logo
ЭКОНОМИКА ТРУДА 2010 (1)

Вопросы для повторения и обсуждения.

  1. Назовите основные принципы формирования доходов населения. Что такое первичные и вторичные доходы?

  2. В чем отличие совокупных, номинальных, располагаемых и реальных доходов населения?

  3. Какие факторы влияют на формирование доходов населения?

  4. Проведите классификацию личных доходов по источникам получения, по вещественной форме и по степени их легальности.

  5. Проанализируйте изменение структуры совокупных личных доходов населения России за последнее десятилетие.

  6. Каковы тенденции изменения структуры расходов семейного бюджета России?

  7. В чем проявляется (сущность) дифференциация доходов населения?

  8. Под влиянием каких факторов изменяются доходы населения? Как связаны между собой эти факторы?

  9. Какой показатель лежит в основе разделения населения на низко-средне- и высокодоходные группы?

  10. В чем отличие дифференциации заработной платы от дифференциации доходов населения?

  11. С помощью каких показателей анализируется дифференциация заработной платы и совокупного дохода различных групп населения в отечественной и статистической практике?

  12. Как оценивается степень расслоения населения по уровню доходов по методологии Парето-Лоренца-Джини?

  13. Какой показатель, на ваш взгляд, наиболее точно отражает степень различий в доходах и почему?

  14. Понятие потребительского бюджета. Виды и стандарты потребительских бюджетов. Понятие бюджета прожиточного минимума. Методы формирования потребительских бюджетов.

  15. Методика формирования бюджета прожиточного минимума в России.

  16. Роль и основные задачи потребительских бюджетов в политике доходов государства.

  17. Чем является политика доходов и заработной платы по отношению к национальному доходу и ВНП? Какая взаимосвязь существует между ними?

  18. Из каких составляющих складывается личный доход дома и хозяйств и в какой степени он зависит от национального дохода?

  19. Какова структура номинальных и располагаемых денежных доходов, чем она отличается от структуры реально располагаемых доходов?

  20. На что направляются потоки располагаемых доходов населения?

  21. В чем сущность эффекта мультипликатора, какие зависимости он раскрывает?

  22. Типы политики доходов и качества жизни.

  23. Воздействие налогообложения на политику доходов.

Задача 1.

Имеются следующие данные.

п/п

Показатели

Уровень показателя

1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении:

а) максимальная

97

б) минимальная

33

2

Фактическая продолжительность жизни (xi) лет

59,7

3

Фактический уровень грамотности взрослого населения (х21), %

70

4

Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (х22) в общей численности, %

56

5

ВВП:

а) пороговое значение (х3) (т.е. среднедушевой объем ВВП в мире), $

5120

б) фактическое значение среднедушевого объема ВВП (х3), $

5000

в) минимальное значение реального объема ВВП на душу населения, $

100

Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала. Сделайте выводы.

Задача 2.

Известно, что ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении в Японии 79 лет, а на Украине – 69. Уровень грамотности соответственно 99 и 87,5%. Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в Японии 70%, а на Украине – 17,9%. Реальный ВВП на душу населения (т.е. среднедушевой объем ВВП в мире $37850 в Японии, а на Украине эта величина на 97,5% меньше.

Определите индексы развития человеческого потенциала для Японии и Украины и сделайте вывод, в каком соотношении находится уровень жизни этих стран.

Задача 3.

На основании нижеследующих данных рассчитайте коэффициенты Джинни и Лоренца. Постройте кривую Лоренца, сделайте выводы.

Накопленные частоты 20%-ных групп населения по уровню среднедушевого дохода

Доля каждой 20%-ной группы в совокупном доходе

20

10,0

40

15,0

60

13,5

80

45,5

100

16,0

Задача 4.

Проведено выборочное наблюдение 100 тыс.человек, из которых: 20 тыс. – высокообеспеченные; 30 тыс. – малообеспеченные; 50 тыс. – среднеобеспеченные.

Установлено, что доля доходов в общем совокупном доходе высокообеспеченного населения 18%, среднеобеспеченного – 60, а малообеспеченного – 22%. Рассчитайте коэффициент Джинни и сделайте выводы.

Задача 5.

Определите на графике кривой Лоренца (см. задачу 3):

  1. Какой доход при данном распределении получают 10% семей?

  2. На какое количество семей приходится 45% дохода?

  3. На какую величину доход 70% семей превышает доход 30% семей?