1.2 Основные понятия ихарактеристикитруда.
- 1.3. Актуальные проблемы экономики труда.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 2. Рынок труда (теория и практика)
- Особенности формирования и механизм функционирования рынка труда
- 2.2. Классификация видов, моделей, сегментов рынка труда
- 2.3. Формирование спроса на труд
- 2.4. Предложение рабочей силы: простая и расширенная модель
- 2.5. Эффекты в спросе и предложении труда
- 2.6 Мобильность рабочей силы на рынке труда
- 2.7. Рынок труда внутри предприятия
- 2.8. Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения.
- 2.9. Гарантии и риски поиска работы
- 2.10 Дискриминация на рынке труда и пути её преодоления
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 3. Управление человеческими ресурсами общества и предприятия
- 3.1. Концептуальные основы управления человеческими ресурсами общества.
- 3.2. Социальная и кадровая политика государства как управленческий ресурс по накоплению и реализации человеческого потенциала общества.
- 3.3 Внутрифирменная система управления человеческими ресурсами (социальная и кадровая составляющая)
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 4. Производительность труда.
- 4.1. Сущность и значение производительности труда.
- 4.2. Система показателей измерения производительности факторов производства.
- 4.3. Показатели и методы измерения производительности труда.
- 4.4. Факторы и резервы роста производительности труда.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 5. Управление трудом на предприятии.
- 5.1. Механизм управления трудом на предприятии.
- 5.2. Организация и нормирование труда.
- Этапы работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда
- 5.3 Планирование рабочего времени и численности персонала.
- 5.4. Планирование трудоемкости и производительности труда.
- 5.5. Планирование средств на заработную плату персонала
- III. Нормативные методы формирования фзп.
- IV. Метод основанный на трудоемкости:
- V. Поэлементный расчет фонда заработной платы.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 6. Анализ социально-трудовых показателей.
- 6.1. Система социально-трудовых показателей.
- 6.2. Анализ динамики и уровня производительности труда.
- Анализ изменения по факторам производительности труда и ее влияния на объем производства
- Анализ производительности труда по технико-экономическим факторам
- 6.3. Анализ использования рабочего времени и нормирования труда.
- 6.4. Анализ выполнения плана по численности и составу работников.
- Анализ выполнения плана по численности и составу работающих
- 6.5. Рационализация численности работников предприятия.
- 6.6. Анализ движения кадров
- 6.7. Анализ использования фонда заработной платы
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 7. Доходы, уровень и качество жизни населения
- 7.1. Сущность и содержание доходов населения
- 7.2. Виды, структура и источники доходов населения
- 1. Нивелирующие:
- 2. Дифференцирующие:
- 7.3. Уровень жизни как социально-экономическая категория
- Факторы и система показателей, определяющих уровень жизни населения
- 7.5. Качество жизни как социально-экономическое понятие
- 7.6. Дифференциация доходов населения: понятия, факторы и методы статистического измерения
- 7.7 Государственное регулирование доходов населения
- 7.8. Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства
- 7.9. Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии.
- 8.1. Экономическая сущность заработной платы
- 8.2. Организация оплаты труда на предприятии
- 8.3. Принципы организации заработной платы
- 8.4. Основные формы и системы оплаты труда
- 8.5. Бестарифная система оплаты труда.
- 8.6. Регулирование заработной платы в рыночной экономике
- 8.7. Условия применения сдельных и повременных систем оплаты труда
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Что такое заработная плата работника? Из чего она состоит?
- Глава 9. Поощрительные системы оплаты труда.
- 9.1. Единовременные поощрения и вознаграждения: сущность, виды, условия применения
- Виды единовременных поощрений
- 9.1.1. Разработка положения о премировании персонала
- 9.2. Дополнительное поощрение работников в современных условиях
- 9.3. Компенсационные выплаты работникам в современных условиях
- 9.4. Экономический аспект компенсационной политики
- 9.5. Система гарантий и компенсаций
- Гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
- 9.6. Методика определения экономической эффективности систем премирования
- Вопросы для повторения и обсуждения
- Глава 10. Социально-трудовые отношения и особенности их регулирования в условиях экономического кризиса
- 10.1. Сущность и структурные составляющие социально-трудовых отношений.
- 10.2. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений.
- 10.3. Критерии оценки социально-трудовых отношений
- 10.4. Модели социально-трудовых отношений.
- 10.5. Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.
- 10.6. Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава11. Государственная социальная политика государства.
- 11.1. Объективные основы социальной политики
- 11.2. Сущность, содержание и цели государственной социальной политики
- 11.3. Роль государства в реализации социальной политике
- 11.4. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации
- 11.4.1. Пенсионная реформа в России в контексте мирового опыта
- 11.4.2. Условия и порядок определения размера пенсий российским гражданамв соответствии с новым пенсионным законодательством
- Вопросы для повторения и обсуждения
- Список литературы:
- Глоссарий
- Безработные
- Благосостояние
- Бюджет прожиточного минимума (минимальный прожиточный бюджет)
- Вакансия (вакантная должность)
- Возможность сочетания работы и семейных обязанностей
- Год с высокой рождаемостью
- Дисциплинарное взыскание
- Ежегодный отпуск
- Закрытие предприятия
- Занятость на полставки half-time employment
- Занятый employee; wage earner; working man; employed person
- Заочное обучение
- Инвестиции в человеческий капитал
- Индексация заработной платы
- Инновация (нововведение; новшество)
- Интенсивность труда (напряженность труда)
- Кандидат
- Качество рабочих мест
- Квалификационное разделение труда
- Комиссия по расследованию несчастных случаев
- Коэффициент использования календарного фонда рабочего времени
- Коэффициент приема кадров
- Коэффициент текучести employee turnover rate; labour turnover rate; manpower turnover rate
- Коэффициент управляемости coefficient of management possibility
- Коэффициент исполнения(коэффициент исполнительности) coefficient of execution
- Кривая безразличия
- Indifference curve
- Кривая лоренца Lorenz curve
- Кривая филипса Philips curve
- Критическая зона рынка труда critical zone of the labour market
- Кружки качества (группы качества)
- Ликвидация должностей
- Международная организация работодателей
- International organization of Employers, ioe *
- Международная организация труда (мот)
- International labour organization (ilo)
- Межпоселенные передвижения населения
- Миграционный поток
- Наличное население
- Основное (базовое) пособие на ребенка
- Ответственный работник
- Оценщик работ
- Пенсия pension
- Первичная гибкость рынка труда
- Переговорная позиция bargaining power
- Перекрестная эластичность спроса на труд cross-wage elasticity of labour demand
- Перераспределение доходов
- Планы разделения прибыли с отсрочкой выплат
- Повышение заработной платы
- Подъемное пособие
- Политика солидарности в области заработной платы
- Пособие по временной нетрудоспособности
- Предложение труда labour supply
- Предпраздничные дни
- Принудительное урегулирование
- Производительность труда (выработка)
- Профессиональное образование
- Профессия profession; occupation; trade; craft
- Профориентация educational and vocational orientation
- Профсоюз
- Работник умственного труда («белый воротничок»)
- Работоспособность (c- трудоспособность) capacity (for work); ability; efficiency; proficiency
- Рабочая сила
- Рабочие
- Размещение дотаций
- Редакционная комиссия
- Рынок труда предприятия (внутрифирменный рынок труда) enterprise labour market; labour market of the firm; labour market within the firm
- Самоуправление
- Сдельная заработная плата (сдельная оплата труда) piece work payment
- Сегментация рынка труда labour market segmentation; segmentation of the labour market
- Сезонный работник
- Семейные обязанности
- Скрытый рынок труда
- Случайная работа
- Сокращение численности работников
- Социальное страхование
- Стимул к труду
- Incentive to work
- Стимул stimulus; incentive
- Стимулирующая заработная плата
- Структурная безработица
- Трудовые отношения employer-employee relations; industrial relations; labour relations
- Трудовые ресурсы labour resources
- Трудовые стандарты
- Управление человеческими ресурсами human resources management
- Уровень бедности
- Уровень использования продолжительности рабочего дня level of working day utilization
- Уровень экономической активности населения rate of economic activity
- Уровни использования труда levels of labour utilization
- Ускоренное обучение
- Фрагментация рынка труда
- Эксперт
- Элемент (элемент работы; микроэлемент)