logo
ЭКОНОМИКА ТРУДА 2010 (1)

10.6. Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.

Российская трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в период экономического кризиса в своих рекомендациях отметила, что в антикризисных программах организаций могут применяться различные меры и способы выхода из кризиса, обусловленные спецификой, условиями деятельности и финансово-экономическим состоянием организации. Подготовка мероприятий по содействию занятости и сохранению кадрового потенциала организации, должна основываться на нормах трудового законодательства РФ. Использование тех или иных мер должно быть согласовано в ходе переговоров социальных партнеров. Среди возможных мер могут быть выделены следующие действия, связанные с сохранением кадрового потенциала и рабочих мест:

В антикризисную программу рекомендовано также включать мероприятия, предусматривающие:

Антикризисная программа организации должна учитывать реализуемую региональную программу содействия занятости населения. В комплекс планируемых мер стороны социального партнерства должны включать: совместные мероприятия, обеспечивающие занятость работников, находящихся под риском увольнения; механизмы по контролю за выполнением намеченных мер с ответственностью сторон; содержать и иные мероприятия, обеспечивающие снижение социальной напряженности, в том числе в области охраны труда.

В период кризиса необходимо более тесное взаимодействие социальных партнеров на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений:

Российская трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а также трехсторонние комиссии в субъектах РФ в рамках проведения консультаций с Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ в целях снижения социальной напряженности на рынке труда и предотвращения массового высвобождения работников в регионах предусматривают рассмотрение вопросов взаимодействия социальных партнеров в условиях экономического кризиса и на этой основе могут вносить в Правительство РФ предложения к проектам законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Рекомендации Российской трехсторонней Комиссии нашли свое реальное воплощение в действиях социальных партнеров по регулированию социально-трудовых отношений. Так, руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций в сентябре 2009 г. охарактеризовал ситуацию на рынке труда РФ, отметив, что антикризисные меры помогли сохранить работу 3 млн. россиян. Рынок труда стал главным индикатором глубины экономического кризиса для России. По данным Росстата, регистрируемая безработица в сентябре 2008 г., составлявшая порядка 1,2 млн. человек, по итогам апреля 2009 года подскочила до 2,3 млн. человек. Летнее затишье немного снизило число безработных, но лишь до 2,1 млн. человек на начало сентября 2009 г. При этом реальное число россиян, не имевших работы, оценивалось в 6,3 млн. человек, что сопоставимо с уровнем 1995 г. На рынке труда государство предприняло следующие антикризисные меры:

Таким образом, ключевая роль в решении проблем занятости в период экономического кризиса, приведшего к падению производства, росту безработицы и снижению доходов населения, отводится бюджетной политике Правительства РФ. В 2009 г. она носила ярко выраженный антикризисный характер. В ближайшие годы будет проводиться политика интенсивного наращивания человеческого потенциала, структурного обновления и диверсификации экономики, макроэкономического обновления, повышения уровня социальной защищенности, что соответствует государственным мерам по комплексной модернизации экономики и российского общества.