3. Направления повышения эффективности региональной политики
Важным направлением трансформации экономики Украины является проведение эффективной региональной политики, для чего необходимо:
-
разработка концепции государственной региональной политики и стратегии регионального развития;
-
формирование эффективной отраслевой структуры регионов, адекватной их природно-ресурсному, экономическому, научно-техническому и трудовому потенциалу;
-
повышение роли регионов в системе формирования и реализации социально-экономической политики, увеличения уровня их самостоятельности в проведение внешнеэкономической и социальной политики;
-
развитие местного самоуправления, разграничения функций и полномочий центральных и местных органов законодательной власти;
-
улучшение системы государственного стратегического планирования и программирования развития регионов, обеспечения соответствия национального законодательства нормативам и стандартам правовой среды ЕС;
-
поддержка депрессивных районов, решения проблем межрегионального развития национальной экономики.
Государственная региональная политика Украины регламентируется Конституцией Украины, Законом Украины «О местном самоуправлении» и Государственными программами социально-экономического развития регионов.
Главной целью этих программ является оптимизация использования имеющегося ресурсного потенциала региона и формирование эффективного хозяйственного комплекса на его территории.
Урегулюванню проблем регионального развития будет способствовать реализация Закона Украины "О стимулировании развития регионов Украины", которое предусматривает внедрение двух новых инструментов регионального развития.
Первый включает мероприятия государственной поддержки, направленные на стимулирование развития депрессивных территорий.
Второй внедряет договорные отношения между Кабинетом Министров Украины и регионами путем заключения соглашений относительно регионального развития, в которых будут согласованы приоритеты и общие мероприятия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относительно регионального развития, объемы и механизм финансирования этих мероприятий.
Последующие шаги в направлении гармонизации законодательства по вопросам решения социально-экономических проблем территорий и стимулирования их развития требуют усовершенствования Бюджетного кодекса, урегулирование отношений собственности, новой редакции Законов Украины "О местном самоуправлении в Украине" и "О местных государственных администрациях".
В стратегическом плане государственная региональная политика должна способствовать преобразованию регионов на активных субъектов экономических отношений на отечественном пространстве и за его пределами. На сегодня почти 60% ВВП Украины экспортируется, основу экспорта составляют черные металлы (почти 30% экспорта), металлопродукция, машины и оборудование. Для Украины характерный снабженческо-сбытовый и посредническо-торговый тип внешнеэкономических связей. Для расширения экспортного потенциала регионов нужно:
- создать региональные центры маркетинговых исследований конъюнктуры на мировых рынках;
- проводить ценовую экспертизу экспортных контрактов;
- внедрить предоставление государственных гарантий относительно кредитов на участие регионов в международных тендерах;
- разработать и внедрить гибкий механизм государственного регулирования реэкспорта продукции.
Государственная стратегия регионального развития должна выстраиваться на принципах, которые отвечают требованиям европейской структурной политики:
1. Программирования. Политика регионального развития осуществляется на основе долгосрочных стратегий, планов и программ развития на государственном, региональном, а при необходимости - на субрегиональном уровнях.
2. Концентрации. Ограниченные государственные финансы концентрируются и распределяются в зависимости от поставленных приоритетов.
3. Дополняемости. Государственная финансовая поддержка регионального развития рассматривается как средства, которые финансируются из государственного и местного бюджетов, объемы средств из местных бюджетов не уменьшаются при финансуваннии определенных государством приоритетов.
4. Партнерства. Тесное сотрудничество центральних и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций, субъектов ведения хозяйства.
5. Субсидиарности. Предоставление управленческих услуг максимально приближается к потребителю с учетом полноты и качества предоставления этих услуг.
6. Сбалансированности. Комплексное использование имеющегося потенциала с учетом условий, критериев и сроков, определенных законодательством.
7. Синергии. Синхронное проведение реформ и обеспечения общественного единства в согласовании приоритетов и действий всех властных институтов, включая местное самоуправление.
Государственная региональная политика пока существенно не влияет на системное решение даже проблем выравнивания регионального ландшафта Украины.
На промышленно развитые Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Одесскую, Харковскую области и Киев в 2008 г. приходилось 55% валового регионального продукта. В Киеве валовая добавленная стоимость в расчете на 1 человека втрое превышает средний уровень в Украине, тогда как в Тернопольской области он является наполовину меньше (см. рис. 2).
Рис. 2. ВДВ в расчете на одно лицо в 2004 г. (грн.)
Результативным было и остается функционирование индустриального комплекса в восточных регионах Украины - Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Полтавской, Луганской и Харьковской областях. Развитие экономики значительной части регионов сегодня определяют одна-две отрасли, которые являются сырьевыми или производят промежуточную или низькотехнологическую продукцию, которая является причиной их слабой конкурентоспособности на внешних рынках.
Когда межрегиональные диспропорции значительны, не следует искать оригинального решения, нужно использовать имеющийся опыт.
1. Региональная политика европейских стран сначала основывалась на принципах выравнивания.
2. Следующие волны региональных реформ были направлены на устранение региональных диспропорций через поддержку определенных отраслей и видов производств, стимулирование миграции капиталов, преодоление инфляционных процессов.
3. В последующем на смену социальным императивам пришли экономические факторы, направленные на активизацию инновационных процессов, создание привлекательных условий для развития малого и среднего бизнеса при одновременном усилении компетенции местных органов власти.
В современной Европе сформировалось понимание сущности нового регионализма как оптимального использования специфики и уникальности внутреннего потенциала регионов для ускорения темпов экономического роста. Такие подходы хорошо зарекомендовали себя в Испании, Греции, Португалии, Франции, Германии, внедряются в Чехии, Венгрии, Польше.
С учетом мирового опыта ключевыми задачями регионального развития в Украине следует считать:
- повышение инвестиционной привлекательности и укрепление экономического потенциала регионов путем институциональных преобразований в направлении обеспечения макроэкономической стабильности, прозрачности трансформации отношений собственности, либерализации процессов ценообразования и формирования конкурентной среды;
- уменьшение диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов;
- повышение роли местных органов власти и территориальных обществ в использовании ресурсного потенциала для создания новых рабочих мест;
- актуализацию задачь охраны окружающей среды и сохранения природной среды для следующих поколений;
- решение проблемы финансовой самодостаточности местных бюджетов, т.к. они формируют параметры инфраструктурной части конкурентоспособности региона.
Реалии свидетельствуют, с одной стороны, о отличиях в экономическом потенциале территориальных общин, особенно сел, поселков и городов районного значения, с другой - о том, что на фоне осуществления мероприятий бюджетного выравнивания унаследованная в основе разница между уровнями развития разных таксономических единиц влияет на их бюджетные поступления, - на возможности финансирования образования, здравоохранения, культуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Выравнивание уровней регионального развития с точки зрения зрелости рыночных отношений и рыночных механизмов – объективное требование в контексте глобальной стратегии преодоления экономических, социальных, этнических конфликтов, которые создают значительные препятствия, стоящие на пути общего продвижения. Необходимо предотвращать конфликты средствами демократизации, активизации экономической жизни общества, на базе ускоренного проведения реформ.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики