logo search
attachment

Влияние социального партнерства на поведение субъектов рынка труда

К новым факторам, воздействие которых на рынке труда в полной мере скажется в перспективе, наряду с формированием многоукладности нужно отнести становление социального партнерства.

Особенности современной социально-экономической ситуации сказываются на роли и месте партнеров, на правах и обязанностях. Профсоюзы во многих отношениях не способны и не готовы к вы­полнению функций равноправной стороны в переговорном процессе. Это происходит по разным причинам — из-за разобщенности проф­движения, его чрезмерной политизации, падения авторитета, сокра­щения численности членов профсоюзов и т.д.* Эти функции в какой-то мере пытаются выполнять другие организации, например советы трудовых коллективов. Во многих случаях происходит совмещение функций работодателя и посредника, т.е. государства. В результате администрация предприятия укрепляет свою власть, еще больше под­чиняя себе работников. С другой стороны, нередко социальное парт­нерство принимает форму негласного соглашения между администра­цией и трудовым коллективом.

* В государственном секторе многие добровольно прекращают свое членство в профсоюзах, в сфере же мелкого бизнеса фактически полное отсутствие профсоюзных организаций связано, в частности, с противодействием работодателей.

Выводы

1. На формирование спроса на рабочую силу и ее предложение в совре­менной России оказывает влияние переход от рынка с избытком рабочих мест к рынку с избытком рабочей силы.

2. В происходящих сдвигах на рынке труда сложно разграничить влияние различных факторов: глубоких кризисных процессов в экономике, политике, духовной сфере, на фоне которых осуществляются реформы; мер экономи­ческой политики правительства и т.д. С полным основанием можно лишь указать на растущую взаимосвязь и взаимозависимость экономических, де­мографических и социальных процессов. Она проявляется, в частности, в том, что в переходный период экономические процессы все больше непо­средственно проявляются в форме социальной и демографической.

3. Взаимодействие различных факторов, влияющих на рынок труда, в значительной мере объясняет иррациональные с точки зрения теории рынка мотивы, формирующие предложение труда и спрос на него. Это особенно наглядно проявляется в условиях многоукладности.