logo search
ЭКОНОМИКА ТРУДА 2010 (1)

10.3. Критерии оценки социально-трудовых отношений

Оценить состояние и степень развитости социально-трудовых отношений по мнению специалистов сложно, но возможно, используя систему показателей, измеряющих качество трудовой жизни и различные аспекты жизнедеятельности человека в целом. При этом под качеством трудовой жизни понимается совокупность свойств, характеризующих условия труда (условия производственной жизни в самом широком смысле) и позволяющих учесть степень реализации интересов работника и использования его способностей (интеллектуальных, творческих, организаторских и прочих).

Основой формирования такого критерия оценки социально-трудовых отношений явилась осознанная общественностью на всех уровнях необходимость коренных изменений в условиях труда, его мотивации; в новом понимании творческого характера человеческой личности, в ее желании активно влиять на процесс труда, обогащая его содержание; планировать свою работу, участвовать в процессе принятия решений, касающихся оплаты труда, найма, продвижения по службе, организации не только труда, но и быта, и отдыха. На практике повышение качества трудовой жизни связывают также с охраной труда и техникой безопасности, с созданием на предприятиях сети специализированных служб для наблюдения за факторами производственной среды. Цель этих служб – формирование безопасной и здоровой производственной среды и содействие физическому и психологическому здоровью работников. После вступления в силу Конвенции МОТ № 161 «О службах гигиены труда» (1985г.), а также под давлением профсоюзов, экономической ситуации в мире и технологических изменений их использование распространялось на предприятия большинства развитых стран.

Оценку качества трудовой жизни производят на основе статистической информации, специальных социологических опросов, а также оценок экспертов по различным группам показателей: технология, организация труда и производства, личные потребности работников, внешняя среда (включая состояние рынка труда), рабочее место, зарплата работников, использование рабочего времени, показатели безопасности и условий труда. В свою очередь условия труда зависят от различных факторов:

Качество трудовой жизни во многом предопределяет качество среды обитания людей, т.е. качество их жизни в целом. При этом качество жизни характеризуется социальными индикаторами, отражающими основные аспекты жизнедеятельности человека: здоровье, образование, занятость, качество трудовой жизни, досуг, отдых, состояние рынка товаров и услуг, экологическое состояние окружающей среды, личная безопасность, социальные возможности и социальная активность.

Наблюдение за ходом трудового процесса, за условиями труда и жизни человека, за соблюдением трудового кодекса страны, определяющего права и ответственность работников и работодателей, призваны осуществлять институты мониторинга: работодатели либо уполномоченные ими лица; работники (самостоятельно) либо их профессиональные объединения; государственные Инспекции труда, независимые эксперты, участвующие в работе Российской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также неправительственные организации.

Особая роль отводится мониторированию социально-трудовой сферы в период экономических кризисов для усиления взаимодействия социальных партнеров и выработки антикризисных мероприятий в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Все институты мониторинга формируют систему контроля за трудом, за реализацией прав и гарантий занятых в сфере труда.

Система контроля опирается на социально-экономический анализ трудовых отношений, который включает расчет показателей, отражающих положение и цели субъектов трудовых отношений; обоснование процесса принятия решений; изучение (анализ) характера взаимодействия сторон на основе поступающей социально-экономической информации и поведения сторон в различных временных рамках. Таким образом, в центре внимания исследователей социально-трудовых отношений находятся отношения между организацией и занятыми в ней работниками. Они охватывают весь спектр коллективных и индивидуальных взаимодействий и коммуникаций между работодателями и работниками, а также процессы, посредством которых они приспосабливаются к нуждам и потребностям друг друга.