11.1. Объективные основы социальной политики
В системе общественных отношений, если рассматривать в условиях рынка цепочку «производство – обмен – потребление», то в двух первых фазах устойчиво проявляется тенденция к поддержанию известного равновесия: в сфере производства через тенденцию к выравниванию нормы прибыли, а в сфере обмена через установление цен на основе действия механизма спроса и предложения. В сфере же распределения и потребления тенденция к установлению равновесия отсутствует совершенно, что является постоянно действующим фактором нестабильности в обществе.
Между тем, как отмечалось выше, под уровнем жизни, прежде всего, понимается именно уровень потребления. При этом понятие «уровень жизни населения» не тождественно понятию «экономическое положение населения». Такие компоненты, как занятость на производстве, условия труда профессиональная заболеваемость, травматизм и т.п. скорее относятся именно к последнему понятию. Ряд компонентов «экономического положения» является условием уровня жизни (обеспеченность работой) или его следствием (продолжительность жизни), косвенно свидетельствуют о жизненном уровне, но, строго говоря, к понятию «удовлетворение потребностей» не относятся.
«Если исходить из того, что в понятии «уровень жизни» отражается процесс удовлетворения потребностей людей, - отмечал В.Ф. Майер, - то структура содержания этого понятия может быть представлена как система комплексов потребностей и средств их удовлетворения (потребительских комплексов) … Наряду с непосредственными компонентами уровня жизни при его характеристике обычно рассматриваются и внешние по отношению к процессу непосредственного удовлетворения потребностей людей такие подсистемы как условия труда и занятости; организационные формы обеспечения отдельных слоев населения (социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь и т. п.); условия проживания (экологическая среда)»32.
Следовательно, в системе общественных отношений отсутствует естественный механизм установления равновесия в сфере потребления, то есть объективно отсутствует тенденция к равенству в уровне жизни людей.
Однако, поскольку нет полной уверенности в совершенстве уже установленных порядков или институтов, постольку правомерно предположить, что эволюцию развития социально-экономической системы можно и должно несколько «корректировать» в целях обеспечения стабильности в обществе, при нестабильности присущей экономической динамике.
Это, прежде всего, относится к неограниченному возрастанию так называемого профиля экономической стратификации. Существует, по мнению П. Сорокина некая «точка насыщения», дальше которой общество не может зайти, не рискуя попасть в крупную катастрофу. «Когда такая точка пройдена, социальное здание обречено на разрушение, а его высшие экономические слои – на падение вниз … Как только общество приближается к своей точке перенапряжения, начинается революционная, уравнительная, социалистическая и коммунистическая «болезнь».
Между тем, согласно взглядам П. Сорокина, не существовало и не существует ни одной устойчивой социальной группы, в которой все члены были бы равны друг другу. «Нестратифицированное общество, все члены которого действительно равны, есть миф, так никогда и не ставший реальностью в человеческой истории … И если некоторые формы стратификации разрушаются на какой-то миг, то они возникают вновь в прежнем или измененном виде и часто создаются руками самих же уравнителей».33 Основа и сама сущность социальной стратификации состоит в неравномерном распределении социальных благ и лишений. Если экономический статус членов общества не одинаков, если среди них имеются как богатые, так и бедные, то такое общество экономически стратифицировано (расслоено), независимо от того, является ли характер его организации коммунистическим или капиталистическим, названо ли оно в его конституции «обществом равных» или нет. Этикетки, вывески, слова не могут ни изменить, ни устранить реального факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, экономических стандартов, в существовании богатых и бедных слоев населения.
На поверхности явления, как свидетельствует сегодняшняя практика высокоразвитых стран, при выработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития усилия должны быть направлены, прежде всего, не на максимизацию «всеобщего счастья», а на минимизацию страданий в каждый конкретный исторический момент времени.
При этом основной заботой, по мнению большинства ученых, остается поддержание, прежде всего, устойчивых темпов роста экономики, то есть более важным является обеспечение «умножения благосостояния путем экспансии хозяйства, чем рассчитывать на то, что это благосостояние может возникнуть в результате бесплодных споров об ином перераспределении национальной продукции».
Более того, высказывается мнение, что в «странах с рыночной экономикой, развивающихся на принципах демократии, тенденция такова, что рост общественного благосостояния охватывает все социальные слои, так как поднимается планка требований к удовлетворению потребления на уровне минимальных стандартов, которые гарантируются государством». Может создаться впечатление о некоем устойчиво восходящем развитии экономики и, соответственно, чуть ли не механически «неизбежно» достигаемом повышении на этой основе жизненного уровня людей.
Между тем, с точки зрения П.Сорокина, «история не дает достаточного основания говорить ни о тенденции по направлению к раю процветания, ни о тенденции к аду нищеты».34 Экономическое развитие происходит ни по прямой линии, ни по спирали - восходящей или постоянно нисходящей, а представляет собой флуктуацию без какой-либо устойчивой тенденции.
Таким образом, современное общество находится всего лишь в некой точке своего циклического движения, когда поддержание относительной стабильности, в том числе за счет корректировки, смягчения, «поправления» происходящих в сфере потребления процессов видится возможным средством избежать серьезных потрясений в настоящий момент времени и в ближайшем будущем. Однако построить общество «всеобщей гармонии» на основе заранее сконструированных контуров, видимо, вряд ли возможно. Надо признать, что равенство в нищете даже менее ранимо, чем относительная бедность в условиях общего благополучия.
Анализ современного состояния высокоразвитых стран показывает, что на сегодня в них сложилась некая относительно стабильная общественная структура по уровню доходов и имущественного положения. Каждый из слоев занимает определенное, относительно стабильное положение, соответствующее его доли в общественном богатстве.
Теоретически считается, что положение каждого индивида в указанной иерархии может меняться. То есть происходит периодическая «ротация» из одного социального слоя в другой, которая правда не имеет массового характера. П.Сорокин называл такие перемещения «вертикальной» мобильностью, то есть возможностью социального подъема и социального спуска.
Между тем, в последнее время даже в наиболее развитых странах данное положение стало, как бы забываться. В отношении вертикальной мобильности в обществе отчетливо проявляются реальные механизмы по ее сдерживанию. В частности, об этом резко заговорили во время президентских выборов 2007г. во Франции.
Среди французов прочно укрепилось понятие «республиканского пакта», суть которого в том, что каждый мог, если хотел и прилагал к тому серьезные усилия, продвигаться вверх по социальной лестнице. Это называется «социальным лифтом». Сегодня этот «лифт» сломался. Более того, в восприятии очень значительной доли населения он не просто перестал работать на подъем, а мощно тянет вниз. Многие тратят гораздо больше энергии на то, чтобы не опуститься вниз. У людей возникло ощущение, что их судьба больше от них не зависит, они перестали быть субъектами экономической жизни. Правила игры больше не действуют, а политические элиты не просто далеки – они стали совершенно чужды массам.
В современном демократическом обществе ответственность за неотъемлемое право каждого человека на достойную жизнь принимает на себя государство, которое на основе принуждения через систему перераспределительных отношений вмешивается в сферу потребления, то есть, по сути, вмешивается в жизненный уровень людей. По существу государство в целях ослабления социального неравенства, вторгается в сферу действия принципа справедливости распределения с позиций экономической эффективности. Формирование доходов в рыночной экономике на основе конкуренции тесно переплетается с государственным вмешательством в сферу распределения доходов с целью обеспечения нормального в конкретно-историческом аспекте уровня потребления всех категорий граждан.
Государство берет на себя функции установления норм правовых отношений, разработки различного рода «рекомендаций» и осуществляет постоянный контроль за их соблюдением. Оно, в частности, разрабатывает и устанавливает основные социальные нормативы, такие как продолжительность рабочего дня, рабочей недели, минимальный размер оплаты труда и т.д. В этой связи возникает вопрос о мере участия государства в этом процессе. В большинстве стран с развитыми рыночными отношениями основная направленность проводимой государством социальной политики состоит в том, чтобы уменьшить количество так называемых социальных иждивенцев, способных к активной трудовой деятельности. При этом важно обеспечить сбалансированность между стремлением к равенству в потреблении, и сохранением высоких темпов экономического роста.
В этой связи к определению социальной политики возможен подход с различных уровней представлений. Прежде всего, социальная политика это политика направленная на регулирование, «поправление» в области доходов и уровня жизни ВСЕХ граждан общества, а не только обездоленной его части.
Когда государство принимает на себя обязательства по обеспечению нормального в конкретно-историческом аспекте уровня жизни каждого человека, это затрагивает ВСЕХ его граждан, поскольку, в частности, решение вопроса распределения и перераспределения доходов касается не только «бедных», но и «богатых».
Именно так трактуют уровень жизни и основные международные документы. Во «Всеобщей декларации прав человека», принятой еще в 1948 году, статья 25 гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».35
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом в 1966 году, в статье 11 записано, что «государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».36
Следовательно, социальная политика не сводится к установлению и поддержанию только «нормального» уровня жизни «бедных» его слоев, но и неизбежно предполагает в первую очередь разработку действенного и эффективного механизма поддержания устойчивого равновесия в постоянно развивающемся обществе между различными его группами с разным уровнем потребления и соответственно разным жизненным уровнем. Без этого невозможно решение второй части задачи, то есть обеспечение «нормального» в конкретно-историческом аспекте уровня жизни каждого человека.
Таким образом, социальная политика это, прежде всего, обеспечение и поддержание сбалансированного состояния общества людей с разным уровнем потребления и разным уровнем жизни. Именно это главное в социальной политике, только это способно обеспечить обществу и каждому его члену стабильность и благополучие. Без решения общей задачи решение частных задач всегда будет носить ущербный характер .Социальная политика направлена:
- во – первых, на установление сбалансированного равновесия между разнодоходными группами населения;
- во – вторых, на обеспечение за счет перераспределения доходов «нормального» в конкретно-историческом аспекте уровня жизни каждому человеку;
- в – третьих, на реализацию мер социальной поддержки «слабых», социально уязвимых групп населения, отдельных семей и личностей.
При выработке социальной политики, при всей важности других задач, в частности, организации социального обеспечения и социальной работы, прежде всего, уделять повышенное внимание, именно вопросам социальной стратификации и социальной мобильности. Отсюда и особое значение тех параметров и показателей, которые позволяют хотя бы приблизительно фиксировать состояние в области установления сбалансированного равновесия между разнодоходными группами населения.
- Экономика труда
- Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии. 488
- Список литературы: 626
- Глава 1. Экономика труда как наука о труде.
- Предмет и задачи экономики труда.
- 1.2 Основные понятия ихарактеристикитруда.
- 1.3. Актуальные проблемы экономики труда.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 2. Рынок труда (теория и практика)
- Особенности формирования и механизм функционирования рынка труда
- 2.2. Классификация видов, моделей, сегментов рынка труда
- 2.3. Формирование спроса на труд
- 2.4. Предложение рабочей силы: простая и расширенная модель
- 2.5. Эффекты в спросе и предложении труда
- 2.6 Мобильность рабочей силы на рынке труда
- 2.7. Рынок труда внутри предприятия
- 2.8. Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения.
- 2.9. Гарантии и риски поиска работы
- 2.10 Дискриминация на рынке труда и пути её преодоления
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 3. Управление человеческими ресурсами общества и предприятия
- 3.1. Концептуальные основы управления человеческими ресурсами общества.
- 3.2. Социальная и кадровая политика государства как управленческий ресурс по накоплению и реализации человеческого потенциала общества.
- 3.3 Внутрифирменная система управления человеческими ресурсами (социальная и кадровая составляющая)
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 4. Производительность труда.
- 4.1. Сущность и значение производительности труда.
- 4.2. Система показателей измерения производительности факторов производства.
- 4.3. Показатели и методы измерения производительности труда.
- 4.4. Факторы и резервы роста производительности труда.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 5. Управление трудом на предприятии.
- 5.1. Механизм управления трудом на предприятии.
- 5.2. Организация и нормирование труда.
- Этапы работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда
- 5.3 Планирование рабочего времени и численности персонала.
- 5.4. Планирование трудоемкости и производительности труда.
- 5.5. Планирование средств на заработную плату персонала
- III. Нормативные методы формирования фзп.
- IV. Метод основанный на трудоемкости:
- V. Поэлементный расчет фонда заработной платы.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 6. Анализ социально-трудовых показателей.
- 6.1. Система социально-трудовых показателей.
- 6.2. Анализ динамики и уровня производительности труда.
- Анализ изменения по факторам производительности труда и ее влияния на объем производства
- Анализ производительности труда по технико-экономическим факторам
- 6.3. Анализ использования рабочего времени и нормирования труда.
- 6.4. Анализ выполнения плана по численности и составу работников.
- Анализ выполнения плана по численности и составу работающих
- 6.5. Рационализация численности работников предприятия.
- 6.6. Анализ движения кадров
- 6.7. Анализ использования фонда заработной платы
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 7. Доходы, уровень и качество жизни населения
- 7.1. Сущность и содержание доходов населения
- 7.2. Виды, структура и источники доходов населения
- 1. Нивелирующие:
- 2. Дифференцирующие:
- 7.3. Уровень жизни как социально-экономическая категория
- Факторы и система показателей, определяющих уровень жизни населения
- 7.5. Качество жизни как социально-экономическое понятие
- 7.6. Дифференциация доходов населения: понятия, факторы и методы статистического измерения
- 7.7 Государственное регулирование доходов населения
- 7.8. Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства
- 7.9. Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии.
- 8.1. Экономическая сущность заработной платы
- 8.2. Организация оплаты труда на предприятии
- 8.3. Принципы организации заработной платы
- 8.4. Основные формы и системы оплаты труда
- 8.5. Бестарифная система оплаты труда.
- 8.6. Регулирование заработной платы в рыночной экономике
- 8.7. Условия применения сдельных и повременных систем оплаты труда
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Что такое заработная плата работника? Из чего она состоит?
- Глава 9. Поощрительные системы оплаты труда.
- 9.1. Единовременные поощрения и вознаграждения: сущность, виды, условия применения
- Виды единовременных поощрений
- 9.1.1. Разработка положения о премировании персонала
- 9.2. Дополнительное поощрение работников в современных условиях
- 9.3. Компенсационные выплаты работникам в современных условиях
- 9.4. Экономический аспект компенсационной политики
- 9.5. Система гарантий и компенсаций
- Гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
- 9.6. Методика определения экономической эффективности систем премирования
- Вопросы для повторения и обсуждения
- Глава 10. Социально-трудовые отношения и особенности их регулирования в условиях экономического кризиса
- 10.1. Сущность и структурные составляющие социально-трудовых отношений.
- 10.2. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений.
- 10.3. Критерии оценки социально-трудовых отношений
- 10.4. Модели социально-трудовых отношений.
- 10.5. Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.
- 10.6. Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Глава11. Государственная социальная политика государства.
- 11.1. Объективные основы социальной политики
- 11.2. Сущность, содержание и цели государственной социальной политики
- 11.3. Роль государства в реализации социальной политике
- 11.4. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации
- 11.4.1. Пенсионная реформа в России в контексте мирового опыта
- 11.4.2. Условия и порядок определения размера пенсий российским гражданамв соответствии с новым пенсионным законодательством
- Вопросы для повторения и обсуждения
- Список литературы:
- Глоссарий
- Безработные
- Благосостояние
- Бюджет прожиточного минимума (минимальный прожиточный бюджет)
- Вакансия (вакантная должность)
- Возможность сочетания работы и семейных обязанностей
- Год с высокой рождаемостью
- Дисциплинарное взыскание
- Ежегодный отпуск
- Закрытие предприятия
- Занятость на полставки half-time employment
- Занятый employee; wage earner; working man; employed person
- Заочное обучение
- Инвестиции в человеческий капитал
- Индексация заработной платы
- Инновация (нововведение; новшество)
- Интенсивность труда (напряженность труда)
- Кандидат
- Качество рабочих мест
- Квалификационное разделение труда
- Комиссия по расследованию несчастных случаев
- Коэффициент использования календарного фонда рабочего времени
- Коэффициент приема кадров
- Коэффициент текучести employee turnover rate; labour turnover rate; manpower turnover rate
- Коэффициент управляемости coefficient of management possibility
- Коэффициент исполнения(коэффициент исполнительности) coefficient of execution
- Кривая безразличия
- Indifference curve
- Кривая лоренца Lorenz curve
- Кривая филипса Philips curve
- Критическая зона рынка труда critical zone of the labour market
- Кружки качества (группы качества)
- Ликвидация должностей
- Международная организация работодателей
- International organization of Employers, ioe *
- Международная организация труда (мот)
- International labour organization (ilo)
- Межпоселенные передвижения населения
- Миграционный поток
- Наличное население
- Основное (базовое) пособие на ребенка
- Ответственный работник
- Оценщик работ
- Пенсия pension
- Первичная гибкость рынка труда
- Переговорная позиция bargaining power
- Перекрестная эластичность спроса на труд cross-wage elasticity of labour demand
- Перераспределение доходов
- Планы разделения прибыли с отсрочкой выплат
- Повышение заработной платы
- Подъемное пособие
- Политика солидарности в области заработной платы
- Пособие по временной нетрудоспособности
- Предложение труда labour supply
- Предпраздничные дни
- Принудительное урегулирование
- Производительность труда (выработка)
- Профессиональное образование
- Профессия profession; occupation; trade; craft
- Профориентация educational and vocational orientation
- Профсоюз
- Работник умственного труда («белый воротничок»)
- Работоспособность (c- трудоспособность) capacity (for work); ability; efficiency; proficiency
- Рабочая сила
- Рабочие
- Размещение дотаций
- Редакционная комиссия
- Рынок труда предприятия (внутрифирменный рынок труда) enterprise labour market; labour market of the firm; labour market within the firm
- Самоуправление
- Сдельная заработная плата (сдельная оплата труда) piece work payment
- Сегментация рынка труда labour market segmentation; segmentation of the labour market
- Сезонный работник
- Семейные обязанности
- Скрытый рынок труда
- Случайная работа
- Сокращение численности работников
- Социальное страхование
- Стимул к труду
- Incentive to work
- Стимул stimulus; incentive
- Стимулирующая заработная плата
- Структурная безработица
- Трудовые отношения employer-employee relations; industrial relations; labour relations
- Трудовые ресурсы labour resources
- Трудовые стандарты
- Управление человеческими ресурсами human resources management
- Уровень бедности
- Уровень использования продолжительности рабочего дня level of working day utilization
- Уровень экономической активности населения rate of economic activity
- Уровни использования труда levels of labour utilization
- Ускоренное обучение
- Фрагментация рынка труда
- Эксперт
- Элемент (элемент работы; микроэлемент)