Последствия реформирования заработной платы в России и пути решения возникших проблем
Необходимость перехода к рыночной экономике в России, как правило, обосновывалось прежде всего тем, что новые производственные отношения дадут возможность раскрыть потенциал каждого человека, поскольку заработная плата будет во все более возрастающей степени зависеть от эффективности труда. Однако на пути к этому возникли новые проблемы, решение которых нельзя не признать крайне необходимым.
Прежде всего речь идет о падении реальной заработной платы. Затяжной переходный период к рыночной экономике сопровождается ее снижением практически во всех отраслях народного хозяйства. Причина тому — углубление социально-экономического кризиса, падение объемов производства.
Имеются разные оценки уровня снижения реальной заработной платы. По данным государственной статистики, за годы реформирования оно составило более 50%, и, как следствие, по ее величине Россия занимает одно из последних мест среди промышленно развитых стран мира. Если за 1990—1997 гг. цены на товары и тарифы на услуги выросли более чем в 6,0 тыс. раз, то заработная плата — лишь в 3,2 тыс. раз (табл. 6.1).
Таблица 6.1.
Динамика номинальной и реальной заработной платы
Годы | Среднемесячная начисленная заработная плата в ценах соответствующего периода, руб. | В % к предыдущему году | ||
Номиналь-ная заработная плата | Индекс потребитель-ских цен | Реальная заработная плата | ||
1990 | 303 | — | — | — |
1991 | 548 | 181 | 187 | 97 |
1992 | 5995 | 1094 | 1627 | 67 |
1993 | 58663 | 979 | 974 | 100,4 |
1994 | 220351 | 376 | 408 | 92 |
1995 | 472 392 | 214 | 298 | 72 |
1996 | 790210 | 157 | 148 | 106 |
1997 | 965 000 | 119,7 | 115 | 104,3 |
Начиная с 1996 г. появилась тенденция несущественного, но все же роста реальной заработной платы. Номинальная средняя начисленная заработная плата в 1996 г. составила немногим более 790 руб. (деноминированных), что в 1,57 раза выше, чем в 1995 г. В реальном же исчислении среднемесячная заработная плата увеличилась по сравнению с 1995 г. на 6%. В 1997 г. номинальная заработная плата составляла 965 руб. в месяц (рост по сравнению с 1996 г. почти в 1,2 раза), а в реальном исчислении увеличилась по сравнению с 1996 г. на 4,3%. Однако в результате ситуации, сложившейся в российской экономике после кризиса в августе 1998 г., по данным Госкомстата России, реальная заработная плата сократилась к январю 1999 г. на 40% по сравнению с январем 1998 г.
О социально-экономических последствиях процессов движения заработной платы и цен на товары и услуги можно судить, сопоставив уровень и динамику заработной платы с уровнем и динамикой прожиточного минимума трудоспособных граждан (табл. 6.2).
Таблица 6.2.
Минимальный размер оплаты труда и его отношение к среднемесячной начисленной заработной плате и прожиточному минимуму трудоспособного населения*
Период | Мини-мальный размер оплаты труда, руб. | Среднемесячная начислен-ная заработная плата, руб. | Отношение минимального размера оплаты труда | |
В процентах к среднемесяч-ной начисленной заработной плате | В процентах к прожиточно-му минимуму трудоспособ-ного населения | |||
1991 г., декабрь | 200 | 1195 | 16,7 | 74,9 |
1992 г., январь | 342 | 1438 | 23,8 | 47,6 |
июнь | 900 | 5067 | 17,18 | 48,6 |
1993 г., январь | 2250 | 15341 | 14,7 | 35,9 |
апрель | 4275 | 30562 | 14,0 | 38,7 |
июнь | 7740 | 55 995 | 13,8 | 33,1 |
декабрь | 14 620 | 14 218 | 10,4 | 30,2 |
1994 г., июль | 20500 | 220 965 | 9,3 | 19,9 |
1995 г., апрель | 34440 | 386 244 | 8,9 | 13,1 |
май | 43 700 | 429 935 | 10,2 | 15,3 |
август | 55000 | 520 579 | 10,6 | 17,1 |
ноябрь | 57750 | 615 656 | 9,4 | 16,4 |
декабрь | 60 500 | 735 483 | 8,2 | 16,4 |
1996 г., январь | 63 250 | 654 837 | 9,7 | 16,3 |
апрель | 75 900 | 746 473 | 10,2 | 18,1 |
1997 г., январь | 83 490 | 812 174 | 10,3 | 18,9 |
декабрь | 83 490 | 1 214 800 | 6,9 | 17,9 |
1998 г., сентябрь | 83,49 | 1051 | 7,9 | 15,1 |
* До января 1997 г приведены месяцы, с 1-го числа которых устанавливался новый минимальный размер оплаты труда. | ||||
|
Даже с учетом необходимых поправок к методам расчета прожиточного минимума (его величина постоянно занижалась далеко несовершенной методикой расчета, принятой в 1992 г.) снижение соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума до 1,8 раза в 1995 г. и до 2,3 раза к концу 1997 г. весьма существенно.
Как бы ни критиковали организацию заработной платы в плановой экономике, нельзя не отметить, что в 1990 г. установленный уровень минимальной заработной платы — 80 руб. был примерно в 1,5 раза выше прожиточного минимума. Это была социально значимая величина. Каждый, кто получал самую низкую заработную плату, знал, что он может на нее прожить, хотя и весьма скромно, с большими ограничениями. В 1997 г. среднемесячная минимальная заработная плата составила 80 759,2 руб. (неденоминированных), а прожиточный минимум соответственно — 411 200 руб. (неденоминированных). Прожиточный минимум опережал минимальную заработную плату практически в 5 раз.
Возникла парадоксальная ситуация: экономика страны направляется в рыночное русло, а один из главных элементов рыночной экономики — цена рабочей силы как специфического товара — все более отдаляется от своей естественной оценки — стоимости.
Низкая заработная плата ведет прежде всего к резкому сокращению спроса населения, особенно на качественные товары и услуги, к свертыванию наукоемких производств, внедрения новой техники и технологии. При низкой цене рабочей силы возникает экономическая возможность и даже необходимость замещения дорогостоящего оборудования и машин дешевой рабочей силой. Устраняется стимул к росту эффективности производства, повышению его конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, ибо главное для достижения названных целей — внедрение новой техники и технологии.
По данным социологического обследования (сентябрь 1996 г.), абсолютное большинство опрошенных работников предприятий промышленности (83,2%) не удовлетворено размером заработной платы. Вполне устраивает заработок лишь менее 5% опрошенных (4,7%). Это отражается на настроении людей, оценке ими ситуации в экономике страны. И неудивительно, что, по данным того же обследования, почти 69,2% опрошенных указали, что они либо «совершенно не уверены», либо «пожалуй, не уверены в завтрашнем дне», а удельный вес «вполне уверенных» — 3,3%.*
* Экономист. 1997. № 4.
Второй итог изменений в заработной плате —перекосы в оплате труда. Дифференциация заработной платы по отдельным отраслям экономики и промышленности, а внутри них — по профессионально-квалификационным группам работников достигла в период экономической реформы весьма существенных размеров, которые далеко не всегда обоснованы объективными характеристиками трудового процесса и значимостью сфер приложения труда.
В регионах со значительной концентрацией предприятий топливно-энергетического комплекса относительно высокая заработная плата определялась высокими ценами на продукцию, что связано с внешним рынком и монопольным положением отраслей и предприятий. Обрабатывающие отрасли в связи с большими затратами на сырье и топливо не имели такой возможности. Спад производства в машиностроении и особенно на предприятиях ВПК сказался на заработной плате работников отрасли в сравнении с добывающими и топливными отраслями (табл. 6.3).
Таблица 6.3.
Отношение среднемесячной номинальной заработной платы отраслей экономики к среднероссийскому уровню (%)
Отрасли | 1991 г. | 1995 г. | 1998 г. |
Промышленность | 111 | 112 | 118,3 |
Из нее: |
|
|
|
электроэнергетика | 167 | 209 | 187,9 |
топливная | 183 | 256 | 228,4 |
в том числе: |
|
|
|
нефтедобывающая | 202 | 302 | 248,7 |
газовая | 206 | 411 | 458,5 |
угольная | 198 | 239 | 161,3 |
черная металлургия | 127 | 136 | 129,2 |
химическая | 108 | 108 | 108,3 |
машиностроение | 97 | 85 | 85,3 |
легкая | 105 | 56 | 77 |
пищевая | 119 | 118 | 52 |
Сельское хозяйство | 84 | 50 | 44 |
Строительство | 127 | 126 | 142,7 |
О социальном расслоении общества свидетельствуют данные табл. 6.4.
Таблица 6.4.
Соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников
Отрасли | Апрель 1995 г. | Март 1996 г. | Октябрь 1998 г. |
Промышленность | 20,6 | 20,9 | 17,9 |
Из нее: |
|
|
|
электроэнергетика | 9,6 | 8,6 | 7,9 |
топливная | 15,2 | 15,1 | 14,3 |
металлургическая | 11,6 | 10,5 | 11,2 |
химическая и нефтехимическая | 12,4 | 10,9 | 10,0 |
машиностроение и металлообработка | 16,4 | 15,8 | 14,0 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 18,0 | 16,8 | 14,2 |
строительных материалов | 11,5 | 12,7 | 11,1 |
легкая | 15,8 | 14,8 | 15,5 |
пищевая | 16,3 | 14,0 | 15,0 |
Сельское хозяйство | 23,8 | 21,0 | 24,4 |
Строительство | 24,7 | 25,1 | 22,2 |
Транспорт | 13,3 | 12,1 | 13,1 |
Связь | 14,2 | 15,2 | 16,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 14,7 | 13,9 | 13,4 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 13,4 | 13,0 | 13,3 |
Образование | 13,0 | 14,6 | 14,2 |
Культура и искусство | 16,2 | 17,2 | 19,4 |
Наука и научное обслуживание | 16,8 | 15,5 | 19,5 |
Банковская деятельность | 20,3 | 26,3 | 29,5 |
Наибольшая дифференциация заработной платы возникла между работниками предприятий и их руководителями — директорами. В ряде случаев разница в уровнях оплаты составила 30-40 раз, а в среднем разрыв достиг 10—15 раз. В июне 1999 г. соотношение заработной платы крайних 10%-ных групп работников составило 23,5 раза; при этом в строительстве этот разрыв достигает 26 раз, в сельском хозяйстве — 20 раз, в промышленности — 24 раза, на транспорте — 12,5 раза
Складывающаяся ситуация несет в себе большой разрушительный потенциал, нарастают противоречия и социальная напряженность внутри производственных коллективов. Негативные последствия усиливаются там, где дифференциация в оплате не имеет прямого отношения к различиям в эффективности труда и производства.
Показателем кризиса в оплате труда, проявившимся в последние годы, следует считать масштабы невыплат заработной платы. В ходе проведенных Институтом труда социологических опросов выявлено, что 77,8% опрошенных рабочих и служащих отмечали неоднократные задержки заработной платы на их предприятиях (в учреждениях), а 74% опрошенных высказали мнение, что неплатежи заработной платы, которые периодически усиливаются, являются решающим фактором социальной нестабильности, ибо существенно влияют на стабильность доходов семей рабочих и служащих.
В начале 1999 г. задолженность по выплате заработной платы составила 77 млрд руб. и по сравнению с началом 1998 г. увеличилась в 1,45 раза.
Неплатежи заработной платы влияли на снижение значимости заработной платы в доходах населения и повышение значимости других источников доходов. В то же время обследования, проведенные Институтом труда, показывают, что в среднем 60% опрошенных работающих по найму не имеют других источников доходов, кроме заработной платы. Среди 40% опрошенных, имеющих другие источники, на первом месте стоят доходы отличного подсобного хозяйства (14%); на втором месте — пенсии, пособия, дотации и компенсации (13%), около 10% опрошенных указали, что они вынуждены систематически обращаться за материальной помощью к родственникам; около 10% имеют дополнительный трудовой доход (эпизодические заработки, постоянная работа по совместительству и т.п.).
Заработная плата, по последним расчетам, в общей структуре доходов населения составляет всего лишь 41,4%. Между тем еще в 1990 г. ее удельный вес составлял 74,1%, в 1993 г. — 58, в 1995 г. — 39,3%. Как указывалось, основная масса населения имеет заработную плату в качестве единственного источника доходов. Сужение доли заработной платы в доходах — свидетельство роста социального расслоения общества.
Можно говорить еще о двух негативных проявлениях складывающейся ситуации.
Во-первых, резкое падение доли оплаты труда в совокупных доходах населения неизбежно приводит к снижению мотивационного потенциала оплаты труда.
Во-вторых, доходы от предпринимательской деятельности и собственности получает довольно ограниченный контингент населения. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему росту дифференциации доходов отдельных групп населения.
Отмеченные негативные процессы организации и регулирования заработной платы как основного источника формирования доходов населения явились результатом ошибочных представлений о стратегии и тактике ее реформирования и регулирования. В начале экономической реформы предполагалось, что государство не должно вмешиваться в этот процесс. Это заблуждение — часть общей концепции перехода к рынку на основе саморегулирования всех экономических процессов и максимального отстранения государства от управления этими процессами. В результате основные вопросы регулирования заработной платы переданы предприятиям и организациям.
Падение реальной заработной платы, ее излишняя дифференциация — следствие претворения этой ошибочной концепции перехода к рынку. Следовательно, программа действий по выходу из сложившегося положения должна быть направлена на восстановление заработной платы как реальной, эффективно действующей экономической категории рыночной экономики, восстановление ее основных функций — воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей.
Первая задача состоит в повышении реальной заработной платы до стоимости рабочей силы. При этом следует исходить из положений Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 23 (п. 3) Декларации предусматривает, что «каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».
Статья 25 Декларации провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
Задачу сближения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом, а затем с минимальным потребительским бюджетом возможно решить только на основе выхода из социально-экономического кризиса и повышения эффективности производства. Это, в свою очередь, потребует существенной корректировки тактики и стратегии дальнейшего проведения экономической реформы, определения основных направлений развития экономики, формирования необходимых источников доходов бюджета и хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики.
Устранение неоправданно большой дифференциации в оплате труда по категориям работников, отраслям и территориям — второй шаг на пути преодоления негативных явлений в организации заработной платы и восстановления ее стимулирующей функции. Эта задача может быть решена путем установления и поддержания рациональных пропорций в соотношении оплаты простого и сложного труда, труда, требующего от работников различного уровня квалификации.
В связи с этим возникает вопрос о роли и месте тарифной системы в оплате наемного труда. В рыночной экономике система соотношений в ставках и окладах в зависимости от сложности, условий и значимости сфер приложения труда является неотъемлемой частью всей системы организации заработной платы.
Наконец, существенную роль в повышении стимулирующей роли заработной платы призвано сыграть рациональное применение форм и систем заработной платы, поощрительных выплат за высокие индивидуальные и коллективные результаты труда (см. гл. 19).
Реализация названных подходов к совершенствованию практики оплаты труда предполагает приведение в действие механизма регулирования заработной платы (доходов трудящихся) на основе сочетания государственного и коллективно-договорного регулирования процессов формирования и дифференциации заработной платы рабочих и служащих (см. гл. 11).
Выводы
1. Заработная плата как категория рыночной экономики представляет собой стоимость (цену) рабочей силы, т.е. стоимостное выражение объективно требуемого объема жизненных средств для воспроизводства рабочей силы и эффективного функционирования производства Развитие рыночных отношений предопределяет реальное существование этих средств только в стоимостной форме, как средств, объективно определяющих стоимость потребленной рабочей силы в издержках производства.
2. Цена рабочей силы, выступающая в форме заработной платы, может отклоняться от стоимости — затрат на воспроизводство рабочей силы — под влиянием экономической конъюнктуры на рынке труда, спроса и предложения конкретных видов рабочей силы, отличающихся своим профессионально-квалификационным уровнем. Заработная плата призвана выполнять в рыночной экономике воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции.
3. Заработная плата тесно связана с ценами на потребительские товары и услуги. Чем они выше, тем ниже при том же абсолютном уровне оплаты ее реальное содержание, снижение уровня цен и тарифов на услуги обеспечивает рост реального содержания заработной платы. Следовательно, меры политики заработной платы и доходов граждан призваны учитывать уровень и динамику цен на потребительские товары и услуги.
4. Реформирование организации заработной платы при переходе к рыночным отношениям на основе величины стоимости (цены) рабочей силы не означает отказа от обеспечения связи размеров оплаты с количественными и качественными затратами и результатами труда.
5. Понимание экономической природы заработной платы как стоимости (цены) рабочей силы предполагает, что ее уровень должен быть ориентирован на соответствие прожиточному минимуму и потреблению на уровне минимального потребительского бюджета.
6. Реформирование заработной платы в России в процессе перехода к рыночной экономике, методы преобразований в сфере оплаты труда привели к возникновению проблем, решение которых следует признать крайне необходимым. Среди них — падение реальной заработной платы, перекосы в оплате труда по отдельным отраслям экономики и промышленности, а также по профессионально-квалификационным группам работников, систематические задержки выплаты начисленной заработной платы, снижение значимости заработной платы в доходах населения.
7. Негативные моменты в организации и регулировании заработной платы как основного источника формирования доходов населения — результат ошибочных представлений о том, что государство не должно вмешиваться в этот процесс. В этой связи весьма актуальной в политике оплаты труда и доходов населения является необходимость рационального сочетания государственного и коллективно-договорного их регулирования посредством построения и применения тарифной системы оплаты труда, использования форм и систем оплаты труда и поощрительных выплат за высокие количественные и качественные результаты труда.
- Раздел I. Макро- и микроэкономические аспекты политики доходов и заработной платы 10
- Глава 1. Основные цели и задачи политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики 10
- Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения 19
- Глава 3. Экономическая природа доходов. Факторы, определяющие спрос на ресурсы и уровень их оплаты 27
- Глава 4. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России 40
- Раздел II. Доходы и расходы населения: экономическая природа, взаимосвязь и взаимозависимость 48
- Глава 5. Доходы, расходы и сбережения населения: источники, виды, структура 48
- Глава 6. Заработная плата как основной источник доходов работников наемного труда: основные функции и тенденции развития 63
- Глава 7. Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения 75
- Глава 8. Методы прогнозирования динамики доходов и потребления населения 87
- Раздел III. Политика и механизм формирования и регулирования доходов населения 101
- Глава 9. Мотивация к эффективному труду: потребности, интересы, мотивы и стимулы 101
- Глава 10. Социальные стандарты: формирование и использование 110
- Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы 120
- Глава 12. Формы и методы территориального регулирования доходов и заработной платы 130
- Глава 13. Социальное страхование и внебюджетные фонды 142
- Раздел IV. Инфляция, налогообложение и их влияние на формирование доходов 152
- Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения 152
- Глава 15. Налогообложение доходов 159
- Раздел V. Политика на рынке труда и ее влияние на доходы и уровень жизни 167
- Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России 167
- Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы 176
- Раздел VI. Формирование трудовых доходов работников в организациях, на предприятиях, в учреждениях 188
- Глава 18. Тарифная оплата 188
- Глава 19. Формы и системы заработной платы 202
- Глава 20. Оплата труда государственных служащих 212
- Раздел VII. Зарубежный опыт в формировании и политике доходов 224
- Глава 21. Формирование основных доходов в развитой рыночной экономике 224
- Глава 22. Политика налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой 239
- Предисловие
- Введение. Содержание и предмет курса
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения
- 2.1. Валовой внутренний продукт — показатель уровня экономического развития ввп и факторы его роста
- Использование ввп для характеристики экономического развития и уровня жизни
- 2.2. Национальный доход Национальный доход, перераспределительные процессы и конечные доходы
- Национальный доход и доходы домашних хозяйств
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Экономическая природа доходов. Факторы, определяющие спрос на ресурсы и уровень их оплаты
- 3.1. Доходы как плата за экономические ресурсы Факторы производства
- Доходы факторов производства
- Заработная плата
- Доходы от собственности
- Предпринимательский доход
- Скрытая экономическая деятельность и доходы от нее
- Структура денежных доходов населения
- Две модели распределения доходов
- 3.2. Производственная функция. Принципы, определяющие спрос на труд и другие факторы производства Технологическая и экономическая эффективность
- Производственная функция
- Принятие экономических решений
- Спрос на факторы производства
- 3.3. Факторы, определяющие уровень оплаты труда Рост фондовооруженности и производительности труда — основа повышения заработной платы
- Взаимозаменяемость труда и капитала
- Общие тенденции спроса на рабочую силу, ее предложения и уровня оплаты труда
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России
- 4.1. Понятия и система индикаторов уровня и качества жизни Уровень и качество жизни
- Структура индикаторов уровня и качества жизни
- Индикаторы уровня жизни
- Индикаторы качества жизни
- 4.2. Современное состояние уровня и качества жизни в России Снижение уровня и качества жизни
- Социальная защищенность и борьба с бедностью
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Доходы и цены
- Доходы домашних хозяйств
- 5.2. Баланс денежных доходов, расходов и сбережений населения Назначение и схема баланса
- Элементы баланса
- 5.3. Виды и источники денежных доходов Виды денежных доходов
- Натуральные доходы и доходы от самозанятости
- 5.4. Денежные расходы населения Расходы на оплату товаров и услуг
- Обязательные платежи и взносы
- 5.5. Сбережения: их виды и роль в формировании доходов населения Понятие сбережений
- Виды сбережений
- Новые формы сбережений
- Защищенность сбережений
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Заработная плата как основной источник доходов работников наемного труда: основные функции и тенденции развития
- 6.1. Экономическая природа заработной платы. Ее изменения в связи со сменой ориентиров социально-экономической политики Сущность заработной платы как категории рыночной экономики
- Изменение взглядов российских экономистов на сущность заработной платы и ее основные функции
- 6.2. Основы политики реформирования заработной платы при переходе к рынку Обеспечение связи размеров заработной платы с затратами и результатами труда
- Последствия реформирования заработной платы в России и пути решения возникших проблем
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения
- 7.1. Сущность, функции и виды социальных трансфертов Задачи системы социальных трансфертов
- Формы социальных трансфертов
- 7.2. Развитие системы социальных трансфертов в переходный период Модели системы трансфертов
- Величина и тенденции изменения социальных трансфертов
- 7.3. Финансирование социальных трансфертов Необходимость перераспределения финансовых ресурсов
- Региональные источники ресурсов
- Расширение источников финансирования
- 7.4. Реформа системы социальных трансфертов Предпосылки реформирования
- Основные задачи и направления реформ
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Методы прогнозирования динамики доходов и потребления населения
- 8.1. Временной горизонт и система показателей прогноза
- Временной горизонт
- Система показателей уровня жизни в прогнозных исследованиях
- 8.2. Инструментарий прогнозных расчетов Баланс денежных доходов и расходов населения
- Использование бддр в прогнозных расчетах
- 8.3. Выявление основных проблем уровня жизни в базовом периоде Оценка динамики уровня жизни
- Количественные оценки дифференциации доходов и бедности
- 8.4. Разработка целевых ориентиров потребления Методы определения целевых ориентиров
- Пример оценки целевых ориентиров
- 8.5. Технология прогнозных расчетов Последовательность проведения расчетов
- Расчет доходной части бддр
- Расчет расходной части бддр
- Расчет структуры расходов населения на товары и услуги
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел III. Политика и механизм формирования и регулирования доходов населения Глава 9. Мотивация к эффективному труду: потребности, интересы, мотивы и стимулы
- 9.1. Понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов. Их взаимосвязь и взаимообусловленность Основные понятия
- Виды трудовой мотивации
- Предназначение стимулов к труду
- Социальная справедливость и ее место в формировании побудительных мотивов к труду
- Удовлетворенность трудом, преобразования в содержании и технической вооруженности труда как стимулы к труду
- 9.2. Эволюция мотивации к труду в рыночной экономике Взаимосвязь сущности и природы развитой рыночной и переходной экономики с мотивацией к труду
- Подходы к мотивации труда в социально ориентированной экономике
- Приоритетность видов интересов
- Возрождение и развитие социально-психологических мотивов и стимулов к труду
- Термины
- Глава 10. Социальные стандарты: формирование и использование
- 10.1. Предпосылки и условия социальной стандартизации Понятие социального стандарта
- Минимальные социальные стандарты
- 10.2. Состояние социального нормирования Социальные нормы и нормативы
- Совершенствование социального нормирования
- 10.3. Задачи социальной стандартизации и требования к социальным стандартам Государственные минимальные социальные стандарты
- Виды социальных нормативов и показателей
- 10.4. Направления социальной стандартизации Прожиточный минимум
- Минимум социально значимых услуг
- 10.5. Применение социальных стандартов Нормативы финансовых затрат
- Распределение средств финансовой поддержки регионов
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы
- 11.1. Основы государственного регулирования доходов и заработной платы Цели и основные методы регулирования
- Законодательное установление минимума заработной платы
- Индексация доходов и начисленной заработной платы
- Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов
- 11.2. Коллективно-договорное регулирование доходов и заработной платы Цели и задачи переговоров
- Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях
- Нормативно-правовые вопросы действия тарифных соглашений
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Формы и методы территориального регулирования доходов и заработной платы
- 12.1. Целевая направленность политики территориального регулирования Понятие территориального регулирования
- Факторы, определяющие различия условии воспроизводства рабочей силы по регионам
- 12.2. Основные элементы системы территориального регулирования заработной платы
- Принципы районирования территории
- Районные коэффициенты к заработной плате
- Надбавки за работу в регионе
- Коэффициенты к заработной плате за пустынность, безводность и высокогорность местности
- Компенсации населению за работу и проживание в экстремальных природно-климатических условиях
- 12.3. Изменения системы территориального регулирования доходов и заработной платы в рыночной экономике Дифференцированный подход к регулированию
- Регулирование в предпринимательском секторе
- Регулирование в бюджетной сфере
- Другие возможности регулирования
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Социальное страхование и внебюджетные фонды
- 13.1. Система социального страхования Элементы системы социальной защиты
- Источники страховых фондов
- Использование средств социального страхования
- 13.2. Формирование и использование внебюджетных фондов Виды и источники формирования внебюджетных фондов
- Использование Пенсионного фонда
- Использование фондов социального и обязательного медицинского страхования
- Использование Государственного фонда занятости
- 13.3. Реформирование социального страхования Основные направления реформы
- Создание правовой базы и новой системы управления
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел IV инфляция, налогообложение и их влияние на формирование доходов
- Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения
- Глава 15. Налогообложение доходов
- Отрицательные последствия инфляции
- 14.2. Антиинфляционная политика Ортодоксальная и гетеродоксная программы
- Меры приспособления к инфляции
- 14.3. Особенности инфляции в России Реализация ортодоксально-монетаристской программы
- Причины неудач антиинфляционной политики
- 14.4. Индексация денежных доходов граждан Правовые основы индексации
- Порог индексации
- Источники средств для индексации
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Налогообложение доходов
- 15.1. Особенности налогообложения доходов в России Фискальная направленность налогов
- Распределение налогов по бюджетным уровням
- 15.2. Важнейшие налоги Общая характеристика налогов
- Прямые налоги
- Косвенные налоги
- Налогообложение прибыли
- Подоходный налог с физических лиц
- Особенности косвенных налогов
- Возможность переложения налогов
- 15.3. Проблемы реформы налоговой системы Сущность предлагаемых налоговых мер
- Увеличение собираемости налогов
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел V политика на рынке труда и ее влияние на доходы и уровень жизни
- Глава 16. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения в современной России
- Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
- Внутренний и внешний рынки
- Признаки развитости рынка труда
- Механизм согласования интересов субъектов рынка
- 16.2. Старые и новые проблемы российского рынка труда Специфика российского рынка
- Факторы, обусловившие новые явления на рынке труда
- Обесценение труда и формирование его предложения
- Новые сферы занятости и мотивы выбора
- Спад производства и поведение работодателей
- Влияние социального партнерства на поведение субъектов рынка труда
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Политика занятости и самозанятости, безработица. Влияние их динамики на доходы
- 17.1. Эволюция форм и методов политики занятости Модели государственной политики
- Меры политики занятости
- 17.2. Вторичная занятость Масштабы и структура вторичной занятости
- Мотивы вторичной занятости
- Характер вторичной занятости
- Функции вторичной занятости
- 17.3. Проблемы развития самозанятости Понятие самостоятельной занятости
- Самозанятость как альтернатива безработице
- 17.4. Безработица. Ее формы, динамика, влияние на доходы Формы безработицы
- Безработица в России
- Оценка масштабов длительной безработицы
- Факторы увеличения продолжительности незанятости и изменения численности длительно безработных
- Воздействие безработицы на маргинализацию
- 17.5. Неформальная занятость Виды неформальной занятости
- Масштабы и роль неформальной занятости в России
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Элементы тарифной системы и их назначение
- Тарифные сетки и их роль в организации оплаты
- Назначение тарифных ставок и окладов
- Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей служащих
- 18.2. Принципы построения тарифной системы Расширение прав предприятий (организаций) в регулировании заработной платы
- Единая тарифная сетка в бюджетной сфере
- 18.3. Порядок тарификации работ и рабочих и аттестации служащих Тарификация работ и рабочих
- Аттестация служащих
- 18.4. Доплаты и надбавки тарифного характера к основной оплате Виды доплат и надбавок
- Порядок предоставления доплат и надбавок
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Формы и системы заработной платы
- 19.1. Существо и тенденции развития форм и систем заработной платы Назначение основных форм заработной платы
- Тенденции развития форм заработной платы и определяющие их факторы
- 19.2. Сдельная форма оплаты труда и ее системы Основные системы сдельной оплаты
- Расчет заработка при прямой сдельной системе
- Расчет заработка при сдельно-премиальной системе
- Расчет заработка при сдельно-прогрессивной системе
- Косвенная сдельная оплата
- Сдельный аккорд
- 19.3. Повременная оплата труда и ее системы Простая повременная система
- Повременно-премиальная оплата
- 19.4. Премирование и его экономическое обоснование Выбор показателей и условий премирования
- Обоснование экономической эффективности премий
- 19.5. Бестарифная система оплаты труда Особенности бестарифной системы оплаты
- Бестарифная система оплаты, основанная на применении «вилки» соотношений в оплате труда разного качества*
- Бестарифная система оплаты, основанная на договоре между работодателем и работником
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Оплата труда государственных служащих
- 20.1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащих Правовые основы и содержание труда государственных служащих
- Права государственных служащих
- Обязанности государственных служащих
- Ограничения, связанные с государственной службой
- Присвоение квалификационных разрядов
- Гарантии государственным служащим
- 20.2. Труд и его оплата в системе государственного управления Особенности труда государственных служащих
- Денежное содержание федеральных государственных служащих
- Оплата труда работников, занимающих в федеральных органах исполнительной власти должности, не отнесенные к государственным должностям
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Раздел VII
- Глава 21. Формирование основных доходов в развитой рыночной экономике
- Состав денежных доходов населения
- Место отдельных доходов в агрегатных показателях
- 21.2. Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности Стимулирующая роль прибыли
- Государственное регулирование прибыли
- 21.3. Регулирование величины заработной платы Установление заработной платы
- Продолжительность рабочего времени
- Другие направления государственного регулирования оплаты труда
- 21.4. Профсоюзы на рынке труда Взаимоотношения предпринимателей и профсоюзов
- Роль профсоюзов в повышении заработной платы
- 21.5. Реальная заработная плата и спираль «заработная плата — цены» Тенденция к росту реальной заработной платы
- Механизм формирования спирали «заработная плата — цены»
- Спираль «заработная плата — цены» и инфляция
- 21.6. Организация заработной платы, ее формы и системы Основные формы и системы оплаты
- Сдельно-премиальные системы
- Дифференцированные системы
- Системы коллективного премирования и участия в прибылях
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Политика налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой
- 22.1. Общие принципы и основные характеристики системы налогообложения Задачи налоговой системы
- Доля налоговых поступлений в внп
- Прямые и косвенные налоги
- Распределение налоговых поступлении по бюджетным уровням
- 22.2. Реформирование системы прямого налогообложения
- Кейнсианский подход к налогам
- Теория «экономики предложения»
- 22.3. Реформирование косвенного налогообложения
- Повышение роли ндс
- Акцизы и таможенные пошлины
- 22.4. Взносы работодателей на социальное обеспечение Назначение взносов
- Ставки взносов
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Словарь понятий и терминов
- Список рекомендуемой литературы
- Краткие сведения об авторах